Философский тип мышления как критика

7 ключевых признаков критического мышления и как его развить

lazy placeholder

Мы живём в необычное время, когда каждый имеет практически неограниченный доступ к информации и знаниям. Полвека назад о таком можно было только мечтать. Но если присмотреться к этому информационному потоку, можно заметить, что в нём слишком много недостоверной информации. И чтобы уметь отличать правду от вымысла, необходимо обладать особой способностью – критическим мышлением. Именно о нём мы сегодня и поговорим.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Оно всегда ориентировано не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. В рамках критического мышления все факты, подвергаются тщательному анализу и осмыслению с использованием методов рационального познания.

Ключевой аспект критического мышления – способность оценивать правдоподобность поступающей информации и делать выводы о её истинности, исходя из имеющихся фактов. Более того, обладающие данной способностью люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные им факты. Благодаря этому они способны самостоятельно обнаружить, что ранее заблуждались, и признать это, не цепляясь за ошибочные убеждения.

Человек, обладающий хорошо развитым критическим мышлением, способен извлекать из него выгоды во всех сферах жизни. Он более наблюдателен и быстрее замечает различные важные детали в любых жизненных обстоятельствах. Поскольку он всегда понимает, какие аргументы более важны, он хорошо умеет обосновывать свою точку зрения в дискуссии. Также он быстрее обрабатывает информацию, эффективнее изучает новый материал, умеет применять свои навыки аналитического мышления в любых ситуациях.

7 ключевых признаков критического мышления

Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее.

1. Гибкость

Мы склонны держаться за наши знания и убеждения, опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной точки зрения. Такой подход позволяет нам минимизировать когнитивную нагрузку и снизить уровень стресса. Именно отсутствие гибкости мышления сильнее всего мешает большинству людей мыслить критически. Они предпочитают получать информацию в готовом виде, осмысливая её в соответствии с имеющимися паттернами восприятия.

Гибкость мышления важна ещё в одной сфере. Большинство людей обычно верит той точке зрения, которую слышит первой. Например, если поссорились два соседа, остальные обычно поддерживают того, кто успел первым рассказать им своё видение ситуации и обвинить в конфликте своего оппонента. Но человек, способный мыслить гибко, непредвзято оценивает ситуацию, и его мнение не зависит от того, в какой последовательности он услышал версии конфликтующих сторон.

2. Логичность

Несмотря на то, что логика – это довольно сложная наука, большинству людей её основные законы доступны для понимания на интуитивном уровне. Логичность критического мышления подразумевает, что в своих суждениях человек руководствуется именно законами логики. Все его умозаключения логичны, он всегда действует и рассуждает последовательно, в любых обстоятельствах умеет правильно оценивать причинно-следственные связи, не путая и не перекручивая их.

3. Социальная ориентированность

Каждому человеку в той или иной мере свойственен специфический эгоизм, заключающийся в том, что он считает более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для него самого. Но хорошо развитое критическое мышление исключает подобный подход.

Такой человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности. Например, если происходит конфликт в общественном месте, он всегда трезво оценивает ситуацию, при необходимости признавая свою неправоту.

4. Обоснованность

Любое утверждение должно быть аргументировано и доказано. Человек с развитым критическим мышлением прекрасно понимает это, поэтому в споре всегда использует только те аргументы, которые готов доказать, и избегает аргументов в стиле «Любой дурак знает!». Разумеется, и к чужой аргументации он весьма требователен. При этом многих людей раздражает, когда он уточняет, из какого источника взята определённая информация и как её можно перепроверить.

5. Беспристрастность

Ещё одна особенность людей с хорошо развитым критическим мышлением заключается в том, что они никогда не судят пристрастно. Они игнорируют авторитетные точки зрения и личные предпочтения, не боятся, что их выбор кого-то расстроит.

