Хлеб на рушнике как называется
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
вышитые ракушки
—
[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
РУШНИКИ ИХ РАЗНОВИДНОСТИ И ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ
В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.
Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.
Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др. А благодаря своей структуре и природной чистоте получил и широкое практическое применение – в качестве полотенца для рук или элемента одежды.
Упоминания про наиболее древние рушники относятся к временам Киевской Руси. Из древних летописей известно, что во время весенних заклинательных обрядов деревья обвешивались «рушниками-убрусами». Вышитые на них орнаменты символизировали плодородие. Это было частью религиозных обрядов, святым подношением, знаком обожествления, жертвоприношением в культе деревьев. Н. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся».
Такой обычай сохранился и до нынешнего времени. Так, на Ровенском Полесье в 1970-х годах была найдена на околице села раскидистая многолетняя сосна („царь-дерево”), до половины обвешанная кусками полотна, рушниками, фартуками, хустками. По словам местных жителей, в селе церкви на то время не было, поэтому дерево освятили, и с того времени люди приносят к нему „дары”.
Рушник исполнял образно-символическую роль в христианских обрядах. Так, важной была роль рушника в ритуале умывания ног, лица, рук во время литургии. В апостольских поучениях сказано, что дьяконы должны служить при таинстве евхаристии, имея рушники, хусточки для вытирания уст тех, кто причащается. Орар дьякона напоминает верующим и про тот «лентион», которым Иисус Христос вытирал ноги своим ученикам после обмывания. Помимо ритуальной роли, рушники использовались в церквях для украшения икон.
Существовал обычай обвязывать кресты, хоругви во время похода, процессии или похорон, а также вешать рушники на кресты на кладбище, возле церкви или перевязывать рушником придорожные кресты. По этическим нормам поведения снять такой рушник считалось тяжелым грехом, потому их не трогали, и только после того, как они совсем были уничтожены дождем или ветром, привязывали новые рушники.
Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли обвязать „фигуру”, опоясать церковь, выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ. Иногда делали деревянный крест, вкапывали его на краю села или на могиле и вешали на него вытканный рушник. В случае болезни ребенка или для ребенка, который родился в семье, в которой до этого дети умирали, мать изготовляла рушники, которые назывались «обетные» (укр. „обиденний”) и дарились церкви, для икон Богородицы Покровы.
Рушниками завешивали окно „от злых духов”, когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома
С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом („от дурного глаза”).
На рушнике, вышитом светлыми, веселыми цветами, без единого черного стежка, несли младенца на крещение. Крестная мать готовила его заранее, а, заворачивая в него дитя, приговаривала новорожденному слова «красной дороги». Этим рушником – крижмом – накрывают младенца в церкви. Был обычай шить из него ребенку первую сорочку; иногда крижмо сохраняли до свадьбы, а то и клали в гроб.
Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее.
Рушники дарили старостам, перевязывали через плечо, если на обручении приходили к согласию. Во многих районах на свадьбе рушниками перевязывали не только старост и дружек, но и бояр и другие свадебные чины. Часто и молодая, и дружка вместо пояса или крайки подпоясывались рушником („підперізником”) – концами наперед.
Во время венчания рушником связывали руки молодым, желая им взаимопонимания, счастливого и долгого супружеского пути. На свадьбе, встречая молодых, застилали рушником дорогу от порога до стола, а то и от ворот до дверей хаты; иногда рушник стелили и перед входом в церковь.
Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.
Немаловажное значение имел белый вышитый рушник, на котором должны были стоять молодые под венцом. Под этот рушник родственники жениха клали серебряные монеты и пшеницу – на счастье и богатство. Этим рушником потом завешивали образа или вешали его на видное место в светлице.
Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу чумаки, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь.
Во время проводов в армию рушниками с головы до ног обвешивали молодых парней, желая этим самым счастливой службы и благополучного возвращения домой. Провожая сына в далекую дорогу, мать дарила ему вышитый рушник. При этом, желая счастья, она говорила: «Пусть стелется тебе доля этим рушничком!»
Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.
Иногда рушниками накрывали тело покойника или клали под ноги; воз, на котором везли гроб, застилали рушником или ковром. Гроб также прикрывали рушником, на который клали хлеб. В знак траура вывешивали на воротах или в окне рушник. Впереди похоронной процессии несли крест, обвязанный рушником. Участникам траурной процессии повязывали руки рушниками. По обычаю, раньше гроб опускали в могилу на специальных рушниках, и надмогильный крест, особенно на похоронах парня, также перевязывали рушником. Тем, кто нес гроб, крест, хоругвь, а также копателям давали хустки или рушники – никому из тех, кто помогал на похоронах, не платили деньгами.
