Части пункты статьи как определить

У статьи части или пункты?

Представьте, что вы составляете обращение в орган власти. Неважно, в каком качестве вы выступаете – как физическое лицо, как ИП или как директор ООО. Вы составляете документ, в котором ссылаетесь на статью закона, но статья огромная, а нужна только часть. Или пункт?

Скажу сразу, в принятии обращения, заявления или жалобы и рассмотрении вопроса по существу вам точно не откажут, как бы вы ни написали: часть или пункт статьи. Потому как у самих слуг закона в этом вопросе налюдается бардак, к сожалению.

Вообще у юристов есть специальная дисциплина. «Законодательная техника» называется.
Там будущих правозащитников обучают грамотному составлению нормативных актов.

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов
(по ссылке документ откроется в новой вкладке)

Согласно этому документу общая структура законодательного акта выглядит так:
раздел / глава / статья / часть / пункт / подпункт

Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (Это часть 1)
…..
3. Федеральный арбитражный суд действует в составе:
1) президиума; (Это пункт 1 части 3)
2) судебной коллегии; (Это пункт 2 части 3)
.

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (Это часть 1)
…..
3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (Это абзац первый части 3)
план финансового оздоровления; (Это абзац второй части 3)
график погашения задолженности; (Это абзац третий части 3)
.

Эти правила деления статей применяются к большинству законодательных актов, но не ко всем. Есть исключения.
Например, Гражданский кодекс РФ. В самом его тексте части статей именуются пунктами.

ГК РФ Статья 1158. Отказ от наследства в пользу других лиц и отказ от части наследства
1. Наследник вправе отказаться от наследства в пользу ….
2. Отказ от наследства в пользу лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.

Почему пункт? Вопрос риторический.

Конституционный суд РФ выходит из этого положения следующим образом – использует деление, принятое в самом документе.

Постановление от 23 декабря 2013 г. N 29-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.В. Кондрачука

Резюме

По общему правилу статьи делятся сначала на части, а только потом на пункты и даже подпункты. Для большинства законодательных актов это правило работает.
Но иногда в тексте самого документа (как в случае с Гражданским кодексом РФ) есть иное деление. Делая ссылку на этот документ, желательно это дублировать.
Как понять, а не используется ли в документе «иное деление»? Просто посмотрите соседние статьи.

Источник

Части пункты статьи как определить

Существенные изменения общественных отношений, произошедшие в России в последние годы, обусловили стремительную активизацию законодательной деятельности в Российской Федерации и эволюцию законодательства. Начиная с 1994 года и по сегодняшний день Президентом Российской Федерации подписано более 1770 федеральных конституционных законов и федеральных законов. Особенно остро встает проблема качества законов, которое является необходимым условием признания норм права как общеобязательных и действующих правил поведения.

Принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации качественных законов, которые могут реально и эффективно влиять практически на все сферы жизнедеятельности, в значительной мере зависит от технологии составления законопроектов, последовательного использования апробированных практикой правил законодательной техники. Высокий уровень юридико-технического оформления законопроектов, ясность и четкость их изложения должны стать эффективным средством подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, легкую обозримость нормативного материала, доступность его для восприятия, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, непротиворечивость системы законодательства.

Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия многие вопросы законодательной техники оставались вне поля зрения законодателя, что привело к многочисленным юридико-техническим ошибкам в действующем законодательстве.

В настоящее время Государственной Думой уделяется значительное внимание форме законов и их точности. Более четкой и единообразной становится структура законодательных актов, упорядочивается практика отмены законодательных актов, внесения в них необходимых изменений.

Однако позитивные процессы развития законодательной техники только подчеркивают имеющиеся недостатки современной практики законодательной деятельности, которые отрицательно влияют на качество и эффективность принимаемых законов. Указанные недостатки связаны с не всегда оправданной поспешностью разработки и принятия новых законов и недостаточным вниманием к форме принимаемых законодательных актов, что зачастую приводит к существенной рассогласованности российского законодательства.

Разнобой реквизитов и рубрик законодательных актов, отсутствие их стереотипной структуры, единого стиля изложения, несовпадение в разных законодательных актах обозначений наименований и нумерации структурных единиц акта являются свидетельством юридико-технического несовершенства законодательства.