Чтобы проверить, умеете ли вы мыслить беспристрастно, представьте себе ситуацию, в которой близкий вам человек оказывается неправым в споре с кем-то посторонним. Заметите ли вы это? Сможете ли сказать ему, что он неправ, и как вообще будете вести себя в такой ситуации? Оставаться беспристрастным очень сложно, поэтому это одно из самых эффективных испытаний критического мышления.

6. Последовательность и системность

Критическое мышление не может быть бессистемным или непоследовательным. Оно не терпит хаоса и сумбура в мыслях, а требует порядка и умения раскладывать информацию по полочкам. Такой человек всегда последователен в своих суждениях, решениях и действиях. И посторонним обычно довольно сложно запутать его, сбить с мысли или навязать свою точку зрения, которая не впишется в его систему.

7. Самостоятельность

Многие люди даже не задумываются, насколько им нравится, когда кто-то думает за них и преподносит им уже готовую точку зрения – продуманную, аргументированную и простую для понимания. Но критически мыслящий человек никогда не принимает готовое мнение. Для него важно получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения.

Плюсы критического мышления

Сразу отметим, что у критического мышления есть только положительные стороны и нет отрицательных (если, конечно же, не прибегать к аргументам в стиле «Чем меньше думаешь, тем проще живётся»). Умение мыслить критически даёт человеку такие преимущества как:

На самом деле, хорошо развитая способность мыслить критически даёт своему обладателю гораздо больше преимуществ. Вряд ли можно найти человека, который станет спорить с утверждением, что полезно уметь быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность.

Как развить критическое мышление?

Способность критически мыслить присутствует лишь у небольшого количества людей. Более того, вряд ли существует хотя бы один человек, которого она никогда не подводила. Но есть и хорошая новость: эту способность можно развивать, с каждым днём всё более явно замечая её влияние на свою жизнь. В этом помогут 7 простых правил, которые желательно соблюдать каждый день.

1. Контролируйте свои мыслительные процессы

Главная задача нашего мозга заключается в том, чтобы решить поставленную задачу, затратив на это минимум энергии. Для этого он использует разные механизмы экономии. В частности, он старается подобрать самое простое объяснение различным событиям, не напрягаясь для более детального анализа.

При этом нам далеко не всегда выгодно, чтобы он так себя вёл. Поэтому каждый раз, когда вы делаете какие-то выводы или принимаете решение, следите за тем, какую работу при этом проводит ваш мозг и не халтурит ли он, делая выбор «на автомате».

2. Боритесь со стереотипами и убеждениями

Многие открытия совершались в те моменты, когда кто-то отказывался от общепринятого мнения и делал нечто, что считалось невозможным или попросту неправильным. Такой подход может использовать любой человек, и не обязательно быть ученым.

Всякий раз, когда старые убеждения (неважно, ваши собственные или навязанные обществом) мешают вам действовать, задумывайтесь о том, насколько они актуальны. Пересмотр убеждений – это одно из мощнейших упражнений на развитие критического мышления.

3. Задавайте базовые вопросы

Работая с информацией, бывает полезно задавать себе простые вопросы. Например, такие как:

Бывает, что ответы на эти простые вопросы помогают критически осмыслить информацию лучше, чем её детальное изучение.

4. Пробуйте думать в обратном направлении

Это неплохое когнитивное упражнение, полезное для развития мышления в целом. Когда вы не можете понять, каким образом событие А стало причиной события Б, подумайте, не произошло ли всё наоборот. Вполне вероятно, что это событие Б спровоцировало событие А, и как только вы рассмотрите такой вариант, сразу найдёте ответ на свой вопрос.

5. Оценивайте каждую статью, которую читаете

У каждой статьи есть свой автор, который написал её с какой-то целью. Иногда мотивация заключается в том, чтобы делиться знаниями, но иногда и в том, чтобы навязывать людям определённую точку зрения. Чтобы понять это, достаточно задавать себе 3 вопроса:

Например, если на сайте производителя какого-то продукта размещена статья о его безграничной полезности, изложенной в ней информации не следует доверять слишком уж сильно.

