Характеристика обучения как дидактического процесса
Характеристика обучения как дидактического процесса
Для процесса обучения характерны следующие признаки:
· совместная деятельность педагогов и учащихся;
· руководство процессом обучения со стороны педагога;
· управление развитием и воспитанием учащихся;
· планомерная организация и управление;
· целостность и единство процесса обучения и всех его компонентов;
· соответствие закономерностям возрастного и психического развития.
В современном понимании процесс обучения имеет двусторонний, субъект-субъектный характер, представляя собой педагогическое взаимодействие его субъектов (обучающих и обучающихся) по освоению объекта (то, что изучается, — содержания обучения) для достижения определенной цели посредством соответствующих технологий обучения.
Таким образом, процесс обучения — это двусторонний активный процесс совместной деятельности (взаимодействия) обучающего и обучающегося. Он, в свою очередь, включает два взаимосвязанных процесса — преподавание (деятельность педагога, преподавателя) и учение (деятельность учащихся). Обучение практически невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучающихся, без их дидактического взаимодействия Взаимодействие между обучающим и обучаемым является центральным звеном процесса обучения. В учебном процессе в отношениях обучающего и обучаемого можно выделить звенья взаимодействия.
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
1. Разъяснение целей и задач обучения, создание положительной мотивации. 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений, навыков. 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов. 5. Управление процессом перехода от теории к практике. 6. Организация самостоятельной, творческой деятельности обучаемых. 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии обучаемых. | 1. Собственная деятельность по осознанию целей учения. 2. Восприятие новых знаний, умений, навыков. 3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация. 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей. 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация. 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем. 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений. |
Обучающему в этом процессе принадлежит руководящая (направляющая) роль — он организует познавательную деятельность обучающихся, руководит (управляет) ею, побуждает обучающихся к сотрудничеству и взаимопомощи, взаимоконтролю и согласованной оценке выполняемых действий, устраняет познавательные и эмоциональные барьеры, возникающие на занятиях.
Процесс обучения имеет свою внутреннюю логику. Это логика совместной деятельности, учебного, профессионального взаимодействия обучающего и обучающихся. Она проявляется в том, что каждый шаг обучающего и обучающихся, каждый акт взаимодействия между ними обусловливаются их совместной деятельностью.
В психолого-педагогическом плане овладение знаниями представляет собой дидактический процесс, состоящий из этапов:
· осознание познавательной задачи, уяснение ее сути, значения;
· восприятие учебного материала;
· осмысление материала, его творческая переработка, мысленное расчленение, выделение главного, обобщение основных частей и т. п.;
· запоминание учебного материала;
По глубине отражения изучаемых объектов и степени их обобщения, по характеру воздействия на теоретическую и практическую деятельность можно выделить различные уровни и виды знаний:
· начальный уровень — знания-знакомства, позволяющие учащемуся ориентироваться в чем-либо в самых общих чертах;
· средний уровень — знания-репродукции, дающие возможность воспроизвести учебный материал;
· высокий уровень — знания-умения, позволяющие уверенно, творчески применять их;
· высший уровень — знания-трансформации, дающие возможность не только творчески их применять, но и с их помощью создавать (открывать) новые знания.
Важно, чтобы в процессе обучения чувственно воспринимаемый материал подвергался логической обработке, чтобы теоретические знания воплощались в практические дела и чтобы повседневная практика была неразрывно связана с теорией.
В структурном плане процесс обучения содержит в себе совокупность взаимосвязанных элементов: цель; участники (субъекты) процесса обучения (обучающие и обучающиеся); содержание обучения; методы, способы, приемы обучения; средства обучения; формы обучения; виды занятий; содержательное, методическое и организационное обеспечение учебного процесса; результат обучения; оценочно-корректировочная часть процесса обучения (диагностика), его прямые и обратные связи.
Процесс обучения предполагает:
· анализ ситуации, определение, постановку цели обучения и ее принятие участниками процесса обучения;
· планирование и организацию учебной работы, определение содержания, методов и средств достижения цели;
· предъявление учебного материала разными способами и его восприятие;
· выполнение обучающих и учебных действий и операций;
· организацию обратной связи, контроль и корректировку работы по усвоению содержания; анализ и самоанализ, оценку результатов обучения и др.
В целом логика процесса обучения требует от обучающего и обучающихся постоянного творчества, учета всех факторов и обстоятельств, которые могут оказать и оказывают влияние на процесс овладения обучающимися знаниями, навыками и умениями.
