Церковный пост как правильно соблюдать

Как правильно поститься. Десять советов афонских старцев

298665.p

С 14 по 27 августа православные христиане постятся, готовятся к двум праздникам — Преображения Господня и Успения Божией Матери. Особо подчеркивая значение событий этих праздников, Успенский пост существует в Церкви с самых первых веков христианства. Он такой же строгий, как и Великий пост.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских старцев о том, как правильно и зачем необхидимо поститься.

1. Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришло время — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться.

2. Для здоровых юношей воздержание — самая крепкая узда против страстей, необходимая для того, чтобы господствовал дух и царил мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как Ангелы смотрят на Ангелов. Те же, кто не воздерживаются и живут необузданно, даже на Ангелов смотрят плотски, как жители Содома, удалившиеся от Бога. Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть.

3. Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку – своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды – потихоньку вся она утечёт.

4. Главное, на что каждый должен обратить внимание, это душевные страсти, а потом телесные. Потому что если человек отдаст предпочтение телесному подвигу и не будет подвизаться в искоренении душевных страстей, считай, не делает ничего.

5. – Геронда, отчего некоторые люди, физически слабые и болезненные, хорошо переносят пост?

– Секрет в смиренном и любочестном подвиге, который сопровождается молитвой и приобщением Пречистых Таин.

6. Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста. … Сохраняя гортань от многоядения, храни ее и от осуждения, срамословия и празднословия, помня, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном Суде.

7. Пост — это время особого духовного напряжения, духовного внимания, когда мы должны собрать все наши силы, рассеянные сéмо и овáмо (здесь и там, всюду) и направить к тому, что есть едино на потребу (ср.: Лк. 10, 40-42).

Схиархимандрит Иеремия (Алехин)

8. Пост, молитва, воздержание, бдение даруют благодать, разнообразную благодать Святаго Духа.

9. Я считаю, что кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь. А жить надо просто, как малые дети; тогда благодать Божия всегда будет в душе: за любовь Господь дает ее туне, и с этой благодатью душа живет как бы в другом мире, и влечется туда любовью Божиею так, что на этот мир не хочет смотреть, хотя и любит его.

10. Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем.

Источник

Прот. Сергий Филимонов: как правильно поститься?

На вопро­сы отве­ча­ет про­то­и­е­рей Сер­гий Фили­мо­нов, пред­се­да­тель Обще­ства Пра­во­слав­ных вра­чей Санкт-Петер­бур­га им. свт. Луки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го), архи­епи­ско­па Крым­ско­го, про­фес­сор, док­тор меди­цин­ских наук.

Отец Сер­гий, сре­ди оши­бок постя­щих­ся встре­ча­ет­ся утвер­жде­ние: в пост ниче­го нель­зя, буду на воде с хле­бом. Чем это опасно?

— В моей прак­ти­ке такие слу­чаи были. Они свя­за­ны с высо­ко­уми­ем, тще­сла­ви­ем и гор­до­стью людей. Все­гда такие слу­чаи закан­чи­ва­ют­ся тем, что чело­век досроч­но пре­кра­щал постить­ся, сил у него не хва­та­ло, быва­ло, когда у чело­ве­ка начи­на­лось даже умо­по­ме­ша­тель­ство или сры­вал­ся обмен веществ, и все закан­чи­ва­лось боля­ми и гос­пи­та­ли­за­ци­ей плюс раз­ви­ти­ем раз­ных неот­лож­ных состо­я­ний. Есть люди, кото­рые постят­ся на воде с хле­бом, но они в такую меру при­хо­дят посте­пен­но, на про­тя­же­нии ряда лет под кон­тро­лем сво­е­го духов­ни­ка, кото­рый сораз­ме­ря­ет духов­ный, душев­ный и телес­ный ком­по­нен­ты в жиз­ни постя­ще­го­ся. Обыч­но для ново­на­чаль­ных — это самый про­стой пост, а по мере того, как чело­век воцер­ков­ля­ет­ся, духов­ник сораз­ме­ря­ет его духов­но-телес­ные воз­мож­но­сти с той мерой поста, кото­рая долж­на быть ему благословлена.

Есть меди­цин­ское объ­яс­не­ние, поче­му чело­век ста­но­вит­ся раз­дра­жи­тель­ным, если не поел своё люби­мое блюдо?

