Фэд 5в как вставить пленку

Обзор фотоаппарата ФЭД-5В

Решил посвятить статью одному из самых распространенных советских фотоаппаратов (в том числе и на сегодняшний день). Помимо истории и стандартных технических характеристик, я расскажу про то, как снимать на данный фотоаппарат и проверить его на работоспособность, что будет полезно новичкам.

Немного истории…

Первая модель «ФЭД» (расшифровывается как «Феликс Эдмундович Дзержинский») была копией немецкой Лейки II — стоила дорого и не могла похвастаться дружелюбной настройкой для начинающих фотографов. Данная модель, как и Лейка, активно использовалась военными корреспондентами в годы Великой Отечественной Войны. Например, у Константина Симонова можно встретить такие строки:

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С Лейкой и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли…

Со временем, по мере выпуска новых моделей, фотоаппараты получали все больше уникальности и становились, так скажем, ближе к народу — и по цене, и по удобству использования.

ФЭД-5 — одна из известнейший серий советских фотоаппаратов. Модель «5-В» являлась самой простой в этой серии и не имела встроенного экспонометра, как на других моделях этой линейки. Фотоаппарат выпускался с 1975 по 1991 годы, средняя цена на то время составляла 67 рублей. Первоначально производился на Харьковском производственном машиностроительном объединении, а после войны его начали выпускать и на Красногорском заводе, но уже под названием «Зоркий» (с этого же завода выпускались камеры «Зенит»).

ФЭД-5В

Данная модель, как я уже сказал, была самой простой в 5-ой серии и относилась к разряду доступных. И тут дело не только в цене — эта серия в целом очень неприхотлива в использовании и с ней разберется даже новичок. За почти 20 лет выпуска их было произведено неимоверное множество и на сегодняшний день данная модель одна из самых часто встречающихся на домашних чердаках, антресолях и прочих потаенных местах с вещами от родственников.

Технические характеристики

Конструкция

ФЭД-5В — типичный дальномерный фотоаппарат и имеет стандартную, крепкую металлическую конструкцию.

На верхнем торце слева мы можем наблюдать диск установки чувствительности пленки (ISO) и рычажок для обратной перемотки; справа — диск установки выдержек, курок затвора, кнопка спуска и, на отдельном диске, представлен счетчик кадров и лимб указания типа пленки (последнее — сделано просто для удобства, чтобы самому не забыть какая пленка там стоит). Также, посередине находится башмак для подключения внешней вспышки.

На лицевой части мы можем наблюдать окно дальномера, окно видоискателя, рычажок и кнопку автоспуска.

На нижнем торце представлено гнездо для штатива и два рычкажка для снятия крышки.

Открыв заднюю крышку, мы наблюдаем привычную картину — приемная катушка, шторно-щелевой затвор и механизм подачи пленки. На самой крышке имеется прижимной столик, который, как вы могли догадаться, прижимает и расправляет пленку.

Кстати, после каждого снятия крышки обнуляется счетчик кадров

Все довольно аскетично, но качественно выполнено. Немудрено, что столько устройств активно используются и сегодня. С точки зрения конструкции фотоаппарат не обладает какими-то характерными особенностями, но при этом он имеет ряд неочевидных для новичков моментов. Поэтому, если вы только взяли в руки данный фотоаппарат и не знаете, что с ним делать — читайте дальше, где я расскажу про основные особенности и о том, как фотографировать на ФЭД-5В.

Как проверить работоспособность?

Проверка целостности шторно-щелевого затвора

Если вы только взяли в руки данный фотоаппарат и хотите убедиться, что он работает, то для этого необходимо удостовериться в работе основных механизмов. Первый из них — цельность шторно-щелевого затвора. Довольно часто эти шторки протираются, стирается пропитка, которая не пропускает свет.

Для проверки необходимо снять заднюю крышку фотоаппарата. Чтобы это сделать необходимо оттянуть две дужки на нижнем торце и прокрутить их, переведя в горизонтальное положение:

img 4051 e1571504758909

После этого крышку можно снять простым движением пальцев вниз. Собственно, теперь мы можем наблюдать шторки затвора. Снимаем крышку с объектива (если есть) и наводим его на что-нибудь светлое (на лампу, например) и смотрим проходит ли свет через шторки. Если есть хотя бы просто небольшой просвет, еле заметный, то значит, что шторки стерлись и пленка будет засвечиваться при съемке — на рабочих шторках свет не проникает вообще.

Проверка выдержек

Если со шторками все хорошо, то приступаем к проверке выдержек. Понятное дело, что на глаз определить точность отработки коротких выдержек невозможно, но нам нужно просто убедиться, что во время спуска затвора, шторки разъезжаются и возвращаются в нормальное положение (не сминаются и не оставляют щелей). Для этого взводим курок затвора и только после этого выставляем выдержку (это одна из особенностей). Чтобы установить нужную выдержку — после взвода затвора, приподнимаем диск выдержек пальцами и прокручиваем до нужного положения и затем нажимаем кнопку спуска затвора, наблюдая за шторками. Необходимо отщелкать все выдержки, можно даже по несколько раз, чтобы убедиться, что все работает.

