Церковь для мусульман как называется
Мусульманская церковь: 3 главные мечети
Христианство и ислам — это традиционные религии в Российской Федерации. Именно поэтому во многих городах страны можно встретить стоящие рядом мусульманские и православные храмы.
Несмотря на то, что мусульмане частично признают Ветхий и Новый Завет, на первое место они ставят Коран.
Поэтому имеются весьма серьёзные различия между двумя религиями, как в проведении богослужений, так и строительстве храмов.
Любому культурному человеку стоит их знать.
Храм — это Божий дом
Слово храм происходит от праславянского chormъ — храмъ. Это культовое сооружение для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Значение храмов в мирской и религиозной жизни зачастую гораздо шире, чем простое выполнение обрядовых функций. Храмы очень часто выражают собой те идеи, которые проповедуют последователи той или иной религии.
Преображенский собор в Ярославле. Храм — это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и отправления религиозных обрядов
В человеческой истории символика архитектуры и внутреннего декора храмов всегда раскрывала преставления представителей той или иной религии о мироздании. Во многие исторические эпохи, особенно в Средние века в Европе, храмы становились местом общественных собраний.
Здесь проводились торжественные церемонии, например, короновались короли и императоры. На территории храмов хоронили представителей знать, кроме того, на ней скрывались преследуемые, так как она имела статус убежища.
В православии слово «храм» синонимично слову «церковь». Так может называться только то здание, которое имеет алтарь и в котором совершается евхаристия. В той же часовне алтаря нет, и таинство Причастия не совершается.
Связанно данное обстоятельство с тем, что евхаристия понимается в христианстве как реальное участие в однократном жертвоприношении. Оно совершенно Христом и поэтому его часто называют «бескровной жертвой».
Московская соборная мечеть. Мечеть не является храмом, так как в ней не происходят богослужения. По своей природе мечети ближе к домам молитв протестантов
Другие авраамические религии на сегодняшний день храмов не имеют. При этом если в иудаизме им считался только один Иерусалимский Храм, который уничтожен ещё во времена Древнего Рима, то в исламе их нет в принципе.
Мусульманская мечеть служит для молитвенных целей и в ней не совершаются религиозные обряды и богослужения с участием священника. Если смотреть на вопрос теоретической точки зрения, то мечеть по своим культовым функциям схожа с домами молитв протестантов.
Мечеть в исламе — это место поклонения
Ислам и христианство в истории очень тесно соприкасаются, поэтому если у христианина спросить, как называется церковь у мусульман, он, скорее всего, ответит — мечеть.
Слово мечеть переводится как «место поклонения».
Под ним понимают молитвенное архитектурное сооружение в исламе. Обычно никаких других религиозных сооружений у мусульман нет.
Минарет, Бухара. Минареты — не храмы. Это вышка при мечети с которой муэдзин созывает верующих на молитву
Европейцев очень впечатляют минареты, и поэтому они связывают их с религиозными сооружениями. Это не так. Минарет переводится с арабского как «маяк».
С него муэдзин призывает мусульман на молитву. Если сравнивать это сооружение с христианскими зданиями, то оно в чём-то аналогично колокольне.
Считается, что слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид» (мн. ч. — масаджид). Оно же, в свою очередь, происходит от арабского корня «сажада» — падать ниц. Означает оно «место поклонения», «место совершения земного поклона». Таким образом, мечеть как мусульманская церковь, указывает на то место, где правоверный может поклониться Богу во время молитвы.
Праздничный намаз в центральной мечети Душанбе в честь окончания Рамазона. Слово «мечеть», в переводе с арабского, означает «место совершения земного поклона
В мечети изначально не должны проходить никакие действия, кроме чисто ритуальных. Этот главное отличие её от христианских храмов, где богослужение ведётся в обязательном порядке.
Существует и иное объяснение значения «мечеть». Так некоторые филологи выводят его от mäsdžid al Jamii — «пятничное, или соборное, моление».
В исламе есть три главных мечети — три святыни
Мусульманские церкви-мечети обычно служат в качестве мест сбора мусульман для совершения им коллективной молитвы. Кроме этого в некоторых случаях здесь может собираться народ для решения общественно значимых вопросов.
При мечетях открываются исламские школы, просветительские центры и т.д. Так же здесь может остановиться путник или паломник.
Первой мечетью стала Заповедная мечеть или Мечеть аль-Харам. Она расположена в Мекке, Саудовская Аравия. В ней помещена Кааба.