— Дей­стви­тель­но, когда чело­век не съел свой дежур­ный бутер­брод или шоко­лад­ку может появить­ся раз­дра­жи­тель­ность во вре­мя поста. Она име­ет физио­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние, кото­рое свя­за­но с тем, что у чело­ве­ка раз­ви­ва­ет­ся гипо­гли­ке­мия, то есть пони­жен­ный уро­вень саха­ра в кро­ви. Когда раз­ви­ва­ет­ся такое состо­я­ние, у чело­ве­ка по мере усу­губ­ле­ния начи­на­ет появ­лять­ся раз­дра­жи­тель­ность. Не зря же гово­рят, что голод­ный чело­век – злой чело­век. Поэто­му необ­хо­ди­мо знать свою меру, что­бы не дово­дить себя до тако­го состо­я­ния. Луч­ше немно­го съесть, чем гав­кать на людей пло­хие вещи. В то же вре­мя, когда люди цити­ру­ют извест­ную фра­зу: «Луч­ше есть мясо в пост, чем кушать людей» — это при­кры­тие сво­е­го неже­ла­ния постить­ся. Нуж­но учить­ся и людей не кушать, и пост не нарушать.

postnoe blyudo1

Неко­то­рые гово­рят, что им нужен белок, поэто­му они едят в пост мидии, кре­вет­ки. Пра­виль­ный ли это под­ход с духов­ной и меди­цин­ской точ­ки зрения?

— Да, дей­стви­тель­но во вре­мя поста воз­ни­ка­ет бел­ко­вое голо­да­ние. Все зави­сит, насколь­ко здо­ров чело­век, есть ли у него забо­ле­ва­ния кро­ви, ане­мия, то есть соот­вет­ству­ю­щие диа­гно­зы, постав­лен­ные вра­ча­ми, кото­рые не пред­по­ла­га­ют бел­ко­во­го голо­да­ния. Есть люди, у кото­рых диа­гно­сти­ро­ван остео­по­роз, поэто­му не пред­по­ла­га­ет­ся пост с исклю­че­ни­ем пищи, обо­га­щен­ной каль­ци­ем. В таких слу­ча­ях, когда чело­век заме­ня­ет обыч­ную непост­ную бел­ко­вую пищу море­про­дук­та­ми, рыбой (если это пока­за­но вра­ча­ми), ест тво­рог и сыр (опять же пока­за­но вра­ча­ми), это не явля­ет­ся нару­ше­ни­ем поста. Под­черк­ну, что тра­фа­рет­но­го отве­та на этот вопрос нет. Каж­дый постя­щий­ся чело­век дол­жен согла­со­вать осо­бен­но­сти сво­е­го поста со сво­им духов­ни­ком. И выра­бо­тать ту меру, кото­рая не при­ве­дет к раз­ру­ше­нию орга­низ­ма и ухуд­ше­нию хро­ни­че­ско­го забо­ле­ва­ния. Как гово­рил пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский: «Мы долж­ны быть не тело­убий­ца­ми, а страсто­убий­ца­ми. Пищу упо­треб­ляй­те, во сла­ву Божию, могу­щую укреп­лять ваш телес­ный состав, поло­жен­ную уста­вом Церк­ви, при­ли­че­ству­ю­щим вре­ме­нам мясо­я­стий и постов; не слу­шай­те сове­ту­ю­щих вам про­тив­ное — уда­лять­ся пищи и пития»

Пра­виль­но ли на пост­ный стол ста­вить кол­ба­сы, кот­ле­ты, йогур­ты из сои?

— Исполь­зо­ва­ние заме­ни­те­лей непост­ной пищи явля­ет­ся сво­е­го рода обма­ном для орга­низ­ма. Вку­со­вые свой­ства про­дук­тов из сои напо­ми­на­ют мяс­ной, молоч­ный про­дукт. Но сле­ду­ет пони­мать, что сое­вые про­дук­ты не все­гда полез­ны для орга­низ­ма. И реко­мен­ду­ет­ся их исполь­зо­вать не чаще чем 2–3 раза в неде­лю. Если исполь­зо­вать чаще, это может при­ве­сти к небла­го­при­ят­ным изме­не­ни­ям под­же­лу­доч­ной желе­зы. Так­же сле­ду­ет пом­нить о том, что есть люди, спо­кой­но отно­ся­щи­е­ся к отсут­ствию мяса, а есть кате­го­рия людей, кото­рых назы­ва­ют мясо­еда­ми. Они с тру­дом пере­но­сят пост. Поэто­му исполь­зо­ва­ние сое­вых про­дук­тов может быть вре­мен­ной мерой для таких людей. И это опре­де­лит духовник.

Пост – с одной сто­ро­ны, огра­ни­че­ние, а с дру­гой – долж­ны быть силы у верующего…

— Во-пер­вых, пост — это не огра­ни­че­ние, а доб­ро­воль­ное воз­дер­жа­ние от непост­ной пищи ради Хри­ста и послу­ша­ния Церк­ви. Тогда бла­го­дать Божия помо­га­ет чело­ве­ку, как гово­рит­ся в одном из пес­но­пе­ний «Бог иде­же хощет, побеж­да­ет­ся есте­ства чин, и хотя­щий поне­сти крест Хри­стов побеж­да­ет соб­ствен­ное есте­ство». То есть, у постя­ще­го­ся долж­ны оста­вать­ся силы молить­ся, ходить на рабо­ту, испол­нять свои слу­жеб­ные и семей­ные обя­зан­но­сти, участ­во­вать в бого­слу­же­нии, решать физи­че­ские и умствен­ные зада­чи. Если это­го не про­ис­хо­дит, зна­чит постя­щий­ся взял завы­шен­ную меру поста. Он дол­жен согла­со­вать эту меру со сво­им духов­ни­ком, исхо­дя из реаль­но­сти сво­ей жизни.

