Характеристика человека как социального субъекта

ЧЕЛОВЕК КАК Социальный субъект

* составом веществ, строением и поведением организмов;

* у человека имеются рудиментарные органы, выполняющие важнейшие функции у животных и сохранившиеся у человека, хотя надобности в них у человека нет.

* характерные телесные признаки (прямохождение, руки приспособлены к труду и пр.);

* высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями, интересами, идеалами;

* сознание как способность к познанию сущности как внешнего мира, так и своей личной природы;

* мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности.

Содержание и характер человеческой жизни определяется способом человеческой деятельности, основными факторами которой являются средства производства и общение.

Характерные признаки деятельности человека:

* он действует под влиянием тех или иных мотивов для удовлетворения определенных потребностей;

* он существует благодаря взаимодействию с окружающей средой (другие люди, предметы, природа и пр.);

* обменивается информацией с другими людьми, то есть общается;

* именно благодаря действиям, взаимодействиям приобретает определенный опыт;

* ощущает влияние условий жизни как на уровне окружения (микросреда), так и на уровне общества (макросреда);

* деятельность имеет целеустремленный и целенаправленный характер.

Любая деятельность человека возникает в результате появившейся потребности. Все потребности человека можно разделить на группы:

¨ физиологические и сексуальные (в возобновлении людей, в пище, дыхании, движении, одежде, жилище, отдыхе);

¨ экзистенциальные (это потребность в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантии работы);

¨ социальные (в принадлежности к коллективу, группе или сообществу в общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в общей трудовой деятельности);

¨ престижные (в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке своих качеств; в служебном росте и высоком положении в обществе);

¨ личностные (в самовыражении, в самореализации (или самоактуализации), т.е. в действенном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной, творческой личности);

¨ духовные (потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, занятии наукой, искусством и пр.).

image008Типы деятельности люди
ï преобразующая: предметная природа
материальные ценности
люди
ï социальная: люди управление
образование (просвещение)
лечение
теоретические
ï духовно-познавательная: исследования прикладные
практические
ï ценностно-ориентационная: познание мира с позиций добра и зла (мораль, идеология)
ï коммуникативная
ï художественно-творческая: познание мира в художественных образах
ï потребительская

Рис. 7. Типы деятельности

Основной последней особенностью личности выступает мировоззрение. Особым компонентом личности является ее моральность.

Среда жизнедеятельности

Животные и растения своей деятельностью в процессе жизни и биомассой после отмирания миллиарды лет создавали и совершенствовали условия, благоприятствующие жизни, т.е. биосферу[1], прежде чем появился человек, который через несколько сотен тысяч лет начал разрушать ее своей неразумной деятельностью.

С другой стороны человека окружают другие люди. Формы общей деятельности людей, исторически сложившиеся и характеризующиеся определенным типом взаимоотношений, образуют людскую общность, или социум.

Социум— это специфическая система, своего рода организм, развивающийся по своим особым законам, характеризующимся чрезвычайной сложностью. В социуме взаимодействует огромное количество людей. Результатом их связей являются особые условия жизнедеятельности и особое окружение, которые создаются в отдельных социальных группах. Эти условия могут влиять на других людей, не входящих в эти группы.

Все это образует социальную, или социально-политическую среду.

С О Ц И А Л Ь Н Ы Е О Б Щ Н О С Т И
ò ò ò ò ò
групповые массовые социально-семейные этнические социально-территориальные
· классы · слои · социально-демографичес-кие группы · профессиональ-ные группы и пр. · участники общественных движений · аудитория зрителей · любитель-ские объединения и др. · семья · род · племя · этнос · народность · нация · националь-ное меньшинство · жители: – жилых домов – сел – района – города – области и пр.

Рис. 8. Социальные общности людей

В современном обществе каждый человек принадлежит к нескольким различным социальным институтам, т.е. формам закрепления и способам осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений.

Важную роль в обществе играют общественные отношения, возникающие между людьми в процессе их деятельности и общения. Они характеризуют жизнедеятельность и делятся на экономические, социально-политические, идеологические, культурные, бытовые, семейные и пр.

В основе общественных отношений лежат индивидуально-общественные интересы и потребности людей. В обществе постоянно возникают и решаются различные противоречия, столкновения интересов и общественных ценностей, отношений. Завершающим этапом механизма урегулирования противоречий в системе общественных отношений является конфликт.

Своевременное неурегулирование конфликтов может привести к социальной напряженности в обществе, вызвать появление острых противоречий, чрезвычайных ситуаций социально-политического характера, чрезвычайных событий, угрожающих безопасности общества.

