Как посчитать асимптотическую сложность алгоритма

Асимптотический анализ алгоритмов

Прежде чем приступать к обзору асимптотического анализа алгоритмов, хочу сказать пару слов о том, в каких случаях написанное здесь будет актуальным. Наверное многие программисты читая эти строки, думают про себя о том, что они всю жизнь прекрасно обходились без всего этого и конечно же в этих словах есть доля правды, но если встанет вопрос о доказательстве эффективности или наоборот неэффективности какого-либо кода, то без формального анализа уже не обойтись, а в серьезных проектах, такая потребность возникает регулярно.
В этой статье я попытаюсь простым и понятным языком объяснить, что же такое сложность алгоритмов и асимптотический анализ, а также возможности применения этого инструмента, для написания собственного эффективного кода. Конечно, в одном коротком посте не возможно охватить полностью такую обширную тему даже на поверхностном уровне, которого я стремился придерживаться, поэтому если то, что здесь написано вам понравится, я с удовольствием продолжу публикации на эту тему.

Во многих работах описывающих те или иные алгоритмы, часто можно встретить обозначения типа:
O(g(n)), &#937(g(n)), &#920(g(n)).
Давайте разбермся, что же это такое, но сначала я перечислю основные классы сложности применяемые при анализе:
f(n) = O(1) константа
f(n) = O(log(n)) логарифмический рост
f(n) = O(n) линейный рост
f(n) = O(n*log(n)) квазилинейный рост
f(n) = O(n^m) полиномиальный рост
f(n) = O(2^n) экспоненциальный рост

Если раньше вы не встречались с подобными обозначениями, не переживайте, после прочтения этой статьи, все станет намного понятнее.
А начнем мы с символа O.

Сначала приведу формальное определение:
(1.1) Запись вида f(n) = O(g(n)) означает, что ф-ия f(n) возрастает медленнее чем ф-ия g(n) при с = с1 и n = N, где c1 и N могут быть сколь угодно большими числами, т.е. При c = c1 и n >= N, c*g(n) >=f(n).
Таким образом O – означает верхнее ограничение сложности алгоритма.

Давайте теперь попробуем применить это знание на практике.

Возьмем известную любому программисту задачу сортировки. Допустим нам необходимо отсортировать массив чисел, размерностью 10 000 000 элементов. Договоримся рассматривать худший случай, при котором для выполнения алгоритма понадобится наибольшее количество итераций. Не долго думая, мы решаем применять сортировку пузырьком как самую простую с точки зрения реализации.
Сортировка пузырьком позволяет отсортировать массив любой размерности без дополнительных выделений памяти. Вроде бы все прекрасно и мы с чистой совестью начинаем писать код (для примеров здесь и далее будет использоваться язык Python).

image loader
рис.1.
зеленая кривая соответствует графику ф-ии x^2 при c = 1, синия c = 5, красная c = 7

Здесь и далее на всех графиках ось абсцисс будет соответствовать размерности входных данных, а ось ординат кол-ву итераций необходимых для выполнения алгоритма.
Нас интересует только та часть координатной плоскости, которая соответствует значениям x большим 0, т.к. любой массив, по-определению, не может иметь отрицательный размер, поэтому, для удобства, уберем левые части графиков ф-ий, ограничившись лишь первой четвертью координатной плоскости.

image loader
рис.2.
зеленая кривая соответствует графику ф-ии x^2 при c = 1, синия c = 5, красная c = 7

Возьмем c2 = 7. Мы видим, что новая ф-ия растет быстрее предыдущей (красная кривая на рис.2). Из определения (1.1), делаем вывод, что при с2 = 7 и n >= 0, g(n) = 7*n^2 всегда больше или равна ф-ии f(n) = 5*n^2, следовательно наша программа имет сложность O(n^2).
Кто не до конца понял это объяснение, посмотрите на графики ф-ий и заметьте, что ф-ия отмеченная на нем красным, при n >= 0 всегда имеет большее значение по y, чем ф-ия отмеченная синим.

Что же можно сделать в этой ситуации, чтобы радикально ускорить сортировку? Необходимо, чтобы в худшем случае сложность алгоритма была меньше чем O(n^2). Поразмыслив немного, мы решаем, что не плохо бы было, придумать такой алгоритм, сложность которого не превышает O(n), т.е. является линейной. Очевидно, что в случае O(n) скорость работы программы возрастет в N раз, так как вместо N^2 итераций, нам необходимо будет сделать всего лишь N. Прогнозируемый прирост скорости отлично виден на рис.3.

image loader
Серой прямой обозначена линейная сложность, а три кривых показывают сложность n^2 при различных коэффициентах c.