Как врач и свя­щен­ник, как посо­ве­ту­е­те опре­де­лить гра­ни­цу, что­бы “Болезнь болез­нью, а пост постом” и в тоже вре­мя не навре­дить здоровью?

— Напо­ми­наю Свя­то­оте­че­ское пра­ви­ло: боль­ные осво­бож­да­ют­ся от поста. Есть опре­де­лен­ные апо­столь­ские уста­нов­ле­ния по это­му пово­ду. В том чис­ле для бере­мен­ных, кор­мя­щих гру­дью: они осво­бож­да­ют­ся от поста на все вре­мя бере­мен­но­сти и груд­но­го вскармливания.
Какое здесь забо­ле­ва­ния — рак, ане­мия, нару­ше­ния ЖКТ или сер­деч­но­со­су­ди­стой систе­мы — ника­ко­го зна­че­ния не име­ет. Если хро­ни­че­ский боль­ной хочет постить­ся, то мера воз­дер­жа­ния его может быть очень скром­ной. Напри­мер, не вку­шать толь­ко мяс­ную пищу или вку­шать мяс­ную пищу два раза в неде­лю. Когда ко мне при­хо­дят люди и гово­рят, что они очень боль­ные и не ходят в цер­ковь, пото­му что не могут постить­ся, я им отве­чаю: у меня пол­хра­ма инва­ли­дов и людей с тяже­лы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. И все они постят­ся. Кто не может постить­ся телес­но, тот постит­ся духов­но. Кто-то мень­ше гово­рит, напри­мер. А дети не вку­ша­ют сла­до­сти в тече­ние неде­ли. Есть люди, у кото­рых аллер­гия на все про­дук­ты кро­ме мяса, и, вку­шая мяс­ные про­дук­ты во вре­мя поста, пост не нару­ша­ют. Для любо­го боль­но­го чело­ве­ка, кото­рый хочет постить­ся, мож­но най­ти его инди­ви­ду­аль­ную меру воз­дер­жа­ния. Все же зави­сит от жела­ния. Но повто­рюсь, если чело­век несет крест болез­ни и бла­го­да­рит за эту болезнь Бога, это заме­ня­ет ему подвиг поста. Воз­дер­жа­ние при­зва­но усми­рить плоть чело­ве­ка, а болезнь сво­им дей­стви­ем через стра­да­ния в теле уже ока­зы­ва­ет это действие.

В жити­ях свя­тых часто встре­ча­ем, что мама буду­ще­го свя­то­го во вре­мя бере­мен­но­сти осо­бо стро­го пости­лась и роди­ла здо­ро­во­го ребен­ка. Как пра­виль­но бере­мен­ным и кор­мя­щим соблю­дать пост, какие допу­сти­мы послаб­ле­ния, с чем они связаны?

— То, что мама буду­ще­го свя­то­го во вре­мя бере­мен­но­сти осо­бо стро­го пости­лась, это ее лич­ное реше­ние. Кро­ме того, у каж­дой жен­щи­ны, пред­по­ла­га­ет­ся, есть свой духов­ник, кото­рый сораз­ме­ря­ет глу­би­ну веры жен­щи­ны и кре­пость рода. Поэто­му если жен­щи­на стро­го пости­лась и роди­ла здо­ро­во­го ребен­ка, в этом ниче­го осо­бен­но­го нет. Гос­подь по ее вере и молит­вам бла­го­да­тью Божи­ей спо­соб­ство­вал, что­бы ника­ких нару­ше­ний раз­ви­тия ребен­ка в утро­бе мате­ри не про­изо­шло. То есть одно дру­го­му не про­ти­во­ре­чит. Все­гда из одно­го пра­ви­ла есть какие-то исклю­че­ния. Но под­черк­ну, что это исклю­че­ние. Соглас­но апо­столь­ским пра­ви­лам, жен­щи­на, кото­рая зача­ла ребен­ка, носит его в утро­бе, а так­же жен­щи­на, кото­рая кор­мит гру­дью сво­е­го ребен­ка, осво­бож­да­ет­ся от поста. Эти послаб­ле­ния свя­за­ны с меди­цин­ски­ми момен­та­ми. Для фор­ми­ро­ва­ния орга­нов и систем ребен­ка, фор­ми­ро­ва­ния костей жен­щи­на долж­на вку­шать те про­дук­ты, кото­рые будут это­му спо­соб­ство­вать. Для цен­траль­ной нерв­ной систе­мы необ­хо­ди­мы те про­дук­ты, кото­рые содер­жат фос­фор (рыба), для фор­ми­ро­ва­ния кост­ной систе­мы – те про­дук­ты, кото­рые содер­жат каль­ций (сыр, тво­рог). При этом надо пом­нить, что зло­упо­треб­ле­ния каки­ми-то про­дук­та­ми, то есть несо­блю­де­ние разум­но­сти при потреб­ле­нии пищи, тоже может при­ве­сти к опре­де­лен­ным нару­ше­ни­ям. Напри­мер, избы­ток каль­ция в орга­низ­ме, может при­ве­сти к тому, что у пло­да может насту­пить ран­няя каль­ци­на­ция костей, что при­ве­дет к труд­ным родам. А избы­точ­ное потреб­ле­ние цит­ру­со­вых фрук­тов в неко­то­рых слу­ча­ях дава­ло ослож­не­ние на конъ­юнк­ти­ву глаз ребен­ка. Это фик­си­ру­ет­ся аку­ше­ра­ми жен­ских кон­суль­та­ций, кото­рые сле­дят за здо­ро­вьем мате­ри и ребен­ка. Поэто­му как недо­еда­ние соот­вет­ству­ю­щих про­дук­тов, так и пере­еда­ние или непра­виль­ное одно­бо­кое их исполь­зо­ва­ние, может при­ве­сти к тому, что жен­щи­на родит нездо­ро­во­го ребен­ка. Буду­щим мате­рям сове­ту­ют вку­шать те про­дук­ты, кото­рые не будут нега­тив­но отра­жать­ся на здо­ро­вье ребен­ка. И кор­мя­щим мамам важ­но знать, какие про­дук­ты будут вызы­вать у ребен­ка аллер­ги­че­ские реак­ции, метео­ризм и т.д. Они долж­ны сове­то­вать­ся с более опыт­ны­ми жен­щи­на­ми и поль­зо­вать­ся теми реко­мен­да­ци­я­ми вра­чей, кото­рые не при­ве­дут к тому, что­бы дети во вре­мя корм­ле­ния гру­дью мучи­лись и у них про­ис­хо­ди­ли раз­лич­ные нарушения.

