Цитаты как я съел собаку

Цитаты как я съел собаку

Как я съел собаку (монодрама)

Рассказчик — молодой человек лет тридцати-сорока, одет в морскую форму, чаще держит бескозырку в руках, иногда надевает ее на голову.

Текст можно дополнять собственными историями и наблюдениями. Те моменты, которые особенно не нравятся, можно опускать. Эту историю желательно рассказывать не меньше часа, но и не более полутора часов.

На сцене много канатов, разных морских атрибутов, ведро с водой и тряпка. В центре стоит стул.

Р а с с к а з ч и к.

Бывают такие моменты в жизни ну, например, приходишь домой чуть позднее, чем обещал, в смысле — обещал прийти в девять, а пришел в одиннадцать не позвонил, не предупредил, ну вот, заходишь, начинаешь извиняться, ну, мол.… А тебе говорят О, да ты еще и выпил, да ты пьян. А ты не пил, то есть вообще! И говоришь Да нет, мамочка (или кто-нибудь другой), Бог с тобой, я не пил… — и тому подобное. И вдруг ловишь себя на мысли, четко понимаешь, что ведешь себя как пьяный, то есть, чем больше ты оправдываешься, чем больше возмущаешься — тем больше ты похож на пьяного, причем ты уже и это понимаешь, но все равно поделать ничего нельзя. Ну, признайся, что выпил, да и иди спать, чего надрываться-то, — говорят. Да не пил я, не пил… — сквозь зубы процедишь, махнешь рукой и пойдешь, действительно, спать, а чего еще делать-то. И обижаться не на кого, потому что точно, как пьяный…

Это я говорю для того, чтобы было понятно, что я сам не понимаю причины, почему я это все буду сейчас рассказывать; кажется, что причин много, а как только называешь одну из них, так тут же и понимаешь, что это не та причина, или она не основная, или вообще…. То есть будем считать, что все, что я рассказываю, — это я рассказываю без причины, ну а вы… вы слушаете по той причине, что пришли послушать, или просто — деваться уже теперь некуда, или по какой-нибудь своей причине. Не знаю….

Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле — он был, раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил. И когда я вспоминаю о нем или рассказываю про него, я говорю Я подумал… или я, там, сказал…. И я все подробно помню, что он делал, как он жил, как думал, помню, почему он делал то или другое, ну, там, хорошее или, чаще, нехорошее…. Мне даже стыдно за него становится, хотя я отчетливо понимаю, что это был не я. Нет, не я. В смысле — для всех, кто меня знает и знал, — это был я, но на самом деле тот я, который сейчас это рассказывает, — это другой человек, а того уже нет и у не-го уже нет шансов вновь появиться…. Короче, мне пришлось, или довелось, служить три года на тихоокеанском флоте…. Вот какой был человек.

Я помню, как мы ехали от станции Тайга до станции Владивосток на почтовопассажирском поезде семь дней. Мы ехали медленно, стояли у каждого семафора, и я был благодарен железнодорожникам за эту маленькую отсрочку…. Мы ехали…, и вот интересно, можно ехать хоть куда, на восток, на юг, на север, и все время один и тот же пейзаж, в смысле, он меняется, конечно, но остается ощущение, что он один и тот же это не очень густо растущие березы, такие равномерно расставленные бело-черные деревья, везде…. Ну, в общем, тот пейзаж, глядя на который русский че-ловек обязан сказать Боже… какая красота! Выглядит это так русский человек проснулся, выходит из еще спящего купе в коридор вагона, у него, вот так, висит на плече полотенце, в руке зубная щетка с уже надавленной на нее пастой, он слегка ос-леплен утренним светом (в купе было темновато), останавливается у окна, вот так, держась за поручень. В коридоре стук поезда сильнее. Кто-то цедит воду из титана. Поезд тудук-тук-тук, тудук-тук-тук. Проснувшийся Вооо, а где мы едем-то Чело-век с кипятком в чашке, сосредоточенно качаясь, медленно идет и из-за этого качает-ся еще сильнее, говорит Да кто бы знал… Проснувшийся Да! Ну, все равно, ка-кая красота…! Тудук-тук-тук, тудук-тук-тук…

Нас везли два морячка, они одеты были в белую парадную форму и очень следили за своей внешностью. Оба маленького роста, у одного были усы, которые он очень любил и явно гордился ими, но разглядеть их можно было не сразу, а при желании нетрудно было и пересчитать все волоски у него на верхней губе, а другой был, мне почему-то запомнилось, из Тамбова, у него были кривые ноги и, вот здесь, значок За дальний поход. Они выходили на каждой станции и прогуливались по перрону с кассетным стареньким магнитофоном, поглядывая по сторонам, в смысле — смотрят на них или нет. Ага… смотрят! Очень хорошо! Я тогда удивлялся, как у них на затыл-ках держатся бескозырки, очевидно — они должны были упасть, но они все-таки висе-ли…. Безо всякой дурацкой метафоры, висели, как нимбы…. Я только потом узнал, как они держатся… бескозырки. И что нет никакого секрета, они просто сами держат-ся, и все.

