Характеристика спорта как социального института

Спорт как социальный институт

Определение понятия «спорт», его цели и задачи. Спортивная классификация и ее структура. Теория конфликта и структурации. Внутригрупповые и межгрупповые отношения в спорте. Организационная теория и основные причины стремительного упадка в спорте.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.11.2012
Размер файла 34,8 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Спорт как социальный институт

Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.

Анализируя факторы формирования личности, мы определили эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные «профессиональные статусы», в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

Современная российская социологическая мысль характеризуется мультипарадигмальным подходом к проблемам спорта. Функциональные параметры спорта исследуются в работах В.К. Сергеева, А.Г. Топоркова, И.П. Савченко, И.В. Лубышевой. Социологический аспекты трасформальных процессов (профессионализация, коммерциализация, диверсификации спортивных практик) анализируются О.Н. Красновской, П.Д. Павленком.

Объектом исследования является российская молодежь, как социально-демографическая и социокультурная группа, ориентированная в совместных и индивидуальных практиках на определенные стратегии.

Предметом исследования является влияние спорта на идентификационные стратегии российской молодежи.

— рассмотреть теоретические подходы к изучению спорта;

— выявить основные характеристики спорта.

1. Теоретико-методологические подходы к исследованию спорта

1.1 Определение понятия «спорт», его цели и задачи

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.

1.2 Спортивная классификация и ее структура

Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения.

Спортивные звания присваиваются пожизненно.
Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

— занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;

— добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

Так, в центральных регионах России известны такие национальные игры, как «лапта», «городки». Можно привести и. еще немало подобных примеров национальных видов спорта и в других регионах страны. Наиболее распространенные из них представлены в Единой спортивной классификации.

Звание мастера спорта по этим видам присваивается на федеральном уровне, хотя культивируются они, например, только в Якутии, Татарстане или Дагестане. Спортивные разряды присваиваются региональными спортивными организациями, т.е. на местах.
Национальные виды спорта, связанные с повышенной двигательной активностью, могут занять достойное место в рабочей программе учебной дисциплины «Физическая культура» в вузах, в программах внутривузовских и межвузовских студенческих спортивных соревнований.

1.3 Теория конфликта и структурации

Теория конфликта ставит в центр своего анализа конфликт, как явление, присущее природе человеческого общества. Теорию конфликта развивали Р. Дарендорф и Л. Козер в качестве противовеса структурному функционализму, который делает упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последнее время теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турена (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др.

В приложении к спорту, сторонники теории конфликта могут рассматривать спорт, как социальное образование, которое развивается благодаря конфликтам и стимулируется ими. Так, например, конфликт, возникший внутри спортивной команды, может способствовать ее сплочению и восстановлению внутреннего единства. Сторонники теории конфликтов утверждают, что внутренние конфликты, затрагивающие только цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально позитивный характер. Но если в процессе развития конфликта противоборствующие стороны этой команды меняют свои базовые ценности и нормы, то этот конфликт будет иметь негативное значение и как результат возможен распад спортивной команды.

В тоже время исход конфликта, стабилизирует ли он отношения внутри группы или, напротив, окончательно разрушит их, зависит от того, какая это группа и от того, в какой социальной системе она находится. В данном случае, нас интересует спортивная система, но она тоже внутри разделяется на несколько подсистем, например, спорт высших достижений и любительский спорт. В каждой из этих сфер конфликты будут протекать по-разному. В условиях спортивной системы конфликт может перестать быть актуальным, если команда добивается определенной цели, например, победы в соревновании.

Также имеют место внешние конфликты, когда конфронтационные отношения возникают между группами. Внутри таких групп атмосфера в этом случае обычно улучшается, так как им необходимо общими усилиями противостоять внешним «врагам».

Конфликты и их возникновение зависит от множества условий, как отмечалось выше. Так, например, когда две российские футбольные команды играют на чемпионате России, возникает конкуренция между командами и между фанатами этих команд. Когда же сборная России едет на чемпионат мира, футбольную команду составляют игроки из разных команд, конкуренты в прошлом, теперь они становятся одним целым. В такой ситуации объединяются и все российские фанаты футбола, ранее конфликтовавшие между собой.