pitanit beremennix

А что каса­ет­ся самих бере­мен­ных или кормящих?

— Мы пого­во­ри­ли о ребен­ке. Но так­же и у жен­щи­ны, кото­рая вына­ши­ва­ет малы­ша, орга­низм пре­тер­пе­ва­ет опре­де­лен­ные изме­не­ния. И если жен­щи­на непра­виль­но пита­ет­ся, мы ранее гово­ри­ли о каль­ции, то по окон­ча­нии бере­мен­но­сти весь каль­ций, кото­рый у нее есть в орга­низ­ме, будет исполь­зо­вать­ся ребен­ком, как стро­и­тель­ный мате­ри­ал. И подоб­ное про­изой­дет и с дру­ги­ми мик­ро­эле­мен­та­ми. Поэто­му у непра­виль­но постя­щих­ся мам в после­ро­до­вом пери­о­де, когда закан­чи­ва­ет­ся корм­ле­ние гру­дью, воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость обра­щать­ся к сто­ма­то­ло­гу. И выхо­дит, что два, три, четы­ре, а то и восемь зубов ока­зы­ва­ют­ся в кари­оз­ном состо­я­нии и тре­бу­ют сана­ции. Поэто­му все надо делать с рас­суж­де­ни­ем, поль­зу­ясь меди­цин­ски­ми реко­мен­да­ци­я­ми и теми духов­ны­ми пра­ви­ла­ми, кото­рые нам дала Цер­ковь.

Посо­ве­туй­те, как пра­виль­но соста­вить детям раци­он пита­ния. Сто­ит ли в пост­ную кашу что-то добав­лять? Мож­но ли давать сое­вое, мин­даль­ное молоко?

— Мож­но давать и сое­вое и мин­даль­ное моло­ко, если у них нет аллер­гии на эти про­дук­ты. Так­же мож­но добав­лять в кашу и отру­би, и сухо­фрук­ты, и оре­хи, если это не будет при­во­дить к про­бле­мам ЖКТ. Без­услов­но, это уси­лит, уве­ли­чит кало­рий­ность пищи. Обыч­но детям дают­ся опре­де­лен­ные послаб­ле­ния на вре­мя поста. И здесь нет гото­вых рецеп­тов, пото­му что все зави­сит от воз­рас­та ребен­ка, его тело­сло­же­ния, и от воз­мож­но­стей роди­те­лей. В семье обыч­но мама гото­вит общий стол для всех и дети долж­ны есть то же, что едят и роди­те­ли. Толь­ко в их раци­он добав­ля­ет­ся та пища, кото­рая необ­хо­ди­ма им в дан­ный момент воз­раст­но­го раз­ви­тия. В любом слу­чае и молит­вен­ные пра­ви­ла, и меру поста опре­де­ля­ет духов­ник. Здесь необ­хо­ди­мо сове­то­вать­ся с тем свя­щен­ни­ком, кото­рый посто­ян­но окорм­ля­ет эту семью. Обыч­но боль­ше вни­ма­ния обра­ща­ет­ся не на пост­ную или непост­ную пищу, а на то, что­бы дети во вре­мя поста мень­ше зани­ма­лись раз­вле­че­ни­я­ми, если они при­страст­ны к кон­фе­там, раз­лич­ной вкус­ной пище, то их подви­гом явля­ет­ся воз­дер­жа­ние от сла­до­стей. Я пом­ню 4‑летнего ребен­ка, кото­рый на весь пост отка­зал­ся от кон­фет. Я его спро­сил, поче­му он так сде­лал. На что он мне отве­тил: «Я же дол­жен про­явить подвиг. Мой подвиг в этом».
Поэто­му варе­нье, пече­нье, кон­фе­ты, раз­вле­че­ния – это то, что для ребен­ка может при­не­сти духов­ную поль­зу, если он от это­го воздержится.