Проверка дальномера

Конечно, окончаетельно убедиться в работе фотоаппарата можно будет после первой пленки. Поэтому я советую первую пленку отщелкать без особых ожиданий, поделать простые кадры на разном расстоянии, с разными настройками, чтобы прочувствовать фотоаппарат и убедиться в том, что он полностью работает.

Как заправить пленку в фотоаппарат?

Один из первых вопросов с которым вам придется столкнуться. Чтобы заправить пленку в данную модель, необходимо снять заднюю крышку (как это сделать см. выше).

Вставляем кассету с пленкой в отсек для катушки и протягиваем язычок в приемную катушку, попадая кончиком в «щель».

img 4049 e1571504860848

img 4050 e1571504835247

Убедившись в этом, закрываем нашу крышку, прощелкиваем еще 1-2 кадра для уверенности (при открытой крышке мы засветили пару кадров, поэтому на всякий случай лучше увести этот кусочек пленки подальше). Выставляем на верхнем торце слева чувствительность нашей пленки, а справа тип пленки. Все, мы готовы к съемке!

Как снимать на данный фотоаппарат?

Сам принцип действия максимально простой и несильно отличается основными моментами от других пленочных фотоаппаратов. Конечно, первым делом мы выставляем необходимые настройки в зависимости от места съемок, освещения и так далее.

Если вам незнакомы такие понятия, как «диафрагма», «выдержка» и «ISO (чувствтительность)», то рекомендую ознакомиться с этой статьей.

Ознакамливаемся с окружающей обстановкой, выставляем необходимую диафрагму и наводим на резкость, наблюдая в окно видоискателя, фокусируемся на объекте съемки, совмещая изображение с желтым кружочком в центре. После этого взводим курок и только после взвода (. ) выставляем выдержку (приподнимаем пальцами диск выдержек и прокручиваем до нужного значения). Все готово для кадра — нажимаем кнопку спуска и вуа-ля, наш кадр сделан.

Как смотать пленку обратно в кассету?

После того, как вы отсняли пленку (как правило, это 36 кадров), то пленку необходимо смотать обратно в кассету, чтобы не засветить ее. Для этого на данной модели мы нажимаем на дужку вокруг кнопки спуска затвора:

img 4045 e1571504068692

Затем откидываем рычажок обратной перемотки пленки и крутим по направлению стрелочки:

img 4053 2 e1571505453662

Крутим до тех пор, пока не почувствуем в один момент, что пленка сошла с приемной катушки (легкое сопротивление), делаем еще 1-2 оборота и снимаем крышку, наблюдая следующую картину:

img 4047

Вытаскиваем нашу катушку с пленкой и далее уже необходимо ее проявить и отсканировать.

Примеры фотографий на ФЭД-5В

Мне довелось сделать не так много фотографий на него, но вот парочка из тех, которые можно назвать более менее удачными. Пленка: Fujicolor SUPERIA 400 X-TRA.

000023430022

000023430021 000023430020

000023430019

Выводы

Данный фотоаппарат, безусловно, является одним из самых знаменитых в советской линейке фототехники. Это связано и с простотой использования, и длинным периодом выпуска, а также благодаря простой и надежной конструкции. Последнее, конечно, с оговоркой — зачастую использование советской техники похоже на игру в рулетку, повезет/не повезет. Тем не менее, эта модель однозначна достойна вашего внимания и я крайне советую пофотографировать на нее. Особенно, если вы только начинаете свой путь в фотографии.

Источник

ALdron

Сергей Пуськов

Вопросы можно задать в комментариях, либо лично puskov

Komente

ct

Здорово! Спасибо, так информативно) у меня у дедушки сохранились только Смена 8м и Фед-3, и я взяла Фед, буду пробовать😰 Ваши снимки очень классные!!

ct

Спасибо, что оценили 🙂 Удачи вам в экспериментах с Фэдом

ct

По мне так на ФЭД очень легко снимать. У меня ФЭД 3 и с первого раза все снимки идеальные получились

ct

отличный обзор, спасибо

ct

Нужно перематывать плёнку так, что бы её кончик не прятался в кассету, для этого перемотку нужно прекратить услышав характерный звук плёнки, вышедшей из зацепления

ct

Это пригодится, только если самому проявлять плёнку, чтобы проще было достать. А вообще для таких дел существует экстрактор, либо кусочек старой плёнки с двойным скотчем на нём. Лично мне проще смотать совсем полностью, поэтому среди многих катушек я сразу могу найти на какую я ещё не снимал, а какая уже отснята

ct

Лучший совет не портите пленку этим чудом пусть на полке стоит)

ct

Спасибо за такое видео!

ct

Сканирование годится только на начальном этапе. Аналог получается только при ручной оптической печати, остальное все цифра

ct

Добрый день! А какой фотоаппарат лучше всего взять новичку, который ещё ничего не знает о пленке и фотосъёмке? Ломо компакт, смену или ФЭД?

ct

ct

Благодарствую за информацию и ролик, увидел свой дом из Вашего окна. К некоторому удивлению дома обнаружился ФЭД 5с, пролежавший в коробке более 20 лет. К слову, не подскажете где брали пленку tura chrome?

ct

Источник

ФЭД-5. Обзор плёночного фотоаппарата от читателя Радоживы

Немного истории…

lazy placeholder
ФЭД-1

lazy placeholder
Leica

Первая модель “ФЭД” (расшифровывается как “Феликс Эдмундович Дзержинский”) была копией немецкой Лейки II – стоила дорого и не могла похвастаться дружелюбной настройкой для начинающих фотографов. Данная модель, как и Лейка, активно использовалась военными корреспондентами в годы Великой Отечественной Войны. Например, у Константина Симонова можно встретить такие строки:

От Москвы до Бреста Нет такого места, Где бы не скитались мы в пыли. С Лейкой и блокнотом, А то и с пулеметом Сквозь огонь и стужу мы прошли…

Со временем, по мере выпуска новых моделей, фотоаппараты получали все больше уникальности и становились, так скажем, ближе к народу – и по цене, и по удобству использования.