Конфликты в спорте могут происходить и между целыми странами, например, как это было между США и Советским союзом, хотя конфликты такого масштаба называют противостоянием. Такого рода конфликты могут иметь серьезные последствия, как правило они более комплексные и затрагивают уже несколько сфер жизни.

Завершить обзор теорий, которые можно использовать в социологии спорта, хотелось бы теорией структурации Энтони Гидденса. Он утверждает, что общество «High модерна» отличается «внутренне присущей модерну рефлексивностью». Человек в условиях современного общества отличается более активным характером поведения, которое уже не рассматривается как результат внешних сил, которые индивиды не могут понимать и контролировать. Итак, человек становиться действующим. Большое значение придается языку и способам объяснения социальной реальности. В условиях модерна знание становится достоянием участников социального взаимодействия, оно перестает быть «монопольным». Гидденс описывает взаимоотношение между человеческим действием и социальными институтами. Институты возникают в результате взаимодействия агентов: агенты, рефлексируя по поводу своих действий, понимают, что изменение социальных институтов возможно и иногда необходимо.

Основным понятием теории структурации является понятие социального агента. По мнению Гидденса, действие агента представляет собой стратификационную модель, которая включает в себя три уровня: мотивации действия, рационализации действия и рефлексивного мониторинга действия.

В теории Э. Гидденса структура описана иначе нежели в теории функционализма. Он понимает структуру как набор правил, но эти правила являются как условием действия индивида (как в функционализме), так и результатом. Агент одновременно воспроизводит и создает правила. Так и в спорте, действующий субъект, спортсмен, активно участвует в процессе создания и воспроизводства правил спортивной игры.

В данной главе был рассмотрен ряд теорий, с помощью которых можно изучать спортивную реальность. Хотелось бы отметить, что все подходы рассматривают спорт с разных позиций, акцентируют внимание на разных составляющих спорта. Было бы неправильно выбрать одну теорию и забыть о других, так как каждая из них ценна по-своему.

Теория конфликта рассматривает внутригрупповые и межгрупповые отношения в спорте, изучает процесс протекания конфликта, возможные пути его разрешения. Функционализм акцентирует внимание на функциях, ролях, выполняемых индивидами в системе спорта, а также на том, с какими институтами взаимодействует спортивный институт, как спорт транслирует социальные ценности и нормы. В центре внимания теории структурации действующий субъект. Сторонники этой теории считают, что человек способен на многое вопреки сильной структуре, вопреки межгрупповым и внутригрупповым конфликтам.

Каждая теория уникальна. Прежде чем выбирать теорию, социолог должен прояснить, какие он ставит перед собой цели и задачи, какой аспект спорта его интересует в настоящий момент, также возможно использование несколько теорий одновременно, чтобы максимально описать спорт, как социальное явление.

2. Социологическая характеристика спорта

2. конечный продукт,

3. методы и средства его получения,

4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,

5. представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов.

Остановимся на качествах научных знаний. Одним из важнейших качеств научного знания является систематизированность, знание должно быть классифицировано. Внутри социологии существует дифференциация по отраслям и отдельным дисциплинам, одной из таких дисциплин и выступает социология физической культуры и спорта. Социология спорта, в свою очередь, делится на отдельные темы. Эти темы отличаются в российской социологии спорта и в западной, поэтому мы приведем эти темы в главах соответственно о российской и западной социологии спорта.

Так же необходимо, чтобы научное знание поддавалось обоснованию, доказательности, чтобы его можно было подтвердить или опровергнуть. В социологии спорта, как и в социологии, можно проверять положения и теории с помощью социологических исследований. С точки зрения Карла Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько опровержения, в этом выражается критический дух науки. Выдвинув гипотезу, ученый представляет самые смелые факты и случаи, чем рискованнее они будут, тем больше ценность теории, если она подтвердится на их примере.