Морячки были забавные…. Мы лезли к ним с расспросами, что да как, а они охотно рассказывали как… Ну, мы через пролив Лаперуза прошли, потом пошли в Камрань, там стояли…, потом пошли к Новой Зеландии, но там схода не дали, а в Австралии сход давали, но ходили только офицеры и…

А я думал Ееелки зеленые… ведь я учил в школе английский язык…. Зачем Ну были страны, в которых на этом языке говорят, ну была Европа, ну там где-то… Париж, Лондон, там, Амстердам, ну были и были, и Бог с ними со всеми…. Мне-то что Они иногда смутно тревожили тем, что они все-таки, вроде, существуют…, но конкретного желания не вызывали. Мир был огромным, книжным….

А эти морячки побывали, Бог мой, — в Австралии, Новой Зеландии.… И мне предстоит то же самое, вот наденут на меня такую же форму.… И вот-вот, уже скоро, поезд довезет нас до Владивостока, а там еще чуть-чуть — и какое-то море, какие-то страны…. Неохота. Потому что, хоть я и не знал ничего конкретно, но подозревал, что, ну конечно же, все там как-то не просто так, Австралия, Новая Зеландия, а там еще что-то такое, основное, чего мне знать не хочется, чего я боюсь, чего я очень бо-юсь и что очень скоро начнется… обязательно….

Это так же как, ну.… Как…. Помните, лет пятнадцать-семнадцать назад показывали, с большой помпой, а перед этим много говорили, дескать, впервые в кинотеатрах страны настоящий фильм ужасов — Легенда о динозавре. Билеты было реши-тельно невозможно купить, фильм показывали по две недели в кинотеатрах с широкими экранами. У касс была давка… Я ходил три дня подряд, простаивал по часу и, убедившись в том, что сегодня, увы… шел к выходу из кинозала и ждал окончания сеанса. Из зала была чуть-чуть слышна особенно громкая музыка и еще что-то… А потом выходили люди, и я всматривался в их лица. Они уже видели…! Они уже ис-пытали это! Они выходили и как-то отличались от остальных, они двигались как бы замедленно, как в видеоклипах, неся неизвестное мне знание, которое я тоже приоб-рету, которого боюсь, но которое надо…, обязательно. А они уже что-то такое пере-жили, уже знают…. Я хотел увидеть это в их глазах…. Я уважал их и понимал, что даже не могу заговорить с ними…. А потом, в пятницу, я и сам посмотрел это кино…. Ну вот, посмотрел…. И вышел… и поехал домой…

Но тут было дело посерьезнее, здесь было…. Это как, знаете…. Идешь в школу, темно, потому что зима. Все очень знакомо, все звуки мешают жить. Ну, вот такая тропиночка по снегу, деревья, снег. Впереди маячат другие бедолаги, какие-то мамы дергают вялых первоклассников. Снег, ветки, холодно.

Ты идешь, вот так, ну, чтобы руки не касались рукавов, а сквозь ветки и снег на втором этаже светятся три окна. Светятся таким ядовитым, особым светом. Это кабинет русского языка. И сейчас будет сразу два урока русского подряд……. И ты идешь, но это хуже всего, это горе, это нестерпимая…

И ведь ты все выучил, и уроки сделаны, и, в общем, бояться нечего. Но…. Эти три окна…. И в голове проскакивают разные варианты того, как этого можно избежать, и мысли о том, как было бы здорово, если бы…, или о том, что пацаны из 48-й школы рассказывали, как они…. Но ты идешь…. Ужас….

Источник

Цитаты как я съел собаку

Как я съел собаку (монодрама)

Рассказчик — молодой человек лет тридцати-сорока, одет в морскую форму, чаще держит бескозырку в руках, иногда надевает ее на голову.

Текст можно дополнять собственными историями и наблюдениями. Те моменты, которые особенно не нравятся, можно опускать. Эту историю желательно рассказывать не меньше часа, но и не более полутора часов.

На сцене много канатов, разных морских атрибутов, ведро с водой и тряпка. В центре стоит стул.

Р а с с к а з ч и к.

Бывают такие моменты в жизни ну, например, приходишь домой чуть позднее, чем обещал, в смысле — обещал прийти в девять, а пришел в одиннадцать не позвонил, не предупредил, ну вот, заходишь, начинаешь извиняться, ну, мол.… А тебе говорят О, да ты еще и выпил, да ты пьян. А ты не пил, то есть вообще! И говоришь Да нет, мамочка (или кто-нибудь другой), Бог с тобой, я не пил… — и тому подобное. И вдруг ловишь себя на мысли, четко понимаешь, что ведешь себя как пьяный, то есть, чем больше ты оправдываешься, чем больше возмущаешься — тем больше ты похож на пьяного, причем ты уже и это понимаешь, но все равно поделать ничего нельзя. Ну, признайся, что выпил, да и иди спать, чего надрываться-то, — говорят. Да не пил я, не пил… — сквозь зубы процедишь, махнешь рукой и пойдешь, действительно, спать, а чего еще делать-то. И обижаться не на кого, потому что точно, как пьяный…

Это я говорю для того, чтобы было понятно, что я сам не понимаю причины, почему я это все буду сейчас рассказывать; кажется, что причин много, а как только называешь одну из них, так тут же и понимаешь, что это не та причина, или она не основная, или вообще…. То есть будем считать, что все, что я рассказываю, — это я рассказываю без причины, ну а вы… вы слушаете по той причине, что пришли послушать, или просто — деваться уже теперь некуда, или по какой-нибудь своей причине. Не знаю….

Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле — он был, раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил. И когда я вспоминаю о нем или рассказываю про него, я говорю Я подумал… или я, там, сказал…. И я все подробно помню, что он делал, как он жил, как думал, помню, почему он делал то или другое, ну, там, хорошее или, чаще, нехорошее…. Мне даже стыдно за него становится, хотя я отчетливо понимаю, что это был не я. Нет, не я. В смысле — для всех, кто меня знает и знал, — это был я, но на самом деле тот я, который сейчас это рассказывает, — это другой человек, а того уже нет и у не-го уже нет шансов вновь появиться…. Короче, мне пришлось, или довелось, служить три года на тихоокеанском флоте…. Вот какой был человек.

Я помню, как мы ехали от станции Тайга до станции Владивосток на почтовопассажирском поезде семь дней. Мы ехали медленно, стояли у каждого семафора, и я был благодарен железнодорожникам за эту маленькую отсрочку…. Мы ехали…, и вот интересно, можно ехать хоть куда, на восток, на юг, на север, и все время один и тот же пейзаж, в смысле, он меняется, конечно, но остается ощущение, что он один и тот же это не очень густо растущие березы, такие равномерно расставленные бело-черные деревья, везде…. Ну, в общем, тот пейзаж, глядя на который русский че-ловек обязан сказать Боже… какая красота! Выглядит это так русский человек проснулся, выходит из еще спящего купе в коридор вагона, у него, вот так, висит на плече полотенце, в руке зубная щетка с уже надавленной на нее пастой, он слегка ос-леплен утренним светом (в купе было темновато), останавливается у окна, вот так, держась за поручень. В коридоре стук поезда сильнее. Кто-то цедит воду из титана. Поезд тудук-тук-тук, тудук-тук-тук. Проснувшийся Вооо, а где мы едем-то Чело-век с кипятком в чашке, сосредоточенно качаясь, медленно идет и из-за этого качает-ся еще сильнее, говорит Да кто бы знал… Проснувшийся Да! Ну, все равно, ка-кая красота…! Тудук-тук-тук, тудук-тук-тук…

Нас везли два морячка, они одеты были в белую парадную форму и очень следили за своей внешностью. Оба маленького роста, у одного были усы, которые он очень любил и явно гордился ими, но разглядеть их можно было не сразу, а при желании нетрудно было и пересчитать все волоски у него на верхней губе, а другой был, мне почему-то запомнилось, из Тамбова, у него были кривые ноги и, вот здесь, значок За дальний поход. Они выходили на каждой станции и прогуливались по перрону с кассетным стареньким магнитофоном, поглядывая по сторонам, в смысле — смотрят на них или нет. Ага… смотрят! Очень хорошо! Я тогда удивлялся, как у них на затыл-ках держатся бескозырки, очевидно — они должны были упасть, но они все-таки висе-ли…. Безо всякой дурацкой метафоры, висели, как нимбы…. Я только потом узнал, как они держатся… бескозырки. И что нет никакого секрета, они просто сами держат-ся, и все.

Морячки были забавные…. Мы лезли к ним с расспросами, что да как, а они охотно рассказывали как… Ну, мы через пролив Лаперуза прошли, потом пошли в Камрань, там стояли…, потом пошли к Новой Зеландии, но там схода не дали, а в Австралии сход давали, но ходили только офицеры и…

А я думал Ееелки зеленые… ведь я учил в школе английский язык…. Зачем Ну были страны, в которых на этом языке говорят, ну была Европа, ну там где-то… Париж, Лондон, там, Амстердам, ну были и были, и Бог с ними со всеми…. Мне-то что Они иногда смутно тревожили тем, что они все-таки, вроде, существуют…, но конкретного желания не вызывали. Мир был огромным, книжным….

А эти морячки побывали, Бог мой, — в Австралии, Новой Зеландии.… И мне предстоит то же самое, вот наденут на меня такую же форму.… И вот-вот, уже скоро, поезд довезет нас до Владивостока, а там еще чуть-чуть — и какое-то море, какие-то страны…. Неохота. Потому что, хоть я и не знал ничего конкретно, но подозревал, что, ну конечно же, все там как-то не просто так, Австралия, Новая Зеландия, а там еще что-то такое, основное, чего мне знать не хочется, чего я боюсь, чего я очень бо-юсь и что очень скоро начнется… обязательно….

