Цивилизации как проверить и последнюю

7 типов цивилизаций по шкале Кардашёва

7 tipov civilizacij po shkale kardashyova 1230x550 60f

Николай Кардашёв – советский астрофизик, создавший весьма интересную классификацию космических цивилизаций, которая разделяет их на разные уровни развития в зависимости от того, сколько энергии они потребляют. Кардашёв пришел к выводу, что степень развитости общества складывается из двух факторов: технологии и потребление энергии. Если вкратце – чем лучше ваши технологии, тем больше энергии вы сможете потреблять. А чем больше энергии, тем лучше станут ваши технологии – смекаете как идеально замкнулся этот круг? Примечательно то, что по этому кольцу можно двигаться до бесконечности. В 1964 году Николай Семёнович представил научную работу под названием «Передача информации внеземными цивилизациями», где описал три типа космических цивилизаций, разделенных по количеству создаваемой и потребляемой энергии. Шкала Кардашёва заинтересовала многих физиков-теоретиков, поэтому со временем она была дополнена еще четырьмя уровнями (типами). В ее современном виде она представляет собой 7 типов цивилизаций, начиная с нулевого. Давайте же разберем их поподробнее.

0 уровень

Цивилизация, использующая не всю энергию своей планеты

Вы, наверное, уже поняли, что нулевой уровень цивилизаций по Кардашёву – это «человеки». Ну, мы с вами не совсем на дне, если уж на то пошло. Американский астроном Карл Саган на основе этой шкалы произвел расчеты и вычислил, что наш уровень находится около 0,72, и мы уверенно движемся к первому. Ну как, уверенно – согласно его предположениям, мы достигнем его лет через тысячу, не раньше, так как сейчас человечество потребляет лишь 0,17% всей энергии Земли.

civilizaciya ispolzuyushhaya ne vsyu energiyu svoej planetyЦивилизация, использующая не всю энергию своей планеты

Уровень I

Цивилизация, использующая весь энергетический потенциал своей планеты

Как я уже говорил, мы движемся к первому уровню. И мы продолжим это делать независимо от нашего желания или нежелания. И, когда человечество его достигнет, это станет, возможно, самым переломным моментом в жизни людской цивилизации. Точкой невозврата, в которой у нас будет только два дальнейших пути: либо погибнуть от того, что мы полностью выдоим всю энергию планеты; либо оперативно двигаться ко второму типу, попутно, возможно, колонизируя и другие миры.

В цивилизации первого типа все-таки есть свои плюсы: мы могли бы полностью контролировать Землю. Может мы даже сможем влиять на погоду, землетрясения, цунами, изменять флору и фауну, даже влиять на тектонические плиты – по-моему, звучит великолепно.

civilizaciya ispolzuyushhaya ves energeticheskij potencial svoej planetyЦивилизация, использующая весь энергетический потенциал своей планеты

Уровень II

Цивилизация, потребляющая всю энергию своей звезды

Чтобы перейти ко второму типу, нам понадобятся технологии, способные выстроить вокруг Солнца огромные сооружения. Какие? Я уже рассказывал о них в статье про Сферу Дайсона. Что-то на подобие ее нам и придется построить вокруг нашей звезды, чтобы потреблять ее энергию полностью.

Если вы думаете, что на этом крутость цивилизации второго типа заканчивается, вы еще никогда так не ошибались. Она должна будет населить сферу, чтобы полностью контролировать ее (жить практически на Солнце – неплохо так). Но даже это еще не все – эти люди смогут буквально контролировать орбиты всех планет Солнечной системы с помощью сферы. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что это общество будет потреблять колоссальное количество энергии – страшно даже представить, что оно может с этим сделать.

civilizaciya potreblyayushhaya vsyu energiyu svoej zvezdyЦивилизация, потребляющая всю энергию своей звезды

Уровень III

Цивилизация, использующая энергию целой галактики

Начинаем наше путешествие в мир научной фантастики. Цивилизация третьего уровня способна колонизировать многие звездные системы, тем самым подмяв под себя всю свою галактику. Она сможет построить огромное количество Сфер Дайсона, выкачивая энергию из каждой звезды. Более того, для нее не станет проблемой поглощение сверхновых и даже создание собственных Солнц. Галактика станет по сути песочницей для такой цивилизации.

civilizaciya ispolzuyushhaya energiyu celoj galaktikiЦивилизация, использующая энергию целой галактики