Следующей неотъемлемой характеристикой научного знания являются категориальный и понятийный аппарат. Социология физической культуры и спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания специальных физкультурных явлений, а так же категориальным аппаратом социологии. Это происходит из-за того, что именно на стыке социологии и теории физической культуры образовалась социология физической культуры и спорта. Надо отметить, что из всех наук, которые изучают физическую культуру и спорт, социология более остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том числе совмещая и обобщая знания других наук. Некоторые категории социологии физической культуры и спорта, они являются основными объектами изучения этой науки, по мнению ряда российских специалистов:

Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:

а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.);

В социологии физической культуры и спорта постоянно происходит пересмотр основных категорий, их взаимосвязей и структуры. Так внутри категории спорт выделяют 2 подкатегории. Весь спорт делят на массовый и спорт высших достижений. Это общее мнение большинства специалистов.

Интересный факт из отечественного олимпийского опыта: на олимпиаду 1952 года Советский союз привез спортсменов-профессионалов вопреки основному правилу олимпиады. Спортсмены были представлены в качестве рабочих различных специальностей. Один из участников олимпиады вспоминает, что их группу повели на экскурсию в машиностроительный завод, и он очень переживал, что ему могут задать какой-нибудь вопрос, связанный с его специальностью. Он был записан как машинист-конструктор. Это несмотря на то, что при социализме считалось, что спорт в нашей стране является любительским и все спортсмены тоже любители. В СССР профессиональный спорт рассматривался как форма эксплуатации спортсменов-профессионалов владельцами клубов и профессиональных команд. Поэтому мы подвергали жесточайшей критике профессиональный спорт в зарубежных странах и вели активную борьбу против коммерциализации международного спортивного движения. В то же время многие наши спортсмены и спортсмены бывших социалистических стран получали государственные или ведомственные стипендии или числились на различных должностях в трудовых коллективах, получая там заработную плату, то есть были фиктивными любителями.

Вернемся к характерным признакам науки. Следующим таким признаком является наличие методов и методологии исследования социальной реальности. Методы и методологию социология спорта заимствует у академической социологической теории. Теории, которые социологи используют при изучении спорта рассмотрим подробнее позже.

Социальный институт науки включает все от книжных, публикаций до семинаров.

1. Существует группа людей, которые считают себя социологами спорта и другие признают их позицию,

2. Издаются книги, учебники по социологии спорта, в периодических журналах печатают статьи,

3. Имеют место комитеты, организации, объединяющие социологов спорта и представителей смежных дисциплин,

4. Выше перечисленные организации проводят конференции, семинары, на которых идет обмен опытом.

Итак, социология спорта обладает всеми вышеперечисленными качествами: цель, у нее есть свой объект и предмет исследования, методы исследования и исследовательская методология, а также свой категориальный и понятийный аппарат.

2.2 Спорт как социальный институт

Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:

1. Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках этого института;

2. Интеграция человека в структуру общества, что с одной стороны обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой позволяет осуществить социальный контроль над институциональными типами деятельности, существующая государственная система принимает существование данного института, его нормы и правила не противоречат государственным и общечеловеческим.

3. Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля.

Спорт зачастую не включают в число жизненно-важных институтов, но в то же время, сторонники существования социальных институтов утверждают, что каждому социальному явлению соответствует социальный институт. Так, например, в учебнике по социологии Г.Е. Зборовского при перечислении социальных явлений, которым соответствуют социальные институты, называется спорт.

«Собственность, рынок, религия, идеология, распределение и потребление, торговля, демократия, парламентаризм, преступность, здравоохранение, воспитание, спорт, культура, искусство, досуг, развлечение, традиция, средства массовой информации.

Социологи, воспринимающие спорт как социальный институт могут попасть в ловушку, то есть описывая его, они будут использовать стандартные определения и применять к нему все требования социального института: наличие структуры и выполняемых функций и т.д. В результате это описание будет идентично описаниям других социальных институтов. Тогда текст о спорте потеряет специфичность и от замены названия «социология спорта» на название, например, «социология здоровья» ничего не изменится. А значит нет смысла писать отдельные тексты в этой отрасли социологии, если в ней нет ничего особенного и значимого. Это будет означать, что данная область не обладает специфическими характеристиками, а поэтому не имеет права на существование, так как ничем не отличается от других отраслевых социологий. Поэтому социолог должен стараться не попасть в подобную ловушку.