Это так же как, ну.… Как…. Помните, лет пятнадцать-семнадцать назад показывали, с большой помпой, а перед этим много говорили, дескать, впервые в кинотеатрах страны настоящий фильм ужасов — Легенда о динозавре. Билеты было реши-тельно невозможно купить, фильм показывали по две недели в кинотеатрах с широкими экранами. У касс была давка… Я ходил три дня подряд, простаивал по часу и, убедившись в том, что сегодня, увы… шел к выходу из кинозала и ждал окончания сеанса. Из зала была чуть-чуть слышна особенно громкая музыка и еще что-то… А потом выходили люди, и я всматривался в их лица. Они уже видели…! Они уже ис-пытали это! Они выходили и как-то отличались от остальных, они двигались как бы замедленно, как в видеоклипах, неся неизвестное мне знание, которое я тоже приоб-рету, которого боюсь, но которое надо…, обязательно. А они уже что-то такое пере-жили, уже знают…. Я хотел увидеть это в их глазах…. Я уважал их и понимал, что даже не могу заговорить с ними…. А потом, в пятницу, я и сам посмотрел это кино…. Ну вот, посмотрел…. И вышел… и поехал домой…

Но тут было дело посерьезнее, здесь было…. Это как, знаете…. Идешь в школу, темно, потому что зима. Все очень знакомо, все звуки мешают жить. Ну, вот такая тропиночка по снегу, деревья, снег. Впереди маячат другие бедолаги, какие-то мамы дергают вялых первоклассников. Снег, ветки, холодно.

Ты идешь, вот так, ну, чтобы руки не касались рукавов, а сквозь ветки и снег на втором этаже светятся три окна. Светятся таким ядовитым, особым светом. Это кабинет русского языка. И сейчас будет сразу два урока русского подряд……. И ты идешь, но это хуже всего, это горе, это нестерпимая…

И ведь ты все выучил, и уроки сделаны, и, в общем, бояться нечего. Но…. Эти три окна…. И в голове проскакивают разные варианты того, как этого можно избежать, и мысли о том, как было бы здорово, если бы…, или о том, что пацаны из 48-й школы рассказывали, как они…. Но ты идешь…. Ужас….

Источник

Текст книги «Практикум по социальной психологии»

praktikum po socialnoy psihologii 56549

Автор книги: Коллектив Авторов

Жанр: Книги по психологии

Текущая страница: 7 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

2.5. Личность в социальной психологии

Гусева Ю. Е., Смолина Т. Л.

Вводные замечания

Данное занятие способствует интеграции знаний по разделу «Социальная психология личности». В раздел «Социальная психология личности» входят такие темы, как «Социализация», «Я-концепция», «Социальная установка». Ниже приводятся основные понятия и определения, обсуждаемые в ходе практического занятия. Более подробно с материалом по данным темам можно ознакомиться, обратившись к списку рекомендуемой литературы.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, а также процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей [65] (см. также Вводные замечания к семинару «Социализация», п. 2.1).

Я-концепция – это относительно устойчивая, более или менее осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [66] (см. также Вводные замечания к семинару «Я-концепция», п. 2.3).

Социальная установка – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта [67] (см. также Вводные замечания к семинару «Социальная установка. Предрассудок как особый вид установки», п. 2.2).

Занятие целесообразно проводить в тот момент, когда студенты уже изучили содержание раздела «Социальная психология личности», но еще не знакомы с темами из разделов «Социальная психология групп» и «Социальная психология общения». Опыт проведения данного занятия показывает, что целесообразно провести обсуждение на следующем занятии, так как это позволяет студентам самостоятельно поработать с материалом. Здесь мы приводим развернутый во времени вариант занятия.

Подготовка к занятию начинается с домашнего задания. Студенты должны повторить все изученные темы из раздела «Социальная психология личности», так как на занятии по ходу просмотра моноспектакля Евгения Гришковца «Как я съел собаку» [68] студенты должны будут отвечать на вопросы.

Цели занятия

Обобщение пройденного материала по социальной психологии личности, первичное знакомство с содержанием тем по социальной психологии групп и психологии общения.

Оснащение

Диск с записью спектакля Е. Гришковца «Как я съел собаку» для публичного просмотра, карточки с вопросами по количеству студентов (приложение 2.5.1).

Порядок работы

Возможны два варианта работы.

Первый вариант. Студенты смотрят спектакль и по ходу спектакля отвечают на вопросы, делая пометки и записывая цитаты. [69] После просмотра спектакля преподаватель напоминает студентам, что ответы на все вопросы в письменном виде должны быть подготовлены к следующему занятию. На втором занятии происходит обсуждение спектакля на основе обозначенных вопросов.

Второй вариант. Если время позволяет, то и просмотр спектакля, и дискуссию можно провести в один день. Студенты на первом занятии смотрят спектакль и записывают цитаты, отвечая на вопросы. На втором занятии студенты под руководством преподавателя обсуждают спектакль. В этом случае письменные ответы на вопросы можно не представлять.

Задания для самостоятельной работы

Для тех студентов, которые по уважительным причинам пропустили занятие по данной теме, возможен другой вариант работы. Студентам предлагается прочитать пьесу и ответить на предложенные вопросы в письменном виде, ответы сдать на следующем занятии преподавателю (пьеса опубликована в книге: Гришковец Е. Монодрама / Зима. Все пьесы. – М: Эксмо, 2005. – С. 167–200.).

Список использованной литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

2. Психологический словарь. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.

Список рекомендуемой литературы

По теме «Социальная установка»

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

2. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976. – С. 254–295.

3. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 2000. – 448 с.

4. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – С. 89–105.

