Частица как часть речи 7 класс

Частица как часть речи

Частица — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая при­да­ет смыс­ло­вые оттен­ки сло­вам и пред­ло­же­ни­ям, а так­же упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния форм слов.

Определим, что такое части­ца как часть речи в рус­ском язы­ке. Выясним, что выра­жа­ет части­ца, для чего исполь­зу­ет­ся в речи, каки­ми обла­да­ет признаками.

Частица — это служебная часть речи

По сво­им зна­че­ни­ям, грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам и син­так­си­че­ской функ­ции в пред­ло­же­нии сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на груп­пы, лексико-семантические раз­ря­ды, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи. Слова само­сто­я­тель­ных частей речи име­ют опре­де­лен­ное зна­че­ние (назы­ва­ют пред­мет, при­знак, дей­ствие и пр.), высту­па­ют в роли глав­ных или вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут пояс­нять­ся дру­ги­ми частя­ми речи (весе­лый маль­чик, очень весе­лый маль­чик).

Служебные части речи, напро­тив, не обо­зна­ча­ют явле­ний дей­стви­тель­но­сти и их при­зна­ки, а толь­ко выпол­ня­ют опре­де­лен­ную функ­цию в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют три слу­жеб­ные части речи:

Служебные сло­ва не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, но могут вхо­дить в их состав. Их при­зна­ком явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мость. К слу­жеб­ным частям речи нель­зя задать вопрос.

Отличия частиц от других частей речи

Чем же отли­ча­ет­ся части­ца как слу­жеб­ная часть речи от пред­ло­га и сою­за? У каж­дой слу­жеб­ной части речи суще­ству­ет своя функ­ция в связ­ной речи.

Предлог выра­жа­ет отно­ше­ния меж­ду само­сто­я­тель­ны­ми сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии (пой­ду в сад, обой­дем­ся без него).

Союз — это сред­ство свя­зи меж­ду отдель­ны­ми сло­ва­ми (одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния) и частя­ми слож­ных предложений.

А части­ца как слу­жеб­ная часть речи вно­сит раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки в выска­зы­ва­ние, слу­жит для пере­да­чи субъ­ек­тив­но­го отно­ше­ния гово­ря­ще­го к тому, о чем идет речь. Чтобы убе­дить­ся в этом, выра­зи­тель­но про­чтем неболь­шой текст:

В без­лун­ную ночь посмот­рим на небо. Как мно­го звезд на чер­ном бар­хат­ном поло­ге! Разве звез­дам не тес­но там? Вот стре­ми­тель­но летит звез­доч­ка вниз. Куда же она упа­дёт? Неужели сго­рит, не доле­тев до Земли? Звезд ста­ло мень­ше. Надо бы их пересчитать.

Во вто­ром пред­ло­же­нии с помо­щью сло­ва «как» созда­ет­ся настро­е­ние удив­ле­ния и вос­хи­ще­ния ( как мно­го звезд…), что пере­да­ет­ся с помо­щью этой части­цы и вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции. В сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии сло­во «раз­ве» помо­га­ет создать вопрос. А части­ца «вот» ука­зы­ва­ет на летя­щую звездочку.

Уберем выде­лен­ные сло­ва из это­го выска­зы­ва­ния. Что про­изо­шло? Текст поте­рял свою «изю­мин­ку» — выра­зи­тель­ность и экс­прес­сив­ность, кото­рую ему при­да­ва­ли части­цы. Из опи­са­ния ноч­но­го звезд­но­го неба исчез­ла часть кра­сок, с помо­щью кото­рых созда­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный фон тек­ста и пере­да­ет­ся отно­ше­ние авто­ра к кра­со­те природы.

lazy placeholder

Частицы — это спе­ци­аль­ные сред­ства речи для пере­да­чи раз­лич­ных чувств в выска­зы­ва­нии. Но кро­ме этой функ­ции неко­то­рые части­цы помо­га­ют созда­вать грам­ма­ти­че­ские фор­мы слов (отве­тил бы мне) и даже обра­зу­ют новые сло­ва (что-то, куда-либо).

