Характеристика христианства как культурного явления

Как возникло христианство и в чем его сущность как явления культуры?

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные кор­ни. В социальных истоках выражаются потребно­сти мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности — феодальных отношений, требующих во многом нового понима­ния и реализаций личной свободы. Если в язычес­кой античности свобода и гражданство взаимообусловливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, по­глощающего личность, а также рабства, сковыва­ющего развитие производства.

Христианство в значительной мере было под­готовлено греко-римской духовной культурой. В ней появляются имеющие принципиальное значе­ние для христианства идеи Бога как бесконечно чистого духа, связи человеческой души с Боже­ством, внутренней свободы человеческой личнос­ти в ее отношении к внешнему миру, его противо­положность миру духа, потребности в искуплении, наконец идея Логоса как посредника между Бо­гом и людьми.

В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма — синкретизм (взаимное проникновение) различ­ных верований, в частности, восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем боге; сближение всех религий, усиление идеи единобожия; индивидуализация религии как личного дела человека; необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховной земной жиз­ни, враждебной человеку; личностное понимание абсолюта.

Как мировая религия, христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и соци­альной организации. Основные идеи христианства — греховности человеческого рода; спасения, не­ обходимого каждому человеку, искупления грехов перед богом, сострадания.

В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сыновности божьей, равенство людей перед Богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно ставило перед людьми новую цель, соединяя наде­жду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве божьем, обосновывало идею братства людей, рав­ных в грехе и искуплении, санкционировало раз­ рыв верующих с враждебным им земным миром.

Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христиан характерны: ориентация на внутренний мир человека (античность — на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жиз­ни (радость земного бытия); приоритет духовного над телесным (культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм (полнота жизни); установка на улучшение человека (помощь) и др. Последнее является важной особенностью хрис­тианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенство человека с целью пробудить стремление к едине­нию с Богом и, тем самым, обрести лучшую жизнь.

Христианство возникло в I веке н.э. в Палес­тине на основе иудейской мифологии. Большую роль в формировании христианства сыграло по­явление документа, фиксирующего основные ре­лигиозные идеи иудохристианства — «Ветхого За­вета». Его перевод с древнееврейского на гречес­кий лег в основу Библии. В этом документе отчет­ливо прослеживается версия о божьем посланни­ке — Мессии, который пытался помочь людям и был казнен, но снова придет, в виде проповедни­ка, учителя истины, чтобы дать им свободу. В лите­ратурном памятнике мессианства — «Откровении Иоанна Богослова» — впервые говорится об Иису­се Христе (Христос — греч. перевод «мессия», помазанник божий). Во второй части Библии — «Новом Завете» главной идеей является миф об Иисусе Христе как богочеловеке, спасающем це­ной своей жизни человечество от его грехов.

Быстрый рост популярности нового учения был вызван актуальностью идеи сверхъестественного спасения в условиях краха надежд на реальность освобождения человека от угнетения и нищеты. В христианстве социальный протест переводится в моральный. Несовершенство человеческих отноше­ний объясняется изначальной греховностью чело­века, что делает естественным пассивность, про­поведь терпения, мечты о лучшем мире на «том» свете.

640 1

Сначала христианство отличалось демократиз­мом, было религией обездоленных и несчастных, обращенной к людям разных наций, стран, соци­альных слоев. Быстрый рост популярности нового учения привел к его легализации, а потом — и к утверждению христианства как государственной религии Римской империи (325 г.) в надежде, что она сможет предотвратить ее распад, заменив в качестве системообразующей, объединяющей на­роды идеологии идею Рима.

Вместе с тем христианство высветило роль ду­ховной жизни человека, внесло в мировоззренчес­кий хаос народов наступающего средневековья на­чало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.

Источник

Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры

Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные истоки. Социальные истоки христианства связаны с потребностью мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности – феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы. Если в языческой античности свобода и гражданство взаимно обусловливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а также от рабства, сковывающего развитие производства.

Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской духовной культурой, в которой появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечного духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней его противоположность миру духа, потребность в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между Богом и людьми.