Уровень IV

Цивилизация, использующая энергию всей Вселенной

Чем дальше в лес… Ну, вы поняли. Цивилизация четвертого типа представляет собой сверхгалактическое общество, которое не просто может свободно перемещаться через всю Вселенную, но и потреблять энергию каждой галактики. Эти существа наверняка смогут управлять пространством-временем, победить энтропию и буквально достичь бессмертия. Вся Вселенная превратится в одну большую утопию, и это, честно говоря, звучит слегка жутковато. Но это хотя бы можно косвенно представить, а вот то, что будет дальше, может нехило так поднапрячь неокрепшие умы.

civilizaciya ispolzuyushhaya energiyu vsej vselennojЦивилизация, использующая энергию всей Вселенной

Уровень V

Цивилизация, способная использовать энергию нескольких Вселенных

Не то что бы я был ярым противником теории существования мультивселенной, но на данном этапе все это звучит как что-то из разряда метафизики (не то же самое, что физика – это вообще раздел философии).

Мультиверс стал популярным, когда все вокруг заговорили о теории струн – очень интересной теории, но пока что совершенно фантастической. В общем, как вы помните, общество четвертого типа уже должно быть способно манипулировать пространством-временем, а цивилизация пятого уровня сможет и вовсе построить свою собственную Вселенную, а то и не одну. Мозговыносяще не правда ли? Думаете, что это за гранью реальности и больше похоже на бред? Не волнуйтесь, вы не одни такие, я тоже так думаю. Однако, если вы думаете, что цивилизация пятого типа – это потолок, и попытка ее представления вызывает у вас головную боль, то, возможно, вам не стоит читать окончание этой статьи – поберегите нервы.

civilizaciya sposobnaya ispolzovat energiyu neskolkih vselennyhЦивилизация, способная использовать энергию нескольких Вселенных

Уровень VI

Вы все еще это читаете? Похвально. Шестой тип цивилизации – это нечто настолько абстрактное, что даже ваша вера в светлое будущее на его фоне кажется не такой уж и фантастической. Данные существа живут вне пространства и времени, они способны сами создавать и разрушать целые вселенные и даже мультивселенные. Проще говоря, эти существа – нечто абстрактное, живущие в каждом мире и времени, везде и нигде, всегда и никогда, сверхвселенские разумы.

И если шкала Николая Кардашёва права, и такая цивилизация существует сейчас, то со 100% вероятностью она ответственна за создание нашей Вселенной и нас тоже. И тогда получается, что одному из представителей такой цивилизации человечество поклоняется уже пару тысячелетий. Ему посвящали книги (как минимум одну вы точно знаете), во имя него начинались крестовые походы. А теперь представьте, что творилось бы, знай мы о целой цивилизации богов, и попытайтесь потом нормально уснуть.

tip omegaТип Омега

Источник

Civilization 6 — Как победить другие цивилизации религией?

Следующая глава дает советы о том, как добиться победы через религию и в каких ситуациях это целесообразно. Здесь также приведены инструкции по выбору чудес света, доктрин, стран и режимов, которые служат этой цели, а также руководству священников и апостолов.

Условия религиозной победы

Чтобы достичь религиозной победы, все другие цивилизации должны быть преобразованы в религию, которую они создали. Процесс является многоэтапным и подчиняется определенным правилам:

image1 205

1. Фильтр религии, 2. Религиозная ситуация в городе

Когда выбрать религиозную победу?

Религиозную победу легче всего достичь на небольших картах с небольшим количеством врагов — города реже превращаются, а это означает, что весь процесс занимает гораздо меньше времени. Это не означает, однако, что победа религией недостижима на больших картах — но это гораздо более сложная задача, в основном из-за количества конкурирующих культов и начальной гонки за великого пророка.

Создание религии — как обогнать других людей?

Создание вашей собственной религии — двухэтапный процесс. Во-первых, вы должны создать свой собственный пантеон — для этого вам нужно набрать 25 очков веры. Когда этот предел будет достигнут, вы сможете выбрать первое убеждение. Другие цивилизации, создавшие свои пантеоны, больше не смогут его использовать. Решение безотзывное, поэтому лучше продумать его.

Как только пантеон будет создан, цивилизация сможет принять участие в гонке за великого пророка. Он завербован, как и все другие великие люди, набрав соответствующее количество баллов великого пророка. Текущее состояние гонки можно проверить на панели великих людей в левом верхнем углу экрана. Кроме того, вы также можете заплатить золотом или верой, но в этом случае стоимость исключительно высока.