Ошибок, связанных с содержанием и формой изложения законопроектов, пока еще довольно много, и объясняются они во многом недостаточным опытом разработчиков. Зачастую в Государственную Думу направляются недостаточно технически отработанные законопроекты, содержащие неточные и расплывчатые предписания, противоречия и пробелы. Не все готовящиеся законопроекты унифицированы по структуре и стилю изложения, соответствуют действующему законодательству, не всегда выдерживается единство терминологии. Многие недавно принятые законы страдают излишней декларативностью предписаний, отсутствием в ряде случаев тщательно отработанного механизма действия его норм и обеспечения их реализации, что отрицательно сказывается на применении законов.

К сожалению, в настоящее время отсутствует необходимая нормативная база по данным вопросам.

Некоторые вопросы, касающиеся законодательной техники, должны были быть урегулированы в федеральном законе о нормативных правовых актах, который был принят к рассмотрению Государственной Думой еще в 1996 году и после принятия в первом чтении был отправлен на доработку в ответственный комитет. В настоящее время ко второму чтению готовится законопроект о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, в котором также содержатся нормы, касающиеся правил законодательной техники. Но все это пока еще проекты. И даже в случае принятия таких законов многие вопросы законодательной техники останутся нормативно не урегулированными.

Методические указания по вопросам подготовки проектов нормативных актов, предложений о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, утвержденные Юридической комиссией при Совете Министров СССР в 1968 году, устарели и не могут дать ответы на все возникающие вопросы.

По инициативе Правового управления Аппарата Государственной Думы был разработан проект Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, в котором были отражены основные проблемы, возникающие при подготовке законопроектов, и предложены пути решения этих проблем.

Окончательный вариант Методических рекомендаций был выработан совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Правительства Российской Федерации и Департаментом Аппарата Правительства Российской Федерации по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации. Разработчиками было принято решение использовать в законопроектной работе сформулированные в Методических рекомендациях правила.

На проект Методических рекомендаций были получены также положительные отзывы Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Института государства и права Российской академии наук.

При разработке настоящих Методических рекомендаций был учтен отечественный опыт законопроектной деятельности, а также практика нормотворческой деятельности зарубежных стран.

Особое внимание при разработке Методических рекомендаций было уделено следующим вопросам:

структура статьи законодательного акта и законодательного акта в целом;

порядок оформления внесения изменений в законодательные акты;

порядок составления перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу;

порядок употребления ссылок в законодательных актах;

разграничение понятий «исключение» и «признание утратившими силу».

Было согласовано содержание понятия «изменение» как более широкого, включающего в себя понятие «дополнение» и отвечающего содержанию статей 71 (пункт «а») и 137 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Особое внимание уделялось сохранению структуры законодательного акта в целом, в связи с чем было установлено правило, не допускающее пересчета структурных единиц законодательного акта. При необходимости дополнить законодательный акт новыми структурными единицами эти структурные единицы должны обозначаться дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.

Подробно расписан порядок оформления внесения изменений в законодательные акты, при этом для удобства правоприменителя и в целях сохранения целостности изменяемого законодательного акта в случаях, если в один и тот же законодательный акт необходимо внести изменения и признать утратившими силу некоторые его структурные единицы, данные изменения должны быть объединены в одну статью.

Российское законодательство является достаточно нестабильным. Более двух третей ежегодно подписываемых Президентом Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов составляют законы о внесении изменений. Одним из основных вопросов при оформлении внесения изменений является правильное указание источников официального опубликования. Необходимо полно и точно указывать источники официального опубликования и вместе с тем не загромождать ими законопроект. В связи с этим детально регламентируется вопрос о порядке указания источников официального опубликования при оформлении внесения изменений в законодательные акты.

Полагаем, что Методические рекомендации окажут значительную помощь субъектам права законодательной инициативы при разработке законопроектов и будут способствовать повышению качества и эффективности законодательных актов.

Начальник
Правового управления
Аппарата Государственной Думы,
кандидат юридических наук, доцент
Г.П.Ивлиев

Начальник отдела
законодательной техники
Правового управления
Аппарата Государственной Думы
М.Н.Ласточкина

Настоящие Методические рекомендации составлены исходя из отечественного опыта законопроектной деятельности последних десятилетий с учетом практики работы в данной области зарубежных стран.

Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.

Структура законопроекта

1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

4. Часть законопроекта:

может иметь наименование:

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

нумеруется арабскими цифрами;

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Источник

Часть или пункт статьи закона

Статья закона может подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.