6. Думайте самостоятельно

Как уже было отмечено выше, наш мозг очень экономно расходует энергию, поэтому с готовностью соглашается с чужим мнением, если оно не противоречит нашим убеждениям и не доставляет дискомфорта. Особенно хорошо данный эффект заметен при чтении. Приготовившись получать полезную информацию, мы расслабляемся и доверяемся автору.

Конечно, это удобно и практично. Но лучше всё же осмысливать сказанное, находя аргументы для спора с автором. В идеале вы должны находить у него неточности и незначительные ошибки. Это не будет означать, что материал плохой, ведь все ошибаются. Это будет означать лишь то, что вы изучаете его действительно внимательно.

7. Не ожидайте идеального результата

Даже хорошо развитое критическое мышление подводит своих обладателей. Поэтому избавьтесь от перфекционизма и не расстраивайтесь, если вдруг кто-то ввёл вас в заблуждение, несмотря на все старания. Даже если критическое мышление даст осечку, это не значит, что оно перестанет быть полезным, поскольку будет много других ситуаций, в которых оно прекрасно справится со своей задачей.

Заключение

Критическое мышление – это один из самых полезных навыков в современном мире. Оно улучшает когнитивные способности и ведёт к более осознанной жизни. Поэтому не нужно жалеть времени и усилий на его развитие. Запишите 7 правил, которые мы рассмотрели выше, и старайтесь постоянно их соблюдать. И довольно скоро вы заметите, насколько чаще и легче вам удаётся критически осмысливать различные вещи в повседневной жизни.

Источник

Философский тип мышления как критика

Название работы: Основные особенности философского типа мышления

Предметная область: Логика и философия

Описание: Основные особенности философского типа мышления: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных однажды выбранных принципов их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы конечно могут вноситься уточ.

Дата добавления: 2013-04-03

Размер файла: 91.5 KB

Работу скачали: 81 чел.

.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ.

Источниками рождения философского мышления и взгляда на мир можно считать:

продуктивное сомнение в правильности обыденных «мнений»;

потребность подняться над преходящими явлениями,
попытка проникнуть к Единому, Целому, Изначальному; личностное уникальное видение мира.

Многие основные свои темы философия почерпнула из мифологии и религии. Философия рождается из диалога с мифологическим и религиозным мировоззрением.

Процесс философствования основывается на рациональном доказательстве и выводе. Но философия не является формальным мышлением или методологией. Гегель неправомерно абсолютизировал рацио, разум, придал ему онтологический статус. Мифологическое мышление существует в мыслящем субъекте наравне с рациональным, логическим. Мифологическое мышление, связанное с человеком в его сознательном и бессознательном аспектах, во многом ответственно за выработку человеком ценностей. Оно дает тему, импульс; рациональное мышление развивает эту тему, приводит в систематическую форму. В области философских, гуманитарных понятий мышление тесно взаимодействует с фантазией.

Философское мировоззрение строится из понятий, в которых фиксируются самые общие и необходимые признаки явлений, их сущность. У философии есть свой понятийный аппарат (понятия «дух», «идея», «материя», закон», необходимость», «свобода», «объект», «субъект», «причина», «истина» и др.).

