Цивилизация как техническое оснащение культуры доклад
Техника как сущность современной цивилизации
Содержание:
Предмет: | Культурология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 17.05.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Одним из основных компонентов культуры является технология. Технология укоренена в культуре и является формой человеческой деятельности. Невозможно также понять саму технологию вне культурного контекста, как невозможно понять человечество вне такой деятельности. Поэтому мы говорим как о культурной ценности технологии, так и о технических аспектах культуры. Вхождение техники в сферу культуры позволяет понимать ее только как средство выживания человека. Становится ясно, что технология-это, прежде всего, средство формирования и развития личности.
Если в прошлые века отношение к технике применялось чисто, то наше время поставило это явление в центре общественного внимания и привлекло внимание миллионов людей. Понимание истории и важности каждого человека-это неотложная задача.
Основы возникновения и развития техники
Современные представления о происхождении возникновения технологии можно выделить в два блока.
Технологию можно рассматривать как символическое средство сохранения и передачи технологической культуры. Его особенность в том, что эта техника «наглядна», «очевидна» для всех. В то же время долгое время казалось, что все содержание технологической деятельности доступно. Вот почему уже давно существует признание очевидной «полезности» технологии. Технология как форма культурно-языковой коммуникации не только улучшает процесс передачи информации, но и модифицирует технологический процесс и формирует тайну техники.
Современные исследователи, помимо антропологического происхождения техники, подчеркивают социокультурные предпосылки ее возникновения. Они являются результатом наличия общих представлений о мире, научных и религиозных взглядов, уровня развития искусства, нравственности и других культурных признаков.
Существует несколько подходов к объяснению происхождения техники: натуралистический, волевой, рациональный.
Натуралистический подход подчеркивает естественную основу возникновения технологии. Согласно этой точке зрения, человек, как слабое существо перед лицом природы, вынужден производить технические артефакты, чтобы защитить себя от враждебных природных сил инженерия является одним из человеческих инстинктов с этой точки зрения. Таким образом, инженерный импульс обнаруживается в самых ранних культурах. Этот подход фокусируется на иррациональных детерминантах технологического поведения, но не объясняет появление современных технологий, основанных на науке.
С точки зрения амбициозного подхода, технология определяется природой лишь частично. Еще одним фактором, определяющим его происхождение, является воля. Это воля мирового вселенского порядка, источник всех фундаментальных ценностей западной цивилизации. Существуют также так называемые священные, дьявольские описания технических сил, которые, возможно, являются результатом безудержного поклонения технике.
Третий подход к вопросу о происхождении техники условно называют рациональным. Технология и техническая деятельность понимаются как сознательно разработанные действия. Это приводит к двум возможным объяснениям. Одна из них связана с сущностью технического знания и объясняется технической и научной рациональностью. В другой версии рациональность исходит от божественного повеления. Но в отличие от натуралистического подхода источником технологического развития является не природа, а интеллект.
Становится все более очевидным, что эволюция техники должна четко учитывать культурную ценность создания и функционирования техники, а также рост фундаментальных исследований в области естественных наук.
Техника. Цивилизация. Культура
Что такое технология? Пожалуй, ни одно из явлений, окружавших человека на рубеже ХХ века, не вызывает такого противоречивого отношения к себе, как техника. Разногласия между людьми были замечены сравнительно недавно. Перед Второй мировой войной судьба устройства волновала больше художников и поэтов, чем философов и социологов. Продолжающийся технический прогресс после промышленной революции, казалось, подтвердил рационалистическую идею контроля человека над природой и оптимизм эпохи Просвещения. Возросли надежды на культурный, экономический и моральный прогресс в области науки и техники. От спасителя она стала виновницей всех бед нашего времени. В чем причина признания этой опасности? Во-первых, растет непредсказуемость природных и человеческих последствий, которые приносят все более сложные технологии. Необходимость «предвидеть неожиданное» требует надежности технологии, особенно если ее сложность превышает управляемость человека. И, наконец, масштабы технологического развития привели к возникновению Особого технического мира. Этот техномильный закон позволяет людям «мстить» за свое невежество и пренебрежение.