После 40-го дня рушник отдавали в церковь на помин души. Как правило, похоронные рушники не украшались орнаментом.
Не обходились без рушника и в земледельческих обрядах. В первый день осмотра озимой (на Юрия) шли в поле гуртом (чаще родом). Впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в корзинке, накрытой рушником, несла угощение. На зеленом поле расстилали рушник, на него клали пироги, крашенки. Так делали и в первый день пахоты, сева и жатвы.
Праздник первого снопа – торжественное оформление начала жатвы, в основе которого лежало представление, что обрядовые действия, песни и т. п. могут обеспечить хорошее сбережение урожая. Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилала рушник с хлебом-солью и свечкой. На обочине она останавливалась и трижды кланялась ниве, приговаривая: «Дай, Боже, легко начать, а еще легче дожать». После окончания жатвы хозяин встречал жнецов с хлебом-солью на рушнике, а те одевали на него обжиночный венок.
Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник, на котором лежали крест, букет цветов, хлеб, соль и чашка воды или вина. Старший мастер брал рушник с хлебом, целовал его, приговаривая: «Господи, помоги».
При возведении дома рушниками застилались подвалы. Сохранился также обычай, строя хату, последнее стропило на окончание крыши заносить на рушниках, которые потом дарились мастерам. Самый младший должен был поставить на вершину крыши „венок” – букет из веток березы или дуба вместе с цветами, связанными рушникам, который для этой цели вышивала будущая хозяйка дома.
В новопостроенную хату входили также с иконой, вышитым рушником, хлебом-солью. Все это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.
Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.
Кроме обычая с хлебом на рушнике встречать почетных гостей, сохранился обычай дарить хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события.
Декоративная и практическая роль рушника
С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.
На большие праздники – Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе – хаты обвешивали более украшенными рушниками – праздничными, а в пост – „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.
По всей Украине сложились местные традиции украшения хаты рушниками. Кроме хат, рушниками в прошлом также украшались общественные здания – церкви, сельские советы, школы и т. д.
Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику.
Рушниками в сельском жилье и теперь увенчивают семейные фотографии, портрет Т. Г. Шевченко, картины «Тарас Бульба», «Казак Мамай» и т. п.
Если почитается память, отмечается юбилейная дата, то портрет дорогого человека также украшается рушником.
Кроме обрядового и декоративного значения, рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Например, для вытирания лица и рук служил утирач (утиральник), посуды и стола – стирок. Рушник был «лицом» жилья украинки. По тому, сколько и каких было рушников, судили про хозяйку, ее дочку.
Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.
Рушник также использовался как часть одежды. Так, всюду в Украине известен издавна женский головной убор – „намитка”, „серпанок” – разновидность длинного рушника. Длина намитки – 3-5 м. Раньше ее носили и в будни, и в праздники. Впоследствии она стала праздничным головным убором старших женщин, которые не шли без нее в церковь или на свадьбу. Старшие женщины и сегодня просят положить им в гроб свадебную намитку. На Киевском Полесье до недавнего времени бытовал обычай пеленать ноги покойнику намиткой темного цвета. А на полесских „могилках” и сегодня видно, как рядом с рушниками на крестах висят намитки.
Мужчины вязали рушники как пояса, а из рушников, подаренных новорожденному, мать потом делала пеленки.
Основные мотивы украинского народного орнамента
Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию.
По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы:
— геометрические (абстрактные),
— растительные,
— зооморфные (животные).
Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). На их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешочки» и др. В орнаменте подольских вышивок встречается мотив «кривульки», или «бесконечника», известного еще со времен трипольской культуры, т.е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Зигзагообразный меандровый орнамент встречается в вышивках западных районов Подолии. К этому виду орнаментальных мотивов принадлежит «сосенки», «хвощ», «перерывы», распространенные в южных и западных районах Подолья. Известный узор «рожи» (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.
Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», которых на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.
Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки центральных областей Украины, но ей свойственны и своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером полотне. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Поражает колоритность орнамента.
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек.
