Церковь для мусульман как называется

Мусульманская церковь: 3 главные мечети

Христианство и ислам — это традиционные религии в Российской Федерации. Именно поэтому во многих городах страны можно встретить стоящие рядом мусульманские и православные храмы.

Несмотря на то, что мусульмане частично признают Ветхий и Новый Завет, на первое место они ставят Коран.

Поэтому имеются весьма серьёзные различия между двумя религиями, как в проведении богослужений, так и строительстве храмов.

Любому культурному человеку стоит их знать.

Храм — это Божий дом

Слово храм происходит от праславянского chormъ — храмъ. Это культовое сооружение для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Значение храмов в мирской и религиозной жизни зачастую гораздо шире, чем простое выполнение обрядовых функций. Храмы очень часто выражают собой те идеи, которые проповедуют последователи той или иной религии.

14951 YarspasПреображенский собор в Ярославле. Храм — это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и отправления религиозных обрядов

В человеческой истории символика архитектуры и внутреннего декора храмов всегда раскрывала преставления представителей той или иной религии о мироздании. Во многие исторические эпохи, особенно в Средние века в Европе, храмы становились местом общественных собраний.

Здесь проводились торжественные церемонии, например, короновались короли и императоры. На территории храмов хоронили представителей знать, кроме того, на ней скрывались преследуемые, так как она имела статус убежища.

В православии слово «храм» синонимично слову «церковь». Так может называться только то здание, которое имеет алтарь и в котором совершается евхаристия. В той же часовне алтаря нет, и таинство Причастия не совершается.

Связанно данное обстоятельство с тем, что евхаристия понимается в христианстве как реальное участие в однократном жертвоприношении. Оно совершенно Христом и поэтому его часто называют «бескровной жертвой».

img5c1b9d09191400Московская соборная мечеть. Мечеть не является храмом, так как в ней не происходят богослужения. По своей природе мечети ближе к домам молитв протестантов

Другие авраамические религии на сегодняшний день храмов не имеют. При этом если в иудаизме им считался только один Иерусалимский Храм, который уничтожен ещё во времена Древнего Рима, то в исламе их нет в принципе.

Мусульманская мечеть служит для молитвенных целей и в ней не совершаются религиозные обряды и богослужения с участием священника. Если смотреть на вопрос теоретической точки зрения, то мечеть по своим культовым функциям схожа с домами молитв протестантов.

Мечеть в исламе — это место поклонения

Ислам и христианство в истории очень тесно соприкасаются, поэтому если у христианина спросить, как называется церковь у мусульман, он, скорее всего, ответит — мечеть.

Слово мечеть переводится как «место поклонения».

Под ним понимают молитвенное архитектурное сооружение в исламе. Обычно никаких других религиозных сооружений у мусульман нет.

img5c1b9d0b972600 e1545314131304Минарет, Бухара. Минареты — не храмы. Это вышка при мечети с которой муэдзин созывает верующих на молитву

Европейцев очень впечатляют минареты, и поэтому они связывают их с религиозными сооружениями. Это не так. Минарет переводится с арабского как «маяк».

С него муэдзин призывает мусульман на молитву. Если сравнивать это сооружение с христианскими зданиями, то оно в чём-то аналогично колокольне.

Считается, что слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид» (мн. ч. — масаджид). Оно же, в свою очередь, происходит от арабского корня «сажада» — падать ниц. Означает оно «место поклонения», «место совершения земного поклона». Таким образом, мечеть как мусульманская церковь, указывает на то место, где правоверный может поклониться Богу во время молитвы.

KLgn3gx9UtUxY4d7 lgПраздничный намаз в центральной мечети Душанбе в честь окончания Рамазона. Слово «мечеть», в переводе с арабского, означает «место совершения земного поклона

В мечети изначально не должны проходить никакие действия, кроме чисто ритуальных. Этот главное отличие её от христианских храмов, где богослужение ведётся в обязательном порядке.

Существует и иное объяснение значения «мечеть». Так некоторые филологи выводят его от mäsdžid al Jamii — «пятничное, или соборное, моление».

В исламе есть три главных мечети — три святыни

Мусульманские церкви-мечети обычно служат в качестве мест сбора мусульман для совершения им коллективной молитвы. Кроме этого в некоторых случаях здесь может собираться народ для решения общественно значимых вопросов.

При мечетях открываются исламские школы, просветительские центры и т.д. Так же здесь может остановиться путник или паломник.

Первой мечетью стала Заповедная мечеть или Мечеть аль-Харам. Она расположена в Мекке, Саудовская Аравия. В ней помещена Кааба.

img5c1b9d115b4ee5Мечеть аль-Харам и Кааба. Запретная мечеть или мечеть аль-Харам — стала первой мечетью в исламе

Второй святыней ислама признана Мечеть пророка или Аль-Масджид ан-Набави в Медине.

img5c1b9d14db0449 Мечеть Аль-Масджид ан-Набави в Медине, вторая святыня ислама

Третья — мечеть аль-Акаса в Кудсе, Иерусалим. Эти три мечети привлекают к себе мусульман-паломников, при этом Мечеть Пророка со временем стала тем архитектурным образцом, по которому строятся все мечети в мусульманском мире.

img5c1b9d1a6436f0 Мечеть аль-Акаса, третья святыня ислама

Первой мечетью в исламе стала Заповедная мечеть или Мечеть аль-Харам.

