Химия как наука 8 класс
Доклад на тему Химия 8 класс (Из истории возникновения химии) сообщение
Химия – это наука о веществах и их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями.
В современном мире Химия играет одну из ведущих ролей среди всех наук. И занимает это место по праву. Современную медицину, металлургию, разные виды промышленностей невозможно представить без достижений, которых достигла химия. Каждая отрасль производства использует эти достижения.
Человек еще с древности тесно связан с химическими процессами. Когда первобытным человеком был зажжен огонь, он использовал его для приготовления пищи, обогрева жилья, обжига гончарных изделий.
Дальнейшее развитие человека уже было тесно связанно со знаниями о веществах. Металлы стали следующим шагом человеческой цивилизации. Появились целые эпохи: вслед за каменным веком пришел медный, бронзовый, затем наступил железный век.
Медь, золото, серебро, свинец, олово, железо – это одни из первых металлов, которые были использованы человеком. Их применение шло одновременно в Азии, Африке, Европе в V-VI м тысячелетиях до н.э. В то же время с развитием металлургии шло развитие изготовления керамики и стекла, лекарственных препаратов, и косметики. Ученые античной Греции внесли наибольший вклад в развитие науки. Среди них Аристотель, Платон, Эмпедокл.
Именно важные теоретические знания Аристотеля стали фундаментом следующей эпохи в развитии химии, а именно алхимии. Алхимия донаучное направление в химии, зародившиеся в III-IV веке до н.э. Она просуществовала до XVI.в., когда происходит ее упадок. Считается, что родина алхимии это Древний Египет. Главной целью алхимиков было превращение не благородных металлов в благородные или в ценные, например в золото. В этом и заключалась главная цель химии до XVI столетия. Алхимия была широко распространена в Арабском мире, Греции, Риме, Европе, Китае, Индии. На Руси же алхимия была развита, крайне слабо. Несомненно, что именно алхимия явилась фундаментом при развитии современной химии. Она сыграла свою историческую роль.
С XVI по XVIII столетия начинается становление химии как науки. Химическая наука в полной мере становится на службу человеку. Появляются новые законы, ранее неизвестные знания становятся, открыты человеку. Новые имена в науки. М.В. Ломоносов великий Российский ученый именно с его трудами связанно развитие химии в России. В XVII веке Р. Бойль дал понятие «химический элемент» Во второй половине XVIII века химия становится полноценной наукой. Создание периодической таблицы элементов ученым Д.И.
Менделеевым стало еще одним весомым вкладом. С XIX в. берет свое начало новое направление органическая химия. В нынешнее время химия работает над такими задачами как источники альтернативного топлива. Не секрет что нефть и газ не возобновляемые ресурсы. Химия работает во многих направлениях таких как изготовление всевозможных полимерных материалов. От парфюмерии до сельского хозяйство. Огромное число химических лабораторий работают по всему миру на благо человечества.
Вариант №2
Наука прошлого
Алхимия
Своё начало наука берёт с глубокой древности. Первые упоминания о ней датируются II-IV веком нашей эры. В этот период времени наиболее широко алхимия развивалась в Риме и Египте, но после упадка в Римской империи “пальму первенства” в этом ремесле взяли арабские мудрецы, которые в свою очередь внесли не измеримый вклад в дальнейшее развитие науки. Была заложена теория о возникновении и составе металлов, объяснены все их основные свойства, введены представления о философском камне (с помощью которого можно было превращать металл в золото и исцелять все болезни), выявлен “принцип твёрдости” металлов.
Интересный факт: долгое время алхимия не рассматривалась как отдельная наука, Она представляла собой особое направление ритуального искусства.
Химия как наука
Развитие химии принято считать с начала шестнадцатого столетия, с момента появления буржуазного общества. С пониманием общей картины мира многие учёные стали задумываться о его составляющих. Прогресс химии начался с объяснения Робертом Бойльём разности химических элементов и их строения. Неоценимый вклад также внёс Ван Гельмонт своим открытием углекислого газа.
Факт: в первом экземпляре периодической таблицы Д. Менделеева находилось 66 элементов, расположенных по возрастанию атомной массы.
