Церковь как социальный институт кратко

Институт церкви

5.4 Институт церкви

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу. О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд. населения земного шара более 4 млрд. – верующие. Причем около 2 млрд. исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд., иудаизм – более 650 млн., буддизм – более 300 млн., конфуцианство – около 200 млн., сионизм – 18 млн., остальные исповедуют другие религии. Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядром религиозного института является церковь.

Церковь, как один из социальных институтов обладает рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.

Внутренняя структура института религии представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы.

Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем, за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций.

Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе общества. В функционировании церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Что религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

Если рассмотреть приведенные точки зрения, то можно понять, что важнейшей функцией религии и церкви является регулятивная. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.

Наряду с регулятивной функцией, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

— мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;

— компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

— интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.

Религия и церковь, выполняя компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане, как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчает бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяется братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.

Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Общение складывается в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Церковь выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функции» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.

В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %). В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.

Церковь оказывает непосредственное влияние на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Т.е. происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Отсюда можно сделать вывод, что Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

И так в заключении подведем итог о нашем представлении, о «Социальных институтах».

Люди пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

В результате под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так же институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Социальные институты находятся в постоянном развитии. Это осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. «Социология» учебник 1998г.

2. Горбунова М.Ю. «Общая социология» 2008г.

3. Давыдов С.А. «Социология: конспект лекций» 2008г.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. «Социальные институты и процессы» 3 том, 2000г.

5. Забродин В.Ю. «Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов» 2009г.

6. Кравченко В.И. «Социология учебное пособие» 2001г.

7. Лапин Н.И., Гвишиани Д.М. «Краткий словарь по социологии» 1989г.

8. Мацковский М. С. «Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики» 1983г.

Источник

Церковь как социальный институт

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Церковь всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения, на эксклюзивность в этом отношении: если она является «священным институтом» в мире, то рядом с ней не может быть другой церкви с аналогичными притязаниями.

Церковь выступает в своих исторических воплощениях как форма власти, господства, она всегда есть институт принуждения. Мировые религии основываются как свободные сообщества, приобщение к которым является делом свободного личного решения. Однако очень скоро они превращаются в организации, характеризующиеся эксклюзивностью и тотальностью. В последующем дети

Ранние христианские общины уже называли себя церковью, но тогда это понятие обозначало иную социологическую структуру, чем в последующую эпоху. Первоначально это просто назва-

640 1

Эта исходная модель христианской церкви изменилась сравнительно мало, ее основные характеристики: территориальный принцип построения, который полное значение получил с конца III столетия; внутреннее разделение функций и образование иерархии; правила, регулирующие «акт приема», появления новых членов; своя юрисдикция и нормы, регулирующие отношения с внешним миром. Последний момент очень важен: входя в христианскую общину, индивид не выключается из всей совокупности существующих общественных отношений, т.е. той социальной жизни, которой живут нечлены христианской общины (в той мере, в какой эти отношения не являются религиозно и

Однако возможен и другой тип организации религии, церковь образуется не во всех религиях спасения. Так, в исламе, хотя дело шло к образованию церкви, перед побегом в Медину Мухаммед сплотил вокруг себя группу последователей. Не произошло образования церкви в силу особенностей дальнейшего распространения ислама. Уже будучи в Медине, пророк заключил договор с несколькими племенами, которые приняли новую веру, так что эта вера стала составной частью культуры этих племен и дальше распространялась путем расширения их влияния и распространения областей их господства, т.е. экспансии власти исламизированных арабских племен. Завоевываемые области становились частью Уммы, исламизировались.

Особенности стиля деятельности организованных структур зависят от характеристик культуры, в рамках которой существует данная структура, а также решаемых ею задач. Одна из важнейших проблем церкви как религиозной организации обусловлена тенденцией канонизировать однажды сложившиеся образцы отношений, оправданные для определенных ситуаций, но не отвечающие изменившимся условиям.

Каждая организованная система должна решать задачи, к которым относятся характер взаимоотношений с окружающим миром, взаимодействие с изменяющейся средой своего существования, в ходе которого она всегда стремится, насколько это возможно, сохранить свою идентичность. Поскольку оказывается, что это взаимодействие невозможно обеспечить, сохраняя принципы организации неизменными, существует опасность слишком большой приспособляемости, которая чревата утратой идентичности. И напротив, организация может утратить значение в изменившемся обществе, пытаясь слишком жестко пресекать любые изменения, соответствующие требованиям среды, избегать любых компромиссов. Эти две крайности применительно к религиозной организации можно идеально типически обозначить как «церковь» и «секта».

