Химия как наука для детей
Химия или магия. Знакомим детей с наукой химией
Анна Голуб
Химия или магия. Знакомим детей с наукой химией
химия или магия.
Цель: познакомить детей с наукой химией.
Развивающие задачи: пробудить интерес, активизировать мыслительную деятельность. Продолжать учить вступать в диалог с взрослым. Отвечать на вопросы развернутыми предложениями, аргументировать свои ответы. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Обучающие задачи: помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных предметов, через наблюдение. Выявлять агрегатное состояние веществ. Закрепить умение записывать результаты опытов специальными символами.
Воспитывающие задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Вызывать у детей положительные эмоции, закреплять интерес к теме.
Иллюстрированные книги, иллюстрации химиков разных эпох, химических лабораторий. Фартуки, индивидуальные формочки с содой, пластиковые палочки, уксус в закрытой емкости. Мнемотаблица.
Воспитатель предлагает назвать книги книжного уголка (Гарри Поттер, Мэри Поппинс, Василиса Премудрая)
-Какие чудеса, волшебства, превращения могли творить эти замечательные персонажи?
-Что им помогало? Назовите волшебные предметы – помощники.
-Какими еще словами можно назвать волшебство? (колдовство, магия, сказка.)
-Сегодня я расскажу вам об удивительной науке, которая называется химия.
Химики – ученые, они могут глину превратить в самолет, из полена сшить платье. Из нефти, которая находиться в глубинах земли научились делать бензин, красивые ткани, лекарства
Самыми первыми учеными были алхимики,они сделали много полезного: открыли кислоты, щелочи, соли (рассмотреть иллюстрации о работе алхимиков и современных ученых).
Химия наука о веществах и их превращениях. Вещества – это то, из чего состоит все на свете. Дерево, цветок, камень, облако, мы с вами – все состоит из веществ.
-Какие вещества вы можете назвать?
Иногда одно вещество превращается в другое, а то и в несколько разных.
-Кто может рассказать о превращениях воды? (жидкость, снег, лед, пар)
д\игра «жидкое, твердое, газообразное»
«Облачко» выполняется под музыкальное сопровождение.
Дети изображают воду в лужице, речке, ручейке, росинке. Нагреваясь, они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх (руки вверх, очень пластичные движения) высоко в небе встречаются, объединяются в облачко. Морозный воздух охлаждает человечков пара, они твердеют, кристаллизируются, падают на землю.
Все за мной вы повторяйте:
Дружно руки поднимайте.
Вот попрыгаем на месте,
И потянемся все вместе.
Мы покружимся немножко
Поглядим теперь в окошко.
Улыбнемся мы немножко.
Отдохнули, и теперь
Химики проводят опыты в химических лабораториях (рассмотреть иллюстрации, мы тоже будем оснащать, и пополнять свою лабораторию Но вначале вы должны ознакомиться с правилами работы.
Правила работы в детской лаборатории для детей.
Опыты и эксперименты проводить на специальном столе покрытым клеенкой в светлом месте.
Необходимо надеть клеенчатый фартук, чтобы сохранить свою одежду в чистоте. В некоторых случаях необходимо использовать резиновые перчатки.
Для проведения опытов необходимо использовать специальную посуду или формочки.
Никогда не нюхай незнакомое вещество, не пробуй его на вкус.
Никогда не смешивай незнакомые вещества – это опасно.
Прежде, чем начать опыт внимательно изучи инструкцию и приготовь все, что понадобиться.
Не оставляй в баночке вещество, получившееся в результате опыта, сразу вылей его, а баночку помой и убери.
Все опыты с огнем делай вместе со взрослым. Огонь – это действительно опасно!
Дети проходят в лабораторию, надевают фартуки.
На столах детей в формочках находится сода.
Предложить описать соду (белая, сыпучая, не имеет запаха, состоит из мелких крупинок – частиц). Зарисовать в мнемотаблице, используя символы.
Пищевая сода уникальный продукт. Ее используют в хлебопечении, в медицине применяют в лечебных целях. В нашем опыте сода будет просто необходима, ведь мы будем проводить самую настоящую химическую реакцию. Из одного вещества «соды», мы будем получать несколько других.
Итак, химическая реакция – это превращение веществ.
-Наш опыт называется «Огнетушитель».