Необходимо отметить, что в первые годы после того, как пророка Мухаммеда посетил архангел Джабраил и открыл ему первые пять аятов Священной Книги — Корана мусульмане в мечетях не молились. Их тогда просто не было.

Молитву обычно совершали в специально отведённых для этого местах или же зданиях, расположенных в отдалённых районах Мекки.

img5c1b9d1e076655Каа́ба, Мекка, Саудовская Аравия. В те времена, когда мечети ещё не были построены, пророк Муххамед молился в окрестностях Каабы

Пророк Муххамед в те времена молитвы совершал в окрестностях Каабы. Позже дом аль-Аркама стал центром мусульманской общины Мекки.

После того, как Умар-ибн-Хаттаб принял ислам, мусульмане стали совершать намазы у Каабы. При этом первой мечетью в Мекке считается дом Аммара-ибн-Ясира, сподвижника пророка.

Все мечети строят по образцу Мечети пророка

Все мечети в мусульманском мире построены по образцу Мечети пророка — Аль-Масджид ан-Набави. Так согласно сложившейся традиции мечеть — это отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом.

Все хозяйственные и бытовые постройки стоят от неё в отдалении. При христианской же церкви, в её ограде, обычно строятся жилые и хозяйственно-бытовые постройки.

img5c1b9d218c17c4Мечеть Масджид ан-Набави или Мечеть пророка. Почти все мечети построены по её образцу

Иногда мечеть может иметь внутренний двор, например, как мечети аль-Харам. К мечети флигелем пристраиваются минареты.

Назначение минаретов состоит в том, что с них муэдзины призывают правоверных на молитву. Количество минаретов не должно быть больше чем в мечети аль-Харам. Обычно их число равно от одного до девяти.

На стенах мечети нет картин и иных изображений, так как это запрещено Кораном. При этом допускаются геометрические узоры и изречения из Корана на арабском.

Мечеть должна иметь указатель на Мекку. Обратившись к ней верующие совершают намаз. Это пустая ниша-михраб. Здесь молится имам.

img5c1b9d24e70d91 e1545314523817Михраб каирской мечети. Ниша-михраб. Она служит в качестве указателя на Мекку. Здесь молится имам

Справа от михраба размещается кафедра-минбар. С ней имам-проповедник читает проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы.

Все исламские культовые сооружения ориентируются строго на Каабу в Мекке. Это правило соблюдается всегда, поэтому некоторые христианские церкви, обращённые в мечети, мусульмане перестраивали.

Мечети могут отличаться по внешнему виду, но они едины по религиозному содержанию

Мечети, в зависимости от той страны, где они расположены, могут отличаться друг от друга внешне. Так, например, Мечеть Султана или Голубая мечеть в Стамбцуле имеет в своей архитектуре четко видимое византийское влияние.

Казанские татары любят возводить мечети с угловой постановкой минарета, а мечеть с двумя минаретами характерна для Ближнего востока и Средней Европы.

img5c1b9d2977b778 e1545314563952Мечеть Султана Ахмеда (Ахмета) Голубая Мечеть. Стамбул, Турция. Для мечети характерна смесь византийской и исламской архитектуры

В любом случае исламские религиозные сооружения строят в строгом соответствии с требованиями Корана. Так, например, Коран требует перед молитвой совершить ритуальное омовение.

Именно поэтому недалеко от мечети обязательно располагаются общественные туалеты и комнаты для совершения омовений (вуду). С этой же целью в жарких странах во дворе размещают фонтаны-хаузы.

Заведует мечетью имам

Глава исламской церкви или мечети имам.

Это слово переводится с арабского как стоящий впереди или же тот, кто руководит молитвой.

Имам заведует мечетью и совершает требы.

Необходимо отметить также то обстоятельство, что имам — это также титул главы государства в некоторых исламских странах и звание наиболее выдающихся богословов.

img5c1b9d2be2d279Имам ведет в молитве прихожан. «Молитва в Каире». Жан-Леон Жером. Карти. 1865 год. Имам в исламе заведует мечетью и руководит молитвой

В исламе во время общей обязательной молитвы-намаза избирается имам. Его задача — руководить молитвой. При этом во время молитвы имамом может стать любой правоверный мусульманин, достигший возраста 13 лет.

При этом он должен хорошо знать Коран. Ислам запрещает быть имамами женщинам, хотя существуют либеральные течения допускающие это.

Если же вспомнить историю, то первоначально молитвой мусульман руководил сам пророк Муххамед. Позже во время болезни его стал замещать Абу-Бакр.

В провинциях же молитвой руководили наместники, они же собирали налоги, решали хозяйственные вопросы и т.д. При аббасидских правителях появились специально обученные люди, которые стали выполнять эту функцию. Их стали называть «имамы».

img5c1b9d2fbd50a2Одежда казахских имамов. Омам одевается в особую одежду, но она не является одеждой священника. Обычно это белый халат, чалма или тюрбан. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны

В любом случае молитвой в исламе может руководить только тот человек, познания которого в коранических науках не поддаются сомнению. При этом в Турции избранного прихожанами имама утверждают государственные власти.

Имам носит особую одежду — белый тюрбан и халат с белыми рукавами или же белый халат. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны.

Христианская церковь и мусульманская мечеть схожи своим назначением

Мусульманские мечети и христианские церкви схожи тем, что это здания религиозного назначения.

И в мечети, и в церкви молятся.