deti i post

Порой дети серьез­нее взрос­лых отно­сят­ся к посту…

— Надо обра­тить вни­ма­ние, не явля­ет­ся ли жела­ние ребен­ка постить­ся серьез­нее, про­яв­ле­ни­ем начи­на­ю­щей­ся гор­до­сти. Мама одно­го маль­чи­ка подо­шла ко мне и ска­за­ла, что ребе­нок хочет стро­го постить­ся, а ему нуж­но пить моло­ко в свя­зи с его забо­ле­ва­ни­ем. Когда я ска­зал маль­чи­ку, что он будет делать, как ска­за­ла мама, и по суб­бо­там и вос­кре­се­ньям будет исполь­зо­вать молоч­ную пищу, то у ребен­ка появи­лась агрес­сия. Он начал махать рука­ми, кри­чать на маму, и гру­бо раз­го­ва­ри­вать со мной, как со священником.
Из это­го ста­ло понят­но, что ребен­ком дви­га­ла гор­дость, это было демо­ни­че­ское воз­дей­ствие на ребен­ка, оно ока­зы­ва­ет­ся не толь­ко на взрос­лых, но, и как мы видим, и на детей.
Поэто­му, если ребе­нок хочет сде­лать что-то серьез­нее, надо сна­ча­ла испы­тать, что дви­жет ребен­ком. Если ребе­нок не сми­ря­ет­ся и не при­ни­ма­ет реше­ние роди­те­лей и бла­го­сло­ве­ния свя­щен­но­слу­жи­те­ля, то тако­му ребен­ку кате­го­ри­че­ски нель­зя постить­ся стро­го, пото­му что это при­не­сет ему духов­ный вред и укре­пит его в гордости.

Быту­ет мне­ние, что во вре­мя поста без ско­ром­но­го чело­век не нае­да­ет­ся и в резуль­та­те уве­ли­чи­ва­ет свою пор­цию. Это субъ­ек­тив­ное мне­ние, само­вну­ше­ние? Как с этим бороть­ся, что­бы и в хоро­шем настро­е­нии остать­ся, и нор­му соблюсти?