В южных областях Украины (Одесщина, Николевщина, Херсонщина) техника вышивки имеет много общего с устоявшимися формами центральных районов, однако ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком. Характерным признаком для южных областей является богатство сюжета, какого не встретишь в вышивках иных регионов. Также присутствует смешение стилей и обилие элементов, присущих греческим, римским, персидским, турецким, татарским орнаментам. Это объясняется процветанием торговли и мореплавания на территории юга Украины. Изображение традиционных для южного региона сельскохозяйственных культур в рисунке переплетается с изображением зверей и птиц. Изображение диковинных рыб и морских обитателей, которые впервые наблюдаются в вышивке именно этих областей, также отличает орнаменты южных регионов, и обусловлено активным ведением морского промысла.
Для Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.
Итак, наименьшее количество рушников на свадьбу – пять: рушник, на который становятся молодые при венчании, рушники на иконы для невесты и жениха, рушник под каравай и рушник, которым повязывают руки молодой семье.
Свадебный рушник вбирает в себя так много символов, что является очень сильным оберегом. Его нужно изготавливать своими руками.
В свадебном рушнике важно все, даже выбор ткани. Она должна быть цельной – если отрез распустить, в идеале в руках останется один непрерывный клубок ниток. Полотно для рушника должно быть цельным и ни в коем случае не должно состоять из двух или более кусков. Орнамент должен быть непрерывным от края до края, это символизирует непрерывность жизненной дороги молодых. Вышивая рушник, нужно гнать от себя все злые мысли и плохое настроение. Нужно следить, чтобы изнанка рушника была аккуратно вышита, иначе и жизнь будет, как неаккуратно вышитый рушник. Говорят так – лицевая сторона для людей, а изнаночная – для Бога.
Главное правило! свадебные рушники каждая девушка должна вышить собственными руками.
Рушник вышивают в три этапа. Первый – кайма. Её можно связать, вытеребить или вышить. Проще и аккуратнее –
Затем вышивают дерево рода, чередовать его можно с парой птиц, смотрящих друг на друга. Как вышивать дерево рода я объясню на примере рушника хозяйки блога «Вышивка и рукоделие» Светланы, поскольку для меня – это самое непонятное. Свои рушники я вышивала без древа рода. Понимаю, что это неправильно, но ещё большей ошибкой было бы напутать.
Итак, вот что пишет Светлана.
Первое дерево рода – моё, т.е. невесты.
Итак, дерево рода растет из горшка. Имеет два узла – родительский и дочерний (с низу вверх). Первые ветки (над горшком) – бабушки и дедушки. Справа – родители матери, слева – родители отца. Верхние ветки – это бабушки, а нижние – дедушки. Как видите, на моём дереве рода ветки справа опущены. Это значит, что родители матери, мои бабушка и дедушка, умерли. Как видите, возле родительского узла, с правой стороны (т.е. сторона матери) есть 2 треугольника. Это значит, что у неё есть две сестры, причём старшие, т.к. треугольники находятся с нижней стороны ромба. С левой стороны (стороны отца) так же есть один треугольник, но он находится сверху ромба. Это означает, что у него тоже есть сестра, но младшая. Над дочерним узлом все ветки подняты вверх, это означает, что мои родители живы. Возле дочернего узла нет ни треугольников, ни квадратов – это значит, что у меня нет ни сестёр, ни братьев. Ну и наконец, на моём дереве есть петелька – это означает, что это дерево рода невесты.
Так, с моим разобрались. Теперь дерево рода жениха.
У него живы все бабушки и дедушки, мама и папа, т.к. все ветки на дереве рода подняты вверх. У мамы есть старший брат, т.к. под родительским узлом со стороны матери (справа) есть квадрат. У жениха нет ни братьев, ни сестёр, т.к. возле дочернего узла нет ни треугольников, ни квадратов.
Теперь второй этап – пожелания молодым. Для невесты вышивают лилии – символ девичьих чар, чистоты и девственности, розы – символ красоты, гвоздики – символ верности.
Для жениха вышивают дуб и калину – мотивы, объединяющие в себе символы силы и красоты, но силы необычной, красоты бессмертной. Виноград – символ радости и красоты создания семьи.
Дальше вышиваются берегини.
Как более поздний вариант – крест.
Рушник под каравай
4.
Рушник связывать руки
Обычно их украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба. Для Божника Богородице используются мотивы лилии (как символ её чистоты и нпорочности), розы, все «женские» символы, а также символика поставленного на остриё треугольника – горшок, вазон, вместилище Божьего семени. Для Божника Спасителю, соответственно, используется «мужская» символика. Божники вышиваются с оРУШ, br /НИК
1.билием красного цвета, незначительным вкраплением чёрного, или цветные. Здесь нет строгих правил, поле для фантазии – широкое.
Как выбрать рушник на свадьбу?
