Церковный хор мальчиков как называется

Церковный хор мальчиков как называется

m%20%28151%29

benХор (др.-греч. χορоς — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella (капелла).

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару, также игравшую в унисон с хором.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X—XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монашек).

useronТипы хоровых коллективов

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные;

msntalkсмешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;

msntalkхор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;

msntalkмужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;

msntalkженский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;

msntalkдетский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;

народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

ipвокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;

ipкамерные хоры — от 20 до 30-50 участников;

ipсредние хоры — от 40 до 60-70 участников;

ipбольшие хоры — от 70 до 120 участников;

ipсводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.

Хоровое пение является одним из основных видов музыкально–практической деятельности учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового музыкального образования и воспитания оно выполняет несколько функций.

useronВо–первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно–образных особенностях, осваивают некоторые черты фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.

useronВо–вторых, хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует объем певческих умений и навыков, необходимых для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения.

В настоящее время появляются новые методики вокально–хорового воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огороднов и его последователи. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития.

Источник

Состав хора по количеству в нём исполнителей

Определение хора. Состав хора. Тип хора. Вид хора.

Хор(с др. – толпа) – это певческий коллектив, состоящий из хоровых партий, в которых объединяются голоса, родственные по тембру и диапазону.
Каждая партия представляет собой унисон. Деление внутри партии на два или более голосов называется divisi.

Минимальный состав смешанного хора (по Чеснокову) – 12 человек, по 3 на партию: тогда можно пользоваться цепным дыханием. При таком количестве легче добиться унисонного строя партии, чем меньшем.

Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Хор чаще всего состоит из 4-х хоровых партий, но количество партий в принципе не ограничено, т.к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (divisi).
В партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabot Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении или без него (a capella). Как правило, на репетициях хора, в процессе разучивания произведения написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано. Также, фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a capella.

Пение в хоре – это самый массовый и доступный вид совместного музицирования.

Тип хора

Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.

Певческие голоса делятся на 3 группы:
1) мужские
2) женские
3) детские

Хор, состоящий из голосов одной группы называется однородным
Хор, состоящий из мужских и женских голосов называется смешанным

В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров, которая делится на 4 типа:
1) мужские
2) женские
3) детские
4) смешанные

Объединение женских и детских голосов в один тип неправомерно, т.к. каждая из этих типов имеет свой специфический репертуар.

Смешанный хор

Его диапазон составляет более 4-х октав: от ноты «ля» контроктавы до «до» 3 октавы.

Смешанный хор позволяет применять разнообразные
приёмы изложения. Чаще всего применяется тесное расположение голосов. Голоса смешанного хора могут охватывать почти весь диапазон, создавая объёмное звучание. Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения.

Такой хор может включать в себя певческие голоса всех групп:
1) мужские
2) женские
3) детские

Он обладает очень большой динамической силой звука, а также богаты технические возможности смешанного хора. Самые большие возможности даёт исполнение широких распевных произведений, т.к. в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дисконтовых партий в хор вводились мальчики

Мужской хор

Диапазон мужского хора: от ноты «ля» контроктавы до ноты «до» второй октавы.

При наличие в хоре хороших октавистов, им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре удвоения басового звука в контроктаве.

Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов, как и для смешанного.
Не редко применятся и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть.

Мужские хора разнообразны по своему исполнительскому профилю. Существуют академические мужские капеллы (a capella), народные мужские хоры, ансамбли песни и пляски и т.д.

Из русских композиторов XIX века для мужских хоров писали Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рубенштейн, Аренский.
Особенно широко такие хоры используются в операх.

Женский хор

Женский хор имеет диапазон: от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы.

В женском хоре используется тесное и широкое расположение голосов. Широкое расположение голосов встречается довольно редко.
В полифонических произведениях нередко возникает перекрещивание голосов. Встречается шести, семи, восьми–голосные произведения для женского хора. Встречается много оригинальных сочинений и обработок народных песен.

Для женского хора создали русские и народные композиторы такие как Кюи, Лядов, Чесноков, Мендельсон, Абд, Раве и многие другие..

Детские хора

Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на:
1. Младшего школьного возраста 1-3 класс
2. Среднего школьного возраста 4-6 класс
3. Старшего школьного возраста 9-11 класс

Хор, состоящий из детей 7-10 лет, характеризуется лёгким и фальцетным. Голоса ещё не имеют ярко выраженного индивидуального тембра.
Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек.

Хоры младших школьников (1-3 класс) совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении.
Хор, состоящий из детей среднего школьного (4-6 класс) возраста характеризуются большой насыщенностью и динамичностью звука.
У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, а у девочек ближе к 6 классу появляется тембр женского голоса.