2.3 Организационная теория спорта

Современный российский спорт не может похвастаться достижениями: за последние десять лет мы сдали позиции, т.е. ухудшили показатели в 30-40 видах спорта. Многие исследования говорят о «закате» российского хоккея, волейбола, хотя, скорее по инерции, мы продолжаем удерживать первенство в фигурном катании, художественной гимнастике. В качестве причин стремительного упадка спорта называются различные факторы: уход государства от поддержки физической культуры и спорта, утечка молодых спортивных талантов за рубеж, разрушение инфраструктуры детского спортивного воспитания, пропаганда гедонистических ценностей, наркотизация и криминализация молодежи, бедность большинства населения страны (32% имеют доход ниже официального прожиточного минимума). Нельзя обойти вниманием и еще одну существенную сторону: разрушение организационной структуры спорта, ее децентрализацию, разукрупнение, раздробление на массу некоординируемых небольших организаций. Вновь начинают говорить о позитивном организационном опыте прошлого: централизованная система управления спортом обеспечивала концентрацию материальных и финансовых ресурсов (на поддержку и развитие физической культуры и спорта в Советском Союзе тратилось в пять раз больше, чем в бюджете России 2003 года), воспроизводство спортивных кадров, единую спортивную политику и консолидированность спортивного корпуса.

Организационная теория спорта представляет для нас теоретический и практический интерес, так как без анализа нельзя понять какие обретения и потери понес российский спорт в расставании с централизванным спортивным руководством, со спортом, как направлением государственной деятельности, особой государственной службой (советский спортсмен имел официальные и неофициальные льготы, звания, по рангу приравнивался к деятелям культуры, искусства, крупным хозяйственникам). Организация спорта была «винтиком» политической структуры, соответствовала советской мобилизационной экономике и системе направляемого воспитания, формирования нового человека. Каковы основные положения организационной теории, теоретической конструкции спорта?

Логика развития спорта требует изучения таких социологических проблем, как «спорт и молодежь», «спорт и прогресс», «спорт и гуманизм», «спорт и личность». В разрешении этих проблем социология спорта должна сыграть важную роль, еще раз доказать нужность и значимость этой науки для развития общества и совершенствования человека.

спорт конфликт упадок структурация

11. Переверзин И.И. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов [текст] / Переверзин И.И., Суслов Ф.П. // Теория и практика физ. культуры. 2002. №5. С. 57.

13. Философия и социология спорта в XXI веке («Круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры» совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК (29 марта 2000 г.)) // Теория и практика физической культуры. 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Подходы к определению и природе социальных институтов. Институциональный подход, социальный институт в теории Парсонса. Бурдье и его теория «структурирующих структур». «Теория структурации» Гидденса. Теория «коммуникативного действия» Хабермаса.

контрольная работа [47,1 K], добавлен 10.10.2013

Понятие, предмет и основные причины конфликта, его структура и сценарии. Сущность теорий социального конфликта Г. Спенсера и У. Самнера. Концепция функционализма американского социолога Т. Парсонса. Диалектическая «общая теория конфликта» К. Боулдинга.

реферат [23,9 K], добавлен 17.01.2013

Значение наследия Э. Гидденса для социологии. Понятие дуальности структуры. Анализ возможности применения основных положений теории структурации как теоретической схемы эмпирических исследований социальных процессов, имеющих место в современном обществе.

курсовая работа [57,9 K], добавлен 18.01.2015

Понятие конфликта в социологической теории. Предыстория возникновения теории социальных конфликтов, характеристика ее основных концепций. Теория социального конфликта известного немецкого социолога и идеолога либеральной ориентации Ральфа Дарендорфа.

контрольная работа [27,2 K], добавлен 18.04.2013

Особенности конфликта в социально-экономической, административно-управленческой системе организации. Функциональная недостаточность формальной организации и ее субъективная деформация. Примеры наиболее удачных решений по легализации конфликтной ситуации.

реферат [31,5 K], добавлен 06.03.2016

Источник

Спорт как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:15, реферат

Краткое описание

Анализируя факторы формирования личности, мы определили эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные «профессиональные статусы», в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.
Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.