У каждой цивилизации может быть только один великий пророк, и глобальный предел числа пророков составляет половину числа цивилизаций плюс одна. Гонка, как правило, довольно упорная, поэтому вы должны увеличить свои шансы на:

image2 191

При наборе великого пророка поместите его в храмовом районе или Стоунхендже и начните новую религию. На этом этапе вы сможете выбрать имя и символ своего собственного культа, а также два связанных убеждения. Решение является безотзывным и блокирует доступ к выбранным опциям для других цивилизаций.

Дальнейшее развитие и расширение религии

На более позднем этапе игры появляется возможность набора религиозных единиц, используемых для продвижения религии в других городах, для защиты верующих от соблазнов иностранных религий и развития собственных убеждений. Чтобы нанять агентов этого типа, просто нажмите на город, в котором есть храмовый район, и из доступных вариантов выберите «Покупка за веру». Есть три типа религиозных единиц:

Как видите, основной целью религиозных объединений является обеспечение сильной религиозной позиции в городах. Однако здесь есть одна загвоздка — религиозные единицы могут быть набраны только в центрах с храмовыми районами, и их религия всегда совпадает с деноминацией большинства жителей того или иного города. На практике это означает, что если город будет преобразован из иудаизма в ислам, то с тех пор все апостолы, завербованные в нем, будут распространять религию Мухаммеда, а не Авраама. Стоит помнить об этом при планировании преобразования — преобразование всех вражеских городов, имеющих храмовые районы, делает его беззащитным (если только оно не устанавливает новый храмовый район в одном из других городов и не производит второго преобразования).

image3 81

Некоторые убеждения могут поддержать вас в вашем стремлении к религиозной победе

Во время борьбы за религиозную победу, стоит позаботиться о самых высоких доходах из точек веры, для которых будут набраны последующие религиозные агенты. Стоимость каждого последующего новобранца всегда немного выше, чем предыдущего, что может замедлить темпы завоевания новых апостолов. Однако это не меняет того факта, что стоит иметь как можно больше и постоянно загружать его в другие цивилизации — предпочтительно в большие скопления, благодаря чему можно будет преобразовать целые страны всего за несколько оборотов.

Борьба религии

Все религиозные единицы способны превратиться в богословскую войну, которая доступна только им. Священники разных религий могут сражаться друг с другом, если они находятся на соседних полях, и инициировать столкновение. Если один из священников потерпит неудачу, все города в 10 полях получат бонус к силе религии победителя и наказание за влияние религии побежденного. Таким образом, вы можете конвертировать много городов за один раз.

Эффективность лиц, ведущих богословскую борьбу, можно повысить несколькими способами:

Сила религиозных единиц уменьшается с ущербом, который они получают. Это также важно во время обычного превращения городов — священники менее эффективны, если они ранены (их сила падает пропорционально потере очков жизни). Религиозные единицы можно лечить только в пределах храмовых районов.

image4 125

Раненые священники менее эффективны

Распространять религию с помощью священников легко, потому что они могут проникать на чужую территорию даже с закрытыми границами. Однако во время войны они являются легкой целью — они мгновенно погибнут, если на них нападет отряд солдат, и влияние их религии во всех близлежащих городах будет уменьшено. Однако даже в этом случае они могут быть полезны — после смерти апостолы с чертами мученика оставляют реликвии, которые порождают точки веры и туризма.

Религиозная победа: лучшие цивилизации

Аравия — эта цивилизация получает свободного великого пророка в то время, когда предпоследний появляется в пределах предела, так что основание религии не является для нее проблемой. Медреса, которая является уникальной для арабов, заменяет университет и создает как точки обучения, так и веру.

Египет — более быстрое строительство районов на реках и возможность строительства сфинксов, порождающих веру и культуру, являются полезными активами, позволяющими упростить набор новых священников.

Испания — Уникальные конкистадоры Испании не только получают бонусы за сражения, если они находятся в той же области, что и религиозная единица, но они также автоматически конвертируют свои завоеванные города. Задания, поднятые строителями, гарантируют стабильный доход веры, в то время как инквизиторы могут бороться с ересью четыре раза.

Индия — исключительная для этой страны. Ступенчатые колодцы приносят различные доходы, в том числе и веру. Пассивная способность Ганди, с другой стороны, позволяет ему получать большое количество очков веры для каждой цивилизации, с которой он сталкивается (включая Индию), которая основала религию и не ведет никакой войны.

Россия — уникальный район Лавры, приносящий много пользы, в том числе повышенный доход от веры. Кроме того, все тундровые поля, принадлежащие России, получают +1 к вере и +1 к добыче.