Разряды частиц

В свя­зи со зна­че­ни­ем и функ­ци­ей в пред­ло­же­нии части­цы делят на три группы:

Она хоте­ла бы напить­ся коло­дез­ной воды.

Образующие повели­тельное наклонение да, давай, давай­те, пусть, пус­кай Пусть радост­ным будет твой день! Отрицательные НЕ Полное отри­ца­ние при ска­зу­е­мом Ты не слы­шишь меня. Частичное — при дру­гих чле­нах предложения Не вам судить об этом. Утверждение в воскли­цательных и вопроси­тельных предложениях Чего толь­ко не уви­дишь здесь!

Кто не зна­ет Юрия Гагарина?

В устой­чи­вых сочетаниях едва не, чуть не, вовсе не При двой­ном отрицании Не можем не сооб­щить об этом (= дол­жны сооб­щить, обя­за­тель­но сообщим) НИ Усиление при отрица­нии с «не» Я не ска­жу боль­ше ни слова. Усиление утвер­жде­ния в при­да­точ­ных с уступи­тельным оттенком Как ни труд­но, а выпол­ни это. (=хотя труд­но, выполни).

Формообразующие части­цы пусть, пус­кай, да, давай, давай­те, бы (б) упо­треб­ля­ют­ся при обра­зо­ва­нии форм пове­ли­тель­но­го и услов­но­го накло­не­ния глагола.

Пусть уйдут навсе­гда враж­да и ненависть!

Хотелось бы услы­шать ваше мнение.

Частица «не» обра­зу­ет новые сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным значением:

Смысловые части­цы созда­ют допол­ни­тель­ные оттен­ки зна­че­ний у отдель­ных слов и у все­го пред­ло­же­ния цели­ком. Они могут выра­жать вос­хи­ще­ние, удив­ле­ние, сомне­ние, уточ­не­ние, отри­ца­ние и пр. эмо­ции говорящего.

Сравним:

Разве ты уже про­чи­тал эту кни­гу? (удив­ле­ние)

Вряд ли ты уже про­чи­тал эту кни­гу (сомне­ние).

Ты не про­чи­тал эту кни­гу (отри­ца­ние).

Признаки частицы

Как и дру­гие слу­жеб­ные части речи, пред­лог и союз, части­цы не изменяются.

По соста­ву они могут быть

1. про­сты­ми, состо­я­щи­ми из одно­го слова:

2. состав­ны­ми, скла­ды­ва­ю­щи­ми­ся из несколь­ких слов:

По про­ис­хож­де­нию различают

1. непро­из­вод­ные частицы:

2. про­из­вод­ные от слов дру­гих частей речи:

Морфологический разбор частицы

Примеры

На горе сто­ит церк­вуш­ка, и как раз вни­зу бьет родник.

Как раз — это части­ца, неиз­ме­ня­е­мая, уточняющая.

Нас этим фоку­сом вряд ли удивишь.

Вряд ли — части­ца, неиз­ме­ня­е­мая, выра­жа­ю­щая сомнение.

Стало так страш­но, что про­сто серд­це замерло.

Просто — части­ца, неиз­ме­ня­е­мая, усилительная.

Видеоурок

Источник

«Частица как часть речи» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема «Частица как часть речи.

Цель урока – познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.

Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: дидактический материал, карточки

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте! Садитесь. За окном весна. Какие картины, при произношении этого слова у вас возникали?

Послушайте стихотворение Тургенева «Вариации»

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи,

а в лесу в полусветную тень

так светло западали лучи!

Как роскошно струилась река!

Как легко трепетали листы!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты.

— Какое настроение передано в стихотворении? Какими средствами оно создается? Какие чувства хотел передать автор?

А у вас на уроке какое настроение?

Я желаю вам, чтобы настроение, с которым вы пришли на урок, не покидало вас весь день. Удачи вам в работе.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Откройте тетради, запишите дату.

Над какой темой мы работаем на уроках? Что вызывает при правописание сложность? (отличать от других частей речи.).

Прежде чем выполнить задания в парах проговорите алгоритм действия.

Запишите предложения, раскройте скобки, объясните правописание слов,

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

2) ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутку, ПОТОМУ(ЧТО)автобусы с утра не ходили.

3) Войдя в квартиру, Ольга (С)НАЧАЛА сняла плащ, а (ЗА)ТЕМ стремительно вошла в кабинет профессора.

4) Собаки на соседнем участке ТО(ЖЕ) замолчали, ТАК(ЧТО) стало непривычно тихо..

Поставьте оценку на полях в тетради.

3. Выявление места и причины.

На какие орфограммы встретились слова, где кто допустил ошибки, прокомментируйте свои ответы

Объяснение. По 1 учащемуся.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Составьте устно предложения, в которых слова чтобы, тоже были написаны в два слова. Какой частью речи они будут являться? (мест + частица)

Правильно! Молодцы! Вы полностью справились с заданием. С какой частью речи вы хорошо знакомы, а о какой у вас только поверхностные знания?

-Постарайтесь теперь сформулировать тему урока.

— Действительно, тема урока «Частица как часть речи».

Эта тема новая для вас?

Давайте определим, что вы уже о ней знаете, а что еще хотите узнать.

Выяснение известных знаний,

1.Частица – служебная часть речи.

2.Не является членом предложения.

3. Нельзя задать вопрос.

2.Какие бывают частицы?

3. Как выделяются на письме частицы?

4.Какова роль частиц в речи?

постановка целей урока, направленных на результат

— называть группы частиц,

— отличать от других частей речи,

— определять роль частиц в речи

5. Первичное закрепление

Исследовательская работа. Работа в группе

1 : Сравните предложения , определите, в каком предложении выражен дополнительный оттенок значения? При помощи какого слова выражен дополнительный оттенок значения?

Сегодня к нам приедут друзья.

Разве сегодня к нам приедут друзья? (вопрос)

2 : Проанализируйте образование глагольных форм в предложениях:

Приехали бы друзья сегодня!

Пусть мальчики встретят друзей у ворот школы

Вы можете дать определение: что такое частица?

Ч- это служебная часть речи, которая вносит оттенки значения или служит для образования форм глагола.

Вы точно уверены в правильности определения?

Сверьте определение с учебником

Над каким умением работали?

Исследуя частицы в предложениях, что уже можно сказать о группах частиц? Вы уверенны или это только ваши предположения? Посмотрите на слайд

вопрос: разве, неужели, ли

восклицание: что за, как, ну и, вот так

усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну

указание: вон, вот, это

выделение только, лишь,

(ограничение): почти, исключительно

сомнение: вряд ли, едва ли,

уточнение: именно, как раз

Над каким умением работали?

Чем частица отличается от самостоятельных частей речи.

Сделайте свои выводы

Нет лексического значения

Нельзя поставить вопрос

Не является членом предложения

Придает различные оттенки значения

Может служить для образования форм слова.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Из данных слов выберите только служебные

части речи и распределите их по трем группам

Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели,

если, впоследствии, не, тот, несмотря на, давай,

да, бы, зато, для, ввиду; в связи с тем, что;

даже, едва ли, несомненно, в целях;

благодаря тому, что.

Самопроверка, оценивание по критериям

Над каким умением работали?

Устная (или письменная) работа

Образуйте предложения, вводя в них одну из частиц, данных в скобках. В каких предложениях с помощью частиц придается

особое значение подлежащему? Сказуемому?

1. Мой друг замолчал (даже, только, вот, разве).

Урок мы начали с чтения стихотворения Тургенева о весеннем настроении.

А употребил ли Тургенев частицы для выражения чувств? И какие?(восклицание КАК)

Итак, наш урок подходит к завершению и нам необходимо подвести итоги.

2.Частица вносит в предложения различные оттенки значения в предложение;

3.Служит для образования форм слов.

Поговорите, используя схему рассуждения.

Заполните лист достижений.

Оцените себя каждый сам:

Я все понял на уроке и могу объяснить другому.

Я все понял, но объяснить затрудняюсь.

Мне надо повторить и закрепить

Я ничего не понял на уроке.