Сегодня ясно, что термины «прикладное естествознание», «методы (средства) естественного подчинения», «методы природы и ее открытия, развития, самосохранения человека», «средства прибавочного производства», «средства освобождения от ограничений природы», «технологии» искусственного окружения используются в узком и широком смысле.
Из многих определений ясно, что технология проявляется как многогранное и многогранное явление.
Существует пять ключевых аспектов технологии, которые изучаются различными науками:
Если первый аспект технологии будет изучен достаточно тщательно,то второй аспект будет представлять интерес в связи с экологическими кризисами, переживаемыми человечеством, и поэтому последний вопрос, интенсивно присутствующий в настоящее время – социокультурное измерение технологии-все еще начинает разрабатываться, и никто не воспринимается как проблема.
Выделим основные основные социокультурные особенности данной технологии:
Отвечая на вопрос «в чем социокультурный смысл технологии?», давайте обратимся к пониманию культуры, которая предстает перед нами в трех лицах:
Конечно, технология как культурный феномен имеет все эти измерения. Можно рассматривать как социокультурную ценность технологии:
Технология как культурный феномен имеет различные связи с другими культурными феноменами, такими как наука, мораль, экономика,политика и искусство.
Отношения между человеком и технологией
Общепризнано, что технология обогащает человеческое существование и является средством, с помощью которого человек приспосабливает окружающую среду к себе, экономит усилия, изменяет обстоятельства и облегчает жизнь:
Кризис техногенной цивилизации
В результате стремительно расширяющегося технологического процесса, с одной стороны, система ценностей, управляющая культурой, с другой стороны, европейская цивилизация приобретает технический характер и ее важнейшей чертой является утрата человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями.
Сегодня технология не только включена в культуру, но и приоритеты современной цивилизации распространяются, приводя к главенству технологической рациональности. По сути, в этом и заключается суть техногенной цивилизации.
По мнению Г.Маркузе, наибольшее напряжение в человеческом обществе вызывает попытка подчеркнуть эти особенности в масштабе культурных универсалий, определяющих техническую природу современной цивилизации, с тем чтобы осознать катастрофу господства технологических направлений и сделать новый выбор приоритетов в меру социокультурных ценносте:
Из других социокультурных универсалий западноевропейской культуры как основы технологической цивилизации мы имеем стремительную, экспоненциально меняющуюся предметную жизнь (массовую культуру, продукты питания, одежду) глобализации, которая влияет на образ жизни, чему способствуют средства массовой информации и современный транспорт.
Человечество может найти выход из него, и в чем же суть кризиса искусственной цивилизации? Мы исходим из того, что человечество имеет возможность преодолеть этот кризис.
И, наконец, важнейшим условием преодоления кризисов является также революционное изменение инженерного мышления и поведения.
Существует три стадии этого процесса:
Заключение
Суть и смысл дальнейшего развития техники заключается в разработке таких стратегий проектирования и систем управления, которые обеспечивают выживание человека.
Чем больше развивается техногенная цивилизация, тем острее будет духовная, нравственная, правовая, философская и религиозная потребность, и это только для «человека культуры», совершенствования и развития человеческой культуры.
Поиск спасительных вариантов развивал философов, этнологов, культурологов и историков в противовес технологическим, и нас это угнетало, говоря о ценностях общей организации общественной жизни с мифологическим мировоззрением, которое защищает по отношению к природе и пронизывает космическим мироощущением.
Таким образом, Тойнби, Леви-Стросс, Мирч Элайде, Лосев, Фейерабенд, Башляр, Гейзинг и другие пытаются осмыслить не только весь опыт духовного развития человечества, но и последние три столетия европейской цивилизации, что означает замену нынешних форм естественнонаучного и технического образования теми, которые учитывают требования человека и окружающей среды. это значит.