Состав хора по количеству в нём исполнителей

По количеству певцов, составляющих хор, различают большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 партии. Это объясняется цепным дыханием.

Минимальный состав смешанного хора 12-16 человек.
Меньший коллектив – ансамбль.

Максимальный состав смешанного хора 120-130 человек.

Вид хора

Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.

По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают:
1. Одноголосные
2. Двухголосные
3. Трёхголосные

Двухголосное, трёхголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пятиголосное, восьмиголосное изложение встречается в основном в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.

Произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя и более самостоятельными группами называется двуххорными, трёххорными и т.д.
Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон.

Антифон (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами.
Широко применялось в античных театрах.

Двуххорные произведения имеются у Баха, Танеева, Рубенштейна, Прокофьева, Шостаковича, Шабалина.

Хоры могут иметь разный статус:
1. Профессиональные хоры
Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят из профессиональных певцов.

2. Любительские хоры
Объединяют людей, для которых пение в хоре – это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, при организациях и учреждениях, при немузыкальных заведениях. Например: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.

3. Церковные хоры
Участвуют в церковных службах.

4. Учебные хоры
Существуют в учебных заведениях (музыкальных, музыкально-педагогических, училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
5. Оперные хоры

Источник

Церковный хор мальчиков как называется

50px

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

228px Gregoriaans koor2

magnify clip

228px Chorus of Perm Musical College

magnify clip

Хор (др.-греч. χορός — толпа ) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

Содержание

Типы хоровых коллективов

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

Виды хоровых коллективов

По количеству участников различают:

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские, церковные и учебные хоры.

Источник

История хорового искусства

ИСТОРИЯ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

Хор (др.-греч. χορός – толпа) – хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии – 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с его многовековыми традициями занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает кругозор и повышает культурный уровень.

Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Хор – единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет ансамбль вокальных унисонов. Специфические свойства вокальных голосов, определяющие высокий уровень ансамблевой сложности в хоре. Хоры академические, народные, оперные, учебные, детские, церковные, ансамбли песни и пляски.

Вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Очевидно, много тысячелетий назад наш древний предок, переживая очередной эмоциональный подъем, решил заменить обычный разговорный язык на иной – тот, который мы именуем песней. Простые и незатейливые мелодии напевов, так же как и первые образцы наскальной живописи, были первыми шагами древних в эстетическом осмыслении окружающего мира. Распространенность как сольных, так и совместных (ансамблевых) форм вокального исполнения обусловлена тем, что человек может использовать свой голос, как музыкальный инструмент, и этот инструмент всегда в его распоряжении.

Занимая одно из важных мест в жизни человека со времен глубокой древности, вокальная музыка развивалась как область народно-песенного творчества. На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.

Из истории древнего мира нам известно о зарождении, расцвете и закате многих государств. Например, в древнем Египте, Вавилоне, Китае был достигнут высокий уровень цивилизации, коснувшийся и музыкального искусства. Трудно представить себе подлинное звучание музыки того времени, но известно, что музыкальные системы, или то, что мы называем музыкальным строем, в таких странах Востока как Китай, Индия, Египет, имели свои различия.

Профессиональное хоровое искусство сложилось в то время, когда был накоплен богатый опыт в области народно-песенного творчества. Профессиональным его можно считать потому, что оно было подчинено определенным правилам и законам, для постижения которых требовалась специальная подготовка и выучка. В Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) возникает хейрономия – способ управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижеров) получает распространение, а сами они пользуются авторитетом в обществе. Основной сферой деятельности профессиональных певцов и хоров было участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.

Традиция ансамблевого пения в Древней Греции была связана с развитием театральных представлений. Самым крупным достижением в области театра была древнегреческая трагедия. Само действие разворачивалось на особой площадке – схене – прообразе современной сцены. Хор располагался перед схеной в определенном месте, которое называлось орхестрой. (Понятия хор, сцена, оркестр, театр греческого происхождения). Состоял хор из 12-15 певцов-мужчин, которые исполняли одноголосные песни часто под аккомпанемент авлоса – древнегреческого духового инструмента. Вступая в определенные моменты действия, хор комментировал происходящие на сцене события. Хор мог выступать от лица как автора, так и действующих лиц. Он высказывал одобрение, поддержку, осуждал, призывал к мщению или милости. Также хоры принимали участие в проведении Олимпийских и Пифийских игр знаменитых древнегреческих состязаний (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона). Там выступали мужские, женские и детские хоры.

К идеям эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех эпох.