-Для чего нужен огнетушитель? (показ иллюстраций)
Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит.
Если есть огнетушитель
Будет найден нарушитель.
Не уйти огню от нас
Все потушит пенный газ
-Как появляется пена из него? На эти вопросы мы сможем ответить после проведения опыта.
Воспитатель показывает в отдельной емкости уксус, объясняет, что с уксусом может работать только взрослый.
Уксус – это кислота очень кислая и едкая на запах.
Воспитатель добавляет уксус в формочки с содой, дети наблюдают реакцию.
-Кислота умеет «отщипывать» от других веществ малюсенькие частички – атомы. И получается другое вещество. Так в результате реакции у нас получились новые вещества – соль, вода и углекислый газ. Газ выделился в виде пузырьков и забурлил. Так же происходит реакция и в настоящих огнетушителях.
Воспитатель показывает, как правильно зарисовать результаты опыта в мнемотаблицы
Йод – история его открытия.
Познакомить с историей открытия йода.
Обучающие задачи: расширять знания детей о взаимодействии различных веществ. Систематизировать и уточнять представления детей о химических реакциях. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных предметов, через наблюдение. Выявлять агрегатное состояние веществ.
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, воображение. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Воспитывающие задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Обогащать словарь детей.
Настойка йода, лист сухой ламинарии, вода, перекись водорода, индивидуальная посуда для проведения опытов, лупа, мнемотаблица, салат морской капусты, иллюстрации морского побережья.
Воспитатель предлагает рассмотреть йод в бутылочке и просит рассказать о назначении его.
-Опишите йод, какой он? Для чего йод используют?
Это настойка йода – раствор йода в спирте. Чистый йод – это темно-серые твердые кристаллы. Йод в чистом виде в природе не встречается. Он запрятан в растениях и камнях.
Рассмотреть морское побережье на иллюстрации. Богатые йодом водоросли служат кормом различным животным.
Воспитатель показывает небольшую часть сухого листа ламинарии. Дети исследуют ее.
Замочить сухой лист в воде, понаблюдать за изменениями свойств листа (увеличивается в размерах, становится более пластичным, усиливается запах йода).
Морская водоросль содержит много йода. Она очень полезна для здоровья. Из нее готовят салаты и некоторые лекарства для ослабленных людей. Показать буклеты о медикаментах содержащих йод.
Слониха, слоненок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке.
Слониху, слоненка, слона
Пушистые волны качали
И детской улыбкой дельфины встречали.
Слонихе, слоненку, слону
Дельфины устроили дружеский ужин.
Слониха, слоненок и слон
В обнимку растаяли в дымке –
Дельфины на память остались на снимке.
Слониха, слоненок и слон
Во сне по дельфинам тоскуют,
И хоботом ищут капусту морскую
Слониха, слоненок и слон
Да-да! Спят и видят ее,
Любимое блюдо свое!
Морская капуста приятна,
Дельфины во сне ее шлют вероятно!
Во время небольшой паузы предложить на пробу салат из морской капусты. Описать его вкусовые качества.
200 лет назад французскому химику йод помогла открыть кошка. Она прыгнула на стол и опрокинула склянки с серой кислотой, железом и морскими водорослями. Растворы смешались и превратились в фиолетовое облако. Когда облако рассеялось, химик увидел темные пахучие кристаллы и назвал их «фиалками». Уже позднее йод растворили в спирте, чтобы мазать разбитые коленки.
Что еще о йоде скажешь!
Каждый сразу все поймет!
Если ранку ты помажешь –
Ранка сразу заживет!
Мы будем получать йод в чистом виде. Для этого возьмем обычную йодную настойку и добавим несколько капель перекиси водорода.
Наблюдение за образованием темно-серых кристаллов йода.
Перекись водорода очень активное вещество. Как только оно встречается с другим веществом, оно «нападает» и «отбирает» частички-атомы. Вот и сейчас перекись отобрала частички спирта, остался йод.
Рассмотреть кристаллы йода в лупу.
Зарисовать схему проведения опыта в мнемотаблицу.
Фотоотчет «Знакомим детей со светлым праздником Пасхи» В светлое Христово Воскресенье, На душе пусть будет чисто и светло! Будет хлебосольным угощенье, Солнце дарит радость и тепло! В начале.