Но как бы они ни проклинали технологию, человечество никогда не вернется к каменному топору. Луддитское движение и его последующий рецидив доказали только одно. Наука и техника обеспечивают землю богатыми благами, создают материальные условия для процветания общества, для развития личности, а ему эти творения человеческого ума и рук. Это противостояние нельзя исключать, поскольку неограниченная эксплуатация природы, вплоть до технического прогресса и экономической мощи, и технологическая и технологическая деятельность являются целью культурного развития и развития человечества.
XX век войдет в историю как век небывалого подъема научно-технического прогресса, становления, глубокого утверждения технологической цивилизации. Это время приносит все достижения в реализацию норм, идеалов и принципов данного этапа развития человеческой цивилизации. Но они также связаны со всеми тупиками, проблемами и противоречиями, оставленными прошлым веком для будущего развития человечества.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Техника.Цивилизация.Культура
Основы возникновения и развития техники, ее значение. Определение понятия и специфика культурологического изучения техники. Особенности ее социокультурных смыслов и взаимодействие с другими элементами. Общая характеристика кризиса техногенной цивилизации.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.07.2010 |
Размер файла | 41,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Основы возникновения и развития техники
2. Техника. Цивилизация. Культура
2.1 Что такое техника?
2.2 Специфика культурологического изучения техники
2.3 Социокультурные смыслы техники
2.4 Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами
3. Кризис техногенной цивилизации
Список использованной литературы
Одной из базовых составляющих культуры является техника. Техника укоренена в культуре и является одной из форм активности человека. Как нельзя понять природу человека вне этой формы активности, так и невозможно понять саму технику вне культурного контекста. Поэтому мы говорим как о культурной ценности техники, так и о технической стороне культуры. Выход техники в область культуры освобождает ее от понимания только как средства выживания человека. Становится ясно, что техника, прежде всего, является средством формирования и развития человека.
Если в прошлых столетиях отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло это явление в центр общественного внимания, привлекло к нему взоры миллионов людей. Осмысление ее значимости для истории и каждого человека стало насущной задачей.
Первые зачатки философии техники возникли в XIX в. в Германии, Франции. В марксистской традиции техника трактуется как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Олвин Тоффлер и ряд других философов поставили острейшие проблемы о ее статусе, сущности, перспективах будущего развития. Вместе с тем еще в древней Греции использовалось понятие «техне», которое обозначало мастерство, искусство, понимаемое как умение нечто сформировать, создать из естественного материала.
Есть несколько концепций исторического развития техники. В классическо-марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком. «Естественное» заменяется «искусственным», созданным, расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Меняется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.
Все вышесказанное обосновывает актуальность темы реферата.
Цель данной работы: всестороннее изучение, анализ и обобщение взаимоотношений техники, цивилизации и культуры.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 19 страниц.
1. Основы возникновения и развития техники
В современных представлениях об истоках возникновения техники можно выделить два блока.
Технику можно рассматривать как знаковое средство хранения и передачи технической культуры. Особенность ее в том, что техника «наглядна», «очевидна» для всех. При этом долгое время казалось, что доступно все содержание технической деятельности. Вот почему в течение долгого времени царило представление об однозначной «полезности» техники. И лишь со временем стали все больше обнаруживать, что техника как форма культурно-языкового общения не только совершенствует процесс передачи информации, но и видоизменяет технический процесс, формирует некоторую тайну techne.
Кроме антропологических истоков происхождения техники современные исследователи выделяют социокультурные предпосылки ее возникновения. Они кроются в том, что техника возникает на фоне общего социокультурного развития, как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры.
В объяснении происхождения техники сложилось несколько подходов: натуралистический, волевой, рациональный.
Натуралистический подход выделяет естественно-природные основания возникновения техники. Согласно этой точке зрения человек, как существо слабое перед лицом природы, вынужден производить технические артефакты, чтобы защититься от враждебных природных сил. Инженерия представляет собой, с этой точки зрения, один из инстинктов человека. Поэтому инженерный импульс обнаруживается в самых ранних культурах. При этом подходе внимание сосредоточивается на нерациональных детерминантах технических действий, однако не объясняет появления современной техники, основанной на науке.
С точки зрения волевого подхода, техника только частично определяется природой. Другим фактором, обусловившем ее происхождение, является воля. Эта воля мирового вселенского порядка, являющаяся источником всех фундаментальных ценностей западной цивилизации. Существует также так называемое сакральное, дьявольское объяснение технической власти, которая якобы является результатом безграничного поклонения технике.
Третий подход к проблеме происхождения техники условно называют рациональным. Техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие. Отсюда вытекают два варианта объяснения. Один из них связан с сущностью технического знания и объясняется технико-научной рациональностью. В другом варианте рациональность выводится из божественного веления. Однако в отличие от натуралистического подхода источником технического развития является не природа, а интеллект.
В настоящее время становится все более и более ясным, что эволюция техники тесно связана не только с ростом фундаментальных исследований в области естествознания, но и должна явно учитывать культурные ценности, в которых создается и функционирует техника.
2.1 Что такое техника?
Пожалуй, ни одно из явлений, окружающих человека на рубеже ХХ века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Эту противоречивость люди заметили сравнительно недавно. До второй мировой войны судьбы техники волновали больше художников и поэтов, чем философов и социологов. Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, как казалось всем, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой и оптимизм века Просвещения. Укреплялись надежды на культурный, экономический, моральный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня же растут беспокойство и нападки на технику: из спасительницы она стала виновницей всех бед нашего времени. С чем же связано осознание этой опасности?
Во-первых, возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника. Необходимость «предвидеть непредвиденное» требует надежности техники, особенно тогда, когда ее сложность превосходит контролирующие возможности человека. И, наконец, масштабы развития техники привели к возникновению особого технического мира. Законы этого техномира могут «мстить» людям за их незнание и пренебрежение к ним.
Сегодня существует огромное количество определений техники: «прикладное естествознание», «способ (средство) подчинения природы», «способ упорядоченности природы и ее открытия, освоения, самосохранения человека», «средство производства излишков», «средство освобождения ограничений природы», «создание искусственной среды», «опредмечивание человеческой деятельности» и др. Очевидно, что термин «техника» употребляется в узком и широком смысле слова.
2.2 Специфика культурологического изучения техники
Из многочисленных определений видно, что техника предстает как многогранное, многоаспектное явление. Можно выделить пять важнейших аспектов техники, изучаемых различными науками: инструментально-технологическое измерение; естественное (природное) измерение; индивидуальное человеческое измерение; социальное измерение; культурное измерение (Таблица 1).
Аспект изучения техники
во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая “логика”.
Естественное (природное) измерение
естествознание и инженерная экология
Индивидуальное человеческое измерение
антропология, психология, физиология, эстетика, эргономика и др.
социология, экономические науки, политология, культурология
Как особая область философского знания исследование техники оформляется в Германии в последней четверти XIX столетия в работе немецкого исследователя Э.Каппа «Основы философии техники». Приблизительно через 20 лет формируется общая теория техники, начало которой было положено в исследованиях Эспинаса. Проследим историю и логику становления понятия «техника» (Таблица 2).
Таблица 2. История и логика становления понятия «техника»
Этап становления понятия «техника»
Э. Капп “Основы философии техники”
Общая теория техники
Социологическое осмысление техники, разрушитель-ное воздействие машинного производства на рабочего
Проблема возникновения, существования, особенностей технической науки как специфической области знания в системе наук
Экзистенциалистская интерпретация техники о ее роли в динамике культурного пространства
М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет
Анализ техники с позиций философско-социальной антропологии
А. Гелен, Г. Плесснер
Рассмотрение техники с социологической точки зрения как исторической судьбы современной цивилизации
Этические проблемы техники
Теоретическое осмысление техники в России
П.К. Энгельмейер и Н.А. Бердяев
Современное изучение техники в России (после 60г.)
работы В.Г. Горохова, В.И. Белозерцева, В. Чешева, Г. Шеменева и др.)
2.3 Социокультурные смыслы техники
Выделим основные фундаментальные социокультурные черты техники:
— техника как средство преобразования среды, природы и человека;
— техника как посредник между человеком и природой;
— техника как средство, изменяющее самого человека.