Мечеть аль-Харам и Кааба. Запретная мечеть или мечеть аль-Харам — стала первой мечетью в исламе
Второй святыней ислама признана Мечеть пророка или Аль-Масджид ан-Набави в Медине.
Мечеть Аль-Масджид ан-Набави в Медине, вторая святыня ислама
Третья — мечеть аль-Акаса в Кудсе, Иерусалим. Эти три мечети привлекают к себе мусульман-паломников, при этом Мечеть Пророка со временем стала тем архитектурным образцом, по которому строятся все мечети в мусульманском мире.
Мечеть аль-Акаса, третья святыня ислама
Первой мечетью в исламе стала Заповедная мечеть или Мечеть аль-Харам.
Необходимо отметить, что в первые годы после того, как пророка Мухаммеда посетил архангел Джабраил и открыл ему первые пять аятов Священной Книги — Корана мусульмане в мечетях не молились. Их тогда просто не было.
Молитву обычно совершали в специально отведённых для этого местах или же зданиях, расположенных в отдалённых районах Мекки.
Каа́ба, Мекка, Саудовская Аравия. В те времена, когда мечети ещё не были построены, пророк Муххамед молился в окрестностях Каабы
Пророк Муххамед в те времена молитвы совершал в окрестностях Каабы. Позже дом аль-Аркама стал центром мусульманской общины Мекки.
После того, как Умар-ибн-Хаттаб принял ислам, мусульмане стали совершать намазы у Каабы. При этом первой мечетью в Мекке считается дом Аммара-ибн-Ясира, сподвижника пророка.
Все мечети строят по образцу Мечети пророка
Все мечети в мусульманском мире построены по образцу Мечети пророка — Аль-Масджид ан-Набави. Так согласно сложившейся традиции мечеть — это отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом.
Все хозяйственные и бытовые постройки стоят от неё в отдалении. При христианской же церкви, в её ограде, обычно строятся жилые и хозяйственно-бытовые постройки.
Мечеть Масджид ан-Набави или Мечеть пророка. Почти все мечети построены по её образцу
Иногда мечеть может иметь внутренний двор, например, как мечети аль-Харам. К мечети флигелем пристраиваются минареты.
Назначение минаретов состоит в том, что с них муэдзины призывают правоверных на молитву. Количество минаретов не должно быть больше чем в мечети аль-Харам. Обычно их число равно от одного до девяти.
На стенах мечети нет картин и иных изображений, так как это запрещено Кораном. При этом допускаются геометрические узоры и изречения из Корана на арабском.
Мечеть должна иметь указатель на Мекку. Обратившись к ней верующие совершают намаз. Это пустая ниша-михраб. Здесь молится имам.
Михраб каирской мечети. Ниша-михраб. Она служит в качестве указателя на Мекку. Здесь молится имам
Справа от михраба размещается кафедра-минбар. С ней имам-проповедник читает проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы.
Все исламские культовые сооружения ориентируются строго на Каабу в Мекке. Это правило соблюдается всегда, поэтому некоторые христианские церкви, обращённые в мечети, мусульмане перестраивали.
Мечети могут отличаться по внешнему виду, но они едины по религиозному содержанию
Мечети, в зависимости от той страны, где они расположены, могут отличаться друг от друга внешне. Так, например, Мечеть Султана или Голубая мечеть в Стамбцуле имеет в своей архитектуре четко видимое византийское влияние.
Казанские татары любят возводить мечети с угловой постановкой минарета, а мечеть с двумя минаретами характерна для Ближнего востока и Средней Европы.
Мечеть Султана Ахмеда (Ахмета) Голубая Мечеть. Стамбул, Турция. Для мечети характерна смесь византийской и исламской архитектуры
В любом случае исламские религиозные сооружения строят в строгом соответствии с требованиями Корана. Так, например, Коран требует перед молитвой совершить ритуальное омовение.
Именно поэтому недалеко от мечети обязательно располагаются общественные туалеты и комнаты для совершения омовений (вуду). С этой же целью в жарких странах во дворе размещают фонтаны-хаузы.
Заведует мечетью имам
Глава исламской церкви или мечети имам.
Это слово переводится с арабского как стоящий впереди или же тот, кто руководит молитвой.
Имам заведует мечетью и совершает требы.
Необходимо отметить также то обстоятельство, что имам — это также титул главы государства в некоторых исламских странах и звание наиболее выдающихся богословов.