Следовательно, несмотря на то, что воспитание, образование и обучение тесно взаимосвязано, их нельзя отождествлять, поскольку они имеют свою специфику, свои особенности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Характеристика обучения как дидактического процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность процесса обучения
Обучение – это двусторонний процесс, имеющий «субъект-субъектный» характер, представляющий собой эффективное педагогическое взаимодействие всех его участников, направленное на освоение знаний и овладение определенными умениями и навыками.
Обучение как дидактический процесс имеет следующие характерные признаки:
Таким образом, обучение – это активный двусторонний процесс совместной деятельности педагога и учащегося, включающий в себя два взаимосвязанных процесса – учение и преподавание.
Преподавание – это организованная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся определенных знаний, умений и навыков.
Учение – это активная деятельность учащихся, направленная на усвоение учебных знаний и освоение умений и навыков по их применению.
Процесс обучения невозможен в том случае, если одна из сторон отсутствует или принимает в нем пассивное участие. То есть процесс взаимодействия между педагогом и учащимися является основой процесса обучения.
Этапы и уровни процесса обучения
Процесс обучения – это процесс, направленный на овладение учащимися знаний. То есть в педагогическом плане – это дидактический процесс, который состоит из ряда последовательных этапов:
Готовые работы на аналогичную тему
В зависимости от глубины изучаемых объектов, степени обобщенности, характеру влияние на практическую и теоретическую деятельность выделяют следующие виды и уровни знаний:
В структурном отношении обучение как дидактический процесс включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов:
Таким образом, обучение как дидактический процесс имеет определенную логику, которая требует от учащихся и педагога проявления творческого подхода, а также учета всех факторов (внешних и внутренних), которые могут оказать влияние на процесс усвоения знаний, умений и навыков.
Характеристика деятельности педагога и учащихся в процессе обучения
Обучение как дидактический процесс предусматривает наличие двух обязательных сторон-участников, без которых невозможна его организация и реализация. Данными сторонами являются педагоги и учащиеся. Каждая сторона выполняет конкретную деятельность в процессе обучения.
Деятельность педагога в процессе обучения:
Деятельность учащихся в процессе обучения:
Таким образом, можно сказать, что в процессе обучения ведущая роль принадлежит педагогу, так как именно он организует, направляет, руководит познавательной деятельностью учащихся, мотивирует их на активное участие в получении и усвоении новых знаний и умений, побуждает на сотрудничество, оказание взаимопомощи, взаимоконтроля и согласованности действий в процессе обучения.
Конспект лекций по дисциплине «психология и педагогика» омск 2005
Тема 2. Характеристика обучения как дидактического процесса
2.1. Сущность, функции и структура процесса обучения
Одной из важнейших составляющих частей педагогики является дидактика (греч. глагол didaskein означает учить, объяснять, доказывать, а также учиться) – теория и методика обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых, описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями, характеризует принципы, методы и формы обучения.
Широкое распространение дидактика как наука получила благодаря трудам Я.А. Коменского (1592–1670), в том числе и «Великой дидактике», представляющей собой универсальное средство «обучения всех всему».
Как общественное явление обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного опыта в соответствии с социальным заказом в содержании образования.
Профессиональное обучение обусловлено потребностями государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Государство формирует социальный заказ на подготовку профессионалов и определяет требования, предъявляемые к ним. Эти требования реализуются в процессе обучения.
Обучение, преподавание, учение, содержание образования – основные категории дидактики.
Обучение – это способ организации образовательного процесса, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение».
^ Содержание образования – это конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые отражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качествах обучаемых.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические (обучающие) системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Целостность процесса обучения обусловлена единством образовательной, воспитательной и развивающей функций. При этом образовательная функция связана с расширением объёма знаний, умений, навыков учащихся, развивающая – с их структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Краевский).
В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве нормы или правила деятельности преподавателя и обучающихся.
^ Принципы обучения – это основные положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методам обучения.
Структура процесса обучения (рис. 4) предполагает те компоненты, из которых он состоит. К их числу относят: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Социальный заказ (стратегические цели),
потребности преподавателя, студента
Формируют цели обучения
характер деятельности характер деятельности
(образованность, уровень развития, уровень общей культуры и т. д.)
Рис. 4. Организация процесса обучения
^ Принципы организации учебного процесса – это основные положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.
Вопросы и задания для самоконтроля
2.2. Методы, средства и формы организации
Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «исследование», «способ», «путь».
Как многомерное понятие методы обучения можно сгруппировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций.
Классификация методов обучения.