— Если есть греч­ку или ово­щи с неболь­шим коли­че­ством кар­тош­ки, то во вре­мя поста чело­век может съесть немно­го боль­ше. Но ово­щи, если уве­ли­чить за их счет пор­цию, не при­не­сут боль­шо­го вре­да постя­ще­му­ся. И если он не нае­да­ет­ся, в этом пона­ча­лу боль­шо­го гре­ха нет. Когда постя­щий­ся ест каши, то есть упо­треб­ля­ет угле­во­ды, то, конеч­но, это может при­ве­сти к тому, что за вре­мя поста он при­ба­вит в весе. И такое пита­ние не пой­дет ему на поль­зу. Но все зави­сит от воз­мож­но­сти той или иной семьи, того или ино­го при­хо­да, того или ино­го монастыря.
Здесь умест­но вспом­нить выска­зы­ва­ния пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го. В сво­ей кни­ге о посте он гово­рит, что пона­ча­лу постя­щим­ся слож­но, а потом, ока­зы­ва­ет­ся, по мере того, как чело­век постит­ся, что он не нуж­да­ет­ся в том коли­че­стве пищи, кото­рое у него было в непост­ное вре­мя. Он как бы вос­кли­ца­ет и бла­го­да­рит Бога за то, что Гос­подь сво­ей бла­го­да­тью укреп­ля­ет постя­ще­го­ся при мень­шем коли­че­стве пищи и помо­га­ет сохра­нять ту же телес­ную кре­пость и рабо­то­спо­соб­ность. Напом­ним, что дело не толь­ко в про­дук­тах, но и бла­го­да­ти Божи­ей, кото­рая помо­га­ет постя­ще­му­ся чело­ве­ку. И если бы в непост­ное вре­мя ему бы не уда­лось про­яв­лять такое воз­дер­жа­ние, то бла­го­да­ря осо­бо­му бла­го­сло­ве­нию Божи­е­му, воз­дей­ствию бла­го­да­ти Божи­ей через бла­го­сло­ве­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей постя­щий­ся чело­век укреп­ля­ет­ся. Бла­го­дать Божия дела­ет так, как об этом гово­рит­ся в цер­ков­ных бого­слу­жеб­ных текстах: побеж­да­ет­ся ест­ства чин, то есть мень­шее коли­че­ство пищи дает воз­мож­ность при Божи­ем бла­го­сло­ве­нии и воз­дей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­да­ти вести актив­ный образ жиз­ни. Это под­твер­жда­ют и цер­ков­ные пате­ри­ки, пото­му что люди, выда­ю­щи­е­ся в отно­ше­нии поста, мона­хи, подвиж­ни­ки, вку­ша­ли пищу ино­гда один раз в неде­лю, ино­гда вку­ша­ли и один раз в 40 дней, но мы пони­ма­ем, что это физио­ло­ги­че­ски невоз­мож­но. При этом они сохра­ня­ли ясность созна­ния, рабо­то­спо­соб­ность и дела­ли все, что им поло­же­но по послу­ша­нию. Зна­чит, не пища их укреп­ля­ла, а дей­ствие бла­го­да­ти Божи­ей. Из жития пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской мы зна­ем, что она ушла в пусты­ню с тре­мя хле­ба­ми, и эти­ми тре­мя хле­ба­ми пита­лась до того само­го вре­ме­ни, пока не встре­ти­ла пре­по­доб­но­го Зоси­му. Зна­чит, мно­го лет этой пищи ей хва­та­ло, все осталь­ное вос­пол­ня­ла бла­го­дать Божия. Поэто­му постя­щим­ся, кото­рые серьез­но отно­сят­ся к посту, надо укреп­лять­ся верою о том, что Гос­подь укре­пит его на подви­ги поста. Здесь нет субъ­ек­тив­но­го мне­ния, само­вну­ше­ния. Что­бы в хоро­шем настро­е­нии оста­вать­ся во вре­мя поста, нуж­но учить­ся дове­рять Богу. И зная свою меру, при кото­рой оста­ют­ся силы тру­дить­ся, вести актив­ный образ жиз­ни, выпол­нять свои обя­зан­но­сти дома, в Церк­ви, на рабо­те, зная все это, чело­век дол­жен под­хо­дить с рас­суж­де­ни­ем к посту. Соблю­дать разум­ную меру поста, кото­рая опре­де­ле­на его духов­ни­ком, и дове­рить­ся Богу в Его благословении.

Учи­ты­вая наш кли­мат, нали­чие у мно­гих раз­ных неду­гов, как посо­ве­ту­е­те каж­до­му най­ти свою меру?

— В Церк­ви ниче­го не про­ис­хо­дит тра­фа­рет­но. У людей, живу­щих бли­же к север­но­му поляр­но­му кру­гу, одна мера поста, в Петер­бург­ской семи­на­рии — дру­гая, в южных кра­ях – тре­тья. То есть, учи­ты­ва­ет­ся, в какой кли­ма­ти­че­ской зоне живут те или иные люди. Ответ на дан­ный вопрос доста­точ­но про­стой – для того, что­бы, с уче­том кли­ма­та и здо­ро­вья, най­ти свою меру, преж­де все­го, нуж­но най­ти сво­е­го духов­ни­ка или свя­щен­но­слу­жи­те­ля, кото­ро­му чело­век испо­ве­ду­ет­ся и кото­рый зна­ет осо­бен­но­сти жиз­ни веру­ю­ще­го. Най­ти свою меру само­сто­я­тель­но без вза­и­мо­дей­ствия со свя­щен­но­слу­жи­те­лем, чрез­вы­чай­но слож­но. Поэто­му каж­дый дол­жен поста­рать­ся, что­бы эта связь была. Умест­но напом­нить закон изме­не­ний, о кото­ром гово­рит пре­по­доб­ный Иосиф Исих­аст. Пра­ви­ла, кото­рые суще­ству­ют на дан­ный момент, могут изме­нить­ся. Это может быть свя­за­но со сме­ной места житель­ства чело­ве­ка, с новы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, с теми труд­но­стя­ми, кото­рые у него могут быть, изме­не­ни­ем семей­но­го соста­ва, семей­ной обста­нов­ки. И этот закон изме­не­ний пред­по­ла­га­ет, что та мера молит­вы или мера поста, кото­рая была до изме­не­ния, может не под­хо­дить к новым усло­ви­ям и обсто­я­тель­ствам. Поэто­му после того, как воз­ник­ли изме­не­ния, хри­сти­а­нин дол­жен сораз­ме­рить новую меру со сво­им духовником.

Мож­но ли дать корот­кие сове­ты чита­те­лям на вре­мя поста: на что в пита­нии обра­тить внимание?