ФЭД-5 – одна из известнейший серий советских фотоаппаратов. Модель “5-В” являлась самой простой в этой серии и не имела встроенного экспонометра, как на других моделях этой линейки. Фотоаппарат выпускался с 1975 по 1991 годы, средняя цена на то время составляла 67 рублей. Первоначально производился на Харьковском производственном машиностроительном объединении, а после войны его начали выпускать и на Красногорском заводе, но уже под названием “Зоркий” (с этого же завода выпускались камеры “Зенит”).

ФЭД-5С

Дальномерные камеры Фэд были самыми доступными камерами среди себе подобных, таких как Зоркий и Киев. По этой причине их относят к ширпотребу. Главным образом пятая серия не имела больших отличий от предыдущей четвертой, разница была сугубо в деталях декора и корпуса. Сколько наштамповали Фэд-5с неизвестно даже на заводе, по сей день просачиваются новые и запечатанные камеры на интернет барахолки. Да и сами работники, теперь уже корпорации «ФЭД», признают что могут торговать еще лет 5-10 фотоаппаратами при условии даже того что камеры будут покупать как при СССР.

В 90-е годы на пост советский рынок попали китайские мыльницы, народ их воспринял как верхом научного достижения. Фокусироваться не нужно, подбирать выдержку не было необходимости, в некоторых автоматическая перемотка пленки, а встроенная вспышка позволяла фотографировать пьяные рожи в темноте…. Одним словом блаженство, мозг напрягать не нужно. В то время как ФЭД-5С был на порядок дороже, тяжелее и сложнее в обращении, не стоит забывать что в техническом плане ФЭД отстал от своих зарубежных собратьев на лет так тридцать.

Технические характеристики:

Эргономика и конструктив:

Как бы не ругали ФЭД-5 (С) за его размеры, но именно благодаря им камера лежит в руках как влитая. Скругленные боковые стороны способствуют тому что ладонь плотно прилегает к фотоаппарату. Вес почти в килограмм тянет руки, если просмотреть все дальномерные камеры ФЭД начиная с первого, то можно наблюдать постепенное ожирение. Что негативно сказалось на компактности, за что по сути и ценят дальномерные фотокамеры.

lazy placeholder

Чтобы поменять выдержку необходимо сначала взвести механизм затвора при помощи курка, далее потянуть вверх головку выдержек и провернуть ее до нужного значения. Увы оперативности и удобства такие пляски не прибавляют, как для начала 90-х годов архаика.

Встроенный селеновый экспонометр в ФЭД-5С имеет понятную систему управления, но не каждый ее сразу поймет. Для правильной настройки необходимо перевести селектор со значениями чувствительности пленки (2.)в правильное положение. Он имеет современное обозначение в ISO, если пленка имеет светочувствительность ISO 100 то и и селектор (2.) должен быть выставлен со значением 100 на против черной риски. Далее исходя из показаний экспонометра (3.), стрелка указывает на какую либо цифру (от 1 до 11), выставляемым селектор с выдержками (5.)так чтоб та же цифра была и в проеме.

lazy placeholder

В результате получаемый возможность фотографировать при таких установках.

Затвор у ФЭД-5 (С) механический шторно-щелевой отрабатывает приемлемый ряд выдержек, 500-250-125-60-30-15-8-4-2-1 и «В».

lazy placeholder

Система дальномера ФЭД-5С позволяет более менее точно сфокусироваться с объективами фокусное расстояние которых от 35 до 135 мм. Хотя погрешность на 135мм уже большая. По этой причине встреть объектив 180 или 200мм для дальномерных фотоаппаратов большая удача. Идеально можно сфокусироваться на 50 мм объективе. База дальномера скудная 43 мм. Сам видоискатель светлый и имеет рамки поправки параллакса, но пятно дальномера очень маленькое и темное. В условиях плохой освещенности сфокусироваться по дальномеру не реально. Еще один момент, видоискатель не имеет диоптрийной коррекции. Посему очкарикам сложнее.

Резьбовое крепление оптики м39 позаимствовано у камер Leica, в принципе Leica-2a является отцом всех ФЭДов.

lazy placeholder

Присутствует небольшая путаница между резьбовым креплением м39 для дальномерных фотоаппаратов ФЭД-Зоркий и резьбой м39 для зеркальных фотоаппаратов Зенит. Физически они одинаковы, но оптика от зенита не подойдет для ФЭд, или наоборот. Проблема в рабочем отрезке ФЭДа — 28,8 мм, а у Зенита 45,2 мм.