По теме «Социализация»

1. Кон И. С. Социализация детей в изменяющемся мире // Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988. – С. 133–165.

2. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.: Академия, 2006. – 304 с.

3. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

4. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 539 с.

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

2. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 336 с.

3. Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Бахарах-М, 2000. – 672 с.

Приложение 2.5.1
Вопросы для обсуждения

1. Социализация героя.

– Какие институты социализации демонстрируются в пьесе?

– Опишите механизмы социализации.

– Назовите основных агентов социализации рассказчика.

– Как вы считаете, когда произошла вторичная социализация героя (если она была)?

– Представлено ли в пьесе подтверждение того, что имела место ресоциализация главного героя? Приведите примеры.

– Педагог А. В. Мудрик отмечает, что человек может быть объектом, субъектом и жертвой социализации. Приведите примеры, когда герой является объектом, субъектом и жертвой социализации.

2. Я-концепция героя.

– Опишите Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное героя.

– Опишите личностную и социальную идентичность героя.

– Когда социальная идентичность фиксируется, закрепляется, когда исчезает? Приведите примеры.

3. Социальные установки героя.

– Опишите социальные (центральные и периферические) установки героя.

– Какие установки изменились с возрастом? Какие не изменились? Почему? Что стало причиной формирования конкретных социальных установок (приведите пример одной-двух причин)?

4. Социальные стереотипы героя.

– Какие социальные стереотипы демонстрирует герой?

– Какие виды общения присутствуют в тексте?

– Возникают ли какие-нибудь барьеры в процессе коммуникации героя?

6. Малые и большие группы.

– В какие малые группы включен герой?

– В какие большие группы включен герой?

– Как связано включение в различные группы с формированием личностной и социальной идентичности?

Приложение 2.5.2
Цитаты из пьесы «Как я съел собаку» (Е. Гришковец)

1. Социализация героя.

– А потом мальчик приходит из школы… такой странный… Родители спрашивают: «Ну как»? А чего «как»? Да точно так же! В точности. Вы же там сами были.

– Просто ты еще не знаешь, что учительница тебя ненавидит. Нет, не потому, что ты такой или сякой. А просто она тебя сильно не любит.

– Учительница была нужна не для любви.

– А в классе 7-8-м у вас появлялся, как из другого мира, учитель истории, такой свободный, такой другой…

– А потом папа зовет, то есть кричит в форточку: «Женя-а-а… мультфильмы!»

– А потом начинается кукольный мультфильм… Такой мультфильм… про медведя, зайца и, к примеру, ежика. И вот этот ежик или медведь – нехороший, жадный или ленивый. У него есть, допустим, яблоко, а он не делится или никому не помогает. И тогда все перестают с ним общаться. Никто не разговаривает… Он все понимает и начинает всем помогать или делиться со всеми, и ему это начинает нравиться, и все эти животные в конце концов поют… Ну, в общем, – лажа.

– Пусть те, кто делал этот мультфильм, тебя тоже не любят.

– Уже половина двенадцатого, скоро полдень, а ты спишь и не спишь, – слушаешь, бабушка говорит: «Нет, пора его будить уже».

– Там, на Русском острове, все было – ритуал. Все было продумано, и во всем была видна традиция.

– Посуда нужна для того, чтобы ее мыть.

– Палуба нужна не для того, чтобы по ней ходить, а для того, чтобы ее мыть.

– Много, много стыдного было! А там как-то особенно много было стыдно – на Русском острове. Чего, по отношению к детству, вообще быть не должно. А оно было…

– А однажды нас наказывали искусством. То есть однажды мы провинились, все, сильнее обычного. И командир всего учебного отряда нас наказал. Сильно. Нам двадцать раз показали фильм «Жестокий романс».

2. Я-концепция героя.

– Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле – он был раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил.

– В смысле – для всех, кто меня знает и знал, – это был я, но на самом деле тот я, который сейчас это рассказывает, – это другой человек, а того уже нет и у него уже нет шансов вновь появиться.

– Не мог же я написать, что меня нет, что их сына нет, а есть другой. Но тогда этот другой должен был бы написать… Да нет. Что я – идиот, что ли? Я был матросом, а не идиотом.

– Я отлично могу понять офицеров. Они каждое утро выходили и видели нас, стоящих в строю. И было видно, что они хотели бы видеть нечто другое, а тут мы, в смысле, конкретные такие, а еще узбеки, таджики, киргизы, ну, в общем, мы. Они, офицеры, когда поступали в училища, наверное, думали: «Командир на мостике» – такой гул – и все так торжественно, и флаги, и чайки, и э-ге-гей-э-э… э! А тут мы, вот такие… И с этим ничего не поделаешь. И мне становилась стыдно, что я вот такой, а не другой, и понимал, что виноват, причем во всем…

– Ведь у тебя такая спина… такая спина… и руки такие, и весь ты такой… сам понимаешь – красивый, то есть все родственники… Это потом ты удивишься, взглянув в зеркало: «О-о-о… вот это я?» То есть все Я выглядит вот так.