В становлении христианства большую роль сыграли религиозные тенденции позднего эллинизма – синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем Боге; сближение всех религий, усиление дела человека; личностное понимание абсолюта.

Как мировая религия христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода, спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед Богом, сострадание.

В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сановности Божьей, равенство людей перед Богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно становилось перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве Божием, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром.

Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христиан характерны:

· ориентация на внутренний мир человека (для античного язычества – на внешний);

· вера в чудо, авторитет (разум);

· греховность земной жизни (радость земного бытия);

· смирение человека (активность);

· аскетизм (полнота жизни);

· установка на улучшение человека (помощь).

Последнее является важной особенностью христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенство человека с целью пробудить стремление к единению с Богом и тем самым обрести лучшую жизнь.

Вместе с тем христианский Бог есть глубочайшая тайна (Бог сокровенный), он таинственно объемлет людей, будучи абсолютно независимым, от них. Бог-творец является и высшей этической ценностью как воплощение любви ко всем людям, почитающим его. Среди ценностных ориентаций христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек, в чем смысл его бытия. Впервые моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как рекомендации, направленные на улучшение человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование.

Христианство знаменовало собой становление новой культуры, в которой человек признавался личностью, воспринимался как земное воплощение Бога, а сам Бог – как воплощение любви к людям, как небесное воплощение Христа. Основные положения христианства изложены в Библии, его сущность выделена в 12 принципах «Символа Веры», принятого Никейским собором (325) и конкретизировано последующими Вселенскими соборами.

Быстрый рост популярности нового учения обусловлен актуальностью идеи сверхъестественного спасения в условиях краха надежд на реальность освобождения человека от угнетения и нищеты. В христианстве социальный протест переводится в моральный. Несовершенство человеческих отношений объясняется изначальной греховностью человека, что делает естественными пассивность, проповедь терпения, мечты о лучшем мире на «том».

Христианство объединило народы Европы, придало смысл их существованию в ожидании царства Божия, внесло историзм в понимание развития культуры (от Адама и Евы и Рождества Христова до Страшного суда). Христианство стало первой религией, способной влиять на огромные массы самых разных людей-единоверцев. Оно высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.

Источник

Христианство как феномен культуры

Культура Средневековой Руси: язычество, его место и роль в истории культуры восточных славян, роль Византии и принятия православия в формировании культуры Древней Руси. Особенности христианского мировоззрения, древнерусской живописи и школы иконописания.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.10.2011
Размер файла 26,8 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ХРИСТИАНСТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Когда в 1 в. в Палестине возникло Христианство, греко-римское средиземноморское общество переживало эпоху религиозных брожений.

В истории культуры наступил момент, когда человек начал сознавать, что он должен быть человечным, что человечность это его основное достояние, чего как раз и не хватало большей части населения бескрайнего римского мира. Человечность тогда ещё не являлась принадлежностью человеческой культуры. Римское общество не видело в человеке ничего святого. Долг, честь, слава ценились там значительно выше любой человеческой жизни. «Античный герой и римский полководец, философ и поэт классической эпохи просто не знали, что это такое. Только поздняя античность впервые в истории культуры сознательно подняла голос в защиту слабого, обездоленного, страдающего человека».

Христианство возникло в контексте мессианских движений иудаизма, с которым, однако, вскоре оказалось в состоянии конфликта.

Военном и политическом отношении Византия не проявляла активности. Напротив, ею интересовались сопредельные государства. Так словяно-русы начиная с 860 года в течении двухсот лет наведывались к стенам Византии примерно каждые 30 лет. Византия «вынуждена была бороться с коалицией мадьяр и словяно-русов».

Историческая лингвистика свидетельствует о том, что балто-славянская общность сохранялась на протяжении полутора тысяч лет и около500 г. до н э. распалась на две племенные группы: балтов и славян Балты, всвою очередь, разделяются в дальнейшем на три группы: западную (предки прусов, ятвагов, галиндов, кургаей и скалвов), среднюю (предки литвыжемайтов, аукшайтов, латгалов, земгалов и селов), днепровскую (летописные голяди и другие, вошедшие в сформировавшуюся южную группу восточных славян). Верхнее Поднепровье, Западно-Двинская местность Окский бассейн в течение многих веков, в том числе и на протяжении cсредневековья, оставались зоной активных культурных и языковых контактов что проявилось в сохранении языковой близости, участии днепровских балтов в этногенезе восточных славян, общности их исторических судеб, например, в будущем русско-литовском государстве.

В середине IV в. н.э. начались события в мировой истории, которые традиционно называют Великим переселением народов. В 351 г.от границ Китайской империи двинулись на запад племена гуннов. Объединив своим движением тюрко-язычные народы, иранские и германские племена, они вызвали грандиозные по своим масштабам этнические перемещения. В результате изменилась этнолингвистическая карта Европы, произошел распад Римской империи, сформировалась культурно-историческая предтеча западно-европейской цивилизации на основе синтеза народов средиземноморской культуры и пришлых варварских племен.

Исторические источники, повествующие о событиях IV-V вв., не упоминают ни одного названия племени, которое с достоверностью можно было бы отнести к славянам. Современный историк И.Н.Данилевский высказывает гипотезу о том, что это связано с пассивным участием их в европейских событиях этого времени. В отличие от кочевых германских и иранских племен, славяне были земледельцами и использовались готами не в качестве воинов, а лишь объектов грабежа. Во всяком случае, в языке славян просматриваются ирано-готские заимствования, например, готские: хлеб, плуг, меч, шлем, изба, печь и иранские: смерд, собака, дон (вода), шаровары, хата, топор. Возможно, сведения о славянах скрываются под одним из этнонимов, которыми в античной традиции, начиная с Геродота, называли жителей Восточной Европы, северных варваров, венетов и антов.

Славяне дольше всех остальных европейских народов сохранялись как историко-культурная целостность. Распад единой славянской этнолингвистической общности происходит одновременно с вхождением в христианское вероучение, а осознание самого факта распада былого единства утверждается с конфессиональным противопоставлением католичества и православия.

Основой историко-культурной целостности славян стал единый литературный язык, созданный Кириллом и Мефодием в 60-х годах IX в., благодаря которому славяне получили собственную книжность и свое славянское богослужение. Славяне первыми из европейских народов стали «славить бога своим языком».

В.М. Живов обращает внимание на то, что замысел Кирилла и Мефодия был не просто просветительским, а имел целью создание самостоятельной славяно-христианской культуры и общности. До XII в. эта общность «была той естественной средой, в которой новые христианские государства решали» одинаковые проблемы культурного и политического устройства. Прекратив своё существование исторически, славянское единств о продолжило культурное бытование, которое проявляется в различных формам от эпохи к эпохе, от поколения к поколению, став одним из истоков древнерусскую культуры.

Самостоятельность выбора православия, внутренняя подготовленность древнерусской культуры к пониманию и принятию «чужих» ценностей, определили динамику христианизации Руси. В отличие от большинства славянских народов, на Руси не было возвращения к язычеству. Оно сохранялось «на уровне религиозных представлений, расхожих верований в сфере ментальности», делило с христианством сферы влияния. Языческая оппозиция «человек-природа» сохранялась, определяя повседневную жизнь. Христианство, задающее новую систему координат «человек-Бог» создавало духовные импульсы, которые придавали «земной жизни дальний смысл и направленность к высшему идеалу». Нормировалась единая в своей основе древнерусская культура, отходившая от строгих византийских образцов.

Исследователи русской духовности отмечают выделенность образа Божьей Матери в русском христианстве и его отличие от византийского и католического толкований. Византийское православие восприняло теократическое ее осмысление. Для византийцев Мария, в первую очередь, царица небесная и идеальная монахиня, диакониса, олицетворяющая идеал самообладания. Католическое богословие выделило в образе Пресвятой Богородицы идеи и смыслы, связанные с рождением Иисуса Христа от непорочного зачатия, чистоту ее и девственность.

В русском обществе присутствует принятие христианства как уже состоявшееся преображение человека и преодоление несовершенства мира.

христианство русь византия иконописание

Христианская религия (программа) многогранна. Византийская христианская традиция связывала утверждение добра, мира, очищения со вторым пришествием Христа. Русское осмысление христианской традиции прозвучало в «Слове о законе и благодати» от Иллариона. Оно учитывало духовные основы византийского православия, но при этом Илларион представил само принятие христианства как уже состоявшееся преображение человека и преодоление несовершенства мира.