Люди в процессе жизнедеятельности объединяются в социальные группы, которые можно разделить на:

Качественное состояние компонентов социально-политической среды существования человека в значительной мере влияет на его здоровье, жизнедеятельность и продолжительность жизни.

Основной причиной создания и развития техногенной среды было и является стремление человека удовлетворить свои постоянно растущие потребности. Однако из-за незнания или пренебрежения законами природы деятельность человека приводит к нежелательным, а иногда даже к трагическим последствиям.

Техногенная среда сложилась в результате трудовой деятельности человека. Как правило, она делится на бытовую и производственную.

В обычных условиях проживания параметры бытовой среды регламентируются соответствующими санитарно-гигиеническими нормативными документами, устанавливаемыми государственными или местными органами власти и здравоохранения. Эти параметры поддерживаются специальными коммунальными службами и самими людьми, проживающими в регионе. Параметры производственной среды регламентируются государственными нормативными актами по охране труда и нормативными актами по охране труда отдельных производств и ответственность за их соблюдение возлагается на собственника (руководителя) предприятия или уполномоченных им лиц.

Однако под влиянием тех или иных факторов, прежде всего природного или конфликтного характера, параметры среды обитания человека могут выйти за пределы установленных норм и тогда может возникнуть угроза не только здоровью, но и жизни людей.

Источник

ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии. Значительное место среди этих подходов и моделей занимает ролевая теория личности. Эта теория описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль, выступающие в качестве поведенческой стороны социального статуса. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей.

Социальная роль предполагает совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом, а именно вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. То есть социальная роль – это динамическая сторона статуса, модель поведения, ориентированная на конкретный статус.

640 1

Каждый человек одновременно обладает различными социальными характеристиками, формирующими его совокупный статус. Совокупность ролей, вытекающих из совокупного статуса, называется ролевым набором. Каждая роль из ролевого набора требует определенного поведения. Как и социальные статусы, социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе), а могут носить и неформальный характер (например, моральные нормы поведения).

Каждый человек в различной степени отождествляет себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда отождествление с одним из статусов становится настолько сильным, что человек буквально сливается с соответствующей ему ролью, перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Например, учитель, поучающий всех подряд. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией. Минимальное же слияние с ролью называется дистанцированием от роли.

Обладая большим или меньшим ролевым набором, соответствующим статусному набору, человек не со всеми ролями идентифицирует себя в равной степени. Некоторые роли для человека становятся личностно значимыми. Как правило, это те роли, которые соответствуют главному статусу. Их утрата воспринимается человеком как личностная драма (например, мужчина, кормилец семьи, теряет работу, становится безработным). Большинство же ролей не являются личностно значимыми, их наличие или отсутствие не переживается (например, роль покупателя, пешехода, читателя и т.д.).

Социальная роль, понимаемая как ожидаемое поведение, формируется на основе следующих компонентов: а) описание типа поведения, соответствующего данной роли; б) предписания (требования), связанные с данным поведением; в) оценка выполнения предписанной роли; г) санкция, т.е. социальные последствия того или иного поведения. Следует отметить, что социальные санкции являются одним из главных элементов социального регулирования, поскольку именно они побуждают человека к определенному типу поведения. Если кто-то нарушает требования, предписанные данной социальной роли, то следует негативная оценка и соответствующие социальные санкции. Исполнение социальной роли в соответствии с ожиданиями будет иметь следствием позитивные социальные санкции в виде одобрения, восхищения и т.д.

В целях побуждения индивидов к адекватному исполнению социальной роли в обществе существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая ей система социальных санкций. Социальные санкции бывают двух видов. Санкции, реализуемые непосредственно социальной группой через её поведение (осуждение, презрение, одобрение и т.д.), называются моральными. Помимо этого, санкции могут быть юридическими, политическими и т.д. Они реализуются конкретными социальными институтами и имеют правовые последствия.

Социальная роль не является чистой моделью поведения. Необходимо выделять ролевое ожидание – поведение, которое ожидают от человека окружающие в соответствии с его социальным статусом, и ролевое исполнение – собственно поведение конкретного индивида. Полного совпадения между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает. Требования социальной роли каждым конкретным человеком интерпретируются по-своему, результатом чего является различная картина поведения индивидов, обладающих одинаковым статусом. Связующим звеном между ролевым ожиданием и ролевым исполнением выступает характер человека. Таким образом, социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль – их различие.

Существующие границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку неадекватное исполнение социальных ролей носителями соответствующих социальных статусов может привести к нарушению равновесия общества как социальной системы, но не абсолютные. Пределы, в рамках которых варьируется допустимое поведение, называется статусным диапазоном.