Штатный объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55 имеет лантановую оптику, то есть более тяжелый крон (сорт) стекла, где литера «Л» — Лантан. А литера «Д» обозначает принадлежность объектива к дальномерным фотоаппаратам. Соответственно рабочий отрезок 28,8 мм и для зеркальных фотоаппаратов не подойдет. Вернее пользоваться можно но фокусировка возможна будет на расстоянии 10-15 см от объектива — эдакий макро режим.

lazy placeholder

По картинке от зеркального варианта Индустар-61Л/З не отличается, собственно объектив хорош. Любители дальномерных камер отмечают что тело аппарата ФЭД являет собой заднюю крышку для объектива. По сути это камень в сторону ФЭда. Также дальномерный вариант в паре с фотоаппаратом в разы дешевле нежели зеркальный Индустар-61 и компактнее. Что большой плюс для владельцев беззеркальных камер.

Заключение:

ФЭД-5С самый доступный дальномерный фотоаппарат на сегодняшний день. Тяжелый, большой и уже морально устаревший. Фотографировать им можно и вполне успешно, главное руки и голова. Но есть более совершенные дальномерные камеры Киев, не намного дороже. Какую либо ценность аппарат ФЭД-5С ни для кого не представляет. Хотя объектив Индустар-61 л/д вполне достойный, который способен радовать своих владельцев в сочетании с цифровыми беззеркальными камерами.

ФЭД-5В

lazy placeholder
Фотоаппарат ФЭД-5В
Данная модель, как я уже сказал, была самой простой в 5-ой серии и относилась к разряду доступных. И тут дело не только в цене – эта серия в целом очень неприхотлива в использовании и с ней разберется даже новичок. За почти 20 лет выпуска их было произведено неимоверное множество и на сегодняшний день данная модель одна из самых часто встречающихся на домашних чердаках, антресолях и прочих потаенных местах с вещами от родственников.

Технические характеристики

Конструкция

ФЭД-5В – типичный дальномерный фотоаппарат и имеет стандартную, крепкую металлическую конструкцию.

На верхнем торце слева мы можем наблюдать диск установки чувствительности пленки (ISO) и рычажок для обратной перемотки; справа – диск установки выдержек, курок затвора, кнопка спуска и, на отдельном диске, представлен счетчик кадров и лимб указания типа пленки (последнее – сделано просто для удобства, чтобы самому не забыть какая пленка там стоит). Также, посередине находится башмак для подключения внешней вспышки.

lazy placeholder
Верхний торец фотоаппарат ФЭД-5В

На лицевой части мы можем наблюдать окно дальномера, окно видоискателя, рычажок и кнопку автоспуска.

lazy placeholder
Лицевая панель фотоаппарат ФЭД-5В

lazy placeholder
Задняя панель фотоаппарата ФЭД-5В

На нижнем торце представлено гнездо для штатива и два рычкажка для снятия крышки.

lazy placeholder
Нижний торец фотоаппарата ФЭД-5В

Открыв заднюю крышку, мы наблюдаем привычную картину – приемная катушка, шторно-щелевой затвор и механизм подачи пленки. На самой крышке имеется прижимной столик, который, как вы могли догадаться, прижимает и расправляет пленку.

lazy placeholder
Фотоаппарат ФЭД-5В со снятой крышкой

Кстати, после каждого снятия крышки обнуляется счетчик кадров

Все довольно аскетично, но качественно выполнено. Немудрено, что столько устройств активно используются и сегодня. С точки зрения конструкции фотоаппарат не обладает какими-то характерными особенностями, но при этом он имеет ряд неочевидных для новичков моментов. Поэтому, если вы только взяли в руки данный фотоаппарат и не знаете, что с ним делать – читайте дальше, где я расскажу про основные особенности и о том, как фотографировать на ФЭД-5В.

Как проверить работоспособность?

Проверка целостности шторно-щелевого затвора

Если вы только взяли в руки данный фотоаппарат и хотите убедиться, что он работает, то для этого необходимо удостовериться в работе основных механизмов. Первый из них – цельность шторно-щелевого затвора. Довольно часто эти шторки протираются, стирается пропитка, которая не пропускает свет.

Для проверки необходимо снять заднюю крышку фотоаппарата. Чтобы это сделать необходимо оттянуть две дужки на нижнем торце и прокрутить их, переведя в горизонтальное положение:

lazy placeholder

После этого крышку можно снять простым движением пальцев вниз. Собственно, теперь мы можем наблюдать шторки затвора. Снимаем крышку с объектива (если есть) и наводим его на что-нибудь светлое (на лампу, например) и смотрим проходит ли свет через шторки. Если есть хотя бы просто небольшой просвет, еле заметный, то значит, что шторки стерлись и пленка будет засвечиваться при съемке – на рабочих шторках свет не проникает вообще.

Проверка выдержек

Если со шторками все хорошо, то приступаем к проверке выдержек. Понятное дело, что на глаз определить точность отработки коротких выдержек невозможно, но нам нужно просто убедиться, что во время спуска затвора, шторки разъезжаются и возвращаются в нормальное положение (не сминаются и не оставляют щелей). Для этого взводим курок затвора и только после этого выставляем выдержку (это одна из особенностей). Чтобы установить нужную выдержку – после взвода затвора, приподнимаем диск выдержек пальцами и прокручиваем до нужного положения и затем нажимаем кнопку спуска затвора, наблюдая за шторками. Необходимо отщелкать все выдержки, можно даже по несколько раз, чтобы убедиться, что все работает.

