Как установить связь между словами

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении – предложения не получится.

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке. Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка. Что делает кошка? Сидит. Кошка какая? Пушистая. Сидит где? На крылечке.

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение. Пушистая кошка сидит на крылечке.

Вопросы помогли нам составить предложение.

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

Связь слов можно показать схемой.

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

Что? Черёмуха. Что делала? Цвела.

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора.

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки.

Кто? Пчёлки. Что сделали? Вылетели. Пчёлки какие? Первые. Вылетели когда? Утром.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Конспект урока русского языка во 2 классе «Связь слов в предложении»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель: Цепелева Регина Магафуровна

Тема урока : «Связь слов в предложении».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Формирование УУД: Регулятивные:

Делать самостоятельно простые выводы, осуществлять анализ с выделением существенных признаков

Составлять алгоритм действий совместно с учителем

Переводить информацию из одного вида в другой

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу.

Развивать умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Развивать умение работать в паре.

Применять разные способы фиксации информации, использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

1) Орфографическая минутка.

Я тетрадь свою открою

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу!

— Записываем число, классная работа.

Установить логическую зависимость:

Что общего у этих букв?

На доске таблица слов.

Запомнить написание слов, их порядок, под каким номером оно стоит.

Записать слова, подчеркнуть безударную гласную в слове.

— слово под номером 4 (прощай)

— слово под №1 (родина)

— слово, записанное на белом фоне (быстро)

— перед словом БЫСТРО (рисунок)

— слово, которое стоит между словами РОДИНА и СЕНТЯБРЬ (ветер)

— слово, записанное на зеленом фоне (сентябрь)

Оцените свою работу. Шкала оценивания (за правильность)

Таблица открывается, дети проверяют работу.

Оцените свою работу по образцу.

У кого оценка совпала?

У кого оценка стала ниже?

Над чем нужно работать? (над развитием памяти и развитием орфографической зоркости)

3. Самоопределение к деятельности урока. Создание проблемной ситуации

В каждой группе слов нужно найти лишнее и объяснить почему.

Цветок, листья, солнце, камень

трава, кружатся, природа, костюм

сладкие, горькие, яркие, кислые

ветер, ураган, цунами,

Можно ли из данных слов составить предложение?

Что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение? ( связать их по смыслу, поставить на свои места)

Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (связь слов в предложении)

Какую задачу поставим себе на урок? (научиться находить связь между словами в предложении)

— Что является грамматической основой предложения?

— Что такое подлежащее?

— Что такое сказуемое?

— Как называются другие слова в предложении?

— что такое нераспространённое предложение?

— Что такое распространённое предложение?

4. Первичное усвоение нового материала.

1) Работа над деформированным предложением.

Запишем составленное предложение, (пропустив одну строчку)

Яркие листья кружатся на ветру.

Выделим грамматическую основу.

Обозначим связь двойной стрелкой.

Какие еще слова есть в предложении? (яркие, на ветру)

Какие слова относятся к подлежащему? Задайте вопрос. Листья (какие?) яркие

Обозначим связь слов.

Какие слова относятся к сказуемому? Задайте вопрос.

Обозначим связь слов.

Найти грамматическую основу предложения.

Найти слова, которые связаны с подлежащим. Задать вопрос.

Найти слова, которые связаны со сказуемым. Задать вопрос.

2) Работа по учебнику.

— Откройте учебники на странице 38.

-Найдите упражнение 45.

Пользуясь алгоритмом, составим и запишем предложения.

6. Первичная проверка понимания

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Лесные звери готовятся к зиме.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?

– Легко ли было вам выполнять задание?

Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Двое детей работают на закрытой доске.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами.

В парк пришла золотая осень.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

рыжие, по веткам, белки, скачут

– А теперь оцените, как вы справились с заданием.(шкала Правильность)

Проверим что получилось.

– У кого оценка совпала?

– У кого результаты оказались ниже?

– Что у вас вызвало затруднения?

– Значит, на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

— На память о нашем уроке каждый из вас получит осенний листочек. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке (какой урок),записав его на листике.

— А теперь в серединке листочка поставьте отметку, которую, по вашему мнению, вы заслужили за работу на уроке.

8. Домашнее задание.

У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие. Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.

В первом предложении подчеркнуть все звонкие согласные.

Второе предложение разделить на слоги, выделить ударение.