Специфика философских понятий, в отличие от понятий математических или естественнонаучных, состоит в том, что они ни в какой мере не однозначны, из них трудно строить формально-логические схемы. Если понятие «квадрат» подразумевает одно значение, то понятие «добро», понятие философское, нравственное, никак не может быть сведено к одному значению. Более того, философские понятия максимально многозначны и общи. Для их исследования и определения необходимо определение либо более простых понятий, которые входят в это большое понятие, либо выявление многоуровневой связи этого понятия с другими понятиями. При объяснении мира с помощью философских понятий, не отбрасывая их всеобщности, приходится прибегать к наглядности, к конкретным примерам. В философии невозможно ограничиться только «чистым» понятием. Естественнонаучные понятия во многом условны, являются устоявшимися в научном сообществе знаками неких связей, эти понятия относятся к явлениям узкого сегмента эмпирической сферы. Наоборот, в философии понятие в наименьшей степени есть знак, оно постоянно вызывает споры относительно его сущности и смысла и именно в силу своего дискуссионного, незавершенного характера требует использования конкретики и истолкования с помощью других понятий и образов.
В языке философа наряду с понятиями важное место занимают метафоры, образы («Язык — дом бытия» — Хайдеггер, «Мир есть вода» — Фалес, «Сущее есть разум» — Гегель). Для философа метафора благодаря ее выразительной силе и захватываемой глубине часто оказывается адекватным выразителем философского мышления, мышления подчас парадоксального, алогичного. Метафора является живым, конкретным, качественным, внутренним, а не формальным единством различного. В философской метафоре осуществляется единство бытия и человека, фиксируется образ, на который опирается философ. В исходной философской метафоре происходит встреча мифологического и рационального компонентов мышления. Так, Фалес живет в окружении мифологических представлений. Диалектики в его рассуждениях еще почти нет. Однако Фалес преследует цель объяснить всё с помощью определенного образа. Вода есть аналог всего, единое начало всего.

Какое место занимает логика в философии?
Логика изучает логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения). Логика оперирует с отвлеченными понятиями как с величинами и устанавливает между ними правильные соотношения. С помощью логики критически анализируется ход философствования. Логика — это некая отвлеченная рассудочная сетка, схема, набрасываемая на живую действительность, позволяющая наиболее быстро и экономно решать какие-то проблемы, осмысливать огромные объемы информации благодаря использованию знаков-заместителей чувственных представлений. Другое дело, что логика не может дать целостного ответа на проблему, она только может указать путь. Найти ответ на мировоззренческую проблему означает не только определить понятие, но и пережить его в целостном личностном опыте. Логический знак, чистое, абстрактное понятие представляют только часть целостного образа мира, сам образ полностью в нем не изживается.
Вообще, в философии можно говорить о нескольких логиках. Одна логика — это формальная логика однозначностей: «нет или да». Возможна и другая логика: «верно и то и другое».

Суть как философских вопросов, так и философских ответов состоит в том, что они всегда открыты для новых вопросов, всегда порождают новые смыслы. Как разговор не предполагает однозначных ответов (иначе бы он прекратился ибо ответ нужно давать так, чтобы можно было потом задать вопрос), так и философия предполагает многовариантность суждений, предполагает многозначность, одновременное сосуществование нескольких смыслов, нескольких истин. Только при такой логике сосуществования нескольких истин возникает потребность думать, осмыслять мир.

Каковы методы и средства философской деятельности?
Основным философским методом является диалектика (метод разрешения противоречий). Основной формой философствования является диалог. Поэтому обучение философии — это обучение прежде всего философствованию как самостоятельному диалогическому мышлению, рассуждению.

Философский взгляд на мир — это такой особый взгляд на мировые проблемы, который предполагает альтернативные, многообразные подходы к их решению. Человек, обдумывающий и обсуждающий философскую проблему, неизбежно рассматривает более чем одну ее трактовку. Философствование — это прежде всего свободное, творческое, диалогическое мышление и неиссякаемая любознательность.
Рассмотрим, на каких уровнях в философии существует диалог.
Диалог в философии возникает уже на уровне собственно философских систем, философских учений, полемизирующих друг с другом вокруг традиционных и новых для философии тем. Это собственно диалог мировоззрений. Невозможно изучать философию на примере только одной философской системы. За время своего существования философия не пришла к какому-то единому для всех ее течений итогу, философии сменяли друг друга. За всю историю философии различных вариантов ответов на одни и те же философские проблемы, способов их постановки и решения было множество, и все они рано или поздно оказывались одностронними.
Но и само философское понятие также диалогично. Имманентно присущая философствованию диалектика понятий приводит к диалогу.