Проверка дальномера

Конечно, окончаетельно убедиться в работе фотоаппарата можно будет после первой пленки. Поэтому я советую первую пленку отщелкать без особых ожиданий, поделать простые кадры на разном расстоянии, с разными настройками, чтобы прочувствовать фотоаппарат и убедиться в том, что он полностью работает.

Как заправить пленку в фотоаппарат?

Один из первых вопросов с которым вам придется столкнуться. Чтобы заправить пленку в данную модель, необходимо снять заднюю крышку (как это сделать см. выше).

Вставляем кассету с пленкой в отсек для катушки и протягиваем язычок в приемную катушку, попадая кончиком в “щель”.

lazy placeholder

lazy placeholder

Убедившись в этом, закрываем нашу крышку, прощелкиваем еще 1-2 кадра для уверенности (при открытой крышке мы засветили пару кадров, поэтому на всякий случай лучше увести этот кусочек пленки подальше). Выставляем на верхнем торце слева чувствительность нашей пленки, а справа тип пленки. Все, мы готовы к съемке!

Как снимать на данный фотоаппарат?

Сам принцип действия максимально простой и несильно отличается основными моментами от других пленочных фотоаппаратов. Конечно, первым делом мы выставляем необходимые настройки в зависимости от места съемок, освещения и так далее.

Если вам незнакомы такие понятия, как “диафрагма”, “выдержка” и “ISO (чувствтительность)”, то рекомендую ознакомиться с этой статьей.

Ознакамливаемся с окружающей обстановкой, выставляем необходимую диафрагму и наводим на резкость, наблюдая в окно видоискателя, фокусируемся на объекте съемки, совмещая изображение с желтым кружочком в центре. После этого взводим курок и только после взвода (. ) выставляем выдержку (приподнимаем пальцами диск выдержек и прокручиваем до нужного значения). Все готово для кадра – нажимаем кнопку спуска и вуа-ля, наш кадр сделан.

Как смотать пленку обратно в кассету?

После того, как вы отсняли пленку (как правило, это 36 кадров), то пленку необходимо смотать обратно в кассету, чтобы не засветить ее. Для этого на данной модели мы нажимаем на дужку вокруг кнопки спуска затвора:

lazy placeholder

Затем откидываем рычажок обратной перемотки пленки и крутим по направлению стрелочки:

lazy placeholder

Крутим до тех пор, пока не почувствуем в один момент, что пленка сошла с приемной катушки (легкое сопротивление), делаем еще 1-2 оборота и снимаем крышку, наблюдая следующую картину:

lazy placeholder

Вытаскиваем нашу катушку с пленкой и далее уже необходимо ее проявить и отсканировать.

Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция

Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на самом деле. Хотя камера выпускалась до 90-х годов. От первых ФЭДов отрыв был на 50 с лишним лет.

Ну не тянет прирост функционала между самой первой и 5-й моделями на половину столетия!

Нет, я, конечно, понимаю, что каждое поколение камер было, видимо, технологичнее и надежнее предыдущего. Но вам, как пользователю, — интересно, что ваша модель надежнее предыдущей? Не абсолютно надежна— так не бывает, — а именно процентов так на 10-15 надежнее? Лично меня это не трогало бы никак. Аппарат или работает или не работает.

В целом, линейка Зорких смотрится, конечно, разнообразнее. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что классические механические Зоркие не получили встроенного экспонометра. А у ФЭД экспонометр был с 4-й модели.

Насколько важен встроенный экспонометр?

Есть большие нарекания к точности этих устройств. И селеновый элемент со временем подвержен выгоранию, из-за чего экспонометр начинает совсем уж врать через несколько лет активной эксплуатации. А фотоаппараты-то служили десятилетиями! В итоге, есть мнение, что встроенный экспонометр — деталь лишняя.

Доводы понятные, но совсем без экспонометра-то никак не обойтись. Таскать всюду внешний — хоть и не очень сложно, но все-таки. Мало ли — забыл, потерял. А тут экспонометр всегда под рукой. Начнет привирать — так замерь погрешность с помощью внешнего и вводи поправки.

В общем, я считаю встроенный экспонометр — важным решением для дальномерных аппаратов. И харьковчане в этом вопросе были прогрессивнее красногорцев.

Но о линейке Зорких — позже. А сейчас, герой обзора — ФЭД-5.

Мне, как очкарику, конечно, важно и то, и то. Но флагмана, который предлагал бы все плюшки сразу — не придумали.

Сейчас мы рассмотрим именно ФЭД-5

ФЭД-5 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1977 по 1990 год.

Корпус — классический для дальномеров того времени. Выполнен из светлого металла и оклеен черным текстурированным кожзаменителем.

Камера весьма крупная и увесистая. Мой экземпляр без объектива весит 630 грамм.

Штатный объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55.

Тип крепления оптики— резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.

Взвод затвора — курковый. Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1с, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Очень большой ассортимент выдержек. По мне, так за пределами целесообразности. Помню, перейдя на Зенит-12сд с его более чем скромным количеством выдержек, я нисколько не испытал дискомфорта.