^ По источникам знания :
Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности преподавателя. В зависимости от их решения находится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и обучаемых, а следовательно, результат обучения в целом.
^ Материальные средства обучения – учебно-наглядные пособия, дидактическая техника, учебное оборудование, технические средства обучения и проч.
Идеальные средства обучения – речь, письмо, схемы, чертежи, произведения искусств и т. д.
При использовании любых средств обучения недопустимо как злоупотреблять ими, так и игнорировать их возможности.
Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике – педагогической технологии, которая рассматривает в целостном единстве дидактическую технику, методику обучения и участников педагогического процесса.
^ Форма организации обучения – внешняя сторона процесса обучения, устойчивая, завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: содержания, цели, принципов, методов, форм, средств.
В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач посредством управления деятельностью, обучением, отношениями.
^ Основной урок – комбинированный – включает основные виды деятельности учащихся. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы обучения (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная работа).
В вузе основными формами обучения являются лекция и семинар.
Лекция – монологическое изложение материала преподавателем. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование ориентированной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Семинар – форма коллективной самостоятельной работы студентов. Семинары способствуют закреплению знаний, формированию умений и навыков общения и анализа, развивают активность студентов.
В вузе кроме лекции и семинара используют и другие организационные формы обучения: лабораторную работу, НИРС, самостоятельную учебную работу студентов, производственную практику, стажировку.
В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используют экзамены и зачёты, Контрольную или самостоятельную работу, рейтинговую систему оценки, зачёт, тестирование, собеседование, реферативную, курсовую, дипломную работу.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения и трактуется как педагогическая диагностика. К её функциям, помимо контроля результатов знаний, относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, организационная, профилактическая и корректирующая.
Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения.
– о положительных и отрицательных сторонах ответа;
– наличии или отсутствии продвижения;
– рекомендации по дальнейшему изучению материала;
Без контроля и оценки педагог, как и сам обучаемый, не получает обратной связи, не имеет представления об уровне продвижения обучаемого.
«Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки» (Б.Г. Ананьев).
Вопросы для самоконтроля
2.3. Современные теории и концепции обучения
Эффективность обучения во многом определяется умением педагога организовать учебный процесс в целом в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Аккумулируя богатый практический опыт обучения и раскрывая закономерности, принципы и способы его организации, все дидактические концепции независимо от их содержания и направленности конечную цель обучения трактуют как овладение обучаемыми системой знаний, необходимых для успешной деятельности, и практическими навыками.
Для оценки дидактической теории или концепции выделяют следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в соответствии с данной теорией или концепцией.
^ Концепция дидактического энциклопедизма (Я. Коменский, И.Б. Беседов, Дж. Мильтон). Основная цель образования – передача знаний и опыта жизнедеятельности.
^ Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, И. Песталоцци, А. Дистервег). Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главная цель обучения – «учить мыслить».
^ Концепция дидактического прагматизма (Д. Дьюи). Обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающихся. Приоритет практической деятельности учащихся, соответствующей их субъективно-прагматическим запросам.
^ Концепция дидактического материализма (В. Оконь). В основе – положения об интегральной связи познания с деятельностью. Основной критерий – «ведущая идея».
^ Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль). Учебный материал представляется не систематически, а «фокусно», в отдельных фактах, событиях. Отрицательной стороной данной концепции является то, что в ней нарушается принцип систематичности познания.
^ Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельская, Е.И. Машбиц). Абсолютизируется процесс усвоения знаний. Методологической основой теории является теория информаций и систем.
Не закладывается умение самостоятельного поиска новых знаний, тем самым не обеспечивается формирование творческой деятельности учащихся.
^ Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Н.Ф. Талызина). Главной идеей теории является перевод предметного действия извне вовнутрь.
^ Программированное обучение (Б. Скиннер). В его основе – стремление повысить эффективность управления учебным процессом. Учебный материал подразделяется на отдельные «порции», каждая из которых усваивается определёнными способами, приёмами, операциями.
Дидактические теории и концепции легли в основу различных систем, видов обучения, например, традиционное обучение опирается на идеи бихевиоризма, теорию дидактического энциклопедизма, а воспитание личностно-ориентированного направления опирается на идеи развивающего и проблемного обучения.
Сложившуюся в мире систему образования часто называют «поддерживающим обучением». Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем. В то же время в мире обозначилась тенденция к переходу на новый тип обучения – инновационный. Это обучение предвидению, т. е. ориентация человека на будущее, способность прогнозировать, проектировать свою жизнь и профессиональную деятельность.
