Цикличность как фиаско рынка это
Провалы рынка. Роль государства в преодолении провалов рынка
Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации — ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.
Под внешним эффектом (экстерналии) подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.
Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.
Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.
Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.
Политика поддержания доходов.
Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.
Пресечение асимметричной информации.
Мы уже говорили о понятии асимметричности информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.
Минимизация трансакционнных издержек.
Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.
Производство общественных товаров.
Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.
Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.
Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.
Содержание:
Рынок возникает тогда, когда продавец и покупатель находят друг друга и выражают взаимные желания. Кому-то нужны товары, кому-то нужны деньги. Таким образом, может возникнуть рынок, на котором удовлетворяются спрос и предложение. Производитель хочет продать товар как можно дороже, а покупатель хочет купить как можно дешевле. Эти расходящиеся интересы, которые формируются на рынке, сбалансированы ценой. Цены являются источником информации об интересах и потребностях потребителей и побуждают производителей сокращать издержки производства и максимально эффективно использовать скудные ресурсы.
Если в экономической системе во взаимодействии с натуральным хозяйством и государством рынок имеет наибольший вес по отношению к этим двум подсистемам, то эта система является рыночной.
Характер и типы провалов рынка
Поскольку рынок интегрирует сферы производства и потребления, стимулирует наиболее эффективное производство, информирует своих участников о взаимном положении спроса и предложения на рынке товаров и услуг, он является саморегулируемой системой, наиболее эффективной и гибкой в решении важных экономических вопросов. Поэтому экономика современных индустриальных стран носит рыночный характер. Это, вероятно, определит будущий характер экономики во всех странах мира.
Она реагирует на внешние изменения, но в то же время остается самой собой, что способствует стабильному социальному развитию. Не случайно страны с развитой рыночной экономикой обычно также демонстрируют политическую стабильность.
Однако у рыночной экономики есть и недостатки, которые часто являются продолжением ее преимуществ. Случаи, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное функционирование, использование ресурсов называется «сбоями» (фиаско) рынка.
Рыночное фиаско и связанные с ним проблемы весьма актуальны в современной рыночной экономике. Рыночная система, сложившаяся за длительный период времени, в настоящее время определяет экономическую форму страны. Современный рынок имеет огромные возможности влиять на каждый аспект общественной жизни. Но есть ряд проблем, решение которых не в силах рыночный механизм, поэтому рынок не может их эффективно преодолеть. Такое проявление неэффективности рыночного механизма, экономической ситуации, при которой они не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов, называется «несостоятельностью рынка». Для преодоления неудач рынка необходимо вмешательство государства в рыночную систему.
Рассмотрим факторы, способствующие возникновению провала рынка, и пути его предотвращения.
Развитие монополий, внешние факторы и провал рынка
Другая причина провала рынка связана с возникновением отрицательных внешних эффектов. В условиях рынка экономическая деятельность всегда затрагивает интересы не только участников, но и других людей. Отрицательный внешний эффект возникает тогда, когда из-за производства и потребления одного предприятия снижается полезность других потребителей или уменьшается прибыль других предприятий. Наиболее очевидным примером является загрязнение окружающей среды промышленными выбросами и транспортными потоками, что существенно влияет на качество жизни других людей. Можно также говорить о существовании позитивных внешних эффектов, которые предполагают определенную выгоду для таких «третьих лиц».
Государство должно поощрять те виды деятельности, которые способствуют возникновению положительных внешних эффектов. С этой целью выделяются субсидии на здравоохранение, образование и благотворительные программы, поскольку осуществление деятельности в этих областях повышает благосостояние общества в целом.
Обычно рыночный механизм сам по себе не в состоянии устранить внешние факторы, поэтому государство вынуждено вмешиваться при возникновении серьезных проблем.
Способы свести к минимуму негативные переливы:
Асимметричная информация и сбой рыночного механизма
Асимметрия информации характерна для образования и здоровья. Потребитель не имеет контроля над производителем, так как он принимает решение до предоставления услуги. Если производитель ориентируется только на прибыль и не несет ответственности за свои действия, то распределяются самые дорогие и не всегда эффективные услуги. Стоимость этих услуг не может быть оценена с абсолютной уверенностью; оценки делаются на основе допущений, основанных на прошлом опыте. Часто проблема симметрии информации может быть решена на основе репутационного анализа, но это не всегда надежно. Поэтому иногда необходимо вмешательство государства в виде лицензирования, контроля за производством и маркетингом определенной продукции.