Находясь на пороге важного события, молодежь особое внимание уделяет обычаям и канонам. Обязательным аксессуаром брачной церемонии и остается свадебный рушник для каравая. Это значимый атрибут традиционного бракосочетания, как в национальном стиле, так и в стиле рустик.
Полотенце для каравая. Что это?
То, что в России называется полотенцем, в украинском варианте звучит как «рушник»: от слова «рушить», «рвать». Есть и другое значение слова – «двигаться», поэтому обрядовое полотенце у восточных славян — это символ пути.
Рушник всегда был обязательным атрибутом свадьбы, так как становился олицетворением удачного пути в семейную жизнь. Сегодня – это элемент декора, в который молодожены продолжают вкладывать сакральный смысл.
История
Этот старинный аксессуар появился задолго до христианизации Руси. Считалось, что, вышивая определенные узоры на льняном или холщовом отрезке ткани, можно защитить Род от сглаза. Такой оберег для семьи обещал благополучие, верность, здоровье, рождение детей. К свадебным полотенцам подход был особый.
Изначально будущая невеста обязана была собственноручно вышить до 40 обрядовых полотенец. Они дарились сватам, гостям – на момент сватовства, на длительной брачной церемонии (свадьбу в отдельных регионах могли отмечать неделю).
Ниже, в разделе «Виды рушников» мы разберем разновидности рушников и ответим на вопросы — какой рушник нужен под икону, а какой при встрече молодых с караваем.
Виды рушников
Сегодня количество свадебных аксессуаров упростилось, осталось 6 обязательных разновидностей сакрального полотна. Они сопровождают ключевые моменты бракосочетания:
Ключевая роль аксессуара – привлечение богатства и демонстрация бережного отношения к другой свадебной святыне, караваю.
Его замешивали только счастливые в супружеской жизни женщины, поэтому никому кроме них нельзя было брать руками свадебный хлеб, это считалось плохой приметой.
Полотно под каравай отличают пышные узоры, надписи, дошедшие из старины, такие как «Хлеб да соль», и современные, например, «Совет да любовь!».
Каким должен быть традиционный рушник
Полотенце под свадебный хлеб выглядит как отрезок ткани, в центре которого должен быть каравай. Размер аксессуара может быть от 42 сантиметров до 1,5 метра. Центральная часть аксессуара остается свободной от вышивки. Одну четвертую часть полотна слева и справа занимают узоры, надписи с пожеланиями.
Поскольку большинство современных пар на свадебной церемонии ограничиваются только свадебным рушником для каравая, полотно украшают любой вышивкой: бисером, пожеланиями, символами супружества, розами и т.п..
На фото и картинках ниже, примеры различных вариантов полотенца под свадебный хлеб-соль:
Где купить?
Приобрести оригинальный аксессуар под каравай можно:
Иногда создание обрядового полотенца девушки никому не доверяют. Но если нет времени, просят помощи у женщин своего рода: мам, бабушек, крестных.
Как выбрать?
У кого заказывать полотенце под каравай (на фирме или у знакомой вышивальщицы) – вопрос индивидуальный. По цене работа может не отличаться.
При выборе руководствуются простыми принципами:
Невесты должны учитывать, что главное преимущество фабричного изделия – гарантированная аккуратность узора с обеих сторон. Однако уникальным может быть только то полотенце, которое вышивал мастер по индивидуальному заказу.
Сколько он стоит?
Ценовой диапазон на эти аксессуары начинается от 150 рублей в среднем (по Москве) – это цветная печать на текстильном изделии, и от 300 – 700 рублей стоит вышитый рушник с минимальным узором.
Пышность рисунка, качество и длина полотна, известность изготовителя сказываются на его стоимости. Приобрести полотенце для каравая со швейной фабрики можно за 1300 – 1800 рублей. При оформлении заказа учитывают сроки изготовления. Машинная вышивка производится быстрее (от 3 до 7 дней, если это не разгар свадебного сезона).
Видео по теме
Все, что вам нужно знать о свадебных рушниках в видео от Студии свадебных событий «Любовь-Морковь»:
Продумав такие детали свадьбы, как рушник и каравай, вы отдаете дань традициям и демонстрируете старшему поколению, что это имеет для вас значение и особый смысл.
Полотенце под каравай не обязательно вышивать самостоятельно, проще купить его в свадебном салоне.
Набор из нескольких рушников вам понадобится, если у вас запланировано и венчание, и встреча родителями. Набор лучше заказать в одном стиле (при этом аксессуары не обязательно должны быть вышиты, на изделиях могут быть типографские рисунки).