Имам ведет в молитве прихожан. «Молитва в Каире». Жан-Леон Жером. Карти. 1865 год. Имам в исламе заведует мечетью и руководит молитвой
В исламе во время общей обязательной молитвы-намаза избирается имам. Его задача — руководить молитвой. При этом во время молитвы имамом может стать любой правоверный мусульманин, достигший возраста 13 лет.
При этом он должен хорошо знать Коран. Ислам запрещает быть имамами женщинам, хотя существуют либеральные течения допускающие это.
Если же вспомнить историю, то первоначально молитвой мусульман руководил сам пророк Муххамед. Позже во время болезни его стал замещать Абу-Бакр.
В провинциях же молитвой руководили наместники, они же собирали налоги, решали хозяйственные вопросы и т.д. При аббасидских правителях появились специально обученные люди, которые стали выполнять эту функцию. Их стали называть «имамы».
Одежда казахских имамов. Омам одевается в особую одежду, но она не является одеждой священника. Обычно это белый халат, чалма или тюрбан. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны
В любом случае молитвой в исламе может руководить только тот человек, познания которого в коранических науках не поддаются сомнению. При этом в Турции избранного прихожанами имама утверждают государственные власти.
Имам носит особую одежду — белый тюрбан и халат с белыми рукавами или же белый халат. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны.
Христианская церковь и мусульманская мечеть схожи своим назначением
Мусульманские мечети и христианские церкви схожи тем, что это здания религиозного назначения.
И в мечети, и в церкви молятся.
Мечеть указывает правоверному мусульманину, где он может преклонить колени во время намаза, а церковь христианину, где ему можно принять участие в богослужении.
Св. Патриарх Алексий II совершает Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
Заведует церковью настоятель, а мечетью имам. У них примерно одинаковых хозяйственные функции. При этом настоятель — это священник и он сам служит литургию.
Имам же священником не считается и только руководит молитвой. В любом случае они возглавляют общину верующих в том или ином населённом пункте.
Схожи православные церкви и мусульманские мечети и внешне. Так купол у христианских церквей круглый — это символ неба. У мечетей также круглые купола. Основание церкви квадратное и большинство мечетей имеет квадратный либо многоугольный абрис.
Мечеть Фетхие с одним минаретом. Вид со стороны входа в музей церкви Богородицы Паммакаристи
В раннехристианские времена часто религиозные здания использовались христианами и мусульманами совместно. Позже, когда пути двух религий стали расходиться, такая практика почти прекратилась.
При этом в истории часты случаи, когда православные храмы превращались в мечети. Так в Турции можно встретить их достаточно много.
Православная церковь и мусульманская мечеть отличаются из-за различия религий
Все различия между православной церковью и мусульманской мечетью обусловлены различиями религий. Так в православии литургия обязательна.
Именно поэтому христианская церковь предназначена исключительно для совершения общественного богослужения. Богослужение и все религиозные обряды совершает священник.
Главный алтарь Свято-Троицкого собора Ионинского монастыря. Алтарь — обязательная часть христианской церкви. В мечети он отсутствует
Именно поэтому в православном храме в обязательном порядке выделяется три части:
Естественно, что всего этого в мечети нет. Даже мебель в ней отсутствует. Связанно данное обстоятельство с тем, что в мечети религиозные обряды не исполняют. Здесь проводится только общая молитва-намаз.
Кораном запрещены изображения людей и животных. Поэтому в мечети нет ни картин, ни фресок, ни статуй. Стены её украшает геометрический узор, который не отвлекает от молитвы. В христианских же церквях имеется иконостас, отделяющий алтарь от общего зала.
Соборная мечеть Йезда (Йезд, Иран). Коран запрещает изображения людей и животных, поэтому в мечети можно увидеть на стенах только геометрический узор и изречения из Корана на арабском
Понятно, что у каждой религии имеется собственный символ. Поэтому христианские церкви имеют в качестве религиозного символа крест, а мечети полумесяц.
Весьма важно также отношение к женщинам. В христианские церкви женщины допущены наравне с мужчинами. В мечеть же женщины вместе с мужчинами не ходят, а если это случаются, то они молятся за отдельной перегородкой.
Различия между церковью и мечетью
Для удобства понимания различий между христианской церковью и мусульманской мечетью они сведены в таблицу.