Анализируя факторы формирования личности, мы определили эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные «профессиональные статусы», в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

В современной отечественной и зарубежной литературе под ценностями понимаются явления, предметы и их свойства, которые необходимы людям или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Кроме того, под ценностями могут пониматься соответствующие нормы, цели и идеалы, к которым стремится человек как к чему-то значимому, возвышенному и т.д. Под ценностями также понимается и соответствие данного явления, процесса, поступка или события объективным общественным потребностям и интересам, форма проявления объективного (положительного или отрицательного) значения данного явления для практической человеческой деятельности.

Ценность можно рассматривать как с позиции личности, так и с позиции общества. В первом случае это будут предметы и явления, которые определяют общую ориентацию жизнедеятельности и мировосприятия человека. Во втором – совокупность норм и идеалов, принятых в данной социальной системе общества.

Ценности как социальная категория тесно связаны с общественными и личными потребностями. Общество и личность могут удовлетворить свои потребности только посредством практической деятельности, через социальную активность, в основе которой лежат определенные интересы, мотивы, цели, достижение которых и есть удовлетворение потребностей.

Формирование социальных потребностей и интересов – процесс очень длительный и сложный. Интенсивность формирования интересов к спорту среди широких слоев населения, масштабы их охвата, формирование потребности в физических упражнениях – все это осуществляется в различных условиях по-разному. В городе, где развита инфраструктура, это происходит более динамично, чем, например, в сельской местности.

В целом отечественная наука рассматривает ценности жизни с точки зрения значимости объективной действительности для жизнедеятельности человека. Чем благоприятнее условия, создаваемые обществом для развития личности, тем больше возможности у личности проявить свои способности в социальной сфере, одной из которых и является спорт.

Наиболее общая социальная ценность спорта заключается в том, что он является одним из важных средств формирования, воспитания (в широком смысле слова) нового человека, созидателя общественных благ и общества в целом. Тем самым он отвечает основной социальной потребности нашего общества.

Спорт как область социальной деятельности способствует созданию материально-технических ценностей (дворцы спорта, бассейны, стадионы, лыжные базы, спортивный инвентарь и т.п.). В то же время, будучи явлением многофункциональным, он создает значительные духовные ценности, выраженные в научных положениях и теориях (идейные, методологические, теоретические, исторические, медико-биологические и др.). Спорт формирует ценности организационно-управленческого плана (система управления, организации и руководства) и кадры, работающие в данной области.

В общей системе подготовки кадров спорт и физическая культура занимают особое место. Специалистов по спорту готовят сотни учебных заведений (университеты, академии, институты, колледжи и техникумы физической культуры).

Физическая культура и спорт способствуют созданию культурных и духовных ценностей. В сфере спорта реализуется одна из важнейших социальных потребностей – потребность в непосредственном общении с людьми. Последнее же формирует ценностные ориентации и идеалы личности. Следовательно, спорт можно с полным основанием отнести к тем видам деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их. В данном контексте ценности могут проявляться либо в форме здоровья (валеологические ценности), физического совершенствования (личностный уровень ценностей), либо в виде конкретных результатов (установленного рекорда, занятого места), либо опосредованно – в виде повышения результатов трудовой деятельности, общей воспитанности и культуры человека.

К валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к организации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Спорт представляет собою одну из тех областей деятельности человека, в которой его сущностные силы во всем их многообразии связей раскрываются на предельных или субпредельных уровнях. Тем самым накапливается опыт о резервных способностях человека. Установление рекорда есть не что иное, как конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и команды, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы «персонифицирует» в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-то время этот мировой рекорд становится достоянием других спортсменов. Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и опыт многих сотен и тысяч людей, и за которым вновь будут стоять многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок.

Результаты творчества в сфере физической культуры и спорта материализуются не только в установлении рекорда, но и в разработке новой техники, тактики спортивной борьбы, создании новых спортивных снарядов.

В спорте выделяются следующие группы ценностей:

— ценности, связанные с функциональным содержанием спорта, самой деятельности, ее эмоциональными моментами;

— коммуникативные ценности (общение);

-?красота (наслаждение красотой зрелищ, спортивной борьбой, тактическими комбинациями, виртуозными композициями и т. д.);

— физическое «Я» (здоровье, телосложение, физические качества);

— материальные ценности (заработная плата, призовые, заключение выгодных контрактов, участие в рекламе и т.д.);

— социальное признание и авторитет;

— самоактуализация (испытание своих сил, стремление использовать свои способности) ;

— полезность другим (чувство необходимости для других).