Христианство задало новую систему координат «человек-Бог» создавало духовные импульсы, которые придавали «земной жизни дальний смысл и направленность к высшему идеалу». Русский учёный В.И.Вернадский в книге «Живое вещество и босфера» отмечал как велико воздействие человека на окружающую среду. «В биосфере существует великая геологическая сила… Эта сила есть разум человека, устремлённая и организованная воля его, как существа общественного.» В.И.Вернадский в своей работе говорил о том, что придёт время, когда человеку придётся самому сформировать биосферу для дальних полётов в космос. Христианская религия позволила человеку стать творцом и открыла перед ним безграничные просторы для деятельности. В безграничности творчества сила христианской культуры.

1. В.В.Бычков, Малая история византийской эстетики, Киев, 1991

2. Флоренский П.А. Троице Сергиева лавра и Россия. М.,1991

3. Лев Н. Гумилёв, От Руси до России. М., 1997

4. В.П. Большаков, Н.Е.Выжлецова, Т.В.Володина, Своеобразие Русской культуры в её историческом развитии. В.Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого,2002.

5. Подскальский Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. СПб.,1996

6. Кондаков И.В. введение в историю русской культуры М.,1997

7. Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995

8. Л.И. Лифшиц Монументальная живопись Новгорода ХIV-ХVвеков. М., 1987

9.В.И.Вернадский Живое вещество и босфера.М.,1994

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян. Основные особенности русской средневековой духовной культуры. Истоки русской культуры: ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Значение принятия христианства из Византии.

контрольная работа [40,4 K], добавлен 13.03.2010

Язычество древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах. Проблема самобытности русской культуры.

контрольная работа [40,4 K], добавлен 29.11.2010

Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах. Проблема самобытности русской культуры.

контрольная работа [45,5 K], добавлен 14.06.2010

реферат [32,8 K], добавлен 03.03.2002

Характеристика основных особенностей древнерусской культуры. Развитие язычества в Древней Руси, предыстория принятия Русью христианства. Древнерусский язык как продукт многовековой истории. Особенности развития кузнечества, архитектуры, иконописи.

реферат [76,0 K], добавлен 30.08.2012

Важнейшие особенности древнегреческой культуры. Характеристика этапов развития Древней Греции. Особенности римского периода в истории античной культуры. Распространение христианства и его основные догматы. Библия как священный текст и памятник культуры.

реферат [30,5 K], добавлен 28.03.2011

История Византии как самостоятельного государства и основные направления ее культуры. Формирование философия, образования, архитектуры, музыки, литературы, фресковой живописи и декоративно-прикладного искусства. Роль Византии для мировой культуры.

контрольная работа [27,5 K], добавлен 14.08.2009

Источник

Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры

3.1 Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры

Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные истоки. Социальные истоки христианства связаны с потребностью мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности – феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы. Если в языческой античности свобода и гражданство взаимно обусловливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а также от рабства, сковывающего развитие производства.

Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской духовной культурой, в которой появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечного духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней его противоположность миру духа, потребность в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между Богом и людьми.

В становлении христианства большую роль сыграли религиозные тенденции позднего эллинизма – синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем Боге; сближение всех религий, усиление дела человека; личностное понимание абсолюта.

Как мировая религия христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода, спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед Богом, сострадание.

В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сановности Божьей, равенство людей перед Богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно становилось перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве Божием, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром.

Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христиан характерны:

· ориентация на внутренний мир человека (для античного язычества – на внешний);

· вера в чудо, авторитет (разум);

· греховность земной жизни (радость земного бытия);

· смирение человека (активность);

· аскетизм (полнота жизни);

· установка на улучшение человека (помощь).

Последнее является важной особенностью христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенство человека с целью пробудить стремление к единению с Богом и тем самым обрести лучшую жизнь.