Как мы знакомим детей со свойствами песка-фотоотчет Дошкольный возраст самый интересный и насыщенный тем, что дети открывают и познают мир, они его трогают, пробуют на вкус, и пробуют что-то.
Край любимый мой или Знакомим детей с народной мудростью. С чего начинается знакомство с родным краем, его культурой? Когда это происходит? Когда родной становится любимым? Думаю, что в младенчестве,.
Магия цветов Как любая женщина,я обожаю цветы. Их аромат и красота завораживают. Иду на работу, гуляю по городу, приезжаю на дачу к сестре или в своем.
Сидим дома с пользой «Знакомим детей с космосом» Уважаемые родители, в условиях самоизоляции у Вас появилась возможность больше времени уделять своим детям. 12 апреля – Международный.
Викторина «Физика. Химия. Биология» в 11 классе 1. Химическое вещество, которого больше всего содержится в живой клетке? (Вода) 2. Великий русский ученый, известный как поэт, химик, физик,.
Знакомим детей с Праздником Пасхи Пасха — главное событие года для всех христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает.
Фотоотчет «Знакомим детей со сказками Г. Х. Андерсена» В начале апреля в нашей группе состоялось мероприятие, посвященное творчеству писателя-сказочника Г. Х. Андерсена. В гости к ребятам пришла.
Урок занимательной химии для начальной школы «Чудеса, да и только»
Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время этот интерес стал уменьшаться. А ведь химия – это основополагающая наука естественного цикла. Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Поэтому я начинаю заниматься с ребятами еще в начальной школе, затем в среднем звене веду кружок “Химия вокруг нас” и уже к 8 классу у многих ребят возникает интерес к предмету химии.
Чудеса, да и только…
Мы начинаем первый в вашей жизни урок химии.
Цель: Узнать, что такое химия? Что может химия?
Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами. Вещи же сделаны из чего-то. Например, гвоздь железный, ложка алюминиевая, стакан стеклянный, ручка пластмассовая.
Сахар, который в чай кладем,
Соль, которой солим пищу,
Вода, которую мы пьем,
Кислород, которым дышим…
Все это вещества. Эти вещества изучает наука химия.
Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они.
Это признаки или свойства веществ. Их тоже изучает наука химия. И это еще не все! Надо знать, как пользоваться веществами и, что из этого получится.
Таким образом, химия – это наука о веществах, их свойствах и превращения веществ.
А теперь мы перейдем к самому интересному. Что может химия?
Но прежде чем приступить к практической части нашего урока, прослушаем шутливые правила техники безопасности.
Шутливые правила техники безопасности
Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.
Оборудование: бихромат аммония, спирт, спички, поднос.
На поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.
Опыт 2. “Фараоновы змеи”. В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею. Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.
Есть в Египте легенда одна,
Ее повторить я попробую.
Там жезл у ног фараона
Тот час обратился в змею.
Оборудование: сухое горючее, таблетки норсульфазола, фарфоровая пластина, спички.
На фарфоровую пластину положить таблетку сухого горючего 2 таблетки норсульфазола, поджечь.
Опыт 3. “Несгораемый платок”. Вспомните волшебные предметы из сказок.
Улетел наш ковер-самолет,
Самобранки у нас тоже нет,
Есть платок, он сейчас загорит,
Но, поверьте, не сможет сгореть.
Оборудование: силикатный клей + вода = 1:1,5, спирт, держатель, спиртовка, спички, платок.
Смочить платок в смеси клея и воды, слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.
Опыт 4. “Гибель “Титаника””. Кто из вас знает историю про “Титаник”?
“Титаник” славный в океане плыл давно,
Молва об этом вот что говорит:
“На айсберг налетел и затонул”.
А наш “Титаник” не потонет, а сгорит.
Оборудование: кристаллизатор, бумажный кораблик, вода, натрий.
В кристаллизатор налить воду, опустить на воду бумажный кораблик, положить на него натрий, он загорится.
Опыт 5. “Дым без огня”.
Говорят: “Нет дыма без огня”.
И напрасно – иногда бывает.
То, что вы увидите сейчас,
Эту фразу только подтверждает.
Оборудование: колба коническая (1л) с пробкой, соляная кислота (конц.), водный аммиак (конц.).
В колбу наливаем немного водного аммиака, наносим на стенки колбы, затем добавляем соляную кислоту, закрываем пробкой, появляется “дым”.