Мечеть указывает правоверному мусульманину, где он может преклонить колени во время намаза, а церковь христианину, где ему можно принять участие в богослужении.

img5c1b9d31d40015Св. Патриарх Алексий II совершает Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Заведует церковью настоятель, а мечетью имам. У них примерно одинаковых хозяйственные функции. При этом настоятель — это священник и он сам служит литургию.

Имам же священником не считается и только руководит молитвой. В любом случае они возглавляют общину верующих в том или ином населённом пункте.

Схожи православные церкви и мусульманские мечети и внешне. Так купол у христианских церквей круглый — это символ неба. У мечетей также круглые купола. Основание церкви квадратное и большинство мечетей имеет квадратный либо многоугольный абрис.

img5c1b9d33c370e3Мечеть Фетхие с одним минаретом. Вид со стороны входа в музей церкви Богородицы Паммакаристи

В раннехристианские времена часто религиозные здания использовались христианами и мусульманами совместно. Позже, когда пути двух религий стали расходиться, такая практика почти прекратилась.

При этом в истории часты случаи, когда православные храмы превращались в мечети. Так в Турции можно встретить их достаточно много.

Православная церковь и мусульманская мечеть отличаются из-за различия религий

Все различия между православной церковью и мусульманской мечетью обусловлены различиями религий. Так в православии литургия обязательна.

Именно поэтому христианская церковь предназначена исключительно для совершения общественного богослужения. Богослужение и все религиозные обряды совершает священник.

img5c1b9d34c0e718Главный алтарь Свято-Троицкого собора Ионинского монастыря. Алтарь — обязательная часть христианской церкви. В мечети он отсутствует

Именно поэтому в православном храме в обязательном порядке выделяется три части:

Естественно, что всего этого в мечети нет. Даже мебель в ней отсутствует. Связанно данное обстоятельство с тем, что в мечети религиозные обряды не исполняют. Здесь проводится только общая молитва-намаз.

Кораном запрещены изображения людей и животных. Поэтому в мечети нет ни картин, ни фресок, ни статуй. Стены её украшает геометрический узор, который не отвлекает от молитвы. В христианских же церквях имеется иконостас, отделяющий алтарь от общего зала.

img5c1b9d383a02f5Соборная мечеть Йезда (Йезд, Иран). Коран запрещает изображения людей и животных, поэтому в мечети можно увидеть на стенах только геометрический узор и изречения из Корана на арабском

Понятно, что у каждой религии имеется собственный символ. Поэтому христианские церкви имеют в качестве религиозного символа крест, а мечети полумесяц.

Весьма важно также отношение к женщинам. В христианские церкви женщины допущены наравне с мужчинами. В мечеть же женщины вместе с мужчинами не ходят, а если это случаются, то они молятся за отдельной перегородкой.

Различия между церковью и мечетью

Для удобства понимания различий между христианской церковью и мусульманской мечетью они сведены в таблицу.

Храм Мечеть
Назначение
Место для молитвы и других обрядов, связанных с верой Место для молитвы плюс выполняет функции общественно-социального центра
Архитектура
Храм состоит как минимум из трех соединенных помещений: храм, притвор, алтарь В мечети помещений больше: главный зал, 3 вспомогательных зала и 4 айвана
Верхний знак любой церкви, храма — крест В мечетях тоже есть свой знак — полумесяц
Колокольни, служащие для призыва на молитву и возвещения о других событиях при помощи колокольного звона. В мечети нет колоколен. Есть минарет. Он не имеет никаких особых приспособлений для обращения к верующим. Этим занимается муэдзин, поднявшись на его верхнюю площадку. Его главное предназначение — сообщать о скором начале молитвы.
Алтарь в храме смотрит строго на восток Михраб (аналог алтаря) имеет указатель на Мекку, т. е. не на сторону света
Богатое убранство внутри храма. Во многих храмах основные церковные помещения обильно отделаны золотыми и серебряными украшениями Простота, минимализм — первостепенные признаки внутренней обстановки мечетей
Множество икон с изображениями Христа, ангелов, апостолов и т. д. Есть изображения мифических и реальных животных Полное отсутствие каких-либо изображений человеческих лиц или тел, а также животных. Это запрещено
Роспись стен и потолков храма сценами из различных библейских сюжетов Только арабская вязь и каллиграфия с выдержками из Корана
Все помещения в храме стандартны (4 стены и перекрытие) Трехстенные айваны с крышей (или без) являются важными элементами мечети
В некоторых храмах присутствуют декоративные фонтанчики, предназначенные в основном для красоты или максимум утолить жажду и сполоснуть лицо Внутренний дворик с фонтаном, наличие специальных комнат для омовения, где перед молитвой можно полноценно помыться
Требования к верующим
Женщины стоят отдельно от мужчин, но ничем не разделяются Здесь женщины отделяются от мужчин перегородкой (ширмой) или даже находятся в другом помещении
Женщины и мужчины приходят на службу одинаково равноправно — в этом плане различий по полу у христиан нет К мужчинам требования более строгие, чем к женщинам. Мужчина должен по возможности посещать мечеть (особенно это касается пятничного намаза). Для женщин существует ряд ограничений, например, в критические дни вообще нельзя приходить в мечеть
Верующий может поесть чеснока и пойти на службу. Конечно, это не совсем культурно, но не запрещено. Крепко пахнущий парфюм тоже не приветствуется, но вполне допускается Идти на молитву с сильным или неприятным запахом нельзя. И, кстати, это является одной из законных причин, по которой можно даже пропустить обязательную пятничную молитву
Зайти и помолиться сразу после тяжелой работы, ополоснув лишь руки (да и то не всегда), не считается зазорным или чем-то вопиющим. Хотя сказать, что это одобряется, тоже нельзя Вход в мечеть разрешен только чистым. Если нет возможности помыться вне ее стен, то в каждом типичном мусульманском храме присутствует как минимум фонтан, где следует произвести этот необходимый ритуал
Христианская церковь вполне лояльно относится к нездоровым психически людям при посещении ими храма Верующим с умственными расстройствами заходить в мечеть запрещено
Церковь не обращает внимания: есть на вас обувь или нет. Главное, чтобы она была более-менее чистой У мусульман обувь в мечети обязательно следует снимать
Священнослужение
О начале литургии (богослужения, священнослужения, службы) возвещает колокол Вместо колокола мусульман приглашает на молитву муэдзин с вершины минарета
Служба у христиан проходит 3 раза в сутки, причем отсчет начинается с 18:00 и длится она, как правило, 1,5 — 2 часа. Время может значительно увеличиваться, когда справляют праздничные молебны Молитва (намаз) у мусульман совершается 5 раз в день. Длительность намаза в среднем 5 — 10 минут. Исключение составляет обязательный для мужчин Джума-намаз, проходящий по пятницам. Он идет около 1 часа или чуть больше
Во время службы у христиан в основном принято стоять или (и) сидеть. Есть и другие позы для молящихся, но тут очень многое зависит от принадлежности храма к определенной ветви христианской религии, а также от вида богослужения. Существует достаточно много различий в данном вопросе В мечетях позы молящихся строго регламентированы по молитвам и применяются все положения тела. Эти правила одинаковы для всех мусульман. Кстати, сидения на скамьях, как принято во многих христианских храмах, нет вообще
Когда идет богослужение, прихожане находятся перед священником. Лик молящихся обращен на восток Верующие молятся, располагаясь за спиной имама, лицом в сторону Мекки