Обладая различными статусными характеристиками, человек во множестве ситуаций должен одновременно исполнять несколько ролей. Как правило, эти роли не противоречат друг другу и их исполнение не создает дискомфорта для человека. Однако в некоторых ситуациях индивид сталкивается с необходимостью удовлетворения требований двух или более несовместимых или трудно совместимых ролей (например, роль матери, хозяйки и роль работницы, сотрудницы). В этом случае возникает ролевой конфликт, создающий стрессовую ситуацию. Для того чтобы преодолеть ролевой конфликт, человек должен сделать выбор между противоречивыми ролями, определить для себя, какая из ролей является более важной.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации – формирование личности, становление социального «Я».

Понятие «социализация» шире, чем понятия «образование», «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, социально спланированных действий, целью которых является формирование у ребенка определенных навыков, качеств характера. Социализация включает и образование, и воспитание, и, сверх того, совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус, овладевает социальными ролями.

Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения образцов социального поведения, социальных норм и ценностей и освоения социальных ролей. Следует обратить внимание на то, что в ходе этого процесса социальные нормы как предписания, требования, пожелания определенного типа поведения усваиваются, а социальные роли именно осваиваются в результате каких-то практических действий. Так, девочка, играя в куклы, имитирует поведение своей матери, осваивая, тем самым, соответствующую социальную роль.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны – объект социализации и субъект социализации. Объект социализации – это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации – это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) – как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты – представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно осуществляется в первой половине жизни, хотя в определенной степени сохраняется и во второй. Вторичная социализация приходится на вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, если между учителем и учеником отношения носят доверительный характер, то учитель будет выступать в качестве агента первичной социализации. Если же роль учителя исполняется формально, то он становится агентом вторичной социализации. Следовательно, первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация – в сфере социальных отношений.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Поэтому процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Количество и продолжительность стадий социализации в различных обществах неодинаковы. Например, чем дольше длится процесс обучения, тем больше времени уходит на такую стадию социализации, как юность.

Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм (девиантном) поведении.

В марксистской концепции акцент делался на классовых корнях девиации. В соответствии с этой концепцией главной причиной такой, например, девиации, как преступность, является сам уклад общественных отношений, основанных на частной собственности и антагонизме классов. Отсюда делался вывод о том, что социализм, ликвидировав частную собственность, полностью устраняет социальные причины преступности.

Современные исследователи проблемы девиации в целом склоняются к тому, что, поскольку человек является существом биосоциальным, постольку причины девиации следует искать как в социальных факторах, так и в особенностях биологической структуры личности.

В широком смысле девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам, причем как положительные (героизм, альтруизм, самопожертвование, высочайшая преданность), так и отрицательные (пьянство, наркомания, предательство, вандализм, хулиганство и др.). Социологические исследования показывают, что на каждую из этих групп приходится 10-15% населения, в то время как 70% составляют те, кто практически не имеет отклонений от нормы.

Серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправного действия (т.е. нарушения общепринятых норм, преступления), называются делинквентным поведением. Они носят абсолютный характер и наказуемы в соответствии с законом.

В социальной жизни может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты, принятые обществом нормы и ценности. Такое состояние называется социальной аномией и означает полную разрегулированность общества, иными словами, деформацию всех структур общества, в том числе и социальной. Это чаще всего бывает в период глубоких кризисов, радикальных реформ, войн, революций, стихийных бедствий, носящих глобальный характер и т.д. Девиация, приобретающая всеобщий характер, разрушает социальные институты, нормы, ценности и угрожает, тем самым, не только обществу вообще, но и лишает уверенности и защищенности каждого его члена в отдельности.

Ключевые понятия темы: человек, индивид, личность, ролевая теория личности, социальная роль, социальные нормы, социальные санкции, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевая идентификация, дистанцирование от роли, ролевой конфликт, социализация, агенты социализации, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальная аномия.

Источник

Человек, индивид, личность

60f91bdbb3a6e376451812

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека

Социальная сущность человека

Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.

Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Вопросы для самопроверки

Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:

Человека от животных отличает:

а) взаимодействие с другими представителями вида,

б) способность преодолевать инстинкты,

в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

На формирование личности влияет:

а) воспитание в семье,

б) культурная среда,

в) исторические условия,

г) все перечисленное.

Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:

а) необычный цвет волос,

б) высокий интеллект,

в) творческие способности,

г) все перечисленное.

Что характеризует человека как личность?

а) характер и темперамент,

б) принадлежность к Homo Sapiens,

в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Источник

Adblock
detector