Опыт 6. “Хамелеон”. Вы знаете, кто такой хамелеон?
Всем давно известен он,
Он условиям подчиняется,
И химический хамелеон
От него не отличается.
Оборудование: 3 колбы конических (0,5л), вода, фенолфталеин, вода, лакмус, растворы HCl и NaOH, CoSO4.
Вариант 1. В стакан налить 50 мл воды, добавить лакмус, затем щелочь, потом кислоту.
Вариант 2. К раствору сульфата кобальта добавить раствор щелочи.
Вариант 3. В колбу налить воды, добавить фенолфталеин, затем щелочи. Цвет станет малиновый. Потом добавить кислоту, раствор обесцветится. Снова щелочь, потом кислоту и т.д.
Опыт 7. “Химическое молоко”. Все, наверное, помнят фразу:
Писать, конечно, нелегко:
“Дает корова молоко”.
Мы тоже сможем так, друзья,
Хотя и пить его нельзя.
Оборудование: стакан (250мл), хлорид бария, сульфат калия.
В стакан налить сульфат калия, затем хлорид бария.
Опыт 8. “Деформация бутылки”.
Мы насыплем соду и добавим воду,
Капнем что-то, станет желтым,
А добавим кислоту, станет красным на лету.
Дальше опыт продолжается, и бутылочка сжимается.
Оборудование: пластиковая бутылка, карбонат натрия(крист.), вода, метилоранж, соляная кислота, гидроксид натрия(крист.).
В бутылку насыпать Na2 CO3, добавить воду, метилоранж. Раствор станет желтым. Затем добавить HCl, раствор станет красный, выделится СО2. Потом добавить NaOH(тв.), закрутить пробку, перемешать, раствор снова станет желтым, бутылка сжимается.
Опыт 9. “Огненная надпись”. Ассистент приносит 2 конверта с письмами. При вскрытии обнаруживается, что на бумаге ничего нет. Ассистент утверждает, что когда письма писали, надпись было видно. Видимо ее надо “проявить”.
Оборудование: концентрированный раствор нитрата калия, лучина, спички, бумага.
На листе бумаги намечают контурный рисунок и готовят концентрированный раствор нитрата калия. Для этого в 15 мл горячей воды растворяют при перемешивании 20г KNO3. Затем с помощью кисточки пропитывают бумагу по контуру рисунка этим раствором, не оставляя пропусков и промежутков. Когда бумага высохнет, надо коснуться горящей лучинкой какой-нибудь точки на контуре. Тотчас же появится «искра», которая будет медленно двигаться по контуру рисунка, пока не замкнет его полностью.
Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, горелка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой кристаллический перманганат калия.
На чистом листе бумаги тщательно смешиваем стеклянной палочкой равные количества (примерно по 3 чайные ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени горелки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр.
Опыт 11. “Самовозгорание уголька”.
Примерно века 2 назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад, он и для нас не тайна.
Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично сгорает также кислород.
Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
Его назвали бы и дети. Конечно – это кислород.
Оборудование: KMnO4(крист.), пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, хим. стакан 150мл, спиртовка, спички, спирт, держатель, лучина.
В пробирку помещаем 1-2г перманганата калия, затем кусочек ваты, закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в стакан. Пробирку с марганцовкой нагреваем на спиртовке, предварительно прогрев ее. Примерно минуты через 2 поджигаем лучину, сбиваем пламя, чтобы получить уголек, опускаем лучину в стакан с полученным кислородом, лучина вспыхивает. Почему лучина вспыхнула?
О нем известно во всех странах света,
И помнить нам об этом есть резон:
От злых влияний ультрафиолета
Нас защищает наверху озон.
Она повсюду рядом с нами, и так нас радует порой
Хрустящим снегом под ногами и речки быстрою струей…
Та, что и камень каплей точит, такою сильной может быть,
Что сможет все, то ни захочет не растворить – так раздробить.
Говорят: “Без воды – ни туды и ни сюды.
Сапоги мои тово – пропускают аш-два-о”.
Если газ в ней растворяется, газировка получается.
Оборудование: колба 250мл, растворы Na2CO 3 и HCl.
В колбу налить раствор Na 2CO3, добавить раствор HCl, происходит выделение газа, как в газированной воде.