– Представьте себе – вы проснулись однажды утром, а вы – гусар. То есть настоящий гусар. И конь вас знает. И при этом вы все уже знаете: как ездить на коне, как рубить саблей, как все устроено, к какому полку вы приписаны, какое у вас звание, и, что еще страшнее, – вы помните былые бои и дерзкие вылазки… Но при этом вы очень удивлены всему этому. Так как только что проснулись, а тут такие дела…

– И вот так, все три года, я почти каждое утро думал: «Я матрос! Настоящий! Такой, как в кино, и даже еще более настоящий».

– Чем дольше служил, тем сильнее думал: «Я матрос!»

– Ел, пытался ощутить бунт в себе, а мне… было вкусно. Коля вкусно приготовил. Я думал до последнего, что не смогу есть, а смог. И с аппетитом. А раньше не смог бы… раньше… то есть один человек думал, другой – ел. Тот, который ел, был более… современным… то есть лучше совпадал со временем. Тем временем – флотским. Моим флотским временем. А теперь я бы не смог съесть собаку.

– Меня нет… того, которого так любят, ждут… того единственного… его нету. Меня – того нет. А родные об этом не знают. А меня нет.

– Эту посылку они посылали тому, кто махал им рукой из уходящего на восток поезда… А этого мальчика уже нет. Посылка пришла не по адресу. Она пришла не к их милому, единственному, умному мальчику. А к одному из многих грязных, затравленных и некрасивых пареньков, который имеет порядковый номер и фамилию… эту фамилию один раз в сутки выкрикивают на вечерней проверке.

3. Социальные установки героя.

– И там… на службе я почувствовал, а потом и понял, что Родина и страна, в которой ты родился, – не одно и то же.

– Ребята, с которыми я служил, все хотели домой. Даже те, у кого дома не было. Просто нужно было хотеть. В голове все время звучало: «Хочу домой».

– Я проснулся в своей комнате и думал: «А как дальше… Вот я и дома… а хочу домой… а где дом? Стоп! Где дом? А дома нету!»

– Я оглядывался, рыдал и клялся, что всем напишу, всех люблю и жить не смогу без них. И это было на тот момент правдой!

– Никому не написал. Никого не повстречал… даже случайно… И слава Богу!

4. Социальные стереотипы героя.

– Можно ехать хоть куда, на восток, на юг, на север, и все время один и тот же пейзаж, в смысле, он меняется, конечно, но остается ощущение, что он один и тот же: это не очень густо растущие березы, такие равномерно расставленные бело-черные деревья везде… Ну, в общем, тот пейзаж, глядя на который русский человек обязан сказать: «Боже… какая красота!»

– Русские моряки – герои… Настоящие.

– Забавно смотрелись чайки на мусульманских плечах и грудях.

– Мы его звали Федя. Тоже парень классный, хоть и чурка, конечно.

Социальная психология групп

3.1. Конформность и конформное поведение

Вводные замечания

Конформность, или конформное поведение, – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, мера подчинения индивида групповому давлению. Конформность констатируется там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Различают конформность внешнюю, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. [70]

Основное рабочее определение: «Конформность – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы». [71]

Основные причины конформного поведения. Нормативное влияние группы. Конформность является следствием влияния групповых норм. Такой вид конформности основан на желании человека соответствовать ожиданиям других людей; проявляется он, как правило, в ситуации стремления добиться признания в группе. Человек боится быть отвергнутым членами группы, поэтому проявляет конформность. Когда мы отклоняемся от групповой нормы, нам приходится расплачиваться за это эмоционально. Мы предпочитаем сохранять хорошие отношения с людьми и получать одобрение.

Информационное влияние группы. Конформность является следствием влияния мнений большинства членов группы. Такой вид конформности возникает вследствие признания суждения большинства членов группы правильным. Если некое мнение разделяется единогласно большим количеством людей, оно автоматически признается правильным и компетентным. [72]

Эксперимент С. Аша. Студентов колледжа пригласили участвовать в эксперименте по исследованию оценок восприятия в качестве испытуемых. Испытуемые, разбитые на группы от 7 до 9 человек, получили следующую инструкцию: «Задача, которую вам предстоит выполнять, заключается в определении различий длины линий. Перед вами пара белых карточек. На левой из них имеется единственная линия, на правой – три линии различной длины. Они пронумерованы по порядку: 1, 2 и 3 (или А, В и С). Одна из этих трех линий справа равна эталонной линии слева. Вы должны определить в каждом случае, какая из них равна эталонной. Будет 12 таких сравнений. Так как число линий незначительное и группа малая, я прошу каждого из вас по очереди высказывать свое суждение, которое я тут же буду фиксировать. Пожалуйста, будьте аккуратны, насколько возможно. Давайте начнем справа и продолжим налево».

Особенность этого эксперимента состоит в том, что он проводится с подставной группой. До начала указанных действий по оценке длины линии экспериментатор договаривается с испытуемыми (за исключением одного в каждой группе) давать один и тот же определенный, но неправильный ответ. При этом испытуемых рассаживают таким образом, чтобы очередь до «наивного субъекта» (по терминологии С. Аша) дошла к концу опроса. Итак, ему приходится давать свои оценки после того, как он услышал оценки большинства членов группы. Длина линий, выбранных для оценки, существенно отличалась от длины эталона. Так, одна из них была примерно на одну треть короче эталонной. Тем не менее, по данным Аша, 37 % «наивных субъектов» давали неправильный ответ о длине линий, точно следуя за оценками большинства, т. е. подставной группы. Испытуемые в контрольной группе, которые давали оценки длины линий поодиночке, отвечали верно более чем в 99 % случаев. [73]

Цель занятия

Изучение конформности как социально-психологического явления.