Главное

✅ Согласно Методическим рекомендациям по оформлению законопроектов статья закона может подразделяться на:

Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой — 1.

✔ Часть статьи может подразделяться на пункты, обозначаемые как арабская цифра с закрывающей круглой скобкой — 1)

✔ Пункт может подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой — а)

✔ В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.

✅ Большинство современных законов оформляются в соответствии с этими рекомендациями. Но принятые ранее законы могут иметь отличающееся подразделение статьи на структурные единицы.

Оглавление

1. Правила деления статьи закона на части

В законах статьи могут подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы. Разработаны рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, которые определяют, как должны оформляться тексты законов:

«Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490 ) определяют рекомендуемый порядок подготовки законопроектов. К этому документу Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2013 году были разработаны Комментарии.

Большая часть современных законов оформлено в соответствии с вышеуказанными рекомендациями, но есть и исключения.

Статья закона

Согласно вышеуказанным рекомендациям, статья имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами.

Статья имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь. Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится.

Пример

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

( Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ))

Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Деление статьи закона на составные части

Согласно вышеуказанным рекомендациям статья закона подразделяется на:

Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой — 1.

✔ Часть статьи может подразделяться на пункты, обозначаемые как арабская цифра с закрывающей круглой скобкой — 1)

части статьи подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой (при этом структурная единица, начинающаяся арабской цифрой с точкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется «абзацем первым части. «);

Пример

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе — Статья

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: — абзац первый части 1 статьи 2

2) инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; — пункт 2 части 1 статьи 2

Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

✔ Пункт может подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой — а)

пункты части статьи подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой (при этом структурная единица, начинающаяся арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется «абзацем первым пункта. «).

Пример

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и поощрения капиталовложений — Статья

1. В сфере защиты и поощрения капиталовложений Правительство Российской Федерации: — абзац первый части 1 статьи 4

7) утверждает порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, предусматривающий в том числе: — абзац первый пункта 7 части 1 статьи 4

а) подтверждение соответствия создаваемой (строящейся), модернизируемой и (или) реконструируемой инфраструктур, указанных в настоящем пункте, потребностям инвестиционного проекта; — подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 4

б) основания отнесения объектов к обеспечивающей или сопутствующей инфраструктуре, необходимой для реализации инвестиционного проекта; — подпункт «б» пункта 7 части 1 статьи 4

Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

✔ В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.

В одном нормативном акте одни статьи могут делиться на составные части (части, пункты, подпункты), а другие нет.

Более того, при делении статьи нормативного акта не обязательно должна быть выполнена строгая иерархия ее деления на составные части (статья на части, часть на пункты, пункт на подпункты, подпункты на абзацы). Так, часть статьи может делиться на подпункты или статья делиться на пункты и т.д.

В законах обычно статьи закона так и поименованы, как «статьи». В то же время структура статьи не описывается. Поэтому могут быть ошибки в обозначении частей, пунктов и подпунктов. Структуру статьи нормативного акта можно определить проанализировав ссылки на соответствующие части статьи в самом акте и исходя из анализа правоприменительной практики.

Пример

«Конституция Российской Федерации»

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: – часть

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; – пункт

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; – пункт

Примечание

Статья 72 делится на части (например, 1.). Части, в свою очередь, делятся на пункты (например, а)).

Интересно, что в правоприменительной практике существует путаница по вопросу, части статьи 72 Конституции делятся на пункты или подпункты?

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О говорится о «пункте «о» части 1 статьи 72 Конституции».

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2006 N А31-2679/2005-13 составная часть статьи обозначенная буквами русского алфавита названа подпунктом: «В подпункте «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.»

Пример

«Конституция Российской Федерации»

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; – пункт

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; – пункт

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; – пункт

Примечание

Статья 83 Конституции делится на пункты. Части в статье не применены.

В Гражданском кодексе Российской Федерации статья делится на пункты, а не на части. Так, в пункте 2 статьи 3 ГК РФ указывается:

В Налоговом кодексе Российской Федерации статья также делится на пункты, а не на части. Так, в пункте 1 статьи 5 НК указывается:

«Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.».

Поэтому, рекомендуется уточнить в тексте закона то, каким образом обозначаются в нем структурные единицы статьи.

Пример

Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Статья 5. Обеспечение функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории — статья

1. В целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия: — часть

1) подготавливает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов; — пункт

2. Примеры деления статьи закона на части

Ниже приведено, как обозначаются в основных нормативных актах части статьи.