Религиозная победа: полезные чудеса света

Некоторые чудеса света настолько важны, что они способны склонить чашу весов с обеих сторон, в то время как другие предлагают тонкие бонусы, которые поддерживают игрока различными способами. Следующие чудеса перечислены ниже, чтобы помочь вам достичь религиозной победы.

Собор Святой Софии: +4 верования за ход, миссионеры и апостолы могут распространять религию еще раз. Вы можете строить только на равнинной местности в окрестностях храмового района. Вы также должны иметь установленную религию.

Mont St. Мишель: +2 к вере на терне, +2 к реликвии. Все созданные вами апостолы получают навык «Мученик» (в дополнение ко второму выбранному вами навыку). Он может быть построен только на поймах или водно-болотных угодьях.

Стоунхендж: +2 к вере на терне, дает свободный великий пророк. Великий пророк может создать религию в районе Стоунхенджа, а не в районе храма. Чудо должно быть рядом с камнем и находиться на ровной поверхности.

Храм Махабодхи:+4 к вере на терне, дает 2 апостола. Строить можно только в лесу в непосредственной близости от храмового района с храмом. Вы также должны иметь религию.

Оракул: +1 к культуре, +1 к вере. Патронаж великих людей стоит на 25% меньше веры. Районы в этом городе дают +2 очка великого человека своего типа. Вы можете строить только на холмах.

image5 102

Вопреки видимости, Оракул может быть более полезным, чем Стоунхендж

Религиозная победа: учения и системы

Единственная система, полезная в борьбе за религиозную победу, — это теократия, доступная из средневековья. Это гарантирует не только скидки при совершении покупок за веру, но и возможность набора боевых единиц с помощью этого ресурса. Кроме того, все религиозные единицы получают +5 религиозной власти во время богословской битвы.

Есть несколько доктрин, которые значительно облегчают достижение религиозной победы. Наиболее важные из них приведены ниже в хронологическом порядке.

Особое внимание следует уделить первым двум доктринам, что значительно увеличивает вероятность основания религии.

image6 46

Название религии и ее символ не имеют значения

Религиозная победа: хитрости и советы

1. Не откладывайте возложение пантеона и религии. Если другие страны уйдут, победа через религию будет невозможна.

2. После установления религии немедленно отправьте миссионеров в близлежащие города. Таким образом, вы не только максимизируете бонусы, вытекающие из убеждений, но и расширяете территориальный диапазон вашего поклонения. Особое внимание следует уделять городам, принадлежащим другим цивилизациям — на ранних этапах игры они не смогут защитить себя от обращения.

3. Используйте богословскую войну. Постарайтесь получить преимущество над противником, группируя религиозные единицы на небольшом расстоянии друг от друга. Во время битвы 2-к-1 или 3-к-1 победа будет гарантирована.

5. Конвертировать с размахом. Попробуйте отправить миссионеров и апостолов в несколько городов одновременно, что увеличит ваши шансы превратить всю цивилизацию за более короткое время. Особое внимание следует уделить городам с храмовыми районами — после обращения вы больше не сможете набирать священников иностранных культов.

6. Тщательно покоряйте города, исповедующие другие религии. Обращение всех других цивилизаций необходимо для религиозной победы. Цивилизации считаются обращенными, если более половины их городов придерживаются вашей религии. На практике, если три из вражеских города были преобразованы, но еще три остаются верными другой религии, то повышение любой из последних даст вам победу (счет будет 4 к 2 вместо 3 к 3). К сожалению, это обоюдоострый меч, потому что поднятие слишком большого количества городов иностранных культов может привести к тому, что вы перестанете поклоняться религии, которую основали!

7. Приспособьте убеждения своей религии к ситуации на карте. Нет смысла выбирать догму, которую вы никогда не будете использовать — сосредоточьтесь на бонусах, которые облегчают преобразование других цивилизаций и приносят доход. Полный список всех убеждений можно найти в Civilopedia, доступной в самой игре (символ «?» В правом верхнем углу экрана).

Источник

Будущее нашей цивилизации: гибель или бессмертие?

Наблюдая за тем, как развивается технический прогресс, наука и медицина, все чаще приходишь к мысли, что к концу XXI века человечество обретет силу древних богов, о которых когда-то слагались мифы. Но к чему все это приведет и что ждет нас на пути к Олимпу?