Но оказывается, что сделать сортировку со сложностью O(n) в общем случае просто не возможно (док-во)! Так на какую же сложность мы в лучшем случае можем расчитывать? Она равна O(n*log(n)), что является теоретически доказаным минимальным верхнем пределом для любого алгоритма сортировки основанного на сравнении элементов. Это конечно немного не то, чего мы ожидали получить, но все же это уже и не O(n^2). Осталось найти алгоритм сортировки удовлетворяющий нашим требованиям.
Покопавшись в интернете, видим, что им удовлетворяет «пирамидальная сортировка». Я не буду вдаваться в подробности алгоритма, желающие могут прочитать о нем самостоятельно на wiki, скажу только, что его сложность принадлежит классу O(n*log(n)) (т.е. максимально возможная производительность для сортировки), но при этом, он довольно труден в реализации.

Посмотрим на графики ниже и сравним скорости возрастания кол-ва вычислений для двух рассмотренных алгоритмов сортировки.

image loader
рис.4.

Фиолетовая кривая показывает алгоритм со сложностью n*log(n). Видно, что на больших n, пирамидальная сортировка существенно выигрывает у сортировки пузырьком при любом из трех опробованных нами коэффициентах, однако все-равно уступает гипотетической сортировке линейной сложности (серая прямая на графике).
В любом случае, даже на медленном компьютере она будет работать гораздо быстрее, чем «пузырек» на быстром.

Остается открытым вопрос, целесообразно ли всегда предпочитать пирамидальную сортировку сортировке пузырьком?

image loader
рис.5.

Как видно на рис.5, при малых n, различия между двумя алгоритмами достаточно малы и выгода от использования пирамидальной сортировки — совсем незначительна, а учитывая, что «пузырек» реализуется буквально 5-6 строчками кода, то при малых n, он действительно является более предпочтительным с точки зрения умственных и временных затрат на реализацию 🙂

В заключении, чтобы более наглядно продемонстрировать разницу между классами сложности, приведу такой пример:
Допустим у нас етсь ЭВМ 45-ти летней давности. В голове сразу всплывают мысли о больших шкафах, занимающих довольно-таки обширную площадь. Допустим, что каждая команда на такой машине выполняется примерно за 10 миллисек. С такой скоростью вычислений, имея алгоритм сложности O(n^2), на решение поставленой задачи уйдет оооочень много времени и от затеи придется отказаться как от невыполнимой за допустимое время, если же взять алгоритм со сложностью O(n*log(n)), то ситуация в корне изменится и на расчет уйдет не больше месяца.

Посчитаем, сколько именно займет сортировка массива в обоих случаях

сверх-неоптимальный алгоритм (бывает и такое, но редко):
O(2^n) = оооооочень медленно, вселенная умрет, прежде чем мы закончим наш расчет…
пузырек:
O(n^2) = 277777778 часов (классический “пузырек”)
пирамидальная сортировка:
O(n*log(n)) = 647 часов (то чего мы реально можем добиться, применяя пирамидальную сортировку)
фантастически-эффективный алгоритм:
O(n) = 2.7 часов (наш гипотетический алгоритм, сортирующий за линейное время)
и наконец:
O(log(n)) = оооооочень быстро, жаль, что чудес не бывает…

Два последних случая (хоть они и не возможны в реальности при сортировке данных) я привел лишь для того, чтобы читатель ощутил огромную разницу между алгоритмами различных классов сложности.
На последок хочу заметить, что буквой O обычно обозначают минимальный из классов сложности, которому соответствует данный алгоритм. К примеру, я мог бы сказать, что сложность сортировки пузырьком равна O(2^n) и теоретически это было бы абсолютно верным утверждением, однако на практике такая оценка была бы лишена смысла.

Источник

Анализ сложности алгоритмов. Примеры

Алгоритм — это точное предписание, однозначно определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату [1].

При разработке алгоритмов очень важно иметь возможность оценить ресурсы, необходимые для проведения вычислений, результатом оценки является функция сложности (трудоемкости). Оцениваемым ресурсом чаще всего является процессорное время (вычислительная сложность) и память (сложность алгоритма по памяти). Оценка позволяет предсказать время выполнения и сравнивать эффективность алгоритмов.

Содержание:

Модель RAM (Random Access Machine)

Каждое вычислительное устройство имеет свои особенности, которые могут влиять на длительность вычисления. Обычно при разработке алгоритма не берутся во внимание такие детали, как размер кэша процессора или тип многозадачности, реализуемый операционной системой. Анализ алгоритмов проводят на модели абстрактного вычислителя, называемого машиной с произвольным доступом к памяти (RAM).

Модель состоит из памяти и процессора, которые работают следующим образом:

Несмотря на то, что такая модель далека от реального компьютера, она замечательно подходит для анализа алгоритмов. После того, как алгоритм будет реализован для конкретной ЭВМ, вы можете заняться профилированием и низкоуровневой оптимизацией, но это будет уже оптимизация кода, а не алгоритма.