Оснащение

Напечатанные на отдельных листах бумаги задания для работы в микрогруппах, чистые листы бумаги формата А4, карандаши или фломастеры.

Порядок работы

Этап 1. Проявления конформности.

Цели: 1) знакомство с проявлениями конформности (с разными формами конформного поведения); 2) знакомство с экспериментом С. Аша; 3) формулирование определения конформности; 4) формулирование основных причин конформного поведения.

Этап 2. Нонконформизм.

Цели: 1) знакомство с ролью «несогласного с мнением группы» и осознание своего отношения к носителю этой роли; 2) осознание парадоксального отношения к нонконформизму в обществе.

Этап 1. Проявления конформности

Формы работы: работа в микрогруппах, групповое обсуждение, информирование преподавателя.

Процедура проведения: студентам для обсуждения в микрогруппах предлагаются ситуации, описывающие различные проявления конформного поведения. Они знакомятся с ситуацией и отвечают на вопросы, данные в задании. Затем каждая микрогруппа представляет свое видение (оценку) ситуации остальным студентам. Преподаватель предлагает найти все признаки, объединяющие предложенные ситуации. В результате формулируется определение конформности, осознаются и формулируются причины конформного поведения.

Задание 1 (первая ситуация). В американском колледже наступил день вручения дипломов. Церемония проводилась очень торжественно, собралось много родственников и друзей. По условленному знаку 400 выпускников колледжа встали, чтобы выслушать слова президента колледжа: «… тем самым я присуждаю каждому из вас степень бакалавра со всеми сопутствующими ей правами и привилегиями». Речь окончилась, 25 новоиспеченных выпускников из первого ряда выстроились в очередь за дипломами. А остальные 375 нервничали, думая про себя: «Было ли сказано, что теперь нужно сесть и ждать своей очереди?» И ни один не сел. Время шло. Половина первого ряда уже получила свои дипломы. А толпа, стоящая позади, застыла, как завороженная. Но в голове каждого из стоящих метались мысли: «До нашего ряда очередь может дойти только через полчаса… Мы загораживаем обзор зрителям, сидящим сзади… Почему никто не садится?» И по-прежнему ни один не сел. Прошло еще две минуты. Человек, управляющий церемонией, чьи команды студенты игнорировали на репетиции, подбежал к первому ряду и сделал легкую отмашку садиться. Ни один человек не сел. Тогда он подошел к следующему ряду и громко скомандовал: «Сесть!» Через две секунды 375 спасенных блаженствовали на стульях. [74]

– Объясните, чем вызвано поведение выпускников колледжа.

– Почему при значительном разнообразии индивидуальностей внутри этой большой группы поведение было настолько единообразным?

– Было ли принято этими студентами сознательное решение вести себя подобным образом?

– Расскажите, как эти люди выглядят в ваших глазах.

Могут быть сделаны следующие выводы:

– влияние толпы стирает индивидуальные различия;

– в толпе происходит «размывание» ответственности;

– в данном случае описывается проявление «бездумной конформности» (бессознательное конформное поведение).

Задание 2 (вторая ситуация). Василий добровольно вызвался участвовать в эксперименте по перцептивным суждениям. Он заходит в комнату вместе с четырьмя другими участниками, и экспериментатор показывает всем карточку с отрезком прямой (отрезок X). Одновременно для сравнения он показывает другую карточку с тремя отрезками (отрезки А, В, С). Задача Василия – определить, какой из трех отрезков ближе всего по длине к отрезку X.

Решение представляется Василию на удивление легким. Совершенно очевидно, что правильное решение – это отрезок В, и когда наступит черед Василия отвечать, он, конечно, именно его и назовет. Но сейчас не его очередь – молодой человек перед ним внимательно смотрит на рисунки и выбирает отрезок С. Раскрыв рот, Василий смотрит на него с недоумением. «Как ему могло прийти в голову назвать С, когда любому дураку ясно, что должно быть В? – спрашивает себя Василий. – Он или слеп, или спятил». Тем временем наступает очередь второго участника, и он тоже выбирает отрезок С. Василий начинает ощущать себя Алисой в Стране чудес. «Что происходит? – продолжает он пытать себя, – неужели они оба слепы или сошли с ума?» А тут и третий участник выбирает отрезок С. И Василию ничего другого не остается, как еще раз внимательно приглядеться к отрезкам. «Может быть, единственный сумасшедший здесь – это я?» – бормочет про себя Василий. Четвертый участник тоже считает, что правильный ответ – это С. Наконец наступает очередь Василия. «Конечно С! – заявляет Василий. – Я с самого начала знал, что это С». [75]

i 007

– Что заставило описанного человека изменить свое мнение?

– Получил ли этот человек какую-то выгоду от своего поведения или оно помогло ему избежать каких-то неприятных последствий?