— Гото­вых рецеп­тов нет, все реша­ет­ся с духов­ни­ком. Пост — не раз­но­об­ра­зие диет, и здесь нет дие­то­ло­ги­че­ских под­хо­дов, боль­ше вита­ми­нов, мень­ше вита­ми­нов, три раза или четы­ре раза в день есть, каж­дый чело­век — инди­ви­ду­аль­ность. Одно­му надо съесть шесть раз в день, а дру­го­му доста­точ­но и два раза. Но это реша­ет­ся сугу­бо с духов­ни­ком и никак ина­че. Те люди, кото­рые пыта­ют­ся все делать само­сто­я­тель­но, по пас­тыр­ско­му опы­ту, очень часто закан­чи­ва­ют пост, пре­ры­ва­ют его или же наси­луя свой орга­низм, нару­ша­ют обмен веществ, что закан­чи­ва­ют­ся раз­лич­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. Гос­подь да науча­ет вас все делать с рассуждением!

Источник

Как поститься?

Как поститься мирянам?

Как поститься в Великий пост?

Как поститься детям?

Как поститься беременным и кормящим?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Как поститься? Этот вопрос в разных вариациях возникает у многих, кто решил впервые принять на себя подвиг поста или у тех, кто оказался в новой жизненной ситуации.

Мы попросили ответить на несколько самых популярных вопросов ректора библейского колледжа «Наследие» Владимира Стрелова и протоиерея Игоря Шумилова.

Как поститься мирянам?

strelov shumilov e1520880151468

Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие»

Основной смысл поста для любого верующего, будь то мирянин или монах, — найти тот путь, который возвращает нас к самим себе, позволяет лучше слышать Бога и делом любить ближних. Как мудрый купец пусть каждый изберет то, что наилучшим образом будет созидать его духовную жизнь, говорил преподобный Серафим Саровский. Одному подходит воздержание и наблюдение за движениями своей души, другому — чтение Священного Писания и молитва, третьему — дела милосердия.

Жизнь современных мирян проходит преимущественно в учёбе и работе, и, наверное, имеет смысл во время поста ограничить информационный шум, побыть в тишине, на природе, с родными, больше читать Священное Писание, молиться и обратить внимание на тех, кто нуждается в нас, что-то сделать для них.

В древние библейские времена посты были краткие, но полные — ничего не есть и не пить в течение дня, быть во внимании, что скажет Бог. Но уже пророкам Бог провозглашает, что для Него важны не внешние знаки покаяния, а забота о тех, кому плохо, и исправление отношений с ближними — прощение, примирение.

Ранняя церковь установила один длительный пост, перед Пасхой. Но отказ от пищи диктовался не диетическими соображениями, а заботой об оглашаемых — о тех, кто готовился к принятию Таинства Крещения. Они ежедневно слушали наставления о вере и потому не могли работать. Древние христиане сами питались проще, чтобы было из чего позаботиться об оглашаемых, показать им, что в Церкви их уже ждут.

С появлением монашества смысл поста перемещается на исследование себя и особую борьбу со страстями. При этом подчеркивается, что пост относится к категории «средних» дел, то есть это всего лишь средство приобретения добродетели, а не сама добродетель. «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» — читается накануне поста из послания святого апостола Павла к Римлянам, напоминая нам о том, что пост — только для нас самих, а не для того, чтобы осуждать других (Рим 14).

С веками в монашеской традиции выработался свой устав поста, который и был перенесен на Русь. Он включает не только предписания о еде, но главным образом — о богослужении, которые иногда занимают почти весь день.

В наше время миряне постятся по своим силам, советуясь с опытными людьми о своей мере поста, рассудительно оценивая, что помогает приблизиться к Богу, а что может пойти во вред.

Как поститься в Великий пост?

strelov shumilov2 e1520880009365

Протоиерей Игорь Шумилов, настоятель храма Воскресения Словущего д. Васильевское Рузского района, Московская область

В первую очередь Великим постом стоит постараться воздерживаться не только от употребления продуктов животного происхождения, но от всего душевредного: праздного времяпровождения, увеселений и явно греховных дел, а также чрезмерного общения. Праздный, согласно толковому словарю, означает пустой, порожний, ничем не занятый. В праздности человек опустошает себя. Даже если вы считаете, что праздность — это необходимый вид отдыха, чтобы «снять стресс», «слить негатив», то образовавшееся «пустое место» нужно чем-то заполнить.

Самый лучший наполнитель для души человеческой — это Благодать Святого Духа, иными словами Божественная Энергия. Ею душа питается и исцеляется от всяческих ран. Конечно же после труда, учебы, особенно малоподвижной, нужно отдохнуть. Это может быть и активный отдых, лучше на природе, а может и культурный. Думающий человек сам понимает, на пользу ему общение или нет. Это чувствует и наша душа. Очень часто после безумного веселья, человек ощущает себя истощённым. Так же и общение может быть как опустошающим, а может и очень полезным. И культурный отдых бывает разным — после хорошего фильма мне, например, бывает легче молиться.

В богослужении первого дня Великого поста, на вечерне, даётся прекрасное объяснение, как нам нужно поститься, какой пост приятен Богу: «истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение (умаление) всего этого — таков истинный пост и благоприятный!» (Стихира на стиховне Великой Вечерни)

Великим постом стоит больше читать Священное Писание, чаще молиться. К сожалению, некоторые люди, называя себя православными христианами, никогда не читали Евангелия! Это просто нонсенс — как математик, не знающий таблицу умножения, никогда не видавший учебника по алгебре и геометрии. Великий Пост — самое удобное время для восполнения этого пробела.