Государство не может полностью преодолеть общую нехватку информации, но имеет возможность распределять риски среди населения так, как частные инвесторы не могут. По этой причине государство направляет средства на финансирование крупных долгосрочных проектов, на построение системы страхования вкладов из обязательных налогов.
Отсутствие интереса к производству общественных благ
В то же время предпринимательство постепенно осознает, что его экономическая функция не ограничивается производством конкурентоспособной продукции, а включает в себя создание социальных экстерналий, социальных технологий, общественных благ.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Лекция 4 Фиаско (дефекты, провалы) рынка
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лекция 4 Фиаско (дефекты, провалы) рынка
4.1 Внешние эффекты
4.2 Неэффективность в производстве общественных благ
4.3 Асимметричность информации. Цикличность развития рынков
4.4 Трансакционные издержки
Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка.
Фиаско рынка являются:
2) неэффективность в производстве общественных благ;
3) асимметричность информации;
4) цикличность развития рынков;
5) трансакционные издержки
6) тенденция монополизации рынков
Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции (производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, может произвести больше товаров. Однако, используя грязный цикл производства, он переносит свои непонесенные издержки – дорогостоящие экологически чистые технологии не были куплены – на третьих лиц, у которых по вине производителя возникают издержки, связанные с болезнями, покупкой лекарств). При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг (фирма, осуществляя благоустройство прилегающей территории – озеленение, укладка тротуарной плитки, фонтаны и искусственные водопады, – отвлекает часть ресурсов от собственно производства, что приводит к уменьшению объемов производимых товаров, снижению уровня прибыли).
Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии. Они выплачиваются в размере предельной внешней полезности и трансформируют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность производителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.
Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь ученого. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Иными словами количество участников переговоров не должно быть слишком велико (предположим, что вы хотели бы договориться об обмене правами на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающими по шоссе возле вашего дома; трансакционные издержки по проведению таких переговоров окажутся запретительно высокими).
Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эффекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.
Условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции, что всегда осуществимо для частных товаров, когда продавец контактирует с каждым потребителем.
Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления . Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах.
Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании).
Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в общественно оптимальном объеме.
Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освещения для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество – крайний случай проявления положительных внешних эффектов.
Итак, для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.
Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ресурса предельному доходу от его использования. Это механизм равноправного распределения: равное право получить доход в соответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находится за его пределами (например, проигравших в конкурентной борьбе).
Рыночное распределение – равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать равенство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д.
Трансакционные издержки ( transact – заключать договор, вести дело; transaction – ведение дел) – издержки, связанные с поиском контрагента, заключением с ним хозяйственного договора и контролем выполнения второй стороны контракта взятых обязательств (сопровождение контракта). Эти издержки связаны не с производством, а с сопутствующими ему затратами. Термин впервые был введен в экономическую науку американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937 г).
Виды трансакционных издержек
2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта) – связаны с затратами времени, переговорами, расходами на юридическое оформление договора, транспортные расходы, оплата ресторана, сауны, гостиничные расходы и т.д.
Например, вы собираетесь опубликовать свое литературное произведение. Вам потребуется агент, который будет вести переговоры с издателем, следовательно, потребуются и расходы на оплату его услуг. Сами переговоры займут определенное время. Подписание договора, дружеский ужин с издателем – все это войдет в издержки заключения контракта).
3. Издержки измерения – связаны с необходимостью выявления уровня качества и степени соответствия товара (услуги) предъявляемым требованиям. В силу того, что блага обладают самыми различными свойствами, приносящими различную полезность их обладателю, покупателю приходится нести затраты на экспертизу товара на экологическую чистоту, анализ сертификатов соответствия, оценку подлинности товара, наличия соответствия международным стандартам качества. Издержки измерения затрудняют покупку для того, кто не обладает специальными знаниями о товаре. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, а также сертификаты соответствия.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности – издержки на установление объекта и субъекта собственности, функционирование судебной системы, правоохранительных органов, обеспечение защиты и неприкосновенности имущества индивида, фирмы.
5. Издержки оппортунистического поведения – связаны с обеспечением выполнения контрагентов обязательств по заключенному договору, принуждением к выполнению взятых обязательств, выявлением и наказанием нарушителя договора.
Оппортунистическое поведение означает нечестность, обман, сокрытие информации или, как пояснял эту категорию американский экономист О. Уильямсон, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути»; оно влечет за собой ощутимые издержки как до ( ex ante ), так после ( ex post ) заключения сделки. Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения.
Так, в обменных пунктах валюты стоят специальные приборы, проверяющие подлинность банкнот.
Трансакционные издержки пронизывают всю ткань хозяйственной жизни общества, индивиды постоянно сталкиваются с ними. Дж. Стиглер, американский экономист, утверждал, что «мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения».
Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие механизма свободных цен, но рынок не действует там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой» А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки государства. Тем самым государственное регулирование дополняет рынок.
Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества – некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы.
Фиаско рынка и пути его предотвращения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фиаско рынка – это ситуация, при которой рынок не в состоянии управлять процессами экономического выбора с целью эффективного использования ресурсов.
Фиаско рынка и связанные с этим явлением проблемы довольно актуальны в современной рыночной экономике. Формировавшаяся долгое время рыночная система сейчас определяет экономический облик страны. У современного рынка есть огромные возможности повлиять на любую сферу жизни общества. Но существует ряд проблем, решение которых не подвластно рыночному механизму, поэтому рынок не может их эффективно преодолеть. Такое проявление неэффективности рыночных механизмов, экономическая ситуация, в условиях которой они не в состоянии обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов называется «провалом рынка». Для преодоления провала рынка требуется вмешательство государства в рыночную систему.
Рассмотрим факторы, способствующие появления «провалов» рынка, и пути для их предотвращения.
Развитие монополий, экстерналии и фиаско рынка
В рыночной экономике всегда появляются монополистические структуры, которые ограничивают свободу конкуренции и входа на рынок. При монополии предприятие выбирает для себя более выгодное сочетание цен и объемов выпуска, но, как правило, такой объем продаж не доходит до уровня, которого он мог достичь при совершенной конкуренции. Таким образом, возникает неоптимальное использование различных ресурсов. Все это приводит к искусственному сокращению производства для поддержания высокой цены, и как результат – негативным последствиям для общества в целом.
Готовые работы на аналогичную тему
Государство должно поощрять те виды деятельности, которые способствуют положительным экстерналиям. Для этого выделяются субсидии на здравоохранение, образование, благотворительные программы, поскольку реализация мероприятий в таких сферах повышает благосостояние общества в целом.
Обычно у рыночного механизма нет возможности самостоятельно устранять внешние побочные эффекты, поэтому при возникновении серьезных проблем требуется государственное вмешательство.
Способы минимизации отрицательных внешних эффектов:
Отсутствие интереса к производству общественных благ
Общественные блага – это товары и услуги, которые потребляются всеми гражданами коллективно. При этом за них можно не платить и нельзя ограничивать их использование. Рынок не может решать проблемы производства подобных благ, поскольку не может уравновесить издержки с уровнем полезностью. Так, общественные блага либо производятся в минимальном объеме, либо вообще не создаются. Поэтому финансирование производства чистых общественных благ является важнейшей функцией государства.
Одновременно с этим, постепенно предпринимательство осознает то, что его экономическая функция не ограничивается лишь производством конкурентоспособной продукции, а подразумевает и создание внешнего социального эффекта, социальных технологий и общественных благ.
Ассиметричная информация и провалы рынка
Под получением асимметричной информации подразумевается отличие в информации, которая находится в распоряжении экономических агентов при заключении сделки на рынке. Только полностью конкурентная экономика дает каждому участнику рынка достаточно полную информацию относительно цен и перспектив развития производства. Но сама суть конкуренции связана с сокрытием реальной информации о текущем состоянии дел.
Асимметрия информации характерна для сфер образования и здравоохранения. У потребителя нет возможности контролировать производителя, поскольку он выбирает его до начала оказания услуги. Если производитель основывается только на извлечении выгоды и не несет ответственность за свои действия, то распространяются наиболее дорогие и не всегда эффективные услуги. Невозможно абсолютно точно оценить эти услуг, оценка складывается по предположениям, базирующимся на прошлом опыте. Зачастую проблему информационной симметричности можно решить на основе анализа репутации, но это не всегда будет достоверно. Поэтому иногда требуется государственное вмешательство в форме лицензирования, контроля производства и сбыта конкретных продуктов.
Способность государства сглаживать асимметричность информации, распространяя сведения, нужные потребителю, позволяет не допускать появления приводящей к заблуждению информации. Важная роль отведена законодательству в области защиты прав потребителей. Обеспечивая потребителя данными относительно качества товаров, рисках в области инвестирования и страхования, государство формирует общественное благо – ту информацию, которая доступна для каждого экономического субъекта.
Государство не может преодолеть полностью общую нехватку информации, но у него есть возможность распределить риск между населением, что не под силу частным инвесторам. В силу этого государство направляет средства на финансирование крупных долгосрочных проектов, на развитие системы страхования вкладов из принудительно собранных налогов.