Различий между христианством и исламом много и все их знать может только священник или же имам. Верующие же должны просто уважать представителей других религий.

Так, например, не нужно удивляться, если мусульманин перед входом в молитвенный зал мечети снимет обувь. Кстати, посещать церковь или мечеть ни христианство, ни ислам своим представителям не запрещает, если это не связанно с религиозными целями.

Видео: Как устроен мусульманский храм.

Источник

10 самых красивых мечетей

Выдающиеся места для молитвы мусульман разных традиций и эпох

Единственное сооружение, которое мусуль­мане называют домом Бога, находится в Мекке, на территории Заповедной мечети: это главная святыня ислама — Кааба. В направлении Каабы мусульмане молятся, к ней они совершают обязательное палом­ничество (хадж). Здания мечетей (от араб. масджид — «место поклонения») храмами не являются, это лишь простран­ство для совместной молитвы. В отличие от других религий, ислам не фор­му­лирует требований к планировке, структуре и сим­волике мечетей; их архитектура, как пра­вило, определяется местными традициями, климатом и вкусами заказчиков. Рассказы­ваем о самых выдающихся мечетях разных традиций и эпох.

1. Мечеть Омейядов

Дамаск, Сирия, VIII век

gallery picture ac0e8acf 61bb 4da6 b3a6 9638998132ff

gallery picture 25e7fdbc cfef 401a 844f 1efbe2219122

gallery picture 2fa65488 1c4a 40d0 b7b3 7d44481390d4

gallery picture 196a138b 5e06 409b b539 26ac41fb023d

gallery picture 1a1c57f8 13d1 41cd b2e0 4492b7444b67

gallery picture 47d9ccc9 68b7 4a2c 87b1 7dad101d8010

gallery picture f631bbce 73fd 4f88 91d9 a7ade0dd16b7

gallery picture 9cff72d9 996b 454e 8088 be9d87f65b3f

Мечеть Омейядов была построена в 715 году в столице халифата Дамаске — на месте, где раньше были сначала арамейский и римский храмы, а позже — византийская церковь. Преж­них построек практически не осталось, но с визан­тийских времен здесь хранится важная христианская релик­вия — частица головы Иоанна Крестителя, почитаемого также в исламе как пророк Яхья.

Строительство мечети было инициировано халифом Валидом I из династии Омейядов — первой мусульманской наследственной монархии. По преданию, халиф сказал горо­жанам: «Существуют четыре вещи, которые возвысили вас над остальным миром: ваш климат, ваша вода, ваши фрукты и ваши бани. К этому я хочу прибавить пятое — эту мечеть».

Молитвенный зал мечети спроектирован как типичная раннехристианская бази­лика дли­ной более 130 метров; ее три нефа, рав­ные по ширине и высоте, разделены двухъярус­ными аркадами и имеют открытые двускат­ные деревян­ные перекрытия, сохра­нившие следы средневековых росписей. Коринфские капители колонн и отдельные каменные блоки с резьбой были взяты из раз­рушенного римского храма. Короткая ось мечети, веду­щая к михрабу (нише, указы­вающей направ­ление на Мекку) оформлена как трансепт (поперечный рукав креста в плане христиан­ских базилик), и на ее пересечении с цент­раль­­ным нефом установ­лен купол — один из первых в исламской архитектуре.