8 класс, 9 класс Из истории возникновения химии
Химия (история возникновения)
Популярные темы сообщений
Следует отметить, что главной причиной загрязнения литосферы является хозяйственная деятельность человека. Более всего риску подвержена почва, и это довольно таки прискорбно, ведь от ее плодородности зависит жизнь всех живых организмов:
Одним из крупнейших городских соратников Москвы является г. Химки. Его географическое расположение на берегу канала Москвы. Начало городского образования: 13ноября 1851 года. В этом же году была открыта железнодорожная станция,
Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей
Эта увлекательная химия
Полюбить химию с первого урока…
Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии, географии и др. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие предметы и их преподаватели. Поэтому учитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку с первого взгляда, с первого урока.
Я предлагаю разработку первого урока химии в 8-м классе. Этот урок должен показать учащимся, что химия – наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьезного отношения, большого трудолюбия. На уроке я использую различные формы работы с учащимися: беседу, викторину, игру, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ, просмотр видео. Урок сопровождается компьютерной презентацией, демонстрацией видеофрагментов из истории науки, инсценировками в исполнении членов химической секции НОУ (научное объединение учащихся).
Во время урока необходимо задействовать как можно больше учащихся класса, дать им возможность что-то ответить, выполнить задание или опыт – проявить себя. Для восьмиклассников характерно восприятие материала через образы, через собственные впечатления от самостоятельной деятельности, что важно использовать для развития устойчивого интереса к предмету. Чем больше каналов восприятия предлагаемого материала будет использовано, тем больше информации будет усвоено, возрастет и эффективность обучения. Поэтому уже на первом уроке следует обратить внимание учащихся на то, что лучшему усвоению материала будет способствовать развитие умений наблюдать, слушать, говорить, думать, анализировать, делать выводы и др.
Только одного первого урока химии в 8-м классе недостаточно для достижения поставленных целей, поэтому следует периодически проводить уроки-праздники в разных классах. Самое удобное для этого время – последний урок четверти или полугодия. У учителя должна быть разработана целая система мероприятий, способствующих развитию познавательного интереса к предмету: первые и последние уроки в учебном году, неделя химии, внеклассные мероприятия, экскурсии, НОУ, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах и др.
Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.
Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.
Оборудование и реактивы. Компьютер, видеофрагменты из коллекции модулей ОМС, карточки с вопросами викторины и описанием веществ, портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO3)2, KOH, CuSO4, NaOH, FeCl3, Na2SO4, BaCl2, HCl, Na2CO3, CaCl2, лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.
1. Организационный момент.
Знакомство с классом.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?
К какой группе наук относится наука “химия”?
Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?
Учитель. Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.
Демонстрируются видеофрагменты из коллекции модулей ОМС (RNMC – программный продукт министерства образования, http://www.shkola.edu.ru).
Учитель. Мы посмотрим фрагмент “История развития химии” (mmlab.chemistry.002i.oms), в котором даны версии перевода слова “химия”.
а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.
б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).
в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.
г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.
Учитель. Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются карточки с вопросами из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?
Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”
• Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?
(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.)
• Почему горящий бензин нельзя тушить водой?
(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)
• Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?
• Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
• В каком море нельзя утонуть? Почему?
(В Мертвом море, оно очень соленое.)
• Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
• Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?
• Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?
• Что означает выражение “как с гуся вода”?
(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)
• Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?
• Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?
(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)
Учитель после каждого ответа говорит, к какой теме и классу относится вопрос.
За правильный ответ ученик получает на память таблицу растворимости или периодическую таблицу небольших размеров.
Вопросы можно использовать не все, в зависимости от времени ответов на них, но нужно обязательно сказать детям, что их новые знания будут основываться на уже имеющихся, полученных на других уроках, а с трудными вопросами поможет разобраться учитель.
5. Игра “Угадайте вещество”.
Учитель. Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга? Давайте проверим…
На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами – в одном только бесцветные прозрачные жидкости, в другом только белые твердые вещества, а в третьем – разноцветные твердые вещества.
1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.
2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.
3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.
Учитель. Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.
Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.
Ученики пробуют определить вещества.
Демонстрируется видеофрагмент – модуль “Алхимическая лаборатория” (mmlab.chemistry.003i.oms), дающий представление о жизни и работе алхимиков.
6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.
Разыгрываются инсценировки, заранее подготовленные учениками – членами НОУ.
Демонстрируются портреты ученых.