Диалектика является также и определенным принципом мышления. В качестве предмета мысли можно выбрать любой, но диалектика устанавливает определенные правила, порядок рассуждения. Например, первым шагом диалектического рассмотрения предмета является отличение, отграничение его от других предметов, выделение существенных признаков. Философское осмысление проблем (любых, пусть даже взятых из сказки) отличается от обыденного тем, что оно диалектично, руководствуется некими правилами. Но при всей своей рациональности диалектика фиксирует и иррациональные переходы в развитии.
— Антиномий. Платон полагал, что бытие само по себе противоречиво: оно одновременно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. И. Кант писал, что разум рано или поздно неизбежно сталкивается с рационально неразрешимыми антиномиями. Согласно воззрениям П.А. Флоренского, мир и человеческий разум настолько противоречивы, что окончательно снять противоречия не удается. Даже истина может быть представлена только в
форме антиномии, т. е. одновременно утверждающей и отрицающей саму себя. Через внутреннюю антиномичность рассудок рождается к высшей истине. Сама истина, таким образом, ведет к диалогу, к столкновению различных суждений.

Развитое мышление — это диалог, диалектика, многовариантность. То есть выявление многообразия отношений предмета, противоречий и антиномий. Суть диалектики: противоречия и антиномии не пределы мысли, а стимул к поиску неделимого и непротиворечивого (истины, всеобщего, целого). Противоречия (к которым ведет диалектика понятий) снимаются в синтезе, а также в опыте единого.

Диалектика — неотъемлемое свойство Целого.
B.C. Библер отмечает такой аспект диалога, как диалог «голосов поэта (художника) и теоретика, выступающий основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления» [23, №4, с. 68].
М.М. Бахтин полагал, что в основе всех человеческих способностей, в том числе и мышления, лежит межличностное начало. Быть — значит общаться, в общении преодолевая тенденцию к овеществлению человека. Истина, понимание другого открываются только в диалоге. Вне речевого, одухотворяющего словесного контекста человек немыслим. Во взаимодействии человека с миром, в напряженном диалоге и создаются условия возникновения мышления.

Вообще мышление возникает как потребность разрешить противоречие, как практическое, так и нравственное, из несоответствия понятия внутренней или внешней реальности. Мышление не просто набор мыслительных операций, но прежде всего деятельность по построению понятий и суждений. Мышление — это синтетическая деятельность, путем анализа и синтеза движущаяся от одних обобщений к другим.
В философии, как игре, происходит освобождение от закосте-невших социальных ролей, от давления стереотипов. В свободном общении происходит раскрепощение человека, он раскрывается навстречу глубоким духовным смыслам.

К средствам философского исследования относятся:

диалектическая и формальная логика;

индуктивный и гипотетико-дедуктив-ный метод;

сомнение (ведущее к построению нового убеждения);

Философия – одна из многих разновидностей мыслительной деятельности человека. Естественно, она отличается своей специфичностью от остальных форм его духовной активности. Эти отличия касаются не только целей, которые стоят перед философией, не только направленности философского мышления. На этом стоит задержать наше внимание, с тем, чтобы понять, в чем заключается самобытность философии в сравнении её с наукой, художественным словом или религией, и чем эта самобытность объясняется. Только так мы сможем уяснить место, которое философия занимает в культуре в целом, с тем, чтобы не предъявлять ей нелепых претензий и не выдвигать пустых обвинений.

Относительно философии сформировалось немало иллюзий и предрассудков, и рассеять хотя бы часть из них было бы в высшей степени полезно уже в момент первого знакомства с предметом.

Самый распространённый предрассудок – называть философию наукой. Этот предрассудок присущ не только лицам для философии посторонним. Он находил себе место и среди философов. Достаточно привести, скажем, только название работы Эдмунда Гуссерля «Философия как чистая наука», чтобы понять, что такие претензии выражались и в самой философии. Гуссерль полагал необходимым подвергнуть современную ему философию некоторому очищению для того, чтобы она смогла действительно претендовать на звание подлинной науки.