Храм | Мечеть |
Назначение | |
Место для молитвы и других обрядов, связанных с верой | Место для молитвы плюс выполняет функции общественно-социального центра |
Архитектура | |
Храм состоит как минимум из трех соединенных помещений: храм, притвор, алтарь | В мечети помещений больше: главный зал, 3 вспомогательных зала и 4 айвана |
Верхний знак любой церкви, храма — крест | В мечетях тоже есть свой знак — полумесяц |
Колокольни, служащие для призыва на молитву и возвещения о других событиях при помощи колокольного звона. | В мечети нет колоколен. Есть минарет. Он не имеет никаких особых приспособлений для обращения к верующим. Этим занимается муэдзин, поднявшись на его верхнюю площадку. Его главное предназначение — сообщать о скором начале молитвы. |
Алтарь в храме смотрит строго на восток | Михраб (аналог алтаря) имеет указатель на Мекку, т. е. не на сторону света |
Богатое убранство внутри храма. Во многих храмах основные церковные помещения обильно отделаны золотыми и серебряными украшениями | Простота, минимализм — первостепенные признаки внутренней обстановки мечетей |
Множество икон с изображениями Христа, ангелов, апостолов и т. д. Есть изображения мифических и реальных животных | Полное отсутствие каких-либо изображений человеческих лиц или тел, а также животных. Это запрещено |
Роспись стен и потолков храма сценами из различных библейских сюжетов | Только арабская вязь и каллиграфия с выдержками из Корана |
Все помещения в храме стандартны (4 стены и перекрытие) | Трехстенные айваны с крышей (или без) являются важными элементами мечети |
В некоторых храмах присутствуют декоративные фонтанчики, предназначенные в основном для красоты или максимум утолить жажду и сполоснуть лицо | Внутренний дворик с фонтаном, наличие специальных комнат для омовения, где перед молитвой можно полноценно помыться |
Требования к верующим | |
Женщины стоят отдельно от мужчин, но ничем не разделяются | Здесь женщины отделяются от мужчин перегородкой (ширмой) или даже находятся в другом помещении |
Женщины и мужчины приходят на службу одинаково равноправно — в этом плане различий по полу у христиан нет | К мужчинам требования более строгие, чем к женщинам. Мужчина должен по возможности посещать мечеть (особенно это касается пятничного намаза). Для женщин существует ряд ограничений, например, в критические дни вообще нельзя приходить в мечеть |
Верующий может поесть чеснока и пойти на службу. Конечно, это не совсем культурно, но не запрещено. Крепко пахнущий парфюм тоже не приветствуется, но вполне допускается | Идти на молитву с сильным или неприятным запахом нельзя. И, кстати, это является одной из законных причин, по которой можно даже пропустить обязательную пятничную молитву |
Зайти и помолиться сразу после тяжелой работы, ополоснув лишь руки (да и то не всегда), не считается зазорным или чем-то вопиющим. Хотя сказать, что это одобряется, тоже нельзя | Вход в мечеть разрешен только чистым. Если нет возможности помыться вне ее стен, то в каждом типичном мусульманском храме присутствует как минимум фонтан, где следует произвести этот необходимый ритуал |
Христианская церковь вполне лояльно относится к нездоровым психически людям при посещении ими храма | Верующим с умственными расстройствами заходить в мечеть запрещено |
Церковь не обращает внимания: есть на вас обувь или нет. Главное, чтобы она была более-менее чистой | У мусульман обувь в мечети обязательно следует снимать |
Священнослужение | |
О начале литургии (богослужения, священнослужения, службы) возвещает колокол | Вместо колокола мусульман приглашает на молитву муэдзин с вершины минарета |
Служба у христиан проходит 3 раза в сутки, причем отсчет начинается с 18:00 и длится она, как правило, 1,5 — 2 часа. Время может значительно увеличиваться, когда справляют праздничные молебны | Молитва (намаз) у мусульман совершается 5 раз в день. Длительность намаза в среднем 5 — 10 минут. Исключение составляет обязательный для мужчин Джума-намаз, проходящий по пятницам. Он идет около 1 часа или чуть больше |
Во время службы у христиан в основном принято стоять или (и) сидеть. Есть и другие позы для молящихся, но тут очень многое зависит от принадлежности храма к определенной ветви христианской религии, а также от вида богослужения. Существует достаточно много различий в данном вопросе | В мечетях позы молящихся строго регламентированы по молитвам и применяются все положения тела. Эти правила одинаковы для всех мусульман. Кстати, сидения на скамьях, как принято во многих христианских храмах, нет вообще |
Когда идет богослужение, прихожане находятся перед священником. Лик молящихся обращен на восток | Верующие молятся, располагаясь за спиной имама, лицом в сторону Мекки |
Различий между христианством и исламом много и все их знать может только священник или же имам. Верующие же должны просто уважать представителей других религий.