Характеристика обучения как дидактического процесса
Для процесса обучения характерны следующие признаки:
· совместная деятельность педагогов и учащихся;
· руководство процессом обучения со стороны педагога;
· управление развитием и воспитанием учащихся;
· планомерная организация и управление;
· целостность и единство процесса обучения и всех его компонентов;
· соответствие закономерностям возрастного и психического развития.
В современном понимании процесс обучения имеет двусторонний, субъект-субъектный характер, представляя собой педагогическое взаимодействие его субъектов (обучающих и обучающихся) по освоению объекта (то, что изучается, — содержания обучения) для достижения определенной цели посредством соответствующих технологий обучения.
Таким образом, процесс обучения — это двусторонний активный процесс совместной деятельности (взаимодействия) обучающего и обучающегося. Он, в свою очередь, включает два взаимосвязанных процесса — преподавание (деятельность педагога, преподавателя) и учение (деятельность учащихся). Обучение практически невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучающихся, без их дидактического взаимодействия Взаимодействие между обучающим и обучаемым является центральным звеном процесса обучения. В учебном процессе в отношениях обучающего и обучаемого можно выделить звенья взаимодействия.
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
1. Разъяснение целей и задач обучения, создание положительной мотивации. 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений, навыков. 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов. 5. Управление процессом перехода от теории к практике. 6. Организация самостоятельной, творческой деятельности обучаемых. 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии обучаемых. | 1. Собственная деятельность по осознанию целей учения. 2. Восприятие новых знаний, умений, навыков. 3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация. 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей. 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация. 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем. 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений. |
Обучающему в этом процессе принадлежит руководящая (направляющая) роль — он организует познавательную деятельность обучающихся, руководит (управляет) ею, побуждает обучающихся к сотрудничеству и взаимопомощи, взаимоконтролю и согласованной оценке выполняемых действий, устраняет познавательные и эмоциональные барьеры, возникающие на занятиях.
Процесс обучения имеет свою внутреннюю логику. Это логика совместной деятельности, учебного, профессионального взаимодействия обучающего и обучающихся. Она проявляется в том, что каждый шаг обучающего и обучающихся, каждый акт взаимодействия между ними обусловливаются их совместной деятельностью.
В психолого-педагогическом плане овладение знаниями представляет собой дидактический процесс, состоящий из этапов:
· осознание познавательной задачи, уяснение ее сути, значения;
· восприятие учебного материала;
· осмысление материала, его творческая переработка, мысленное расчленение, выделение главного, обобщение основных частей и т. п.;
· запоминание учебного материала;
По глубине отражения изучаемых объектов и степени их обобщения, по характеру воздействия на теоретическую и практическую деятельность можно выделить различные уровни и виды знаний:
· начальный уровень — знания-знакомства, позволяющие учащемуся ориентироваться в чем-либо в самых общих чертах;
· средний уровень — знания-репродукции, дающие возможность воспроизвести учебный материал;
· высокий уровень — знания-умения, позволяющие уверенно, творчески применять их;
· высший уровень — знания-трансформации, дающие возможность не только творчески их применять, но и с их помощью создавать (открывать) новые знания.
Важно, чтобы в процессе обучения чувственно воспринимаемый материал подвергался логической обработке, чтобы теоретические знания воплощались в практические дела и чтобы повседневная практика была неразрывно связана с теорией.
В структурном плане процесс обучения содержит в себе совокупность взаимосвязанных элементов: цель; участники (субъекты) процесса обучения (обучающие и обучающиеся); содержание обучения; методы, способы, приемы обучения; средства обучения; формы обучения; виды занятий; содержательное, методическое и организационное обеспечение учебного процесса; результат обучения; оценочно-корректировочная часть процесса обучения (диагностика), его прямые и обратные связи.
Процесс обучения предполагает:
· анализ ситуации, определение, постановку цели обучения и ее принятие участниками процесса обучения;
· планирование и организацию учебной работы, определение содержания, методов и средств достижения цели;
· предъявление учебного материала разными способами и его восприятие;
· выполнение обучающих и учебных действий и операций;
· организацию обратной связи, контроль и корректировку работы по усвоению содержания; анализ и самоанализ, оценку результатов обучения и др.
В целом логика процесса обучения требует от обучающего и обучающихся постоянного творчества, учета всех факторов и обстоятельств, которые могут оказать и оказывают влияние на процесс овладения обучающимися знаниями, навыками и умениями.
Следовательно, несмотря на то, что воспитание, образование и обучение тесно взаимосвязано, их нельзя отождествлять, поскольку они имеют свою специфику, свои особенности.