Между прочим, столетием ранее Георг Гегель (да и не только он) утверждал, что философия – это «наука наук». Однако, объявляя её наукой наук, Гегель фактически ставил философию выше науки. Он создавал для философии особый метод мышления – диалектику. Эта диалектика, будучи применённой в дальнейшем в эпоху сталинизма к конкретным наукам наделала в них много бед, став средством критики генетики, кибернетики, и ещё много чего.

Разумеется, на ранних этапах развития научного мышления философия могла брать на себя некоторые научные функции. И эта деятельность содержала в себе определённый позитивный смысл. Однако как только наука достигла зрелости, стало очевидным, что у философии и науки несколько различные подходы к действительности. Так что, отношения у них довольно сложные, неоднозначные, а порой и очень напряжённые. Хотя философия и наука несомненные родственники. Впрочем, некоторые философы наотрез отказывались это признавать.

Среди таких можно было бы назвать Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера.
Тот же, упомянутый ранее Гегель, говоря об отношениях религии и философии, заявлял, что истинная философия не может не быть по своей сути религией, а истинная религия – философией. И в истории философии мы находим немало воплощений этой мысли, как в форме так называемой теологии (богословия), так и в виде просто религиозной философии. Русский философ Николай Бердяев утверждал в своей «Философии свободы»: «Религия есть жизненная основа философии, религия питает философию реальным бытием»

Такую же близость можно обнаружить между философией и художественным словом. Некоторые философские произведения по праву считаются достойным воплощением литературного языка своей эпохи. Так можно было бы сказать о Платоне или Ницше.
Бросим взгляд на разнообразие жанров философских произведений. Оно чрезвычайно красноречиво иллюстрирует положение философии, занимаемое ею в культуре в целом.

Самым древним жанром философских произведений была поэма. Так мы находим большое количество фундаментальных философских текстов в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Первые греческие философы считали своим долгом сочинять пространные поэтические произведения под названием «Пэри фюзис», что означает «О природе». Один из таких текстов, но уже в латинском варианте, целиком сохранился до наших дней в виде сочинения римского философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Почему именно поэма стала формой выражения раннего философского опыта человека? Да потому, что философия с самого начала толковала о вещах глубоких и значительных. В ней видели отблеск божественной мудрости, а поэтическая речь считалась разновидностью священной речи. С помощью такой речи люди общались с богами. Естественно, значительные вещи подобает излагать языком особым. Потому философия выражала себя при помощи такого языка, на каком сочинялись гимны и славословия в честь божества.
Крупнейший греческий философ Платон облекал свои произведения в форму диалогов. То есть он, по сути, создавал драматические произведения на философские темы. Диалог – это основа основ любой драматургии, т.е. сочинения пьес. Платоновы диалоги и были своеобразными пьесами, где действовали реальные исторические персонажи (в том числе и учитель Платона Сократ) и решались разнообразные философские вопросы. Использовали эту форму и в другие эпохи.

Знает философия и такой жанр как притча. Притча – простая жизненная история с глубоким философским смыслом. Притча – один из излюбленных видов фольклора, т.е. чисто народного творчества. Удивительной красоты и поэтичности этот жанр достигает в творчестве древнего китайского мыслителя Чжуан Цзы.
Почётное место в арсенале философской мысли занимает афоризм – яркое короткое высказывание, нередко носящее парадоксальный характер, т.е. потрясающее наше воображение сочетанием каких-либо противоречивых сторон действительности. Афоризм также неизбежный компонент фольклорного творчества, где он принимает вид пословицы. В философии же хорошо известны афористические высказывания многих греческих философов. Нашли себе здесь достойное место и афористические произведения философов более позднего времени. Например, «Афоризмы житейской мудрости» Артура Шопенгауэра.