Так, например, не нужно удивляться, если мусульманин перед входом в молитвенный зал мечети снимет обувь. Кстати, посещать церковь или мечеть ни христианство, ни ислам своим представителям не запрещает, если это не связанно с религиозными целями.
Видео: Как устроен мусульманский храм.
10 самых красивых мечетей
Выдающиеся места для молитвы мусульман разных традиций и эпох
Единственное сооружение, которое мусульмане называют домом Бога, находится в Мекке, на территории Заповедной мечети: это главная святыня ислама — Кааба. В направлении Каабы мусульмане молятся, к ней они совершают обязательное паломничество (хадж). Здания мечетей (от араб. масджид — «место поклонения») храмами не являются, это лишь пространство для совместной молитвы. В отличие от других религий, ислам не формулирует требований к планировке, структуре и символике мечетей; их архитектура, как правило, определяется местными традициями, климатом и вкусами заказчиков. Рассказываем о самых выдающихся мечетях разных традиций и эпох.
1. Мечеть Омейядов
Дамаск, Сирия, VIII век
Мечеть Омейядов была построена в 715 году в столице халифата Дамаске — на месте, где раньше были сначала арамейский и римский храмы, а позже — византийская церковь. Прежних построек практически не осталось, но с византийских времен здесь хранится важная христианская реликвия — частица головы Иоанна Крестителя, почитаемого также в исламе как пророк Яхья.
Строительство мечети было инициировано халифом Валидом I из династии Омейядов — первой мусульманской наследственной монархии. По преданию, халиф сказал горожанам: «Существуют четыре вещи, которые возвысили вас над остальным миром: ваш климат, ваша вода, ваши фрукты и ваши бани. К этому я хочу прибавить пятое — эту мечеть».
Молитвенный зал мечети спроектирован как типичная раннехристианская базилика длиной более 130 метров; ее три нефа, равные по ширине и высоте, разделены двухъярусными аркадами и имеют открытые двускатные деревянные перекрытия, сохранившие следы средневековых росписей. Коринфские капители колонн и отдельные каменные блоки с резьбой были взяты из разрушенного римского храма. Короткая ось мечети, ведущая к михрабу (нише, указывающей направление на Мекку) оформлена как трансепт (поперечный рукав креста в плане христианских базилик), и на ее пересечении с центральным нефом установлен купол — один из первых в исламской архитектуре.
Перед входом в молитвенный зал расположен огромный вытянутый двор, окруженный двухъярусной галереей. Выходящая во двор аркада молитвенного зала до конца XIX века оставалась открытой, не изолируя зал от двора: так было принято во всех арабских мечетях. В центре двора — фонтан для омовений (сабиль); в западной части — небольшая постройка с мозаичными панно, поднятая на древних колоннах (говорят, что здесь хранилась казна халифата: у всех на виду, но не дотянуться). Считается, что именно в мечети Дамаска появился первый минарет — башня, с которой звучит призыв на молитву. Позже были добавлены еще два минарета (для композиции — используют обычно один).
Главной реликвией мечети Омейядов, наряду с частицей головы Иоанна Крестителя, является усыпальница с головой имама Хусейна — внука пророка Мухаммада. Реликварий Иоанна Предтечи расположен в восточной части молитвенного зала, где установлен особый режим поклонения для христиан. За северной стеной мечети расположен мавзолей султана Салах ад-Дина (Саладина), изгнавшего крестоносцев из Иерусалима.
2. Мечеть Сиди Укба
Кайруан, Тунис, VII–IX века
Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и основал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «караван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расширявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строительства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внешние контрфорсы, придавшие зданию вид неприступной крепости.
Михраб, декорированный резными мраморными панелями и перламутровыми вставками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.
Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский деревянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колонны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с различными капителями, — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магрибинских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фризы с растительным орнаментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротехническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей.
В кайруанской мечети впервые в мусульманской архитектуре использованы подковообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пятами (основаниями). Подобные арки, названные мавританскими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архитектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.
Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский университет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и самой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.
3. Мечеть Ибн Тулуна
Каир, Египет, IX век
В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укрепления власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.
Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — столице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знаковый памятник своих сюзеренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (минарете), стоящей за пределами молитвенного двора со стороны, противоположной кибле. Как и его прототип в Самарре, минарет опоясан внешней лестницей как спиралью. В качестве строительного материала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для средневековой архитектуры Египта, где не было недостатка в камне.
Здесь арабские мастера уже почти отказались от использования элементов античных и византийских зданий. Внутренние поверхности арок покрыты резным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяжении столетий служила предметом изучения для мусульманских художников.
Позже, в XIII веке, в центре двора был возведен фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.
Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгораживавшая периметр культового здания от жилых и базарных кварталов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная открытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молитвы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из мусульманской архитектуры Ирака.
4. Мечеть Кувват аль-Ислам
Дели, Индия, XII век
После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необходимость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могущество новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).
Строительство ансамбля началось в 1192 году по персидскому образцу, с которым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 метров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и павильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямоугольника двора, и широкий открытый молитвенный зал, перекрытый куполами. Однако местные мастера, в отличие от персидских коллег, не владели ни техникой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструкций, обычных для иранских построек. Был найден компромисс: мечеть сохранила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекрытия, потребовавшие большого количества опор. Строительным материалом послужили фрагменты разрушенных индуистских и джайнских храмов, на месте которых строился комплекс, и в момент эта практика получила идеологическое обоснование: культовое сооружение новой веры возводилось из руин попранных храмов идолопоклонников, зримо свидетельствуя о действительной мощи ислама.
Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делийской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из красного песчаника, оказались не просто фигуративные изображения, но рельефные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельефных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как мусульманской архитектуры, так и традиционной индийской скульптуры и орнаментальной резьбы.
Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, покрытым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности постройки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако каллиграфическая резьба, выполненная местными мастерами, превратилась в аналог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.
Минарет комплекса (Кутб-Минар) представляет собой сужающуюся пятиярусную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой высокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.
Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продолжать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпичной тумбой высотой около 25 метров.
5. Мечеть Юч Шерефели
Эдирне, Турция, XV век
Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болгарией в середине XIV века почти на столетие стал столицей Османской империи. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее трех площадок для муэдзина (служителя мечети, призывающего на молитву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».
До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византийских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей составлялись из одинаковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огромный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиозное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.
Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоящими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пятиглавую композицию здания.
Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку большого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется композиция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для больших султанских мечетей Стамбула. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре минарета — тем самым был не только заложен новый стандарт фиксации территории мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалконный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструкция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.
6. Мечеть Шаха
Исфахан, Иран, XVI–XVII века
В 1598 году шах Аббас I Великий перенес столицу Сефевидского государства из Казвина в центр Персии — в Исфахан. Церемониальным центром города стала огромная площадь Накш-э Джахан, предназначенная для игры в поло Игра в поло появилась в середине I тысячелетия н. э. и была популярна на территориях Средней Азии и в тюркских странах. и обстроенная галереями базаров; по сторонам вытянутого прямоугольника расположились дворец Али-Капу, небольшая мечеть шейха Лотфоллы и огромная мечеть Шаха, законченная в целом в 1618 году, но оформлявшаяся до годов.
Для правильной ориентации на Мекку мечеть пришлось развернуть под углом к площади. Чтобы скрыть этот излом осей и сохранить целостность композиции, архитектор расположил за входным порталом дополнительный вестибюль, открывающийся в боковую часть ниши северного айвана мечети.
Михрабная ниша молитвенного зала перекрыта огромным куполом, поднятым на 52 метра; четыре боковых нефа — 16 малыми куполами. На полу под центральным куполом сохранена особая отметка, откуда муэдзин провозглашает последний призыв к молитве: любой звук из этого места отражается от стен и перекрытия 12 раз.
Особенность декоративного убранства мечети Шаха составляет покрытие всех поверхностей расписной глазурованной плиткой с дробным ковровым орнаментом в желто-синей цветовой гамме, перетекающим на решетки в световых проемах. Керамическая облицовка интерьера способствует как выдающейся акустике, так и сохранению прохлады внутри молитвенных залов.
Входной портал мечети и айван, ведущий в центральный зал, симметрично оформлены минаретами с закрытыми площадками для муэдзинов. Четыре башни, поднимающиеся на высоту 42 метра, оптически сглаживают изгиб планировочной оси, не совпадающей с осью площади.
7. Мечеть Султанахмет
Стамбул, Турция, XVII век
Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре османской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византийского ипподрома и Большого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерьера изразцовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.
Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постановке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным пропорциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеобразного «соревнования возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, конхи и угловые купольные барабаны мечети создают впечатление пузырящейся массы, растущей вверх и образующей пирамидальный объем, доминирующий над исторической частью города.
Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По легенде, такое рекордное для своего времени количество башен появилось в результате ошибки: перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная мечеть в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.
8. Мечеть Фейсала
Исламабад, Пакистан, XX век
Строительство столицы Пакистана — нового исламского государства, появившегося на карте в конце 1950-х годов, — стало проектом, объединившим усилия многих мусульманских стран. Инициатором строительства большой мечети был король Саудовской Аравии Фейсал. Объявленный в 1969 году международный конкурс проектов предлагал архитекторам создать в предгорьях Гималаев здание, символизирующее устремленность в будущее. Победителем стал турецкий архитектор Ведат Далокай.
К тому моменту по проекту Далокая возводилась большая мечеть в Анкаре: там зодчий, сохранив традиционный образ купольной мечети, отказался от несущих стен и свел конструкцию здания к единственному вспарушенному своду Вспарушенный свод — крестовый свод, центральная часть которого заметно поднята над боковыми. опиравшемуся прямо на цоколь. Однако в процессе строительства новаторский проект был признан слишком авангардистским, и на готовом фундаменте было возведено вполне османское здание. Переработанный проект Далокай представил на пакистанский конкурс, отказавшись от сводчатого перекрытия, но сохранив идею самонесущей (без дополнительных элементов, подпорок и стен) конструкции.
Здание мечети Фейсала, строившееся до середины 1980-х годов, составлено из треугольных плоскостей по принципу крестового свода. Мечеть образно сравнивают с белоснежным шатром, раскинутым у подножия гор. Четыре фасада превращены в жалюзи, ограничивающие попадание прямого света в интерьер, а все грани, образованные плоскостями перекрытия, — в световые дорожки, позволяющие легко прочитать конструкцию и форму сооружения. Вопреки всей художественной традиции ислама, здание и снаружи, и внутри лишено плавных изгибов, закруглений, перетеканий: архитектурная идея сведена к разнонаправленным прямым линиям, пересечению плоскостей, граням и углам. Эта идея подчеркивается и ночной подсветкой мечети, основанной на проникновении освещения молитвенного зала через швы.
Четыре минарета, закрепляющие углы шатра, также представляют собой конструкцию из граней, между которыми на просвет видны лестничные марши, и напоминают технологические фермы космодрома, прекрасно выражая основную идею заказа.
Официальные источники указывают, что мечеть Фейсала с открытым двором, окруженным двухъярусной галереей, вмещает до 300 тысяч молящихся, что обеспечивает ей место в тройке крупнейших мусульманских зданий. Исламабадская мечеть продемонстрировала возможность сочетания исламской ритуальной функциональности с авангардистскими конструктивными решениями, а необходимых традиционных элементов — c современными формами и стала отправной точкой и аргументом для целого ряда экспериментов в мусульманской культовой архитектуре.
9. Мечеть Хасана II
Касабланка, Марокко, XX век
Прекрасным примером современного прочтения традиционных форм мечети является здание, построенное в Касабланке. Амбициозный заказ короля Марокко Хасана II был ориентирован на создание не только самой западной мечети Старого Света, но и постройки, уступающей размерами только мекканской Заповедной мечети. По результатам конкурса заказ был передан архитектурному бюро француза Мишеля Пинсо и реализован в 1986–1993 годах.
Пинсо, долго работавший в Марокко, вдохновился стихом Корана, гласящим, что трон Аллаха находится на воде (Кор. 11:7), и вынес фундамент здания в океан, создав искусственную платформу в зоне прилива и расположив молитвенный зал мечети буквально «над водами»: сквозь стеклянные вставки в полу можно видеть перекатывающиеся волны.
Архитектор внимательно изучил местные художественные традиции и наполнил постройку узнаваемыми цитатами, предельно корректно введя современное культовое здание в контекст всего мусульманского зодчества и создав своеобразную энциклопедию зодчества Магриба. Композиция молитвенного помещения, вмещающего 20 тысяч человек, воспроизводит поперечные базиликальные залы классических марокканских мечетей с понефным скатным перекрытием и зеленой черепицей; композиция ансамбля отсылает к мечети Омейядов в Дамаске. Открытое пространство перед мечетью, рассчитанное на размещение еще 80 тысяч молящихся, вызывает ассоциации с площадкой Храмовой горы Иерусалима перед мечетью Аль-Акса. Декор насыщен отсылками к римским, арабским и мавританским памятникам. Раздвижная крыша, конструкция которой позаимствована из театральных и спортивных сооружений, дает возможность совершать молитву под открытым небом, напоминая о ритуальной практике первых мусульман. В то же время, не отступая от традиций и интерпретируя художественную классику, Пинсо сумел создать совершенно новый архитектурный образ: двор перед мечетью не четырехугольный, а треугольный, направленный вершиной на восток, что заставляет сравнивать мечеть Хасана II с кораблем, причаливающим к африканскому берегу.
Дополнительное сходство с образом корабля придает минарет — четырехгранная призма, полностью соответствующая традициям мавританской архитектуры, но развернутая углом к зданию. Достигая 210 метров, минарет в Касабланке не только удерживает звание самого высокого минарета, но и обеспечивает мечети Хасана II статус самого высокого религиозного сооружения в мире (для сравнения: башни Кельнского собора, одного из самых высоких соборов мира, поднимаются на 157 метров). С наступлением темноты установленный на минарете лазерный прожектор направляет в сторону Мекки зеленый луч.
Современный архитектурный шедевр стал безусловной достопримечательностью Касабланки, однако мусульманская община приняла новую мечеть настороженно: молящихся пугали застекленные проемы в полу, которые приходится огораживать; потребовалось также установить особый режим посещения памятника туристами. Кроме того, сразу после открытия мечети Хасана II потребовалось дополнительное укрепление ее платформы, размываемой океанскими приливами.
10. Мечеть шейха Зайда
Абу-Даби, ОАЭ, XXI век
Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султана ан-Нахайяна — основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Строительство ее было окончено в 2007 году, и мечеть сразу превратилась в одну из главных достопримечательностей ближневосточной страны.
Поскольку о особых традициях национальной культовой архитектуры говорить не приходилось, в международном конкурсе первоначально победил проект, основанный на мавританском стиле, однако позже было решено превратить строившуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архитектуры, и в проект были добавлены элементы арабского, персидского, могольского, османского зодчества. В результате сооружение стало отражать некие обобщенные представления о «типичном мусульманском здании», притом реализованные со всей доступной роскошью, соответствовавшей финансовым возможностям ОАЭ, и превратилось в хрестоматийный образец так называемого стиля 1001 ночи. Основным мотивом архитектуры мечети стала мавританская арка, для многих европейцев ассоциирующаяся с мусульманской культурой.
Мечеть Зайда следует дворовой планировке с поперечным залом и развитым входным порталом на центральной оси. Зал имеет плоское перекрытие, над которым возвышаются три широко расставленные необычные яйцевидные купола, поднятые на высокие световые барабаны. Малые купола таких же очертаний подняты над лучами звездчатых оснований барабанов, боковыми помещениями, галереями, напоминая зрителю об османских мечетях «великолепного века». По углам двора поставлены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.
Хотя само здание построено из бетона с применением современных технологий, оно целиком облицовано белоснежным мрамором, являя образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декорации призваны контрастировать с белизной панелей: капители колонн, выполненные в форме кроны пальм, покрыты золотом; граненые стволы опор и арки входных павильонов инкрустированы растительным орнаментом из цветного камня (по образцу могольских культовых зданий), в мраморное покрытие двора также врезаны огромные цветы. Специально проложенные по периметру мечети каналы не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с рассчитанных точек зрения.
Интерьер молитвенного зала также поражает роскошью отделки: граненые подкупольные конструкции покрыты имитацией обычного для мавританской архитектуры стукового орнамента; счетверенные опоры с позолоченными капителями напоминают о сирийских памятниках; по стенам растекается инкрустированный орнамент из полудрагоценных камней. Пол мечети покрывает самый большой в мире ковер.
Особое внимание уделено освещению мечети: помимо семи огромных позолоченных люстр, источники света вмонтированы в опоры, карнизы и стену киблы. Освещение здания дополняется цветными фильтрами, меняющими цвет в зависимости от фазы Луны.
Мечеть в Абу-Даби стала прекрасным примером сочетания традиционных форм и современных технологий, продемонстрировав один из вариантов «современной мечети», однако оказывается вне стилистического развития национальных школ исламского зодчества. Она оказалась в первую очередь витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, нежели новым словом в развитии мусульманской архитектуры.