Подсчет операций. Классы входных данных

Одним из способов оценки трудоемкости (\(T_n\)) является подсчет количества выполняемых операций. Рассмотрим в качестве примера алгоритм поиска минимального элемента массива.

При выполнении этого алгоритма будет выполнена:

Точное количество операций будет зависеть от обрабатываемых данных, поэтому имеет смысл говорить о наилучшем, наихудшем и среднем случаях. При этом худшему случаю всегда уделяется особое внимание, в том числе потому, что «плохие» данные могут быть намеренно поданы на вход злоумышленником.

Понятие среднего случая используется для оценки поведения алгоритма с расчетом на то, что наборы данных равновероятны. Однако, такая оценка достаточно сложна:

Асимптотические обозначения

Подсчет количества операций позволяет сравнить эффективность алгоритмов. Однако, аналогичный результат можно получить более простым путем. Анализ проводят с расчетом на достаточно большой объем обрабатываемых данных (\( n \to \infty \)), поэтому ключевое значение имеет скорость роста функции сложности, а не точное количество операций.

При анализе скорости роста игнорируются постоянные члены и множители в выражении, т.е. функции \(f_x = 10 \cdot x^2 + 20 \) и \( g_x = x^2\) эквивалентны с точки зрения скорости роста. Незначащие члены лишь добавляют «волнистости», которая затрудняет анализ.

В оценке алгоритмов используются специальные асимптотические обозначения, задающие следующие классы функций:

Запись \(f_n = \mathcal(g_n)\) означает принадлежность функции f классу \(\mathcal(g)\), т.е. функция f ограничена сверху функцией g для достаточно больших значений аргумента. \(\exists n_0 > 0, c > 0 : \forall n > n_0, f_n \leq c \cdot g_n\).

Ограниченность функции g снизу функцией f записывается следующим образом: \(g_n =\Omega(f_n)\). Нотации \(\Omega\) и \(\mathcal\) взаимозаменяемы: \(f_n = \mathcal(g_n) \Leftrightarrow g_n =\Omega(f_n)\).

asymptotic notation O OmegaАсимптотические обозначения «О большое» и «Омега большое»

Если функции f и g имеют одинаковую скорость роста (\(f_n = \Theta(g_n)\)), то существуют положительные константы \(c_1\) и \(c_2\) такие, что \(\exists n_0 > 0 : \forall n > n_0, f_n \leq c_1 \cdot g_n, f_n \geq c_2 \cdot g_n\). При этом \(f_n = \Theta(g_n) \Leftrightarrow g_n = \Theta(f_n)\).

asymptotic notation ThetaАсимптотическое обозначение «Тета большое»

Примеры анализа алгоритмов

Алгоритм поиска минимального элемента массива, приведенный выше, выполнит N итераций цикла. Трудоемкость каждой итерации не зависит от количества элементов массива, поэтому имеет сложность \(T^ = \mathcal(1)\). В связи с этим, верхняя оценка всего алгоритма \(T^_n = \mathcal(n) \cdot \mathcal(1) = \mathcal(n \cdot 1) = \mathcal(n)\). Аналогично вычисляется нижняя оценка сложности, а в силу того, что она совпадает с верхней — можно утверждать \(T^_n = \Theta(n) \).

Алгоритм пузырьковой сортировки (bubble sort) использует два вложенных цикла. Во внутреннем последовательно сравниваются пары элементов и если оказывается, что элементы стоят в неправильном порядке — выполняется перестановка. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока в массиве найдется хоть одна пара элементов, нарушающих требуемый порядок [2].

Трудоемкость функции swap не зависит от количества элементов в массиве, поэтому оценивается как \(T^ = \Theta(1) \). В результате выполнения внутреннего цикла, наибольший элемент смещается в конец массива неупорядоченной части, поэтому через N таких вызовов массив в любом случае окажется отсортирован. Если же массив отсортирован, то внутренний цикл будет выполнен лишь один раз.

В алгоритме сортировки выбором массив мысленно разделяется на упорядоченную и необработанную части. На каждом шаге из неупорядоченной части массива выбирается минимальный элемент и добавляется в отсортированную часть [2].

Для поиска наименьшего элемента неупорядоченной части массива используется функция indMin, принимающая массив, размер массива и номер позиции, начиная с которой нужно производить поиск. Анализ сложности этой функции можно выполнить аналогично тому, как это сделано для функции min — количество операций линейно зависит от количества обрабатываемых элементов: \( T^_ = \Theta(n — i)\).

У сортировки выбором нет ветвлений, которые могут внести различия в оценку наилучшего и наихудшего случаев, ее трудоемкость: \(T^

Adblock
detector