Хорошо известен философии и такой почтенный жанр как роман или повесть. Этот вид художественной прозы очень любили французские философы ХУ111 столетия. Обращались к нему и в ХХ веке, к примеру сказать, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Справедливости ради надо заметить, что ему отдали должное и некоторые средневековые арабские мыслители.
И уж, конечно же, философия знает и широко применяет такой вид организации текста как трактат. То есть систематическое логически организованное рассуждение на какую- либо тему. А это уже научный жанр.
Самым же удивительным видом философского произведения является образ жизни, который практиковали те или иные философы прошлого, воплощая в нём свои идеи. Вспомним греческого философа Диогена, который жил в бочке. Являя собой тип древнегреческого бомжа, Диоген своим образом жизни пропагандировал естественность и возврат к природе, отвергая то, что, по его мнению, является не только обузой для человека, но и портит его нрав – имущество, удобства, изнеженность, власть и т.д. Диоген превратил свои жесты, поступки, высказывания – всю свою жизнь в реальное живое произведение философии, из которого люди самым натуральным образом усваивали его философские взгляды. До сих пор у нас в ходу некоторые из произнесённых им крылатых фраз. Например: «Всё своё ношу с собой». Или: «Днём с огнём». Последняя отражает ту историю, когда Диоген бродил днём по улицам Афин с зажжённым светильником в поисках «человека», давая тем самым понять, что настоящего человека в жизни отыскать совсем нелегко. Таких практически действовавших проповедников философской мысли в её истории было немало. В своей деятельности они чем-то напоминают нам религиозных подвижников.

Такое многообразие жанров философских произведений оформилось в философии не случайно. Оно основано отнюдь не на произволе и субъективных устремлениях авторов. Хотя влияние субъективных склонностей тут, безусловно, проявляется. Но это не делает, как говорят, в этом вопросе погоды. Данное положение вещей объясняется природой самой философии, её спецификой, характером вопросов её интересующих, сущностью, в конце концов.

Мир как единое целое невозможно изучать средствами науки. Невозможно постичь научно всю глубину и многообразие человеческой истории. Освальд Шпенглер, к примеру, заявлял: «Природу нужно толковать научно, история требует поэтического творчества». Характеризуя сложность такой ситуации в области познания действительности, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет констатировал: «Перед нами открытое противостояние двух типов истин: научной и философской. Первая точна, но недостаточна, вторая достаточна, но не точна. И получается, что эта неточная истина является более глубокой и, следовательно, истиной, несомненно, более высокого ранга, не только потому, что её предмет шире, но и как сам метод познания; короче, менее точная философская истина более верна»

Подведём же последнюю черту под всеми нашими рассуждениями относительно философии и выделим самое важное из того, к чему мы с вами пришли:

Возраст философии – примерно 2500 лет.

Философия как явление возникает и существует отнюдь не случайно, но вполне закономерно там, где для этого появляются надлежащие условия.

Философия – это особый род мыслительной деятельности, разрабатывающий наши представления о мире в целом и месте человека в нём.

Конечная цель философии (предназначение) сформировать наше самосознание на основе глубокого понимания природы мира и человеческого существа.

Функция самосознания – правильно ориентировать человека относительно самого себя, относительно своих способностей, возможностей и перспектив исторического существования.

Философия имеет ввиду не личные стороны самосознания конкретного индивида (например, некоего Иванова относительно его личных житейских обстоятельств), а более глубокие, общие людям вообще его основы.

Философия имеет ряд общих черт и отличий относительно науки, художественного слова (литературы), религии, но является совершенно самостоятельным видом мыслительной деятельности.

Особой самобытной чертой философии следует признать её плюрализм.

Философия развивает: а) культуру мышления человека; б) культуру отношения к другим мнениям; в) укрепляет позитивный критический дух; г) способствует интеллектуальной независимости личности; д) прививает представление о сложности и ценности человеческой личности при условии её гуманной ориентации относительно других людей и общих принципов человеческого общежития; е) повышает чувство человеческого достоинства у осознавших и усвоивших всё это.

Источник

Adblock
detector