Конечно, это далеко не все, что может наука химия. И, конечно же, всем этим чудесам есть объяснение. Когда вы в 8 классе придете сюда на уроки химии, тогда вы сможете сами найти ответы на многие вопросы. А сейчас, если у вас возникли вопросы, я постараюсь на них ответить
Домашнее задание: написать сочинение о своих впечатлениях, нарисовать рисунки. (Приложение 1).
Список литературы: Алексинский В.Н. «Занимательные опыты по химии». М: Просвещение, 1995.
Конспект НОД по теме «Знакомство с наукой химией» в подготовительной к школе группе
Конспект НОД по теме «Знакомство с наукой химией» в
подготовительной к школе группе
Цель: знакомство на уровне представлений с наукой химией.
1. Ввести в кругозор детей элементарные представления о химии как науке.
2. Систематизировать и обобщить ранее полученные представления детей о других науках, о НТП.
3. Способствовать расширению круга неопределенных, неясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.
Элементарные химические опыты, знакомящие детей с различными веществами, их свойствами.
Экскурсия в школу в кабинет химии.
1) Незнайка, книга Сказки; Энциклопедия
2) 2 вида газированной воды, стаканчики по
количеству детей; оборудование для опыта.
3) Модели молекул из пластилина.
4) Пипетка, стакан с водой, чайная ложка; спички.
УТРО. Индивидуальные беседы об ученых, о науках, которые они изучали, о том, на какие вопросы отвечают эти науки. Опыт с крахмалом (есть ли крахмал в картошке, в печенье, в яблоке? Как узнать).
ТАК НА КАКИЕ ЖЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ НАУКА ХИМИЯ?
(Из чего состоят вещества? Как они превращаются друг в друга? По каким законам)
Незнайка с книгой волшебных сказок.
-Вы любите сказки? Прочитал очень интересную книгу, здесь столько чудес происходит и все благодаря волшебникам (приводит примеры из книги).
Воспитатель: Мы с удовольствием послушаем твои истории после завтрака.
Ход занятия:
НЕЗНАЙКА: Мне очень понравились сказки. Вот бы сейчас здесь очутился 1 из волшебников, сколько бы он мог сделать! Представляете, он одним только взглядом смог бы поднять в воздух вот эту ложку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы как думаете, это возможно? (пробует поднять, предмет падает)
ПО ЗАКОНУ ЗЕМНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ ВСЕ ВСЕГДА
НЕЗНАЙКА: Ну, тогда он смог бы построить хрустальный дворец!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ученые придумали и изобрели много полезных молекул. Вот врачам, например, никак не обойтись без молекул ЭФИРА, НОВОКАИНА, АСПИРИНА. (рассказать о действии этих веществ)
НЕЗНАЙКА: Ну, раз нельзя ничего построить из нечего, тогда волшебник мог любой предмет сделать невидимым- так, чтобы он исчез без следа. Вот было бы здорово!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете, может ли предмет исчезнуть без следа?
НЕЗНАЙКА: Так что получается, что не волшебники, а химия творит чудеса? И что же это у меня за чудеса такие нарисованы в умной книге по химии?
Идет рассматривание картинок и беседа по ним:
Деревянная рубашка-ткань из вискозы;
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, что, Незнайка, убедился, что чудеса бывают не только в сказке, что и наука химия способна творить чудеса? Надо только хорошо знать ее ЗАКОНЫ.
2 вида газированной воды, отличающиеся по цвету, вкусу и запаху.
(в воде есть еще молекулы, отвечающие за цвет, вкус, запах. Вот они- то и разные)
Дистанционная рекомендация родителям для детей подготовительной к школе группе по теме недели «Космос» Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Задачи:.
Дистанционная рекомендация родителям для детей подготовительной к школе группе по теме недели «Пасхальные чудеса» Уважаемые родители! Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и воспринимают.
Фотоотчет о НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с компасом» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о занятии «Закомство с компасом». Для проведения занятия я подготовила глобус, рисунок.
Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.
Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.
Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.
КТП ОП по теме «Подводный мир. Мир растений» в подготовительной к школе группе по программе «От рождения до школы» ТЕМА НЕДЕЛИ: «ПОДВОДНЫЙ МИР. МИР РАСТЕНИЙ»Программное содержание: Обогащать представления детей о подводном мире, знакомить с разнообразием.