Тем не менее, диапазон выдержек — это важная часть функционала фотокамеры. Далеко не все дальномерные камеры того времени могли похвастаться таким ассортиментом. Поэтому решение харьковчан заслуживает только поощрения.

Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом. Причем синхроконтакт есть и проводной и в «горячем» башмаке.

Элементы управления:

lazy placeholder
Спереди, помимо объектива, имеем: — рычаг взвода и кнопку старта автоспуска — классически справа от объектива; — прямоугольное окно видоискателя; — небольшой круглый глазок дальномера. База дальномера 43 мм; — окошко встроенного несопряжённого селенового фотоэкспонометра.

lazy placeholder
Сзади видим гнездо проводного синхроконтакта и окуляр видоискателя.

Окуляр снабжен ребристой оправой для диоптрийной коррекции в пределах ± 2 диоптрий.

Видоискатель совмещен с дальномером. Картинка в видоискателе совсем небольшая и тонированная серо-фиолетовым цветом. Все это делает видоискатель темным и не очень-то удобным. Зона фокусировки в центре — круглая, небольшая, более светлая, чем остальное поле видоискателя.

lazy placeholder
Снизу — 2 замка съемной задней стенки и штативное гнездо. Резьба штативного гнезда — 1/4 дюйма.

lazy placeholder
Основные элементы управления сосредоточены сверху.

Слева расположен массивный несопряженный калькулятор экспозиции. В его центре скрывается подъемная головка обратной перемотки. Далее, слева направо идет окошко со шкалой экспонометра. Шкала имеет деления, пронумерованные от 1 до 11. В зависимости от уровня освещения объекта съемки по шкале ходит стрелка. Чем выше уровень, тем на большую цифру шкалы указывает стрелка.

Калькуляция экспозиции происходит так:

lazy placeholder
Вращением центрального кольца калькулятора пользователь выбирает чувствительность заряженной в аппарат фотопленки.

Далее пользователь видит номер, на который указывает стрелка на шкале экспонометра и вращением внешнего кольца калькулятора выставляет этот номер в окошке на калькуляторе. После этого, любая из совпавших друг напротив друга пар выдержки и диафрагмы — является допустимой экспопарой.

Пользователь выбирает конкретную пару исходя из своего замысла и выставляет выдержку и диафрагму на соответствующих органах управления.

Как видим, экспонометр, калькулятор экспозиции и органы управления выдержкой и апертурой — это отдельные и независимые узлы аппарата, что не очень удобно.

Но идем далее. Правее шкалы экспонометра расположен горячий башмак.

lazy placeholder
Еще правее головка выдержек. Диапазон допустимых выдержек — вызывает, конечно, оптимизм, а вот техническая реализация этого узла неудобная.

Традиционно для камер того времени, чтобы изменить выдержку, головку нужно оттянуть наверх, перевести на нужную выдержку и опустить.

Менять выдержку можно только при взведенном затворе! Иначе камера выйдет из строя.

Далее идет кнопка спуска с втулкой отключения затвора и массивная головка, в которой совмещены курок взвода затвора, счетчик кадров и памятка типа заряженной пленки.

Расположение кнопки спуска — традиционное для камер этой серии. Кнопка смещена назад и хорошо прячется за головкой взвода затвора и счетчика кадров. Привыкаешь к такому расположению быстро, но удобным его назвать нельзя.

Дизайн камеры не очень самобытен. Все типично для линейки ФЭД. Нет ни изъянов ни изюма. В целом, я бы назвал дизайн скорее неудачным. На мой скромный вкус, конечно. Вроде все неплохо, но какие-то пропорции делают камеры недостаточно солидной.

lazy placeholder
Чтобы зарядить пленку требуется открыть снизу два поворотных замка и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.

Экспонометр у меня был внешний Лениград-8. Обзор этого замечательного устройства я обязательно сделаю.

О существовании вариантов пятого ФЭДа с экспонометром я просто не знал, а потому и не парился.

Отношение к пятому ФЭДу у меня сдержанное. Не могу сказать, что камера мне тогда прям не нравилась. Все вполне прилично. Против Смены-8М прирост функционала — очевиден.

Но что-то такое ощущалось….. В общем, на Зенит-12сд я перешел безо всякого сожаления.

Не знаю как кому, но для меня в 5-х ФЭД-ах было особенно неудобно то, что шкала выдержек нанесена на «погон» на корпусе камеры вокруг головки выдержек.

Почему это неудобно? А потому, что при взводе затвора головка вращается. И при взведенном и невзведенном затворе — стрелка на головке указывает не в одно и то же место! Понять, какая именно выдержка выставлена, можно только взведя затвор. При спущенном же затворе выдержку не только нельзя поменять, так еще и нельзя точно понять какая именно выдержка сейчас выставлена.

Во многих моделях ФЭД была иная конструкция. Там тоже вращается головка, но и до, и после, и даже во время взвода затвора можно видеть какая выставлена выдержка.

Я понимаю, что конструкторы перенесли шкалу на неподвижный «погон» в первую очередь потому, что выдержек много и на головке разместить их все было бы сложно и неудобно. Но удобства пользователю это ведь никак не добавляет, верно?

Конечно, такой механизм изменения выдержек был и на других фотоаппаратах. В том числе и на многих Зорких.

Но как-то все по мелочи накапливается в совокупности с общей громоздкостью, избыточным весом, мелкой и темной картинкой в видоискателе, отсутствием ярких решений в дизайне и т.д.

Все вместе это впечатление от камеры портит.

Хотя, возможно, я излишне придираюсь к этому аппарату. А вы как считаете?

P.S. Объективы от многих советских фотоаппаратов, в том числе от этого, можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. И не забывайте про кроп-фактор.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M39-Nikon F
Canon M39-Canon EF
Sony М39-Sony/Minolta
Pentax M39-pentax K
Беззеркалки Sony M39-NEX
Оlympus/ Panasonic M39-m 4/3
Fuji M39-FX
Nikon M39-Nikon 1

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки. Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара. Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий. На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.

Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Также приглашаю Авторов публиковаться на ресурсах Проекта.

Инструкция:

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Примеры фотографий на ФЭД-5В

Мне довелось сделать не так много фотографий на него, но вот парочка из тех, которые можно назвать более менее удачными. Пленка: Fujicolor SUPERIA 400 X-TRA.

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

История

В самом начале фотоаппарат ФЭД собирали вручную воспитанники детской колонии имени Дзержинскогов Харькове. В 1934 году было выпущено несколько тысяч камер.

lazy placeholder

В 1938 г. вышла вторая модель – ФЭД-С, оснащенная набором выдержек. К началу 50-х модельный ряд производителя был уже довольно широк.

Выводы

Данный фотоаппарат, безусловно, является одним из самых знаменитых в советской линейке фототехники. Это связано и с простотой использования, и длинным периодом выпуска, а также благодаря простой и надежной конструкции. Последнее, конечно, с оговоркой – зачастую использование советской техники похоже на игру в рулетку, повезет/не повезет. Тем не менее, эта модель однозначна достойна вашего внимания и я крайне советую пофотографировать на нее. Особенно, если вы только начинаете свой путь в фотографии.

Если у вас остались вопросы или желаете поделиться своими снимками, дополнить статью – пишите комментарии! Буду рад помочь. Желаю удачи!

Прототип

Советский фотоаппарат ФЭД нельзя назвать копией «Лейки» по одной простой причине – у него был реальный прототип, созданный еще в дореволюционной России. Разработка началась в 1906 году, а вскоре детище инженера Корнелия Евтушенко поступило в серийное производство. Существуют достоверные сведения о том, что «Циклопами» (так называлась эта камера) пользовались при дворе императора Николая II.

В 1913 г. появилась возможность установить на фотоаппарат сменный объектив, а также провести ряд усовершенствований, в ходе которых был модернизирован видоискатель. Стоимость чуда техники составляла 120 рублей, но это не мешало ее популярности как в России, так и за ее пределами.

Примерно в это же время, в Германии, началась работа над новой камерой. Получается, «Циклоп» опередил «Лейку» на несколько лет. Вот он-то и стал прототипом ФЭДа.

ФЭД 5. Мысли от читателя Радоживы

Обзор фотоаппарата специально для Радоживы подготовил Борис Тимофеенко.

lazy placeholder

ФЭД 5 — один из моих любимых фотоаппаратов. Потомок немецких «Leica», хоть он и менее технически совершенен, чем «Киев» (объектив с меньшей светосилой, меньший диапазон выдержек), но всё-таки есть у него некоторый шарм.

ФЭД — аппарат для вдумчивой съёмки. Этому способствуют отсутствие какой-либо автоматики, кроме селенового экспонометра, и объектив с не слишком высокой светосилой (f/2.8).

Парк доступных объективов к этому фотоаппарату очень скромен, и большую его часть составляют похожие по характеристикам объективы «Индустар». В данном обзоре я буду рассматривать «ФЭД» с «Индустаром» неразрывно друг от друга.

lazy placeholder
ФЭД 5

На моём экземпляре стоит объектив «Индустар-61Л/Д». Этот 55-миллиметровый фикс имеет возможность регулирования диафрагмы от f/2.8 до f/16. Мне нравится убийственная резкость этого объектива в центре с минимальными искажениями по бокам даже на открытой диафрагме. Эта резкость очень художественно смотрится в сочетании с особенностями фотоплёнки (цвета, зерно), благодаря чему можно получить восхитительные снимки. Виньетирование объектива слабое и не будет заметно на цифровых фотоаппаратах с «кропнутой» матрицей. Лепестки диафрагмы имеют круглую форму на f/2.8 и f/4, превращаясь в правильный шестиугольник на остальных значениях. Боке абсолютно не искажено: не закручивается (в отличие от Гелиоса 44-М), источники света выглядят как правильные шестиугольники либо круги. Объектив неплохо держит контровый свет, сохраняя хорошую контрастность, и при этом часто преподносит весьма красивые «зайчики» засветки. По моему опыту, этот объектив хорошо подходит для разных видов съёмок, от портретной до предметной: при впечатляющей резкости и минимальных искажениях изображения получаются очень приятными глазу, художественными. В плане удобства использования объектив огорчил тугим кольцом фокусировки (иногда при его прокрутке прокручивается весь объектив).

lazy placeholder
ФЭД 5

Эргономика фотоаппарата своеобразна. При весе около килограмма «федя» сделан очень качественно, с почти полным отсутствием пластиковых деталей. В руках лежит уверенно и удобно, с простым доступом к элементам управления. На шее в чехле аппарат долго не поносишь: перевешивает. Качество изготовления на высоте: минимальное количество пластиковых деталей, надёжный затвор. Благодаря отсутствию зеркала с рук можно делать кадры на выдержках 1/30 и даже 1/15 (впрочем, последние получаются не всегда).