1. составить предложения

о дружбе, используя частицы.

2 составить текст-обращение

к друзьям, используя частицы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Рабочая программа по русскому языку

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения» 9 класс

Презентация по русскому языку «Фразеологизмы»

Презентация по русскому языку «Предлог»

Тема урока “Частица как часть речи”. 7 класс

Презентация к уроку по русскому языку на тему:»Повелительное наклонение глагола»(6 класс)

План-конспект урока по теме «Причастный оборот».

Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению (ОГЭ, 15.3)»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437941 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

placeholder

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

placeholder

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по русскому языку «Частица как часть речи» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка задания. 1. и – с. 2. а – п. 3. и – с. 4. да – с.

Задание. Графический диктант. Постройте схемы данных предложений, пронумеровав их. Расставьте знаки препинания. Умолк в тумане золотистом кудрявый сад и птичьим свистом он до зари не зазвучит. С самого утра шел сильный дождь но к полудню небо прояснилось и мы могли продолжить свой путь. Недалеко от домика где жил писатель рос огромный тополь. Я вернусь когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад. А звезды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами пьют.

Проверка.  ,и  .  ,но  , и  . ….  где , .  ,когда .  и .

П Р И Ч А С Т И Е Е О Н Ь Л Е Т А Г А Л И Р П С О Ю З Т Е Л Ь Н О Е И Л С И Ч И Е Р А Н Е Ч Ц А Г Л О Г Л Часть речи, которая содержит в себе признаки глагола и прилагательного. Эта часть речи может быть эпитетом. Связывает простые предложения в составе сложного и однородные члены. Бывает количественным и порядковым. Отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ и т.п. Обозначает действие предмета. 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Чтобы, зато, из-под, ввиду, не, в течение, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.

Служебные части речи Предлоги Союзы Частица Из-под Ввиду В течение Через Для Вследствие Чтобы Зато Тоже Но Как будто Не Разве Неужели Даже

Знать грамматические признаки частицы. Знать, для чего служит частица. Уметь отличать частицы от других частей речи. Находить частицы в предложениях, текстах.

Сегодня к нам приедут друзья? Разве сегодня к нам приедут друзья? (Во втором предложении вносится дополнительный оттенок (сомнение, неуверенность ) к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве»)

Частица как часть речи

Определение Частица – это служебная часть речи, …

Прочитаем правило. Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для преобразования форм слова. Применяя данное правило рассуждайте так: В предложении Как хорошо играла наша команда! слово как усиливает значение словосочетания хорошо играла. Значит слово как – частица.

вносят различные оттенки значения в предложение служат для образования форм слова Как хорошо! Пусть встретят Прочитал бы

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное. О слепом дожде идущем при солнце в народе говорят Царевна плачет. А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице- царевне.

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице- царевне. К.Г.Паустовский

Написал ли ты домашнее сочинение? Разве вы научились находить и исправлять грамматические ошибки? Неужели можно написать хорошее сочинение в один вечер?

№ предложения ответ 1 2 3 4 5 6

Выполним задание. Вам даны 3 предложения. Спишите их, и определите, какое из них вызывает ВОСКЛИЦАНИЕ, какое СОМНЕНИЕ, а какое УСИЛЕНИЕ. 1) Как прекрасен этот мир! А) восклицание Б) сомнение В) усиление 2) Глупость не смогли победить даже боги. А) восклицание Б) сомнение В) усиление 3) Едва ли это у тебя получится? А) восклицание Б) сомнение В) усиление

Проверим задания, которые мы только что выполнили. № предложения ответ 1 а 2 в 3 б 4 а 5 б 6 в

* О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия?

Знать грамматические признаки частицы. Знать, для чего служит частица. Уметь отличать частицы от других частей речи. Находить частицы в предложениях, текстах.

Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне было сложно… Сегодня на уроке мне было легко… Сегодня на уроке мне было интересно…

— Выучить теорию (Справочник, п.66) На выбор: Упр. 403. Выписать из художественных произведений 7 предложений с частицами.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДБ-314613

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

placeholder

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

placeholder

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector