Цивилизация как основная типологическая единица истории

Цивилизация как основная типологическая единица истории

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Категория «цивилизация» многозначна и трудно поддается определению. Даже если отбросить первоначальное обыденное значение понятия (как синонима воспитанности, светскости, умения непринужденно держать себя в обществе), остается множество различных его восприятий. Л.Февр в 1930 году опубликовал статью «Цивилизация: эволюция слова и группы идей», в которой исследовал употребление этого понятия публицистами и историками на протяжении XVIII-XIX столетий. В 1920-1960-е годы проблемами цивилизаций занимались многие видные европейские историки: в Германии О.Шпенглер («Закат Европы»), в Англии А.Тойнби («Постижение истории»), во Франции историки школы «Анналов».

О.Шпенглер полагал главным в цивилизации форму и стиль культуры. А.Тойнби рассматривал цивилизации как единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Отсюда следовало, что цивилизация – это сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования и развития. По определению школы «Анналов», цивилизация – это разностороннее и цельное описание общества в какую-либо из эпох его развития.

В наши дни историки широко используют это понятие для характеристики исторического процесса, но единого (универсального) толкования нет. Наиболее распространенными и признанными являются два:

· цивилизация – совокупность уникальных проявлений общественных порядков, отличающих одни исторические общности от других;

· цивилизация – предельно широкое понятие, обозначающее всю совокупность проявлений и предпосылок жизни человеческого общества.

Признавая огромное множество цивилизаций, историки задавались вопросом: какие факторы определяют существо цивилизации, ее неповторимый облик? Чаще всего выделялись следующие:

— географическая (или природная) среда обитания;

— система ведения хозяйства;

Авторы учебных пособий часто прибегают к синтезу всех попыток предшественников и стремятся дать объемное определение этого понятия. Наиболее удачное, на наш взгляд, содержится в курсе лекций Л.И.Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций»: «Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, хозяйстве и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».

Как видно из этого определения, в центре исторического процесса – человек, с особенностями его миросозерцания, сложными взаимосвязями с обществом. Отсюда видно также, что общество – саморазвивающаяся система.

Источник

Понятие цивилизации как основной типологической единицы истории

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Российские историки обращаются к опыту западной исторической науки. Все большее внимание отводится цивилизационному процессу, он сегодня стал преобладающим в российской исторической науке. В чем его преимущество? Прежде всего в его универсальности. Его прин- ципы применимы к истории любой страны, народа. Эта теория в значи- тельной мере учитывает опыт других школ и направлений, носит срав- нительный (компаративный) характер. История народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилиза- ций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, их особенности. Такой подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории и культуре.

Важно, что при этом подходе не отрицается методика других школ, она может быть использована в рамках этого подхода.

Цивилизация используется как основная типологическая едини-

Существует множество определений цивилизаций. Здесь харак-

теристика ее (цивилизации) дается как целостная общественная сис-

тема: «Цивилизации – это целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимозависимы…». Нашим рабочим определением может быть следующее: «Цивилизация – это сообщество людей, объ- единенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической орга- низации, культуре, экономике и психологическое чувство принад- лежности к этому сообществу».

Цивилизации определяются тремя типами:

1. Цивилизация непрогрессивного развития (аборигены Австра-

лии, индейцы Америки, племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы). Следует отметить, что этот тип развития очень хру- пок, при этом типе цивилизации нет развития, общество «движется» по замкнутому кругу и разорвать этот круг можно только извне. Лю-

бые столкновения с людьми другой цивилизации могут привести к гибели. Это хорошо прослеживается на исторических примерах с ин- дейцами Америки, народами нашего Крайнего Севера. Мир долго не признавал ценности данного типа цивилизации, относился к нему

варварски. Сегодня точка зрения на этот тип (вымирающей цивили- зации) изменилась. Глубокие знания природы, высокий уровень раз- вития их мышления, богатейшая мифология, наконец, просто гуман- ные отношения вызывают огромный интерес и желание сохранить,

спасти этих людей. Подробнее о них можно узнать в курсе « Культу-

рология» и в специальной литературе.

2. Цивилизация циклического развития – Восток.

3. Цивилизация прогрессивного развития – Запад.

Цивилизации восточная и западная принципиально отличаются друг от друга социальной, политической, экономической структурой и религией. Восточные цивилизации называют традиционными, на- целенными на исторически сложившиеся социальные и политические

структуры. Западные – либеральными, ориентированными на всякого рода новации, на свободу и суверенность индивида. Противопостав- лять западную цивилизацию (как более передовую) восточной (от- сталой) некорректно – это то же самое, что противопоставлять холод-

ное острому. У этих цивилизаций ценностные характеристики, отсю-

да у них иная ритмика развития.

Восточная цивилизация – это цивилизация медленного движе- ния. Время трактуется здесь как циклическое. Человек живет одно- временно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Это связано с тем, что душа на Востоке считается бессмертной, она лишь меняет

форму своего существования. Поэтому умершие предки (прошлое)

существуют в настоящем, но в другой форме.

Для ментальности народов, относящихся к этому типу, характе- рен харизматический характер общественного сознания и сосредото- ченность на духовном. Истовость религиозного поиска, аскеза, стремление к духовному совершенству характерно для буддийской

Индии. Китайское конфуцианство в этом смысле более умеренно, но вакуум заполнен культом легендарных героев, древних мудрецов, ко- торым подражали до самоотречения.

Общества построены на принципах коллективизма. Личные ин-

тересы полностью подчинены общим: общинным, государственным.

Важнейшим элементом общественного устройства являлась об- щина, социальные роли в которой были жестко закреплены. Знамени- тый китайский мудрец Конфуций (V в. до н.э.) говорил: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном». Смысл этой мудрости: в человеческом сообществе ка- ждый играет определенную роль и менять ее человеку не дано.

640 1

В восточных обществах отсутствовала классовая структура, и

классовые категории к ним неприменимы. Это страны, где нет ры- ночной экономики, нет социально-классовой дифференциации. В та- ком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умножающего капитала.

Верховным собственником всего выступало государство, власть. Принадлежность к власти (должность) опосредованно давала право на собственность (она могла быть и наследственной). Но это не част- ная собственность. Деньги вкладывались в дом, безумную роскошь, а не превращались в работающий капитал.

Основу социальной регуляции общества составляла власть-

иерархия. Право существовало, но власть вне права. Все связи в об- ществе носят вертикальный характер, все замыкается на единолично- го правителя. Коррупция, злоупотребления властью при такой обще- ственной системе неизбежны.

Огромную роль в обществах восточного типа играло государст- во. Тип государства – деспотия. Государство связывало воедино об- щины, брало на себя функции управления обществом и т.п. При ос- лаблении государства это общество распадалось. Деспотизм власти

объяснялся во многом отсутствием частной собственности и, следо- вательно, полной зависимостью от государства. В соответствии с вос- точными представлениями человек – это песчинка на берегу океана

вечности. От него ничего не зависело. Не случайно распространен- ный символ восточной культуры – человек в лодке без весел. Жизнь человека определяло течение реки, т.е. исторические традиции, при- рода, государство, поэтому весла человеку не нужны.

Для восточного типа цивилизаций характерна богатейшая ду-

ховная жизнь. Центр мировой цивилизации в VII–XII вв. был на Вос- токе, где произошло соединение арабо-мусульманской культуры с достижениями древнегреческой. Вся жизнь человека должна была соответствовать религиозным требованиям. Глубокое проникновение религии во все сферы общественной жизни привело к подчинению государству и превращению его по сути в религиозную организацию.

В странах восточного типа внедряются ценности западной ци-

вилизации, особенно рыночные структуры. Активно этот процесс развернулся после Второй мировой войны. Выделяются три варианта модернизации обществ восточного типа.

1. Внедрение и приспосабливание ценностей западного цивили- зационного типа развития к собственным условиям в полном объеме: рынок, демократия, достижения научно-технического прогресса (при- мер Японии и Индии). Но здесь по-прежнему сильны такие традици-

онные ценности, как харизматическое отношение к лидеру, коллекти-

визм, подчинение интересов личности коллективу.

2. Внедрение организационно-технологических элементов за- падного общества, рыночных отношений при сохранении обществен- ной системы восточного типа (пример Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов, Турции, Южной Кореи).

3. Перенесение только организационно-технологических струк-

тур западного общества при отрицании рынка и демократии (пример Китая эпохи Мао-Цзэдуна, Кубы, Северной Кореи). Модернизация проходила здесь под знаменем социалистической идеи в марксист- ском варианте, проповедующей индустриальный прогресс в условиях социального равенства и коллективизма. Но этот путь привел к черте саморазрушения. Большинство стран, которые развернули модерни- зацию на основе социалистической идеи, отказались от этого.

Модернизация стран Востока не означает создание единой миро- вой цивилизации с однотипными ценностями. Фундаментальные ос- новы жизни, мировоззрения, основанные на религии, остаются незыб- лемыми. Государство по-прежнему играет главенствующую роль, об- ладает колоссальной собственностью в большинстве стран. Сохраня- ется религиозно-детерминистское социальное поведение, особенно в мусульманских странах. Частная собственность не пользуется прести-

жем, хотя существует и укрепляется. В общественном сознании гос-

подствует приоритет духовных ценностей. Восток остается Востоком.

Западная цивилизация это цивилизация интенсивного разви- тия. Социум может кардинально измениться на протяжении жизни одного поколения. Символом этой цивилизации является человек- кентавр. Зародился этот тип цивилизации в Древней Греции и Древ-

Тип государства – демократия. Существовала свобода слова, вы- борность органов власти. Рабство существовало на протяжении мно- гих веков (в США оно было отменено в середине XIX в.). Однако не рабство обеспечивало процветание в период античности (труд рабов неэффективен). Секрет уникальных достижений античности – в свобо- де, а не в рабстве. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации.

Этот тип цивилизации связан с христианством как духовной ос- новой. После падения Римской империи в Европе наступило время темных веков (V–XIII вв.), связанных с христианским фанатизмом. Религия пронизывала все стороны жизни европейского общества: по-

литическая организация базировалась на Боге и религии, семья явля- лась священным религиозным союзом, экономика контролировалась церковью, культура носила исключительно религиозный характер.

Эпоха Возрождения (XIV–XV вв.) позволила освоить опыт, на- копленный античной цивилизацией. Идеи римского права о непри- косновенности частной собственности способствовали развитию ча- стного товарного производства, ориентированного на рынок.

Колоссальное значение для становления европейской цивилиза- ции имела религиозная Реформация в первой половине XVI в. Ре- формация породила новое направление в христианстве – протестан- тизм, который стал духовной основой западной цивилизации. Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия,

Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. – страны, принявшие в ходе религиозных войн протестантизм.

Протестантизм раскрепостил личность от давления церкви. Он утверждал новую трудовую этику: «Молись и работай». Протестан-

тизм утверждал, что стремление к богатству, получению прибыли –

это есть служение Богу, поскольку богатый человек тратит свои сред- ства не только на себя, но и на общество. Католичество осуждало стремление к извлечению прибыли. В Евангелии от Матфея (VI, 24) говорилось: «Никто не может служить двум господам… Не можете

служить Богу и Маммоне». Реформация открыла дорогу парламента-

ризму и промышленной революции.

В ходе исторического развития сформировались основные чер-

ты ментальности европейских народов.

Для Европы характерно представление о линейном, быстроте- кущем времени, которое состоит из трех ступеней: прошлое, настоя- щее, будущее.

В общественном сознании господствует убеждение в необходи- мости постоянного развития, прогресса. В христианстве заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития человека и об- щества. Не случайно западную цивилизацию называют христианской. Достаточно обратиться к библейской притче о Моисее, который вы- вел народ израилев из египетского плена. Побег из плена – это дви- жение во времени, движение к свободе, к земле обетованной, от нера- венства и угнетения к равенству и Божьему избранничеству. От чело- века требовалось потратить жизнь на совершенствование себя и ок- ружающей жизни. После смерти высший суд должен воздать каждо- му по заслугам.

Для этого типа цивилизации характерна идеология индивидуа- лизма. Приоритет личности, ее интересов безусловен. Важно, что об- щественное сознание воспринимает мир только в реальности. Оно рационально, свободно от религиозной догматики в решении практи- ческих вопросов.

Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентиро- вано на христианские ценности как высшие и нормативные, как на идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства – это общественная мораль.

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характе-

ризует европоцентризм. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное – отсталая периферия. Немецкий философ Гегель вы- двинул тезис о Европе как завершении всемирной истории. В этом же ключе разрабатывался исторический материализм К. Маркса и Ф. Эн- гельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь.

Развитие западной цивилизации порождает глубокие противоре-

чия. Связаны они с сущностными характеристиками западного мира. Это частная собственность, рыночные отношения, которые порожда- ют имущественную и социально-классовую дифференциацию.

Особенно ярко это демонстрирует XX век, полный революцион- ных выступлений. Организовались силы, которые выступали против ценностей западной цивилизации, составляющих ее основу.

Появилась теория – марксизм, доказывающая, что на стадии фаб- рично-заводского производства можно перейти к иному обществу – социализму. Марксизм был учением, выдвигавшим альтернативу за-

падному пути развития.

К. Маркс предполагал, что в результате человечество получит общество разума, справедливости и равенства. Но для этого необхо- димо отказаться от того, что сложилось на протяжении столетий: ин- дивидуализма, частной собственности, рынка, демократии. Что должно двигать западную цивилизацию, по мнению К. Маркса? Предполагалось, что в коммунистическом обществе все граждане бу- дут добровольно и сознательно трудиться по способностям и удовле- творять свои нужды по потребностям, тем самым создавая благополу- чие общества. Раскрыв механизм появления социально-классовых про- тиворечий, ведущих к разрушению западной цивилизации, К. Маркс взамен преложил умозрительную идею.

Западную цивилизацию разрушали и дестабилизировали не толь- ко социально-классовые конфликты. Эпоха образования националь- ных государств, колониальное господство привели к тому, что евро- пейская нация была возведена в высшую ценностную категорию. Как следствие появляется национализм. В 1835 г. Жозеф Артюр Гобино разработал основы расовой теории. Утверждалось извечное превос- ходство белой расы над другими. Национализм грозил разрушением гуманистической культуры, войнами не только Европе, но и миру.

Национализм и социально-классовые противоречия породили фашизм. Фашизм предлагал альтернативу западному типу развития.

Коммунизм и фашизм свидетельствовали, что западная цивили-

зация переживала жесточайший кризис.

Однако существовала линия на поиск смягчения существующих противоречий западной цивилизации, на ее обновление. Эта линия связана прежде всего с именами американского президента Ф. Руз- вельта и английского экономиста Д. Кейнса. Осознавая, что наличие большого количества бедных, резкая социально-имущественная диф- ференциация опасны для общества, государство должно оказывать неимущим слоям поддержку, перераспределять часть национального дохода, отнимая его у богатых в виде налогов; оно должно страховать общество от голода, безработицы, нищеты.

На протяжении 40–70-х гг. XX в. западная цивилизация приоб-

Изменились формы собственности. Из в значительной мере ин- дивидуальной она превратилась в различные формы коллективной. Преобладают коллективные формы владения собственностью и капи-

талом: акционерные, кооперативные и т.д.

Уменьшилось число абсолютно неимущих. В западном общест- ве образовались мощные средние слои, которые заинтересованы в стабильности общества, в демократии. Социальная база для разруши- тельных тенденций значительно сузилась.

Научно-техническая революция привела к изменениям в соци-

альной структуре общества.

Возросли производительность и качество труда и, следователь- но, совокупное национальное богатство. Это позволило создать высо- кий уровень социальной защиты личности, сравнительно высокий уровень благосостояния.

Укрепились демократические институты. Многое достигнуто в обеспечении прав личности. Права личности – это главный лозунг, под которым развертывалась борьба за демократию в XX в. и на со-

Утвердилась идея многонационального сообщества, тенденция к объединению Европы.

Все эти факторы, однако, не означают, что западная цивилиза-

ция не имеет проблем. Этот тип цивилизации по своей сути противо- речив, остроконфликтен. По прогнозам, Запад столкнется с новым разрушительным кризисом уже в первой четверти XXI в., но он будет разворачиваться на другой основе.

Вся доступная нашему обозрению история человечества являет- ся историей становления, расцвета, гибели и взаимодействия народов, культур и цивилизаций. Они являются субъектами исторического

Источник

Цивилизация как основная типологическая единица истории.

История как наука. Функции, принципы, методы изучения истории.

Цивилизация как основная типологическая единица истории.

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные черты духовной жизни;

2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение культур;

4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);

2) восточный тип цивилизации;

3) западный тип цивилизации;

4) современный тип цивилизации.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав

Источник

Adblock
detector