Перечисленные ценности, формируемые в процессе физкультурно-спортивной деятельности, играют различные роли. Так, по мнению некоторых исследователей, к высоко значимым ценностям относятся: функциональное содержание спорта, физическое «Я», волевые качества, общение.

Другая группа ценностей (материальные ценности, социальное признание, авторитет, самоактуализация) имеет активную значимость, увеличивающуюся с повышением уровня мастерства. Ценность, связанная с достоинством личности и чувством долга перед окружающими (быть полезным другим), характерна больше для женщин и спортсменов с высоким спортивным статусом.

Таким образом, содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается вышеперечисленными характеристиками. По всей видимости, наиболее возвышенную ценность спорта обеспечивает то, что физические кондиции, физическая подготовленность повышают жизнеспособность личности. Ценность спорта обусловлена возможностью его использования в качестве действенного средства удовлетворения биологических и социальных потребностей человека и культурных запросов общества.

Спортивно-этическое воспитание как один из аспектов нравственного воспитания. «Спортивной этикой» принято называть совокупность норм поведения, регулирующих отношения людей в сфере спортивной деятельности.

Вместе с развитием межнациональных и международных спортивных связей нормы спортивной этики приобретают общечеловеческий характер. Ряд из них закреплен в международных правилах соревнований по видам спорта, а в обобщенной форме — в таких официальных и полуофициальных установлении, как Олимпийские правила, «Манифест о спорте» н «Принцип честной игры», введенные под эгидой СИЕПС (одна из культурных организаций ЮНЕСКО), и др. Поскольку эти нормы согласуются с общечеловеческими нормами гуманных отношений, они входят в состав этики российских спортсменов.

Задачи спортивно-этического воспитания в школе спорта заключаются в конкретизации применительно к спортивной Деятельности тех же самых этических норм, которые формируются всей системой воспитания в нашем обществе. Следовательно, в основе своей эти задачи не являются чем-то принципиально отличным от общих задач нравственного воспитания, а представляют собой один из их частных практических аспектов. Иначе говоря, главное в спортивно-этическом воспитании состоит в том, чтобы выделить общие принципы нравственного поведения практическим руководством к действию и в области спорта.

Нормы спортивной этики теоретически легко воспринимаются, ибо в общем они сводятся к требованиям вести себя в спорте так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила соревнований, не прибегать к запрещенным способам достижения превосходства над соперником, не допускать грубостей т. д. Причины отклонений от норм кроются зачастую отнюдь не незнании того, что есть нравственно и что безнравственно в спорте, а в отсутствии твердых убеждений и прочных навыков нравственного поведения, выработанных применительно к особенностям спортивной деятельности. Ее же специфика такова, что даже спортсмен, обладающий общими нравственными убеждениями, но не имеющий практического опыта, доведенного до стойких поведенческих навыков в сложных спортивных ситуациях, может г оказаться в роли нарушителя правил спортивной этики. Этим обусловлено первостепенное значение методов практического приучения в процессе освоения ее норм.

Спортивные состязания являются, кроме прочего, наиболее действенной формой практической проверки верности спортсмена спортивной этике, что определяет их роль в спортивно-этическом воспитании. Эта сторона воспитания должна быть постоянно представлена н в спортивной тренировке. Здесь она особенно тесно связана с содержанием тактической, специальной психической подготовки спортсмена и с тренировочными формами соревновательной практики. Эта связь обеспечивается, частности:

бескомпромиссным отношением тренера и спортивного коллектива к любым отклонениям от требований спортивной этики в процессе тренировочных занятий.

3. СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.

Социальный институт – это образование, которое способствует поддержанию стабильности и устойчивости общества. Предпосылкой этой стабильности является наличие общеразделяемой системы ценностей – общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и т.д. В процессе социализации индивид усваивает эти нормы таким образом успешно интегрируется в социальную систему. Социальный же институт выступает в качестве механизма, который обеспечивает интеграцию индивида и сохранение норм. Таким образом, социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре и семье и т.д. Институциональная структура общества – это своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.

Источник

Adblock
detector