Вместе с тем христианский Бог есть глубочайшая тайна (Бог сокровенный), он таинственно объемлет людей, будучи абсолютно независимым, от них. Бог-творец является и высшей этической ценностью как воплощение любви ко всем людям, почитающим его. Среди ценностных ориентаций христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек, в чем смысл его бытия. Впервые моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как рекомендации, направленные на улучшение человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование.

Христианство знаменовало собой становление новой культуры, в которой человек признавался личностью, воспринимался как земное воплощение Бога, а сам Бог – как воплощение любви к людям, как небесное воплощение Христа. Основные положения христианства изложены в Библии, его сущность выделена в 12 принципах «Символа Веры», принятого Никейским собором (325) и конкретизировано последующими Вселенскими соборами.

Быстрый рост популярности нового учения обусловлен актуальностью идеи сверхъестественного спасения в условиях краха надежд на реальность освобождения человека от угнетения и нищеты. В христианстве социальный протест переводится в моральный. Несовершенство человеческих отношений объясняется изначальной греховностью человека, что делает естественными пассивность, проповедь терпения, мечты о лучшем мире на «том».

Христианство объединило народы Европы, придало смысл их существованию в ожидании царства Божия, внесло историзм в понимание развития культуры (от Адама и Евы и Рождества Христова до Страшного суда). Христианство стало первой религией, способной влиять на огромные массы самых разных людей-единоверцев. Оно высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.

3.2 Жизненные ценности средневекового человека

В средневековой культуре жизненные ценности человека связаны с особенностями феодального земельного хозяйства: условность владения землей, личное и экономическое подчинение вассалов, стабильность взаимных обязательств вассала и сеньора. Все это создавало экономическую основу для жестокой социальной иерархии, которая устанавливала строго определенный характер взаимодействий социальных групп общества и положение человека в нем, а именно отношения личной преданности, верности, покровительства, закрепляемого договорами (клятвами), многовековыми традициями. Поэтому главным принципом жизни человека средневекового общества было служение. Выполнение своих обязанностей, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии, рассматривалось как главная ценность, смысл жизни.

Главным «объектом» служения был Бог. Ему служили все – духовенство, дворянство, народ. Разумеется, главную роль в таком служении играли деятели церкви, для которых это призвание совпадало с профессией. Служение Богу духовенства проявлялось как в специфической работе церкви – мотивах, соблюдении обрядов, проведении религиозных праздников и т.п., так и в практике мирской жизни (монастыри).

Вторым объектом служения являлся господин, сеньор, причем вассал гордился личной преданностью ему, находил радость в служении своему господину, а не тяготил им. В этих условиях личная свобода дворянина не более чем свобода своего сеньора. Для рыцарей объектом служения была также Прекрасная дама: в значительной степени преклонение перед ней было отзвуком почитания Девы Марии – матери Христа, широко распространенного в средние века. Кроме служения Богу, сеньору и даме, рыцарский идеал жизни предполагал и другие цели – воинскую доблесть, славу, заботу о чести и т.п. Служение простого народа воплощалось, прежде всего, в труде, выполнении различных феодальных повинностей перед своим феодалом, которого он не может и выбирать.

В средние века произошел переход от античного общества свободных, политически равных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов; от служения обществу, государству – к личному служению своему господину. Сословная организация жизни общества, ее иерархичность означают, что каждый человек имеет свое место в мире, знает предъявляемые к нему требования и живет в строгом соответствии с ними.

Однако в этих условиях намечается поворот к становлению человека как личности. До 13 в. преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, в котором человек стремился быть «как все», что олицетворяло христианскую добродетель. Средневековый человек выступал как жестоко определенная в своей жизни личности, олицетворяющая подчинение личного всеобщему, общепринятому, освященному религией.

После 13 в. начинается мировоззренческий поворот, все более осознаются притязания отдельной личности на признание. Этот постепенный, поэтапный процесс начинается с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, где личные характеристики возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек превращается в сословную личность. Позднее человек стал тождествен своей профессии, а не занимался той или иной профессиональной деятельностью. Такое мировоззрение начинает разрушаться в процессе становления буржуазных отношений. Чувствующий свою растущую самостоятельность в экономической сфере человек все более осознает свое несовпадение с коллективом, стремится к личной свободе, ищет новый смысл жизни.

Источник

Adblock
detector