Конституция Российской Федерации

Статья Конституции России может подразделяться на части (например, 1.) и пункты (например, а)).

Пример

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. — часть

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей — статья

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. — пункт

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; — подпункт

Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья ТК РФ может подразделяться на части. Части статьи выделяются как абзацы и не пронумерованы.

Пример

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права — статья

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. — часть 1

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. — часть 2

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах — статья

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: — пункт

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Статья БК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из: — пункт

1) кода главного администратора доходов бюджета; — подпункт

2) кода вида доходов; — подпункт

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья УК РФ может подразделяться на части и на пункты.

Пример

Статья 18. Рецидив преступлений — статья

1. Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. — часть 1 статьи 18

2. Рецидив преступлений признается опасным: — часть 2 статьи 18

а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы; — пункт «а» части 2 статьи 18

б) при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы. — пункт «б» части 2 статьи 18

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья КоАП РФ может подразделяться на части и пункты.

Пример

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях — статья

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: — часть

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; — пункт

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; — пункт

Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»

Статья закона может подразделяться на части и пункты. Части обозначаются как 1., 2., 3. и т.д., а пункты как 1), 2) 3) и т.д.

Пример

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона и отношения, им регулируемые

1. Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения денежных средств в банковскую систему Российской Федерации. — Часть

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

3. Как правильно определить номер абзаца в нормативном акте?

Когда в статье (части статьи, пункте или подпункте) нормативного акта более одного абзаца, то иногда требуется указание конкретного абзаца статьи (части и т.д.).

В тексте нормативного акта номера абзацев не пронумерованы (пронумерованные абзацы будут считаться частями, пунктами или подпунктами). Соответственно их нужно правильно просчитать, чтобы определить номер нужного абзаца.

Ссылаясь на абзац, его обозначают номером в хронологическом порядке (сверху вниз). Абзацы нумеруются начиная с номера 1 сверху вниз, начиная с того абзаца, которым обозначается часть, пункт или подпункт статьи.

Пример

Пункт 4 статьи 170 НК РФ :

(абзац 1) 4. Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

(абзац 5) При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.

(абзац 6) При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

(абзац 7) Налогоплательщик вправе не применять положения абзаца четвертого настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом указанные в абзаце четвертом настоящего пункта суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

(абзац 8) При расчете пропорции, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, эмитенты российских депозитарных расписок не учитывают сделки по размещению и (или) погашению российских депозитарных расписок, а также сделки по приобретению и реализации представляемых ценных бумаг, которые связаны с размещением и (или) погашением российских депозитарных расписок.

(абзац 9) Для целей настоящего пункта, а также пункта 4.1 настоящей статьи к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса).

В «Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года)» (утв. ГД ФС РФ) приведены рекомендации по оформление ссылок на абзацы (пункт 27 главы 2):

27. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.

Примеры:

. в абзаце втором подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 33

. в соответствии с абзацем первым подпункта «б» пункта 2 части 1 статьи 33

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Пример:

Статья 33. Сертификация

. ; (абзац второй подпункта «а» пункта 1 части 1)

. ; (абзац третий подпункта «а» пункта 1 части 1)

. ; (абзац второй подпункта «в» пункта 2 части 1)

. ; (абзац третий подпункта «в» пункта 2 части 1)

4. Рекомендации по описанию структуры нормативного правового акта

Описание структуры статьи нормативного правового акта в п. 9 раздела «Структура законопроекта» Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов:

является его основной структурной единицей;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.

Статья 33. Сертификация

Статья подразделяется на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Статья 33. Сертификация

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)

3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (абзац первый части 3)

план финансового оздоровления; (абзац второй части 3)

график погашения задолженности; (абзац третий части 3)

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом документы (абзац четвертый части 3)

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)

3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)

1) президиума; (пункт 1 части 3)

2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)

а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений; (подпункт «а» пункта 2 части 3)

б) по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. (подпункт «б» пункта 2 части 3)

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

4. Часть законопроекта:

может иметь наименование:

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

нумеруется арабскими цифрами;

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Рубрики:

Советуем прочитать

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Кодекс — закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.

Преамбула — вводная, разъясняющая часть закона, международного договора или иного правового акта, а также хозяйственного договора.

Обзор структуры нормативных актов

Источник

Adblock
detector