Выписать слова зеленые, кошка, кость, указать количество букв, звуков, слогов

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДБ-683483

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

placeholder

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

placeholder

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

placeholder

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Связь слов в словосочетании и в предложении

Самостоятельные слова, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Например, предложение

Майское солнце ласково согревает холодную землю

содержит шесть самостоятельных слов, которые являются членами предложения.

Члены предложения связываются между собой, образуя словосочетания. Связь членов предложения устанавливается по вопросам, например:

В каждом словосочетании одно слово обычно поясняется другим. В словосочетании майское солнце слово солнцеглавное, поясняемое, а слово майскоезависимое, поясняющее. В словосочетании греет землю главное слово — греет, зависимое — землю.

В словосочетаниях слова связываются друг с другом тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением или примыканием.

Согласование

Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, то есть в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Например:

Ед число Множ. число
Ж. род М. род Ср. род
И. белая стена белый снег белое бельё белые следы
Р. белой стены белого снега белого белья белых следов
Д. белой стене белому снегу белому белью белым следам
В. белую стену белый снег белое бельё белые следы
Т. белой стеной белым снегом белым бельём белыми следами
П. о белой стене о белом снеге о белом белье о белых следах

В примерах, приведённых в таблице, изменение главного слова — имени существительного — вызывает соответствующие изменения имени прилагательного.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются формы зависимого слова.

Согласовываются с главным словом только прилагательные, причастия, порядковые числительные и местоимения.

Управление

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в том падеже (с предлогом или без него), которого требует главное слово.

думаю о задаче, думает о задаче, думавший о задаче, думавшую о задаче, думая о задаче.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

Примыкание

Примыкание — это способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Примыкать могут только наречия, деепричастия и неопределённая форма глагола.

читает внимательно
(наречие внимательно примыкает к глаголу читает);

ломался хрустя
(деепричастие хрустя примыкает к глаголу ломался);

пошёл прогуляться
(инфинитив прогуляться примыкает к глаголу пошёл).

Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола).

Связь слов в предложении

В распространённом предложении слова связываются теми же способами связи, что и в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Например, в предложении

Под берёзой весело играли маленькие бельчата

есть следующие способы связи: согласование (маленькие бельчата), управление (играли под берёзой), примыкание (весело играли).

Однако связи слов в предложении разнообразнее, чем связи слов в словосочетаниях:

Я бегу. Ты бежишь. Она бежит. Они бегут.

Или в числе и роде:

Он бежал. Она бежала. Они бежали.

Но сказуемое может быть и несогласованным, например:

У Вани есть ручка. У Вани есть карандаши.

Весной мальчики и девочки ждут летних каникул

(мальчики и девочки — сочинительная связь между однородными подлежащими в предложении).

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Как установить связь слов в предложении» (2 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательное учреждение» школа №10»

КОНСПЕК ОТКРЫТОГО УРОКА

во 2 классе на тему:

«Как установить связь слов в предложении»

Учитель начальных классов

Полуэктова Ольга Алексеевна

научить задавать вопросы к словам в предложении;

развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически;

дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

— Дети, напоминаю: работает рука, ответы с места не принимаются.

— Прочитайте, что у меня записано на доске ? (Предложение).

— Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Каждое слово в предложении является членом предложения.)

— Что всегда есть в предложении? ( Главные члены предложения.)

Как они называются по-другому? ( Подлежащее и сказуемое).

Как найти подлежащее? ( Поставить вопрос.)

На какой вопрос отвечает? ( Кто? или Что? и говорит о ком? Или о чем? Идет речь в предложении.)

— Как подчеркиваем в предложении? ( Одной линией)

Как найти сказуемое? ( Поставить вопрос.)

На какой вопрос отвечает сказуемое? ( Что делает? Что сделает? Что сделают? Говорит о том, какое действие совершаент подлежащшее. В предложении подчеркивается двумя линиями.)

Читаем первое предложение.

— Назовите действие ( Спит.)

Как называется этот главный член предложения? ( Сказуемое.)

Чем в предложении является слово «Кошка»? (Подлежащим.)

Читаем второе предложение.

Спит – это сказуемое подчеркиваем двумя линиями.

Чем в предложении является слово «Кошка »? ( Подлежащим подчеркиваем одной линией. )

— Итак , кошка спит – главные члены предложения, котрые называются подлежащее и сказуемое.