– Было ли это решение сознательным?

– Было ли давление группы прямым?

– Поощрялось ли каким-то образом конформное поведение?

Резюме преподавателя – рассказ об эксперименте С. Аша и его результатах.

Вывод: в данной ситуации мы имеем дело с таким проявлением конформности, как одобрение (изменение убеждения и действия в соответствии с социальным давлением). [76]

Задание 3 (третья ситуация). Студент по имени Иван и четверо его приятелей смотрят по телевизору предвыборные дебаты кандидатов в президенты. Речь одного из кандидатов производит на Ивана благоприятное впечатление: своей искренностью и открытостью, чувством юмора этот кандидат нравится ему больше, чем его оппонент. Когда выступление закончено, один из приятелей Ивана говорит: «Ишь как соловьем заливается этот жулик! Народ ограбил, теперь можно и шуточки шутить». Остальные единогласно и быстро соглашаются с ним. Ивана эта ситуация озадачивает и даже слегка огорчает. В конце концов он говорит приятелям: «Да, действительно, он не производит впечатления честного человека. А я-то надеялся…». Впоследствии Иван голосует за того кандидата, который ему понравился с самого начала.

– Что заставило Ивана изменить свое мнение, что на него повлияло?

– Почему изменение мнения не привело к изменению поведения?

Вывод: в данной ситуации описано такое проявление конформности, как уступчивость (внешние действия хотя и соответствуют давлению группы, однако присутствует личное несогласие). [77]

Затем в группе проводится обсуждение причин конформного поведения (по всем трем ситуациям). Группе предлагается дать определение конформности.

Резюме преподавателя. Конформность – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. [78] Конформность состоит не в том, что вы действуете так же, как все, но в том, что вы поддаетесь влиянию всеобщего действия. Вы ведете себя не так, как делали бы это в одиночку.

– Останутся ли ваше поведение и убеждения такими же вне группы?

– Вскочили бы вы в момент гола, будь вы единственным болельщиком?

– Когда вы пьете чай или кофе, как миллионы других людей, – это конформность?

Этап 2. Нонконформизм

Формы работы: индивидуальная работа, групповое обсуждение, информирование преподавателя.

Процедура проведения: студентам предлагается нарисовать портрет конформиста и нонконформиста и выразить свое отношение к обоим типам. Затем зачитывается ситуация. Студенты принимают групповое решение по ситуации. Преподаватель берет на себя роль отступника и оглашает свое мнение, противоположное групповому. Студенты как-то реагируют на действия преподавателя. Важны фиксация и осознание вербальных и невербальных реакций (отношение к инакомыслящему, проявление эмоций и пр.).

Павел, молодой отец семейства (жена и дети дошкольного возраста), имеет надежную, но малооплачиваемую работу. Денег семье хватает только на самое необходимое, они не могут позволить себе ничего лишнего. Он услышал от приятеля, работающего на бирже, что акции одной сравнительно малоизвестной компании могут вскоре в три раза подскочить в цене, если активизируются военные действия США с Ираном, или же значительно упасть – в противном случае. Сбережений у Павла нет, кредит ему не дают, взять денег взаймы не у кого. Чтобы вложить деньги в акции, ему придется заложить квартиру. Что вы можете посоветовать Павлу: рискнуть ему или нет?

– Какова была ваша реакция на действия отступника (отвержение, враждебность)?

– Какие чувства он вызвал (антипатия)?

– Как можно назвать такую роль?

Обсуждение: конформность – хорошо это или плохо? Если конформность – это плохо, а проявление индивидуальности – хорошо, почему была такая реакция на нонконформиста в нашем эксперименте? Преподаватель может привести примеры неконформного поведения исторических деятелей (например, М. И. Кутузов: исторические заслуги были признаны и оценены последующими поколениями. В момент принятия решения оставить Москву войскам Наполеона многие считали его поведение непатриотичным и даже преступным).

Резюме преподавателя. Констатация парадоксального, непоследовательного отношения общества к этому явлению. Несоответствие декларируемого одобрения нонконформизма неприятию такого реального поведения группой. Если отклоняющееся мнение оказывается верным и ведет к выигрышу, впоследствии нонконформист идеализируется и героизируется, но современниками он никогда не воспринимается с уважением.

Контрольные вопросы

1. Каково содержание понятия «конформность»?

2. Каковы основные причины конформного поведения?

3. Каковы основные формы конформного поведения?

4. Какой характер носит конформное поведение – сознательный или бессознательный?

5. Освобождает ли осознание наличия давления от его воздействия?

6. Зависит ли проявление конформности от личностных характеристик?

7. Каково содержание понятия «нонконформизм»?

8. В чем состоят особенности проявления роли «несогласного» в малой группе и в обществе?

Список использованной литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 517 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – 688 с.

4. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. – М.: Проспект, 2003. – 336 с.

Список рекомендуемой литературы

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 517 с.

2. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – СПб.: Питер, 2003. – 507 с.

3. Бэрон Р., Керр Н., Миллер X. и др. Социальная психология группы. – СПб.: Питер, 2003. – 269 с.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – 684 с.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Adblock
detector