94914725c8090646106aefee665adca6

Все технические революции, которые мы наблюдаем, можно считать этапами большого пути к одной великой цели: созданию планетарной цивилизации. Переход к ней должен стать, вероятно, величайшим событием в истории человечества. Мало того, поколение живущих сегодня людей можно смело считать самым значительным из всех, что когда-либо жили на нашей планете. Именно они должны определить, достигнет ли человечество этой великой цели или будет ввергнуто в пучину хаоса. С того момента, когда наши предки впервые вышли из Африки около 100 000 лет назад, миновало около 5000 поколений, но лишь одно поколение — сегодняшнее — определит судьбу нашего мира.

В отличие от профессиональных историков, которые рассматривают историю через социальные движения, войны, деяния королей, распространение идей и прочее, физики рассматривают историю через призму потребления энергии.
На протяжении бессчетных тысяч лет человек был ограничен одной пятой лошадиной силы, т.е. силой своих рук. Целые эпохи человека, по существу, сложно отличить от жизни диких животных: маленькие племена, добыча пропитания в суровом и враждебном мире. Не существовало никаких записей, вся информация передавалась из уст в уста у одиноких степных костров. Средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла 18–20 лет. Все имущество человека ограничивалось тем, что он мог унести на плечах. Большую часть жизни человек страдал от голода, а после смерти пропадал бесследно, ничего после себя не оставив.
Но вот завершился последний ледниковый период и люди сумели одомашнить лошадей и быков, тем самым увеличив энергию, которой могли распоряжаться до 1 л.с.

f690f494cdcc8ab9169a0262097c96b3

Излишки, возникшие в результате сельскохозяйственной революции, породили новые нетривиальные способы сохранения и приумножения богатства. Возникли математика и письменность, позволившие организовать учет благосостояния. Потребовались календари, чтобы определять сроки сева и сбора урожая; потребовались писцы и счетоводы, способные следить за капиталом и облагать его налогом. За счет излишков были созданы большие армии, королевства, империи, возникли рабство и древние цивилизации.
Промышленная революция показала, что капитал могут создавать машины, а массовое производство может приносить сказочное богатство. Крестьяне, изголодавшиеся в очередной неурожайный год и измотанные тяжким трудом на полях, бежали в города и превращались в промышленных рабочих. Затем тележников и кузнецов сменили автослесари, а двигатель внутреннего сгорания дал человечеству сотни лошадиных сил.
И вот, наконец, сегодня мы наблюдаем очередную волну: сейчас источником капитала стала информация. Богатство стран теперь измеряется электронами, бегающими по всему миру по проводам. Уже сейчас вокруг нас повсюду используются и развиваются интернет-платежи, электронные валюты (в т.ч. и игровые валюты, криптовалюты, такие как, например, нашумевший Bitcoin), различные системы оплаты. Наука, коммерция и развлечения сегодня путешествуют со скоростью света. Человек, где бы он ни находился, в любое время может получить всю необходимую информацию.

Цивилизации типа I, II и III

Живущим сегодня людям довелось жить в период,
который можно рассматривать как три или четыре
самых необычайных столетия в истории человечества.
Джулиан Саймон

Но к чему приведет человечество экспоненциальный рост потребления энергии? Можем ли мы ответить на вопрос: что случится с человечеством через сотню или даже тысячу лет такого развития?
Физики для классификации цивилизаций оценивают их на основе законов термодинамики, а также все по тому же критерию: потребляемой энергии. Сканируя небо в поисках внеземных цивилизаций, они ищут вовсе не биологические формы жизни, а объекты с выработкой энергии, соответствующей цивилизациям типа I, II и III. Впервые такую иерархию предложил русский астрофизик Николай Кардашев в 1960-е для классификации радиосигналов от возможных цивилизаций в открытом космосе.

0b3f1db520be68676f39de7cce872a32

Он прекрасно понимал, что цивилизации могут кардинально различаться по культуре, общественному устройству, принципу управления и т. п., но законы природы неумолимы и поэтому даже самые высокоразвитые цивилизации вынуждены им подчиняться. Благодаря этому, ясно, что с Земли мы можем зарегистрировать и измерить лишь одно — потребление энергии, и классифицировать цивилизации следует именно по этому критерию. Кроме того, согласно Второму закону термодинамики, любая высокоразвитая цивилизация создаст энтропию в виде использованного тепла, которое неизбежно уйдет в космос. Поэтому даже если эта цивилизация попытается замаскировать свое присутствие, будет невозможно скрыть слабое свечение, создаваемое их энтропией.