Еще в античные времена Аристоксен говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Пение в хоре считалось обязательным. По словам Платона, хоровое пение – «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». Аристотель отмечал, что обучение пению следует начинать с молодого возраста, т.к. хоровая музыка влияет начеловеческую психику и этику. В период античности неоднократно отмечалась сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания.

Были непосредственно связаны с религией и церковью. Основные идеи искусства средневековья: аскетизм, отрицание земных ценностей ради вечной жизни, «музыка – служанка церкви». Средоточие видов профессионального искусства в монастырях. В средние века считалось, что хоровое пение способно сплачивать людей, примирять враждующих, соединяя их в союзе дружбы. Певчие в хор набирались не только по вокальным данным, но и по велению души и сердца. Звучание музыки способствовало украшению богослужебного христианского обряда. Богослужения в храмах сопровождались унисонным пением мужского хора. Эти песнопения назывались григорианскими хоралами.

Начиная с XIII в. в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Основу хоровой музыки Возрождения составляют церковные жанры мессы и мотета, но вместе с тем внимание композиторов все больше и больше привлекает область светской музыки, которая становится неотъемлемой частью их творчества. Светская музыка, равно как и живопись, отражала гуманистические идеи эпохи – интерес к внутреннему миру человека, к его личности в условиях повседневной жизни. В эпоху Возрождения вопросам всестороннего развития личности средствами певческого искусства придается большое значение. Создаются консерватории, сиротские приюты, куда принимаются мальчики и девочки. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах.В певческих школах при католических храмах с ранних лет мальчики обучаются искусству пения.

Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов XVI-XVIII вв.: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.

В ХIХ в. господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж. Кервина (Англия), А. Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К. Эйца и З. Кодая.

В ХХ в. становится популярной система шведского педагога-музыканта Э. Жак-Далькроза (ритмика, хоровое пение, художественная гимнастика, танец, музыкальная импровизация). Особой популярностью пользуется пятитомное пособие «Шульверк» К. Орфа, способствующее стимулированию музыкального творчества детей.

Отечественная музыкальная культура, являясь частью мировой культуры, столетиями развивалась как вокально-хоровая. Именно в хоровом творчестве, хоровом пении нашло отражение мироощущение, мировосприятие народа.

Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором.

До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой.

В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.

Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни.

В Х в. хоровое пение являлось обязательной частью существовавшего в то время общего образования. Человек, владевший навыками чтения, письма, как правило, умел петь, чему в немалой степени способствовала практика обучения, которая строилась на распевности. Следуя наставлениям церкви, хоровая музыка должна образовывать сердца; божественное пение – премудрость, которую постигают, служа богу.

Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела.

Во второй половине XV в. создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла.

Наряду с государевыми певчими с конца XVI в. существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора.

Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.

При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.

В серединеXVII в. с проникновением в быт полудуховной-полусветской музыки получают распространение так называемые «канты», основанные на мелодике народных песен.

Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С. А. Дегтяревым и Г.Я. Ломакиным. Капелла князя Ю. Н. Голицына. К концу XIX в. количество частных хоров значительно возросло.

Возникают хоры в различных учебных учреждениях. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 г.

Наряду с этими хорами во второй половине XIX в. в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). До организации своего коллективаМолчанов пел в разных хорах. В 60-70-е гг. хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров.

Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII в. получило широкое распространение в цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения русских композиторов – А. В. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и других. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклора. Впоследствии цыганские народные хоры потеряли свое художественное значение.

Исполнительскому росту русских хоровых коллективов в большой степени способствовало хоровое творчество русских композиторов. Огромную роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца XVIII в. Д. С. Бортнянский и М. С. Березовский. Их творчество было насыщено «мирским» народно-песенным, эмоциональным началом.

Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым творчеством русских композиторов XIX в. (М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков). Новую эпоху открыло хоровое творчество М. И. Глинки, вобравшее в себя достижения предшествующих поколений и школ и послужившее истоком для развития хоровой музыки русских композиторов-классиков. Среди его многочисленных произведений – оперные хоры, хоровые полонезы, гимны, песни, хоровые обработки; в сферах духовной и светской музыки выделяются «Херувимская песнь», а также хоровой эпилог «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Драматургическое значение хоров в русской опере было очень велико.

Конец ХIХ в. – расцвет хорового исполнительства в России.

Хоровая культура России продолжала свое развитие в XX в. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М. Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.

Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам.

Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура. Начало студийного хорового движения в 60-е г. Детские хоровые студии «Пионерия», «Веснянка», «Восход».

Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х г. – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В. Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В. К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).

Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.

Источник

Adblock
detector