Источник

Функции церкви как социального института

Функции церкви в обществе

Церковь как социальный институт

Функции церкви как социального института

Роль церкви в обществе

Особенности Русской Православной Церкви

Особенности исторического становления Русской Православной Церкви

Особенности современной Русской Православной Церкви

Религиозная ситуация в современной России

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизован­ную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институ­тов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с пози­ций социологии. Социология религии — это одно из направлений со­циологии, объектом исследования которого являются различные рели­гиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками счи­таются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функцио­нального изучения религии как “коллективного представления”, во­площающего систему верований и действий, санкционированных общест­вом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социаль­ного действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

Социология религии не берется отвечать на вопрос об истинно­сти или ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм, о степени адекватности отражения религиозным сознанием дей­ствительности. Религиозное сознание изучается социологией как со­циальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззре­ния, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно высту­пает регулятором социального поведения личности, группы, общества. Социология религии исследует не только распространенность религи­озного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния ре­лигии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержа­ние в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и развития под влиянием изме­нений, происходящих в обществе.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь рассматривается как общественная под­система и изучается ее взаимодействие с другими социальными струк­турами. На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и цен­ности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизнен­ные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием высту­пает изучение церкви в качестве специфического социального инсти­тута. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс фор­мальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отно­шений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.

История России и СССР, где общественно-политической и духов­ной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продол­жает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества.

Функции церкви в обществе

Церковь как социальный институт

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.

Важным элементом религиозного комплекса яв­ляется церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных при­знаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Напри­мер, христиан­ская церковь с первых веков своего существования по­строила свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь вы­ступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственно­стью, которая составляет экономическую основу ее сущест­вования. Для церкви типично также наличие четко разработанной дог­матики и детализированного культа.

Внутренняя структура такого института представляет собой ор­ганизационно оформленное взаимодействие различных систем, функцио­нирование каждой из которых связано с формированием социальных ор­ганизаций и учреждений, также имеющих статус социальных институ­тов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляю­щая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и от­ношений, контролем поведения, включающего в себя разработку и при­менение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система норма­тивно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организа­ционно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они оп­ределяют структуру этих организаций, характер отношения между ве­рующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламен­тируют их деятельность, права и обязанности.

Раннехристианские общины не представляют собой церковной ор­ганизации. На первых этапах становления христианства их можно оха­рактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового со­общества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закреп­ленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, но­сящее нормативный характер, происходит выполнение определенных со­циальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к госу­дарству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объ­единения превращались из культовых сообществ в религиозные органи­зации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества. [4, с.119]

Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации куль­товых систем. Христианская церковь как социальный институт оформ­ляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление хри­стианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной ие­рархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.

Функции церкви как социального института

В функционировании религии и церкви, выступающей в роли соци­ального института, важное значение имеют духовно-нравственные фе­номены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

Свод морально-этических правил — это представление о правед­ном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим сис­тему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению соци­альных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Мали­новский связывал существование религиозной веры с потребностью лю­дей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и забо­титься о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, со­циальное неравенство. [6, с.471]

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога. [7, с.377]

Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру об­щества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция ре­лигии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, хри­стианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приоб­щаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценно­сти общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм. [6, с.473]

Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих при­верженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запре­тов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. [7, с.377]

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще не­сколько социальных функций. Наиболее важные из них:

· мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения че­ловека, определяет его понимание мира;

· компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть ут­рачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся кон­тролю со стороны индивида;

· интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценно­стей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают од­ной из форм самоорганизации социума.

Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благо­даря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочув­ствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. [2, с.67]

Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, воспол­няет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как пе­рестройки сознания, так и изменения объективных условий существо­вания. Реальное угнетение преодолевается “свободой в духе”, соци­альное неравенство превращается в “равенство” в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разоб­щенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещ­ные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично­стным богообщением и общением в группе.

Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуни­кативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана об­щения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выпол­няют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию оп­ределенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколе­нию.

Роль церкви в обществе

Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия “функции” и “роль” связаны, но не тожде­ственны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определен­ные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Рели­гиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межна­циональные отношения, семью, на область культуры через деятель­ность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Про­исходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения. [2, с.69]

Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контек­сте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляриза­ции (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация оз­начает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм обще­ственного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, по­ведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общест­венной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослабле­нию влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их разви­тия, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. [2, с.69]

Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влия­тельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагаю­щих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвле­кает их внимание от проблем этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность.

Самое убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллю­зией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не все­ляет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тре­воги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. [6, с.474] Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия; сторонники теории конфликта анализируют, ка­ким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.

В религиях представлены и самые различные культуры. Перепле­таются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формацион­ные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на пе­редний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях — история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. При­чем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко “закреплены” за какой-то из них, могут менять ориентацию, перехо­дить от одной к другой. [2, с.71]

С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося со­циального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизи­рующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нрав­ственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным автори­тетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1437 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector