Целеполагание как этап современного урока

Целеполагание, как этап современного урока

Сафонова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г.Олонец

Урок как форма организации учебной работы существует уже более 400 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.

За многие годы своего существования урок претерпел немало трансформаций. Но нас интересует современный урок, «отвечающий духу и требованиям своего времени». Урок как любая система должен иметь цель.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколенияприоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.

Одним из существенных недостатков традиционного образования являлось то, что вопросами целей обучения занимался лишь учитель. Однако известно, что любая деятельность, включая и образовательную, начинается с определения (постановки) цели. Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Не случайно первым требованием к метапредметным результатам в Стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Следует также иметь в виду, что без сформированности данной компетентности становится невозможным и формирование другой – способности к оцениванию собственных образовательных достижений, поскольку эти достижения должны быть привязаны к целям.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятель­ность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив­ной, для него выступит как субъективная.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемыцелеполагания классифицируют на:

1. Визуальные: тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание, проблемная ситуация, группировка

2. Аудиальные: подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся формулировать цель с помощью приемов целеполагания.

В своей педагогической практике я использую следующие приемы:

окружающий мир, «Кто такие рыбы?»

русский язык, «Имя прилагательное»

2) Проблемная ситуация

окружающий мир, «Почему радуга разноцветная?»

русский язык, «Корень слова. Родственные слова»

русский язык «Не с глаголами»

русский язык «Мягкий знак после шипящих»

окружающий мир «Кто такие птицы»

математика «Решение задач»

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания– это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганиюявляется эффективным и современным.

Литература

школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов и др.- Москва: Просвещение, 2010. – 151с.

Источник

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НOО»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации

Учитель начальных классов

МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина»

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

соотносимы с типом и содержанием урока

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

учет уровня знаний и опыта детей;

доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

подход к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

ознакомить учащихся с …

воспитывать интерес к предмету

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Рассмотрим некоторые приемы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках.

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Как изменяются имена существительные?» построили план действий:

Повторить знания об имени существительном.

Определить, с какими частями речи сочетается.

Изменить несколько существительных.

Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока «Склонение имён существительных». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Треугольник», «Словосочетание».

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока «Разделительный мягкий знак в именах существительных» можно рассмотреть на классификации слов: вьюнок, деньки, деньги, вьюга, соловьи. Урок математики в 2 классе по теме «Трёхзначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 334, 12, 17, 257, 46, 998, 21, 72, 347».

1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».

(56 – 14 + 6):8
9* (6 – 4 *2)

Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– самостоятельное решение;
– коллективная проверка результатов;
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
– постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например, на уроках русского языка и литературного чтения можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

«На понимание и синтез»:

Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед важным событием; рассказать от лица литературного героя.

«На понимание и применение»:

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились гости города.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.

http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке

Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие /

М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.

Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.

Источник

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно

поместить впереди себя какую-нибудь благородную

цель, способную его воодушевить.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:

самостоятельная продуктивная деятельность

Я хочу остановиться на первом этапе урока. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.

Что же такое целеполагание?

«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Данный этап занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В системно-деятельностном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Как известно, цель деятельности – это ее ожидаемый результат.

hello html m7cf08696

hello html 6825fb4a

hello html m242ef97hello html m594907c2

Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат».

Поэтому цели должны быть:

— понятными, четкими, точными, конкретными, не допускающими их двойной трактовки.

— реальны, достижимы (с учетом тех ресурсов, которыми располагает учитель и ученик);

— инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);

— уместны в данной ситуации

— диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

— должны быть достигнуты в ограниченное время. Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Некоторые приемы целеполагания.

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Пример вопроса: «Как образуются степени сравнения прилагательных в английском языке?», «Что изучает история Средних веков?», «Было ли восстание декабристов обречено на провал?», «Что такое пропорция?», «Где мы встречаемся с масштабом?»

Работа над понятием.

Пример № 1 Идет работа над понятием порядковых числительных.

* Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)

* Какие слова в формулировке вопроса непонятны?

* Как вы думаете, что обозначает слово «порядковые»?

* Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке?

Пример № 2 Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.(тема на доске или слайде ) Например, тема урока в 5 классе » МАСШТАБ «. Необходимо объяснить значение слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока.

Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать. ).

Пример №1 : Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни».

Используемые глаголы: 1. сравнить, чем отличается живой организм от неживого? чем отличается питание растений от питания грибов и животных?

2. доказать что обмен веществ — главный признак жизни.

4. у меть проанализировать этот процесс и сделать вывод.

Цитаты, пословицы, поговорки, загадки.

Учились здесь артисты,

И вы, мои друзья. (Школа)

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или. (ученик)

Он кричит: «На перемену

А теперь вам на урок!» —

Сообщает нам. (звонок)

Вопрос: какое понятие объединяет все? Это и есть тема нашего урока? На какие вопросы вы хотели бы ответить для себя, изучая эту тему?

Пример № 2. Как вы понимаете смысл пословиц?

Дом невелик, да лежать не велит.

Добрый хозяин — господин деньгам, а плохой — слуга.

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

Вопрос: Что вы знаете о домашнем хозяйстве?

Создание проблемных ситуаций.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Пример № 1. Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, others с all it the UK. ( Проблемная ситуация ).

What will we speak about today? – The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

Пример № 2. В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина, некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет. Что это доказывает? Ставится цель урока.

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Совместно определяется причина обособленности. Далее определяется тема и цели урока.

Пример № 1 : Тема урока «Виды корней. Типы корневых систем» 6 класс. На доске изображены органы цветкового растения. Корень выделен цветом (коричневым).Далее диалог:

Что изображено на рисунках? (органы цветкового растения)

Назовите тему урока (корень)

Учитель конкретизирует тему урока и предлагает каждому ученику поставить для себя цели урока.

Для этого каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых ученикам целей может быть различен.

Список целей может выглядеть так:

 Изучить материал учебника.

 Усвоить основные понятия и темы.

 Подготовить доклад по одной из предложенных проблем.

 Качественно подготовиться к контрольной работе, зачету

Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.

 Научиться объяснять изучаемые в теме явления.

 Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.

 Научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами.

 Проявить и развить свои способности (назвать их).

Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

 Научиться решать биологические задачи и проблемы по теме.

В данном случае ученики не формулируют цели, а составляют свой список целей из предложенного учителем набора.

Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.

Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания».

В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний. Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).

Бесспорно – все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие.

Но ребёнок должен захотеть ставить цель и двигаться к её решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения ученика, для его самореализации. Необходимо дать ребенку самому “добыть” знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть это будет озарением для ребенка!

Источник

Adblock
detector