Цивилизация I типа – это цивилизация, которая использует всю энергию, приходящуюся от звезды на планету, или точнее 10 16 Вт. При помощи этой энергии такая цивилизация может управлять ураганами, корректировать погоду, строить города даже в океанах. Их ракеты бороздят космос, но их источники энергии в основном ограничены родной планетой. Такие цивилизации – настоящие хозяева своей планеты и поэтому называются планетарными.

Цивилизация II типа использует энергию всей звезды, или приблизительно 10 26 Вт. Такие цивилизации, вероятно, могли бы даже контролировать солнечные вспышки. Кроме глупости обитателей планеты, ничто известное науке не сможет уничтожить такую цивилизацию. Кометы и метеоры можно будет направлять в другую сторону, ледниковые периоды можно будет предотвратить, изменяя климатические условия, даже угрозы взрыва близлежащей сверхновой можно избежать, просто-напросто покинув родную планету и транспортировав цивилизацию подальше от опасности.

Цивилизация III типа уже исчерпали энергию одной солнечной системы и колонизировали обширные участки родной галактики. Мощность потребления таких цивилизаций оценивается величиной порядка 10 36 Вт – такую энергию дают 10 миллиардов звезд. Цивилизацией III типа можно, пожалуй, назвать Империю из саги «Звездные войны» или, может быть, боргов из «Звездного пути». Те и другие колонизировали значительную часть своей галактики, захватив миллионы звездных систем. Они могут путешествовать по галактике как угодно.

5b7ed08f1deadbab6e655ae471da5ab0

Таким образом, типы различаются между собой в 10 миллиардов раз, т.е. энергопотребление цивилизаций III типа в 10 миллиардов раз больше, чем у цивилизаций II типа.

1be0572bd39f1d4e719dd4dc5f1523d4
где K – рейтинг цивилизации, а W – энергопотребление в ваттах.

e382ba799f44ff1259aca3d72573e8b1

По состоянию на 2007 год значение по шкале Кардашева составляет примерно 0,72. Важно отметить, что по формуле Сагана, значение 0,72 означает, что человечество использует около 0,16 % от общего объема энергетического бюджета планеты. Так что нам еще идти и идти до планетарной цивилизации I типа, ведь в отношении выработки энергии цивилизация первого типа все же в тысячу раз превосходит цивилизацию типа 0,7.

Чтобы понять, сколько нам потребуется времени на этот переход, можно произвести нехитрые вычисления. Чем грандиознее экономика, тем больше энергии ей требуется, а поскольку ВВП многих стран находится в пределах 1-2% в год, можно ожидать роста потребления энергии примерно с такой же скоростью. При таких скромных показателях нам понадобится 100-200 лет для достижения статуса планетарной цивилизации. Для достижения уровня цивилизации II типа потребуется от 1000 до 5000 лет. И, наконец, для III типа нужно от 100 000 до невероятного по людским меркам 1 000 000 лет.

Переход к первому типу

Прекратить стремиться к будущему, где технология и биология сливаются в единое целое и ведут к сингулярности, — это все равно, что отказаться от своей сущности.
Deus Ex: Human Revolution

Читая статьи на любимом Хабре, статьи в газете, видя новости по зомбоящику, мы постоянно видим все новые свидетельства того, что человечество стоит на пороге перехода от условного типа 0 к типу I. Цивилизация I типа рождается на наших глазах.

Переломный момент в истории

Итак, теперь вы убедились, что человечество находится на переломном моменте в истории развития нашей цивилизации – переходу к первому типу. Но что таит в себе этот переход?

Возможно, именно по этой причине мы не наблюдаем другие цивилизации в нашей галактике. Их погубили внутренние противоречия или собственное загрязнение, в то время как они стремились достичь статуса цивилизации первого типа.

Так что, этот переход станет испытанием огнем для всей нашей цивилизации и главная роль – роль кузнеца принадлежит нашему поколению. Если мы выживем, мы станем сильнее – подобно тому, как закаляется сталь.

Классификация по информации

Мы создали такую сложную, быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, что должны все чаще справляться с избытком информации таким же образом, как животные, которых мы давно превзошли.
Роберт Чалдини. «Психология влияния»

Информационная революция заставила ученых обратить внимание на то, что не только энерговооруженность может показать уровень развития цивилизации, но также количество информации, которое цивилизация способна перерабатывать.

Условия развития для разных цивилизаций во Вселенной не могут быть одинаковы. Можно вообразить планету, где атмосфера хорошо проводит электричество. В таких условиях любой компьютер быстро сгорит, так что жители этой планеты могут использовать только самые примитивные электрические приборы. Будет трудно создать интернет, что будет сильно тормозить развитие науки и экономики. В конечном счете, такая цивилизация сможет подняться по шкале Кардашева, но этот подъем будет очень долгим и болезненным.

Саган предложил применить информационный критерий для еще одной классификации. Он выделил типы от A до Z, где к типу A относятся примитивные цивилизации, в которых еще нет письменности, но уже существует разговорный язык. Чтобы понять, сколько информации может содержать такая цивилизация, Карл Саган предложил использовать игру «20 вопросов», когда нужно отгадать загаданный предмет, при этом задав не более 20 вопросов, ответ на которые лишь «да» или «нет» (например вопрос: «Это съедобное?»). В итоге мы поделим мир на 2 20 частей (или приблизительно 10 6 ). То есть информационное содержание цивилизации типа A равняется 10 6 бит информации.

Древняя Греция была цивилизацией с развитой письменностью, богатой литературой и содержала около миллиарда единиц (10 9 ) информации, что соответствует типу С.

Приблизительно оценив современное количество книг в библиотеках, приблизительное количество страниц в каждой книге, количество фотографий, видеозаписей, Саган пришел к цифре 10 15 бит. Так что нас можно классифицировать как тип H. Учитывая наше энергопотребление мы – цивилизация типа 0,7H.

Когда земная цивилизация разовьется до типа 1,5J или 1,8K, овладеет технологиями межзвездных полетов – возможно, именно тогда произойдет наш первый контакт с внеземными цивилизациями. Но до этого момента у нас впереди еще как минимум несколько столетий или даже тысячелетий. Информационная оценка галактической цивилизации III типа возможна, если умножить количество планет в нашей галактике, благоприятных для жизни, на информационное содержание каждой планеты. Саган оценивает такие цивилизации как тип Q. В то время как тип Z соответствует цивилизации, способной использовать информационное содержание миллиарда галактик, то есть практически всей видимой вселенной.

Классификация по энтропии

Дорога цивилизации вымощена консервными банками.
Альберто Моравиа

Чтобы всесторонне оценить развитие цивилизации, одной энергии и информации не достаточно. Чем больше энергии потребляет цивилизация и чем больше производит информации, тем больше страдает окружающая среда. И это не просто мусор. Отходы цивилизаций I и II типа могут попросту их погубить.

28ecf98f62435c72d3c412e53dafa23d

Если представить себе цивилизацию II типа, которая потребляет всю энергию, излучаемую звездой, можно предположить, что КПД двигателей, которыми пользуется эта цивилизация, составляет 50%, тогда половина потребляемой энергии уходит в атмосферу в виде паразитного тепла. Температура на планете будет расти, пока жизнь на ней станет попросту невозможна.

Нечто похожее было изображено в мультфильме «ВАЛЛ-И», где человечество так сильно загадило Землю, что в итоге оставило все как есть и переселилось на космические корабли.

Выходит, что бесконтрольный рост энергопотребления означает самоубийство. Нужна новая шкала, которая бы принимала в расчет эффективность, загрязнение среды, выброс паразитного тепла. Можно выделить два типа:

Шаги к будущему

Невозможно представить, на какие высоты может подняться через тысячу лет власть человека над материей. Может быть, мы научимся лишать вес тяжести и придавать ему абсолютную легкость, чтобы легче было перевозить. Сельское хозяйство, возможно, будет требовать меньше труда и давать удвоенный продукт. Все болезни можно будет предотвратить или вылечить, не исключая даже и старость, а жизнь продлить на сколько угодно, до допотопных мерок и даже более.
Бенджамин Франклин

Что касается нашей земной цивилизации, то поскольку космические полеты будут еще в течение нескольких столетий безумно дороги, а терраформирование близлежащих планет и лун будет представлять собой гигантскую научную и экономическую проблему, то наша развивающаяся цивилизация потенциально может задохнуться в собственном лишнем тепле, если не сумеет миниатюризировать и рационализировать обработку информации.

Человеческий мозг содержит около ста миллиардов нейронов (число галактик в видимой вселенной) и практически не выделяет тепла. Сейчас ученые пытаются симулировать работу нейронной сети головного мозга с помощью суперкомпьютера (Симуляция 1-й секунды активности 1% мозга заняла 40 минут на кластере из 82 944 процессоров), но по-видимому, если бы стояла задача создать компьютер, способный производить вычисления со скоростью в квадриллионы байт в секунду — задача, которую мозг выполняет без всякого напряжения, — то такой компьютер, вероятно, занимал бы несколько кварталов, а для его охлаждения потребовалась бы целое водохранилище. Мы можем размышлять над тонкими материями и при этом совсем не потеем.