Перед входом в молитвенный зал располо­жен огромный вытянутый двор, окруженный двухъярусной галереей. Выходящая во двор аркада молитвенного зала до конца XIX века оставалась открытой, не изолируя зал от двора: так было принято во всех арабских мечетях. В центре двора — фонтан для омовений (сабиль); в западной части — небольшая постройка с мозаичными панно, подня­тая на древних колоннах (говорят, что здесь хранилась казна халифата: у всех на виду, но не дотянуться). Считается, что именно в мечети Дамаска появился первый минарет — башня, с которой звучит призыв на молитву. Позже были добавлены еще два минарета (для композиции — используют обычно один).

Главной реликвией мечети Омейядов, наряду с частицей головы Иоанна Кре­стителя, явля­ется усыпальница с головой имама Хусей­на — вну­ка пророка Мухаммада. Реликварий Иоанна Предтечи расположен в восточной части молитвенного зала, где установлен особый режим поклонения для христиан. За северной стеной мечети расположен мавзолей султана Салах ад-Дина (Саладина), изгнавшего крестоносцев из Иерусалима.

2. Мечеть Сиди Укба

Кайруан, Тунис, VII–IX века

gallery picture 57595ca6 3e05 40c9 b71f 1cfd275f2fd6

gallery picture ed0d1281 2675 46c6 9ba8 9e2a740351e6

gallery picture 16cf2962 fcfa 4213 ba83 3d2880e5850f

gallery picture 0b028671 1740 4b8e 9182 4985395afa9d

gallery picture d864e05b 5c32 477b b592 15e5954dfbfb

gallery picture 5c5e0e0d 81e5 4fe5 bc5a ae30ee3fbed3

gallery picture ee339f73 07a4 4c48 bee9 bc57051e15c2

gallery picture 9964e40b 3cbf 4cbc ad23 3857480f4124

gallery picture 99ff409c 4096 4cd6 9663 5faaaa69552e

Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и осно­вал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «кара­ван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расши­рявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строи­тельства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внеш­ние контрфорсы, придавшие зданию вид непри­ступной крепости.

Михраб, декорированный резными мрамор­ными панелями и перламутровыми встав­ками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.

Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский дере­вянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колон­ны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с раз­личными капителями, — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магри­бин­ских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фри­­зы с растительным орна­ментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротех­ническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей.

В кайруанской мечети впервые в мусуль­манской архитектуре использованы подко­вообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пя­тами (основания­ми). Подобные арки, названные мавритан­скими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архи­тектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.

Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский уни­верситет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и са­мой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.

3. Мечеть Ибн Тулуна

Каир, Египет, IX век

gallery picture e4f5f64a 6528 4b9a 8d95 fb343746fb6d

gallery picture ce28fded 9f6c 41c2 b570 acc0fe580df4

gallery picture 845789d1 ba02 4f02 b91c 7ddb6da00fa1

gallery picture d02dc3f2 7dc0 48f6 907e ef87ac2ff89e

gallery picture b1638b29 3bd8 4a53 a6ae da6821b41d6a

gallery picture 4a3e6ba4 0402 4f19 80f1 8cd5df92d810

gallery picture b653360d e65c 4d62 8a11 526aee1c6b27

gallery picture 603afbc7 3019 410e 9e36 d74aa98f5531

В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укреп­ле­ния власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.

Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — сто­лице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знако­вый памятник своих сюзе­­­­ренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (мина­рете), стоящей за пределами молит­венного двора со стороны, противо­полож­ной кибле. Как и его прототип в Самарре, мина­рет опоясан внешней лестницей как спи­ралью. В качестве строительного мате­риала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для сред­невековой архи­тектуры Египта, где не было недостатка в камне.

Здесь арабские мастера уже почти отказа­лись от использования элементов ан­тичных и византийских зданий. Внутренние поверх­ности арок покрыты рез­ным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяже­нии столетий служила предметом изучения для му­суль­манских художников.

Позже, в XIII веке, в центре двора был возве­ден фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.

Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгоражи­вавшая периметр культового здания от жилых и базарных квар­­талов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная от­крытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молит­вы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из му­сульман­ской архи­тектуры Ирака.

4. Мечеть Кувват аль-Ислам

Дели, Индия, XII век

gallery picture e6e77491 4655 476a b32e f2d8bdc6ec86

gallery picture 6aaa29ee 3566 4fcc bc0d 8ea7464ca9ba

gallery picture 2921fa70 776d 4530 82bd fa110e786150

gallery picture 340128d0 7d72 4d1d 998c e46d2e902dae

gallery picture 7e35c3ce 571a 4b0c b733 6822dd9563aa

gallery picture ffc5f42c 266c 4993 aaa1 7978e7214d03

gallery picture ae5f4000 80e6 4e13 a2df fbfb8428f213

После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необхо­димость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могу­ще­ство новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).

Строительство ансамбля началось в 1192 го­ду по персидскому образцу, с кото­рым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 мет­ров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и па­вильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямо­уголь­ника двора, и широкий открытый молит­венный зал, перекрытый купо­лами. Однако местные мастера, в отличие от пер­сидских коллег, не вла­дели ни тех­никой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструк­ций, обычных для иран­ских построек. Был найден компромисс: мечеть сохра­нила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекры­тия, потребо­вавшие большого количества опор. Строительным материалом послу­жили фраг­менты разрушенных индуистских и джайн­ских храмов, на месте которых строился комплекс, и в момент эта практика получила идеологиче­ское обоснование: культовое сооружение новой веры возводи­лось из руин по­пранных храмов идоло­поклонников, зримо свидетель­ствуя о действительной мощи ислама.

Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делий­ской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из крас­ного песчаника, оказались не просто фигуратив­ные изображения, но рельеф­ные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельеф­ных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как му­сульманской архитектуры, так и традицион­ной индийской скульптуры и орна­менталь­ной резьбы.

Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, по­кры­тым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности по­строй­­ки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако кал­лиграфическая резьба, выполнен­ная местными мастерами, превратилась в ана­лог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.

Минарет комплекса (Кутб-Минар) представ­ляет собой сужающуюся пяти­ярус­ную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой вы­сокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.

Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продол­жать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпич­ной тумбой высотой около 25 метров.

5. Мечеть Юч Шерефели

Эдирне, Турция, XV век

gallery picture d72ad9d3 e710 4e7e b3e6 0aa13a51ceed

gallery picture 2d3ba69e 61e2 4ee2 937a 0037ecda7a01

gallery picture 55e29808 392a 4571 82d2 ad133800ae97

gallery picture 4da529d2 48ec 4da7 a424 7ff0310462a8

gallery picture 5741ac25 d048 4088 b3a4 2347cf14f1bd

Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болга­рией в сере­дине XIV века почти на столетие стал столи­цей Османской импе­рии. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее трех площадок для муэдзина (служи­теля мечети, призывающего на мо­лит­ву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».

До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византий­ских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей состав­лялись из одина­ковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огром­ный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиоз­ное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.

Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоя­щими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пяти­главую композицию здания.

Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку боль­шого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется компози­ция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для боль­ших султанских мечетей Стамбу­ла. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре мина­рета — тем самым был не только заложен новый стандарт фикса­ции террито­рии мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалкон­ный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструк­ция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.

6. Мечеть Шаха

Исфахан, Иран, XVI–XVII века

gallery picture 5c9eb66c 60a5 417f b666 96d93e43cc3c

gallery picture c9905fe5 31b6 46cb a684 880191ae8456

gallery picture ec2ae296 f3f8 4ecd a4e2 d1d4070669ae

gallery picture 18b8ee4f 323a 46a5 9c2b 2703958e8917

gallery picture b6c511dd e560 4a0d bdc3 dd1029a8d847

gallery picture a40ae336 486f 4209 ae27 d0a893d9073d

gallery picture 151fd4a4 876e 4377 abeb ee53df2b5796

gallery picture 9c1e0575 b0e2 4bc3 9b51 057cfbf6cdec

В 1598 году шах Аббас I Великий перенес столицу Сефевидского государства из Казви­на в центр Персии — в Исфахан. Церемо­ниальным центром города стала огромная площадь Накш-э Джахан, предназначенная для игры в поло Игра в поло появилась в середине I тысяче­летия н. э. и была популярна на территориях Средней Азии и в тюркских странах. и обстроенная галереями базаров; по сторонам вытянутого прямо­угольника расположились дворец Али-Капу, небольшая мечеть шейха Лотфоллы и огром­ная мечеть Шаха, законченная в целом в 1618 году, но оформлявшаяся до годов.

Для правильной ориентации на Мекку мечеть пришлось развернуть под углом к площади. Чтобы скрыть этот излом осей и сохранить целостность компози­ции, архитектор расположил за входным порталом дополнительный вести­бюль, открывающийся в боковую часть ниши северного айвана мечети.

Михрабная ниша молитвенного зала перекрыта огромным куполом, поднятым на 52 метра; четыре боковых нефа — 16 ма­лыми куполами. На полу под цент­ральным куполом сохранена особая отметка, откуда муэдзин провозгла­шает последний призыв к молитве: любой звук из этого места отражается от стен и перекрытия 12 раз.

Особенность декоративного убранства мечети Шаха составляет покрытие всех поверхностей расписной глазурованной плиткой с дробным ковровым орна­мен­том в желто-синей цветовой гамме, перетекаю­щим на решетки в световых проемах. Кера­мическая облицовка интерьера способствует как выдающейся акустике, так и сохранению прохлады внутри молитвенных залов.

Входной портал мечети и айван, ведущий в центральный зал, симметрично оформ­лены минаретами с закрытыми площадками для муэдзинов. Четыре баш­ни, поднимающиеся на высоту 42 метра, оптически сглаживают изгиб планировочной оси, не совпадаю­щей с осью площади.

7. Мечеть Султанахмет

Стамбул, Турция, XVII век

gallery picture 110dc047 c3b6 4fe3 b0e3 6446eb77e474

gallery picture 8ca7f3f6 5a67 47c8 b05e 87f071574288

gallery picture db7fd69d df82 410a 8d34 4f0b61d4f07a

gallery picture f4f0bb77 7cd6 4edc 8521 9c9ab545c1d9

gallery picture 9d87586c 7351 465b 9fa6 0b1f1a0e1b41

gallery picture f47f7dc6 d4aa 4ff7 a657 1317bfc1fb6c

Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре осман­ской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византий­ского ипподрома и Боль­шого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерь­ера израз­цовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.

Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постанов­ке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным про­порциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеоб­разного «соревно­вания возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, конхи и угловые купольные барабаны мечети создают впечатление пузырящейся массы, расту­щей вверх и образующей пирамидаль­ный объем, доминирующий над истори­ческой частью города.

Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По ле­генде, такое рекордное для своего времени коли­чество башен появилось в результате ошибки: перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная ме­четь в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.

8. Мечеть Фейсала

Исламабад, Пакистан, XX век

gallery picture 271f543b 636b 459e a0dc f9e1c2685210

gallery picture a01c4289 6aef 4d7d baec 389bfa165edd

gallery picture 24d7e682 c768 411e a1d1 2276e9eeb0fc

gallery picture 3989400a 2603 465e 991f 9ad4f1eac7b9

gallery picture 2d0d145a 30f4 4d95 bb4e e5050bfe3471

gallery picture c9e3e651 a343 4bfd b292 abdc1397a010

Строительство столицы Пакистана — нового исламского государства, появив­ше­гося на карте в конце 1950-х годов, — стало проектом, объединившим уси­лия многих мусульманских стран. Инициатором строи­тельства большой мече­ти был король Саудовской Аравии Фейсал. Объявленный в 1969 году междуна­род­ный конкурс проектов предлагал архитекторам создать в пред­горьях Гима­лаев здание, символизи­рующее устремленность в будущее. Победителем стал турецкий архитектор Ведат Далокай.

К тому моменту по проекту Далокая возво­дилась большая мечеть в Анкаре: там зод­чий, сохранив традиционный образ куполь­ной мечети, отказался от несу­щих стен и свел конструкцию здания к един­ственному вспарушенному своду Вспарушенный свод — крестовый свод, центральная часть которого заметно поднята над боковыми. опирав­шемуся прямо на цоколь. Однако в процессе строи­тельства нова­торский проект был признан слишком авангардистским, и на го­товом фундаменте было возведено вполне осман­ское здание. Переработанный проект Далокай предста­вил на пакистанский конкурс, отказавшись от сводчатого пере­крытия, но со­хранив идею самонесущей (без дополнительных элементов, подпорок и стен) конструкции.

Здание мечети Фейсала, строившееся до середины 1980-х годов, составлено из тре­угольных плоскостей по принципу кресто­вого свода. Мечеть образно срав­нивают с бело­снежным шатром, раскинутым у под­ножия гор. Четыре фасада превращены в жалюзи, ограничивающие попадание прямого света в интерьер, а все грани, образованные плоскостями перекрытия, — в световые дорожки, позволяющие легко прочитать конструкцию и форму сооруже­ния. Вопреки всей художественной традиции ислама, здание и снаружи, и внутри лишено плавных изгибов, закруглений, перетеканий: архитек­тур­ная идея сведена к разнонаправленным прямым линиям, пересечению плоско­стей, граням и углам. Эта идея подчеркивается и ночной подсвет­кой мечети, основанной на проникновении освещения молитвенного зала через швы.

Четыре минарета, закрепляющие углы шатра, также представ­ляют собой кон­струк­цию из граней, между которыми на просвет видны лестничные марши, и напоминают технологические фермы космодрома, прекрасно выражая основ­ную идею заказа.

Официальные источники указывают, что мечеть Фейсала с открытым двором, окру­женным двухъярусной галереей, вмещает до 300 тысяч молящихся, что обеспечивает ей место в тройке крупнейших мусульман­ских зданий. Ислама­бадская мечеть продемонстрировала возможность сочетания исламской риту­альной функциональности с авангардистскими конструктивными реше­ниями, а необходимых традиционных элементов — c современными формами и стала отправной точкой и аргументом для целого ряда экспериментов в мусульман­ской культовой архитектуре.

9. Мечеть Хасана II

Касабланка, Марокко, XX век

gallery picture 28ad19e1 c804 4316 aea7 fec665f07ea7

gallery picture df39baa8 bd07 418f 9c9c c2d756b44324

gallery picture 49ab56c9 4083 4577 a6de ea0fff49e2fc

gallery picture 8987db35 710c 4838 a15d 23007780422b

gallery picture 322ff575 5c03 4c26 90c5 d6f5ab1da74c

gallery picture 02f7fc86 159f 4bf9 81db 173906dba1e3

gallery picture fe854231 ff82 41c8 8d50 fb50285f03e9

Прекрасным примером современного про­чте­ния традиционных форм мечети явля­ется здание, построенное в Касабланке. Амбициозный заказ короля Марок­ко Хасана II был ориентирован на создание не только самой западной мечети Старого Света, но и постройки, уступающей размерами только меккан­ской Заповедной мечети. По результатам конкурса заказ был передан архитек­турно­му бюро француза Мишеля Пинсо и реализован в 1986–1993 годах.

Пинсо, долго работавший в Марокко, вдохно­вился стихом Корана, гласящим, что трон Аллаха находится на воде (Кор. 11:7), и вынес фундамент здания в океан, создав искус­ствен­ную платформу в зоне прилива и распо­ложив молит­венный зал мечети буквально «над водами»: сквозь стеклянные вставки в полу можно видеть перекатываю­щиеся волны.

Архитектор внимательно изучил местные художественные традиции и напол­нил постройку узнаваемыми цитатами, пре­дельно корректно введя современ­ное куль­товое здание в контекст всего мусульман­ского зодчества и создав своеобразную энциклопедию зодчества Магриба. Композиция молитвенного помещения, вмещающего 20 тысяч человек, воспроиз­водит поперечные бази­ликальные залы классических марокканских мечетей с понефным скатным перекрытием и зеленой черепицей; композиция ансамбля отсылает к мечети Омейядов в Дамаске. Открытое пространство перед мечетью, рассчитанное на размещение еще 80 тысяч молящихся, вызывает ассоциации с площадкой Храмовой горы Иерусалима перед мечетью Аль-Акса. Декор насыщен отсыл­ками к римским, арабским и мавританским памятникам. Раздвижная крыша, конструкция которой позаимствована из театральных и спортив­ных сооруже­ний, дает возможность совершать молитву под открытым небом, напоминая о ритуальной практике первых мусульман. В то же время, не отступая от тради­ций и интерпретируя художе­ственную классику, Пинсо сумел создать совер­шенно новый архи­тектурный образ: двор перед мечетью не четырехуголь­ный, а треугольный, направленный верши­ной на восток, что заставляет сравнивать мечеть Хасана II с кораблем, причаливаю­щим к африканскому берегу.

Дополнительное сходство с образом корабля придает минарет — четырех­гран­ная призма, полностью соответствующая традициям мавританской архитекту­ры, но развернутая углом к зданию. Достигая 210 метров, мина­рет в Касабланке не только удерживает звание самого высокого минарета, но и обес­пе­чивает мечети Хасана II статус самого высокого религиозного сооружения в мире (для сравнения: башни Кельнского собора, одного из самых высоких соборов мира, поднимаются на 157 метров). С наступлением темноты установлен­ный на минарете лазерный прожектор направляет в сторону Мекки зеленый луч.

Современный архитектурный шедевр стал безусловной достопримечательно­стью Касабланки, однако мусульманская община приняла новую мечеть насто­роженно: молящихся пугали застекленные проемы в полу, которые приходится огораживать; потребовалось также установить особый режим посещения па­мятника туристами. Кроме того, сразу после открытия мечети Хасана II потре­бовалось дополнительное укрепление ее платформы, размывае­мой океанскими приливами.

10. Мечеть шейха Зайда

Абу-Даби, ОАЭ, XXI век

gallery picture f3921ea7 44db 4326 b350 466f4ed15947

gallery picture 2d0b2e13 d186 48fe bea2 14773f1e1c9f

gallery picture ce6eebd2 516f 434b a3b9 a2588fea1cf5

gallery picture 5b8c79dd e3c7 4680 8361 9f6f5a83724e

gallery picture 463d6ba8 ed9d 4c6b 822d 2801d13d4740

Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султа­на ан-Нахайяна — основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Строитель­ство ее было окончено в 2007 году, и мечеть сразу превратилась в одну из глав­ных достопри­мечательностей ближневосточной страны.

Поскольку о особых традициях национальной культовой архитектуры говорить не приходилось, в международном конкурсе первоначально победил проект, основанный на мавританском стиле, однако позже было решено пре­вратить строившуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архи­тектуры, и в проект были добавлены элементы арабского, персидского, моголь­ского, османского зодчества. В результате сооружение стало отражать некие обобщенные представления о «типич­ном мусульманском здании», притом реализованные со всей доступной роскошью, соответствовавшей финансовым возможно­стям ОАЭ, и превратилось в хрестоматийный образец так называе­мого стиля 1001 ночи. Основным мотивом архитектуры мечети стала маври­танская арка, для многих европейцев ассоциирующаяся с мусуль­манской культурой.

Мечеть Зайда следует дворовой планировке с поперечным залом и развитым входным порталом на центральной оси. Зал имеет плоское перекрытие, над которым возвы­шаются три широко расставленные необычные яйцевидные купола, поднятые на высокие световые барабаны. Малые купола таких же очертаний подняты над лучами звездчатых оснований барабанов, боковыми помещениями, галереями, напоминая зрителю об османских мечетях «велико­лепного века». По углам двора поставлены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.

Хотя само здание построено из бетона с применением современных техно­логий, оно целиком облицовано белоснежным мрамором, являя образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декорации призваны контрастировать с белизной панелей: капи­тели колонн, выполненные в форме кроны пальм, покрыты золотом; граненые стволы опор и арки входных павильонов инкру­сти­рованы растительным орнаментом из цвет­ного камня (по образцу моголь­ских куль­товых зданий), в мраморное покрытие двора также врезаны огромные цветы. Специально проложенные по периметру мечети каналы не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с рассчи­танных точек зрения.

Интерьер молитвенного зала также поражает роскошью отделки: граненые подкупольные конструкции покрыты имитацией обычного для мавританской архитектуры стукового орнамента; счетверенные опоры с позоло­чен­ными капителями напоминают о сирий­ских памятниках; по стенам растекается инкрустированный орнамент из полудраго­ценных камней. Пол мечети покрывает самый большой в мире ковер.

Особое внимание уделено освещению мече­ти: помимо семи огромных позоло­ченных люстр, источники света вмонтированы в опоры, карнизы и стену киблы. Освещение здания дополняется цветными фильтрами, меняющими цвет в зависимости от фазы Луны.

Мечеть в Абу-Даби стала прекрасным приме­ром сочетания традиционных форм и совре­менных технологий, продемонстрировав один из вариантов «совре­­менной мечети», однако оказывается вне стилистического развития национальных школ исламского зодчества. Она оказалась в первую очередь витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, нежели новым словом в развитии мусульманской архитектуры.

Источник

Adblock
detector