Видоискатель у фотоаппарата тёмный и маленький, не слишком широкая база дальномера. Пользоваться таким видоискателем, а в особенности фокусироваться, довольно неудобно. Практически невозможно сфокусироваться в темноте (например, в условиях концерта): в видоискателе просто не видно кружок фокусировки!

lazy placeholder
ФЭД 5

Какой-либо электроники в фотоаппарате нет, поэтому в нём отсутствует элемент питания (в отличие от, например, Зенитов). Есть механический автоспуск и деградировавший за десятилетия селеновый экспонометр. На верхней части располагается калькулятор выдержек, позволяющий по показаниям экспонометра вычислить светопару. На рычажке перемотки затвора есть индикатор числа кадров и типа плёнки. Удобная штука! Есть синхроконтакт и горячий башмак, можно подключить вспышку (впрочем, я не пробовал). Синхронизация со вспышкой происходит только на выдержке 1/30 сек.

А теперь давайте посмотрим на некоторые снимки, которые я получил на этом фотоаппарате. Цветная фотоплёнка Kodak ColorPlus 200, ISO 200 и черно-белая фотоплёнка A-125, ISO 125:

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

В заключение скажу, что я влюбился в этот фотоаппарат. В своё время «федя» мотивировал меня к изучению фотографии: из-за отсутствия автоматических режимов пришлось изучить матчасть, прежде чем выходить на улицу и фотографировать всё подряд. Да, эргономика неидеальна, но при должной сноровке можно получать замечательные кадры. Впрочем, сфера применения фотоаппарата ограничена: «ФЭД» подходит только для вдумчивой съёмки в хороших условиях освещения. Даже со вспышкой снимать, например, ночные мероприятия будет крайне проблематично.

Еще один обзор ФЭД-5 можно найти здесь. Больше обзоров от читателей Радоживы найдете здесь.

Модели со шторным затвором

Первую модель описываемого фотоаппарата иногда именуют не совсем так, как она называлась по техпаспорту. Никаких ФЭД-0 и ФЭД-1 никогда не существовало, первый релиз не имел в названии вообще никаких цифр. Зато вторая модель уже маркировалась двойкой, затем эта традиция продолжилась.

ФЭД-2 (1955 г.) оснащалась синхроконтактом, телескопическим видоискателем, дальномером. Эта камера имела несколько модификаций, некоторые выпускались лимитированным тиражом. Корпус оклеивали качественной кожей разных сортов.

lazy placeholder

Некоторые модификации серии имели функцию автоспуска и курковый затвор.

Фотоаппарат ФЭД-3 производился с 1961 по 1965. Он был бескурковым и оснащался прогрессивным по тем временам объективом «Индустар». Впоследствии было выпущено еще несколько моделей камеры с индексами 5, 5В, 5С, 6 TTL. Они отличались деталями, но в целом конструкция была примерно одной.

Все эти фотоаппараты оснащались шторным затвором, оптическим видоискателем, имели съемную заднюю панель.

Затвор-диафрагма

Наряду с перечисленными моделями производились и фотоаппараты с затвором-диафрагмой. В серию вошло несколько моделей, некоторые из них в свободную продажу не попали вообще, поскольку были выпущены минимальным тиражом.

Особого внимания заслуживает не совсем обычный фотоаппарат ФЭД. Инструкция гласила, что эта камера, оснащенная двумя объективами, предназначена для съемки объемных стереоизображений.

lazy placeholder

Это единственна стереоскопическая камера во всем модельном ряде. Кстати, технология была разработана в далеком 1854 г. русским инженером Александровским. На основе этого изобретения работает вся современная аппаратура, использующая режим 3D.

Ценность в наше время

Сегодня, когда на антресолях у каждой четвертой семьи лежит какой-нибудь ФЭД, продать большинство таких фотоаппаратов проблематично. Для коллекционеров, а тем более для работающих с пленкой фотографов, особого интереса эта техника не представляет. В среднем стоимость фотоаппарата ФЭД исчисляется несколькими сотнями рублей. Но речь идет, конечно, о серийных моделях. Прошло еще не так много времени, чтобы считать эти фотокамеры антиквариатом. Скорее их можно назвать устаревшими. Но всё-таки ФЭД – это один из символов советской фотоиндустрии и даже всего СССР. Если вам хочется купить подобную вещь для антуража кафе, в качестве реквизита для фотосъемки или просто в память о былых временах, вы без труда найдете ее на барахолке или в местном клубе фотолюбителей за 500-700 рублей.

А вот старый фотоаппарат ФЭД 30-40х годов выпуска, да еще и в рабочем состоянии, будет стоить намного больше. Его цена нередко достигает 5-15 тысяч рублей. Камеры из лимитированных серий, украшенные натуральной кожей, являются редкостью и стоят еще дороже.

lazy placeholder

Найти их можно только на аукционах и в специальных магазинах. Подобные модели ценятся коллекционерами не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом.

Источник

Adblock
detector