Конечно же, мозг это вовсе не компьютер, тут нет центрального процессора или операционной системы. Мозг – это нейронная сеть, в которой модели памяти и мышления распространены по всему мозгу, а не сосредоточены в центральном процессоре. И электрические сигналы между нейронами являются по сути химическими, так что мозг не может совершать быстрых сложных вычислений, но зато компенсирует свою медленную работу возможностью параллельной обработки данных и может фантастически быстро принимать новые задачи.

Сейчас ученые пытаются применять идеи, заимствованные у природы. Идут работы над развитием ДНК-компьютеров и квантовых компьютеров. Вместе с развитием нанотехнологий мы сможем находить более эффективные пути развития, нежели создание огромных количеств лишнего тепла, угрожающего нашему существованию.

Хотя космические полеты в большей части XXI века останутся уделом самых богатых людей и государств, создание «космического лифта» может все изменить. Углеродные нанотрубки достаточно прочные и легкие, чтобы выполнять функцию троса такого лифта. Создание лифта оценивается в 7—12 млрд долларов США. НАСА уже финансирует соответствующие разработки американского Института научных исследований, включая разработку подъёмника, способного самостоятельно двигаться по тросу.

c9db8b80949b2975d3509c991bc8df58

Но даже если такая технология станет реальностью, лифт будет способен доставлять грузы или астронавтов на околоземную орбиту, а не к другим планетам. Все проблемы космических колоний упираются в тот факт, что полет на Луну (не говоря уже о полетах к другим планетам) во много раз превышает стоимость полета на околоземное пространство. Размещение человеческой колонии на Луне или Марсе обанкротит любое государство, не принося никакого дохода.

Кроме экономических проблем, необходимо учитывать опасность людям на борту, космическая радиация, длительное нахождение в невесомости, возможность катастрофы (мы все еще используем ракеты на жидком топливе, и вероятность катастроф составляет один к семидесяти) – все эти проблемы еще долго будут мешать нам осваивать Солнечную систему.

Конечно, через пару столетий все изменится: стоимость полетов снизится достаточно чтобы активно поддерживать и развивать колонии на Марсе которые мы сможем создать, возможно, уже через пару десятков лет. Высадка первых людей на Марсе, согласно проекту Mars One, состоится уже в 2023 году.

Создание солнечно-ионного двигателя может стать толчком для межзвездных полетов. Такие двигатели будут обладать малой тягой, зато они могут поддерживать эту тягу годами. Они будут концентрировать солнечную энергию, разогревать газ, например цезий, а затем выпускать его через сопло, что обеспечит умеренную тягу, которую можно будет поддерживать почти до бесконечности.

Хотя держа курс на цивилизацию I типа, мы вряд ли потянемся к звездам, скорее всего мы еще в течение многих столетий будем оставаться на Земле, преодолевая националистические, фундаменталистские, расистские и сектантские проблемы, борясь с повышением температуры на планете, парниковым эффектом и бесчисленным множеством других проблем.

Наука позволила человечеству поднять разрушенные города и страны из руин войны, обеспечить мир и процветание миллиардам людей. Истинное могущество науки в том, что она увеличивает наши возможности и придает силы, предоставляя нам выбор. С одной стороны, наука способствует изобретательности, творчеству и терпению, присущим человечеству, но с другой — усиливает и наши явные недостатки. Человечеству очень важно обрести мудрость и направить меч науки в нужную сторону.

В нашем обществе трудно обрести мудрость. Айзек Азимов однажды сказал: «Самое печальное в нынешнем обществе то, что наука аккумулирует знания быстрее, чем общество обретает мудрость». Мартин Рис предостерегает: «Если мы друг друга поубиваем, то уничтожим поистине космические возможности. Так что если кто-то верит, что жизнь на Земле — это явление уникальное, то это не означает, что жизни всегда предстоит быть незаметной деталью этой вселенной».

Что ж, мы живем в интереснейшее время. Наука и техника открывают перед человечеством новые миры, о которых прежде мы могли только мечтать. Именно наше поколение решит, погибнет ли человечество или обретет бессмертие, сделав шаг к цивилизации I типа.

Источник

Adblock
detector