Отвечая на вопрос: «Каковы же социокультурные смыслы техники?», обратимся к пониманию культуры, которая предстает перед нами в трех ликах:
1) культура как результаты деятельности человечества, выступающие как ценности;
2) культура как степень совершенствования способов деятельности;
3) культура как степень развитости духовной составляющей личности.
Безусловно, техника как явление культуры имеет все эти измерения. Как социокультурная ценность техника может рассматриваться:
3) как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предметного, вещного мира. По сути, составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы.
Социокультурный смысл техники как степени совершенства способа деятельности состоит в том, что она представляет собой «искусность», «мастерство» (и этот смысл в слове «techne» заложен изначально), и при этом мастерство не только собственно инженерной деятельности, но и любой другой (техника чтения, техника приготовления пищи, техника осуществления власти и т.д.). В этом плане техника представляет собой технологию (способ) деятельности, а ее социокультурный смысл заключен в технологическом совершенстве.
Социокультурный смысл техники как степени развития человека (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а, во-вторых, служит средством реализации природных задатков. Подчеркнем, что эти социокультурные смыслы техники не лежат на поверхности, они есть рефлексия вписанности техники в культурное пространство, но без осознания этих смыслов дальнейшая техническая деятельность человечества может оказаться губительной.
Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчестве: миф о Прометее, научившем людей техническим навыкам; миф о Дедале и его сыне Икаре, решавших задачу полета с помощью крыльев; миф о строительстве Вавилонской башни и его неудаче и др.
Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Такова, например, христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия. Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии.
Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники. Осмысление этой характеристики породило множество вопросов: о месте техники в сообществе людей; о мере влиянии ее на характер социума; о включении техники в систему социальных, политических, в том числе международных, отношений; о воздействии на психическую, интеллектуальную, духовную жизнь; об устранении негативных последствий техники; о необходимости особого этоса (системы нравственных норм) жизни в техническом мире и т.п.
2.4 Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами
Техника как явление культуры находится в многообразных связях с другими явлениями культуры: наукой, моралью, экономикой, политикой, искусством и др.
В то же время, в культуре существуют отношения между внетехническими областями, сферами культуры, которые, тем не менее, связаны с техникой.
Взаимоотношение техники с нравственностью проявляется в возникновении определенных личностных качеств, таких как предприимчивость, организованность, дисциплинированность, ответственность, собранность, но также и расчетливость, меркантильность, стандартизация поведения и мышления.
1) проблема искусственного и естественного интеллекта;
2) образ жизни человека в техномире.
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая «дефицит человечности», появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья. Нет никакого сомнения, что компьютерная техника оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.
Очевидно, что эта неизбежность может быть смягчена, но не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами приводит к отчуждению от наших природных истоков. Даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на «природу», он уже не в состоянии слушать голоса, звуки и шорохи леса, и образ гуляющего в лесу человека с наушниками уже не удивляет. Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.
3. Кризис техногенной цивилизации
Сегодня получает распространение мысль о том, что техника не только включена в культуру, но и приоритетна в современных цивилизациях, что приводит к господству технической рациональности. Собственно, в этом и состоит сущность техногенной цивилизации. И требуется, по мнению Г. Маркузе, предельная напряженность человеческого общества, чтобы оно осознало катастрофу господства технических ориентаций и сделало новый выбор приоритетов в шкале социокультурных ценностей. Выделим те черты в шкале культурных универсалий, которые определяют техногенный характер современной цивилизации:
— особое представление о природе;
— деятельность человека направлена на преобразование предметов;
— технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне социокультурного измерения.
Из других социокультурных универсалий западноевропейской культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, отметим быстрое, в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; пуританскую этику; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы. Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт.
В чем состоит сущность кризиса техногенной цивилизации, может ли человечество найти пути выхода из него? Будем исходить из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса.
Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры. Другим важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое измерение.
И, наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже ХIХ и ХХ веков. Можно выделить три этапа в этом процессе:
— понимание методов и способов эксплуатации техники;
— социокультурное осмысление техники.
В конце прошлого века наступило осознание пределов роста индустриальной цивилизации. Ярче всего это видно в факте появления глобальных проблем. Начиная с деятельности «Римского клуба» и личной подвижной жизни А. Печчеи, представители современной глобалистики обосновали варианты возможного развития человечества на ближайшее время, каждый из которых ведет к гибели человечества, если не будут найдены альтернативы современной техногенной цивилизации.
Поиски спасительных альтернатив побудили философов, этнографов, культурологов, историков обратить более пристальное внимание на те цивилизации, которые развиваются в противовес техногенной и угнетены ею. Речь идет о ценностях родовой организации общественной жизни с мифологическим мировоззрением, которое выполняло охранную функцию по отношению к природе и было пронизано космическим мироощущением.
Поэтому искания в лице таких современных мыслителей как Тойнби, Левй-Стросс, Мирч Элиде, Лосев, Фейерабенд, Башляр, Хейзинг и других, пытающихся осмыслить весь опыт духовного развития человечества, а не только трех последних столетий европейской цивилизации, подает надежды на положительные ответы на вопрос: «Чем и как заменить современную техногенную цивилизацию с ее агрессивной позицией по отношению к природе?» Но это означает и замену естественнонаучного и технического образования в его нынешней форме на другую, учитывающую человеческий и экологический императивы.
XX век войдет в историю как век небывалого взлета научно-технического прогресса, становления и глубинного утверждения техногенной цивилизации. Всеми своими достижениями это время обязано реализации норм, идеалов и принципов данного этапа цивилизационного развития человечества. Но именно с ними же связаны и все тупики, проблемы и противоречия, оставляемые ушедшим веком будущему развитию человечества.
Таким образом, осознавая в целом феномен техники и технологий как один из главных итогов XX века, можно уверенно констатировать их широкий выход за рамки собственно науки и техники, их кардинальное влияние на гуманитарную и социальную сферы развития общества.
Список использованной литературы
Подобные документы
Развитие техногенной цивилизации. Новые ценностные ориентиры как специфика нынешнего этапа развития человеческого общества. Общие сведения о традиционных и новых материалах, полимерные материалы. Революционный прорыв в биотехнологии, область применения.
реферат [33,7 K], добавлен 18.11.2009
Определение, сущность, этапы и хронология развития биотехнологии, ее взаимосвязь с биоорганической химией в современных условиях. Анализ и характеристика исследований Л. Пастера. История прогрессирования и особенности применения техники секвенирования.
реферат [22,9 K], добавлен 02.03.2010
Способы построения естественнонаучной теории: зарождение эмпирического научного знания, развитие естествознания в эпоху античности и средневековья. Взаимодействие естественных наук. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.
контрольная работа [34,6 K], добавлен 26.04.2009
Естествознание как особая форма знания, предмет методы ее изучения, история становления и развития в человеческой культуре. Принцип относительности, соотношение пространства и времени. Принципы возрастания энергии. Место химии в современной цивилизации.
методичка [35,6 K], добавлен 16.01.2010
Общая характеристика одного из крупнейших типов беспозвоночных – хордовых, их внутреннее и внешнее строение. Особенности подтипов бесчерепные и личиночно-хордовые. Сравнение с другими вторичноротыми. Гипотезы происхождения и пути эволюции данного типа.
контрольная работа [1,3 M], добавлен 06.03.2011
Общая характеристика, оценка роли и значения в биоценозе леса рыжего лесного муравья. Особенности и принципы построения муравейника, распределение ролей в нем. Взаимоотношения с другими обитателями леса, специфика питания. Почвообразующая деятельность.
реферат [30,2 K], добавлен 23.04.2013
Механизмы и этапы формирования биоплёнок, их ультраструктура и клиническое значение. Микробный состав и взаимодействие микроорганизмов. Генетические методы изучения и культивирования биоплёнок. Формирование, рост, миграция планктонных форм клеток.
курсовая работа [322,5 K], добавлен 04.12.2014