Молитва — это общение с Богом. Очень было бы полезно во время Великого поста побольше общаться с Тем, Кто нас Любит и называет Своими детьми. Вот и нам бы почаще обращаться к Нему с прекрасными словами: «Отец наш, сущий на небесах!»

Как поститься детям?

strelov shumilov2 e1520880009365

Протоиерей Игорь Шумилов, настоятель храма Воскресения Словущего д. Васильевское Рузского района, Московская область

Современные дети все слишком разные, как и наши семьи, и постятся они в зависимости от своего характера и устроения, а также возраста: биологического, духовного и интеллектуального.

Меру поста детей должны определять родители. Если между родителями нет единогласия по поводу поста их чада, тогда взрослым придётся стараться найти компромисс. Я уверен, что против посильных ребенку добрых дел, совершенных ради поста, никто возражать не станет.

В первую очередь детский пост должен касаться лакомств, без которых можно обойтись, и игр. Речь идет, разумеется, не о развивающих занятиях или спорте, а о тех, в которые наши дети играть всегда успевают. Такие развлечения сейчас доступны практически всем не только на компьютере, но и в каждом телефоне и планшете.

Пост детей — дело добровольное, и важно родителям это постараться донести до ребенка, объяснить доступным ему способом. А что касается контроля за соблюдением поста, то это не должно стать просто очередным «домашним заданием» для ребёнка, скучной обязаловкой, и уж тем более приказом.

Хорошо бы родители предложили детям, по опыту общения с ними, в наступающий пост укрепить какую-либо добродетель (полезный в духовной жизни навык делания добрых дел) и побороться с какой-то страстью (вредной привычкой, зависимостью). Например, повоевать с собственной ленью. Можно самого ребёнка спросить, где и когда, по его мнению, лень побеждает его. Рассудить с ним и предложить: давай сейчас, во время поста, вот в этом постараемся лень одолеть. Или — поменьше капризничать. Согласитесь, очень часто ребёнок сам понимает, что капризничает. Вот и сказать ему (ей): «Где заметим капризулю, давай прогоним её».

Всё объяснения должны происходить на достаточно примитивном уровне, понятном ребёнку. Никто же не будет требовать от детей серьёзных аскетических подвигов, превышающих возможности самих родителей и достойных поста великих подвижников и пустынников. В любом случае пост призван и должен приносить полезные плоды и задача родителей и духовника — священника, знающего ребёнка, его семью — помогать в этом юному христианину.

Как поститься беременным и кормящим?

strelov shumilov2 e1520880009365

Протоиерей Игорь Шумилов, настоятель храма Воскресения Словущего д. Васильевское Рузского района, Московская область

Беременным и кормящим мамам пост ослабляется. В таком положении нужно поступать по самочувствию. Если чего-то «смертельно хочется» скушать, то это ведь тоже самочувствие беременной, а не ее «греховное устроение». Конечно, не стоит исключать продукты, помогающие вынашиванию ребенка. Лучше посоветоваться с врачом в том, что касается пищевой составляющей поста беременной.

Пост же духовный, в форме ограничения развлечений и удовольствий, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием вряд ли повредит малышу. Продолжительность и мера поста как воздержания от скоромной пищи зависит как от внутреннего состояния христианки, так и от объективных условий ее жизни. Согласно принятому Православной Церковью документу «Об участии верных в евхаристии», при беременности и кормлении пищевой пост перед причастием может быть сокращен, облегчен или отменен.

Делом, даже подвигом для беременной женщины может стать именно духовная составляющая поста. Многие опытные священники советуют беременным вслух читать Евангелие. Ради своего ребенка мамы на многое готовы: например, больше молиться и слушать спокойную, не агрессивную музыку. Хотя, быть может, некоторые современные мамочки хорошей музыкой считают хэви-метал, но лучше всё же подойдёт классическая, симфоническая музыка.

Одна моя знакомая, будучи беременной, постится практически по уставу весь Великий пост и говорит, что чувствует себя прекрасно. Так она родила уже четверых здоровых детей. Некоторым же мамам в период беременности и кормления требуется специальная диета, щадящий режим.

Для определения меры поста беременной или кормящей маме лучше всего посоветоваться со своим духовным отцом (духовником) — священнослужителем, который знаком с обстоятельствами ее жизни и духовным состоянием. Если же нет духовника, то верующей маме следует обращаться с вопросами, касающимися поста, к священникам того храма, где она собирается причаститься. В этом ей могут помочь как родственники и подруги, которые придут накануне в храм и узнают, когда у священника есть возможность обсудить важные для нее вопросы, так и телефон храма, электронная почта.

Читайте также:

Семь недель без наркоза

Про что нельзя забыть в Великий пост: 6 важных моментов

7 недель Великого поста

На заставке фрагмент фото marcoverch

Источник

Adblock
detector