Чем является в предложении слово «Рыжая»? ( Второстепенным членном преддожения.)

В чем заключается «работа» второстепенных членов преддожени? ( Они поясняют и уточняют главные члены предложения.)

Чем отличается первое предложение от второго предложения? ( В первом предложении только основа предложения, а во втором есть второстепенный член предложения.)

Как называется предложение, которое состоит только из главных членов предложения? (Нераспространенное.)

Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены предложения? ( Распространенное.)

Откройте тетради отступите одну строку и запишите сегодняшнюю дату. Ниже классная работа.

— Теперь внимательно слушайте задание.

— Из предложений на доске выбирите и запишите в тетрадь только распространенное предложение. Подчеркните в нем главные члены предложения.

— Проеряем. Какое предложение вы выписали? Назовите основу предложения.

3. Самоопределение к деятельности.

— Составьте нераспространенное предложение со словом «Яблоко».

— А я составила вот какое предложение: (запись на доске)

— Я правильное придумала предложение? ( Нет)

Почему? ( Потому что нет смысла – это словосочетание.)

— В предложении: Яблоко упало. Найдите слово, которое обозначает действие.

— Какой вопрос мы зададим к слову «упало»? ( Что сделало?)

На вопрос что сделало? В предложении что отвечает ? ( Сказуемое.)

Как подчеркиваем сказуемое? (Двумя линиями.)

— Чем в предложении является слово «Яблоко»? ( Подлежащим.)

Как подчеркиваем подлежащее в предложении? (Одной линией.)

Как вы думаете: чему мы с вами сегодня будем учиться на уроке? ( Задавать вопросы к словам в предложении.)

4. Работа по теме урока.

— Откройте учебник на с. 37. Прочитайте: ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Какой вывод можно сделать ? ( Что слова в предложении связаны по смыслу и от одного слова к другому можно задавать вопросы.)

Спелое яблоко упало с яблони.

— С новой строки запишите это предложение в тетрадь.

— Найдите подлоежащее – «Яблоко»

Мы с вами сейчас установили связь между двумя словами. Запишем это в тетрадь ниже.

— Назовите сказуемое ( упало ), главный член предложения, ему помогает какое-то слово.

— Найдите это слово по стрелочке. ( Упало откуда ?) с яблони.

— Мы с вами установили связь между двумя словами. Запишем эту связь с новой строки.

— Как мы устанавливали связь между словами? (Ставили вопросы от слова к слову.)

Обратите внимание ниже у нас с вами сегодня два словарных слова: ЯБЛОКО и ЯБЛОНЯ. Со словом яблоко мы с вами сегодня поработали, давайте откроем свои словарики и запишем эти словарные слова. Записываем, ставим ударение, подчеркиваем опасные места. Слайд 12.

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

ножками подрыгаем, подрыгаем подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, занятие продолжаем.

7. Закрепление по теме.

(На доске запись.) Слайд 10.

Могучий дуб одиноко стоял на краю леса.

Запишем с новой стороки это предложение в тетрадь.

— Найдите слово, которое обозначает действие. (Стоял.)

Поставьте вопрос к слову « стоя» (Что делал?). Это сказуемое подчеркиваем двумя линиями.

— Итак, ДУБ СТОЯЛ – главные члены предложения.

— Какой вопрос мы поставим к слову «МОГУЧИЙ»? (Какой?)

Что мы сейчас с вами установили? (Мы установили связь между двумя словами, запишем это ниже.)

Назовите сказуемое (СТОЯЛ). Ему помогает какое-то слово, найдите это слово по стрелочке. Это слово (ОДИНОКО).

— Давайте поставим вопрос СТОЯЛ (Как ?) ОДИНОКО.

— Мы с вами установили связь между двумя словами, ниже запишем это.

— Значит слову СТОЯЛ помогает еще какое-то слово, найдите его. Это пара слов НА КРАЮ.

— Мы с вами установили связь между двумя словами, запишем эту связь ниже.

— Давайте поставим вопрос. На краю (чего?) леса.

— Мы снова с вами установили связь между двумя словами. Ниже запишем эту связь в тетрадь.

У меня на доске записаны фразы, прочитайте и закончите их:

Я выполнял (ла) задания…

Спасибо за работу! Урок окончен.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДБ-250402

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

placeholder

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

placeholder

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

placeholder

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector