Цвет как выразительное средство искусства

Консультация для педагогов «Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей»

0db4a7175f9dcd774edc7bb959b4ac87 Татьяна Заварухина
Консультация для педагогов «Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей»

«Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас

каждый цвет, ибо цвета говорят с нами на наречии,

более утончённом, нежели слова…»

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие.

Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений.

Цвет – одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. В своих работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного детства. Эстетический мотив при выборе цветаформируется постепенно: в старшем дошкольном возрасте таким мотивом является красота (несмотря на субъективность восприятия, существуют общие для детей-дошкольников цветовые предпочтения и отношения к эмоциональной стороне цвета, иные, чем у взрослых).

Так что же такое цвет? Из чего он состоит? Почему один весёлый, а другой заставляет грустить? Все эти тайны дети постигают на занятиях по изобразительной деятельности.

Итак, цвет – световой тон чего-нибудь, окраска; душа живописи; самый могучий чародей в руках ребёнка.

В работе с цветом педагог должен учитывать,что:

с возрастом у детей меняются цветовые предпочтения;

через цвет ребёнок способен усваивать новую информацию;

с помощью цвета дети выражают свои эмоции, внутреннее состояние, которое иногда трудно выразить словами.

Вот как описал Ю. А. Полуянов первое впечатление ребёнка от прикосновения к миру красок и цвета: «Первое знакомство с красками – значительное событие в жизни ребёнка. С каким восторгом он рассматривает каждую из них, и в первую очередь самые яркие – красную, жёлтую, синюю! Как увлекается тем, что может попробовать каждую краску! Сам вид красочных пятен на листочке кажется ему чудом»

Восприятие цвета в жизни, в произведениях искусства связано у взрослого с множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного опыта. У дошкольника ещё нет такого богатого разностороннего опыта цветовых впечатлений. Однако к старшему дошкольному возрасту у детей формируются предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний. Они способны различать множество оттенков.

Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти качества требуют обогащения, художественного развития, которое педагог может осуществлять в процессе обучения.

Первое восприятие у детей дошкольного возраста обычно связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – некрасиво». Занимаясь художественным творчеством, ребёнок отдаёт предпочтение цветам, которые нравятся. С помощью этого средства выразительности он передаёт своё отношение, свои чувства к тому, что рисует. Для изображения понравившегося выбирает яркие, чистые цвета, разнообразные сочетания. То, что не нравится и некрасиво, изображается детьми небрежно, с предпочтением тёмных цветов.

Замечено, что одарённые дети по-особому воспринимают цвет и используют его в своих работах. Они не ограничиваются только теми стереотипами, которые используют все остальные. Для них характерно использование фантастического цвета, непредсказуемого цветосочетания, совмещения в одном предмете нескольких оттенков, плавного переливания одного в другой.

С возрастом знания детей о цвете расширяются, они узнают большое количество оттенков, а старшие дошкольники учатся сами смешивать краски и получать новые цвета и оттенки.

Дети узнают также, что цветпредметов может изменяться в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зелёная, а зрелая может быть красной или чёрной, листья на деревьях летом зелёные, а осенью – разноцветные и т. д.

Так постепенно обогащаются цветовые представления детей и это находит отражение в их изобразительной деятельности.

Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной.

Для того, чтобы дети могли умело использовать цвет в своём творчестве, чтобы он им помогал в создании выразительных работ, педагогу необходимо познакомить детей с такими понятиями, как, цветовой круг, насыщенность, контраст, цветовая гамма, колорит.

Существуют различные точки зрения на цвет, его природу. В научном цветоведении в качестве основных принято называть красный, зелёный и синий цвета. Эта триада лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон.

Художники привыкли считать основными три цвета – красный, жёлтый и синий. Эти цвета соответствуют трём краскам, из которых путём смешивания можно получить наибольшее число цветов.

Все цвета, которые может видеть человек делятся на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). Основные хроматические цвета, кроме белого, серого и чёрного образуют цветовой круг.

Для того, чтобы дети лучше запомнили основные цвета и оттенки можно использовать наглядное пособие «Цветовой круг». Оно поможет детям лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепенно переходит в другой, образуя множество смежных цветов и оттенков.

Каждый цвет может отличаться друг от друга по цветовому тону, насыщенности (степени выраженности определённого цвета) и светлоте.

Например, объясняя детям как получить разные оттенки одного цвета (темнее, светлее) можно использовать стакан с водой. Капая краску в воду, дети наблюдают за постепенным превращением воды из светлой в тёмную. Получить разные оттенки можно и другим путём – добавляя в основной цвет белую или чёрную краски.

Цветовой круг можно разделить на две половины так, что в одной половине окажется гамма красного цвета и его оттенков (тёплая, а в другой – гамма синего цвета и его оттенков (холодная).

Для знакомства детей с тёплой и холодной гаммой цветов на занятиях рекомендуется использование различных дидактических игр и заданий.

Например, «Составь узор только в холодной или только в тёплой гамме»

«Раскрасить одну половину предмета холодными красками, а другую –

можно рассказать детям о том, что не бывает плохих цветов – есть плохое сочетание, рассказать «Сказку про краски тёплые и холодные»; предложить детям составить палитру тёплых цветов и палитру холодных цветов, а затем нарисовать радугу – символ радости и гармонии, изысканного цветосочетания.

Кроме этого дети должны знать о контрастных цветах. Это цвета, расположенные в цветовом круге друг против друга.

С понятием контраста детей также можно знакомить через игровые упражнения и творческие задания.

Например, расположить один и тот же предмет на поверхности разного цвета. Найти контрастное сочетание, т. е где предмет наиболее ярко выглядит, хорошо выделяется на фоне.

Для того, чтобы дети могли создать выразительную работу им необходимо знание о колорите, т. е цветовых сочетаниях. Они могут быть контрастными (где каждый цвет сохраняет свои особенности, они не поглощают друг друга, нейтральными (цвета «растворяются» друг в друге, их трудно различить, гармоничными (каждый цвет дополняет друг друга).

Для того, чтобы детям легче было усвоить это понятие можно предложить такое задание. Пусть они пофантазируют – нарисуют картину, используя любые цвета и оттенки, какие больше нравятся. Затем рассмотреть полученные работы, найти наиболее гармоничное (красивое) сочетание цветов, контрастное, отметить работы, где цветовое решение менее удачное (т. е цвета плохо сочетаются, не взаимодействуют друг с другом).

Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Доказано, что цвет и чувства человека тесно связаны. При плохом настроении и яркие краски солнечного дня, могут показаться резкими, неприятными. Наоборот, хорошее настроение способно богато расцветить даже пасмурный день поздней осени. Случается и так, проснётся человек, что называется, не в духе, увидит чистые, прозрачные краски весеннего утра, и неприятные воспоминания исчезнут, напряжение спадёт – настроение улучшится.

Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумеваются те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. Цвета как будто посылают нам различные сигналы, вызывают у нас различный эмоциональный отклик.

Красный цвет – цвет радости и победы

Оранжевый – согревает и бодрит

Жёлтый цвет – цвет хорошего и весёлого настроения

Голубой цвет – цвет спокойствия, меланхоличности

Белый цвет – символ чистоты, нежности

Зелёный цвет – действует успокаивающе, приятен для глаз

Чёрный цвет – угнетает, если употребляется один, но в соседстве с другими – подчёркивает их яркость.

В процессе овладения детьми навыков по использованию цвета развиваются их творческие способности. Наиболее быстро и успешно они развиваются в игре.

Таким образом, постепенно, знакомясь с цветом, его свойствами, характеристиками в процессе игры, упражнений, выполнения практических заданий ребёнок усваивает знания, развивает навыки, приобретает умения использовать цвет – как средство выразительности в художественно-творческой деятельности.

detsad 166180 1490347518Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Презентация «Использование техники «коллаж» как средство развития художественно-творческой деятельности у дошкольников» Все мы знаем, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и т. д.).

Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей» Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями.

Консультация для педагогов «Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника» Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника. Творческая активность- это умение видеть прекрасное.

Консультация для воспитателей «Цвет как средство выразительности детского рисунка» Консультация для воспитателей. «Цвет как средство выразительности детского рисунка». Цвет является одним из важных средств художественной.

detsad 991442 1487233007Музыкально-двигательные композиции как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей Создание музыкально-двигательных композиций, как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Согласно ФГОС дошкольного.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование художественно-творческой деятельности дошкольников» Прокопова Е. Л., воспитатель «Формирование самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников». Семинар-практикум Два.

Консультация для родителей «Формирование потребности в художественно-творческой самореализации детей 5–7 лет» В статье рассматриваются проблемы творческого развития ребенка и формирования потребности в художественно-творческой самореализации, учитывая.

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста. Цель: исследовать и выявить формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста, изучить предметно-развивающую среду посредством.

Источник

Цвет, как средство художественной выразительности.

Цвет в искусстве, художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок. Ц. выступает в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произведений искусства (см. Полихромия). Ц. может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с др. объектами и окружающей средой (см. Синтез искусств), материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Ц. может образовывать условные системы, имеющие символическое значение (особенно на ранних ступенях развития культуры или в средневековье, см., например, Иконопись). В отдельные эпохи в развитии мирового искусства складываются свои, характерные для этой эпохи, представления об использовании Ц., связанные с понятиями стиля, направления, творческого метода.

Основное выразительное средство живописи это цвет. Способность цвета, вызывать различные чувственные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Колорит обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности. Цветовая композиция влияет на ход восприятия зрителем единства художественного произведения. Его ритмически организованное пространство является конструктивно построенной формой, позволяющее обобщить или детально воспроизвести очертание предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

При работе с цветом цель художника – создание гармонии, где согласованность цветовой гаммы между собой в результате найденной пропорциональности площадей, пятен, их равновесие и созвучие, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и конфигурация пятен, размер площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между различными цветовыми пятнами любой композиции существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий и т.д. Такая гармония должна вызывать у зрителя определенные положительные чувства и ощущения.

Белые, серые и черные цвета называются АХРОМАТИЧЕСКИМИ, а те которые имеют цветовой оттенок, называют ХРОМАТИЧЕСКИМИ. Все хроматические мы можем различать по трем признакам. Такими признаками считаются ЦВЕТОВОЙ ТОН (оттенок цвета), СВЕТЛОТА и НАСЫЩЕННОСТЬ (интенсивность или сила цвета).

Художественное проектирование интерьеров

Психология дизайна интерьера

Интерьер играет большую роль в нашей жизни. Вспомните, сколько времени мы проводим на улице, а, сколько в помещении. Большая часть нашей жизни проходит в замкнутом пространстве зданий. Поэтому очень важно, в каком пространстве мы работаем и отдыхаем. Иногда мы недооцениваем, как влияет дизайн интерьера на нашу собственную жизнь. Психология говорит о том, что, неправильно организовав пространство, мы тем самым способствуем болезням, депрессии или появлению негативного внутреннего климата в семье.

Парадокс в том, что люди, с одной стороны, не могут существовать без общества других людей, а с другой стороны, хотят иметь возможность в любой момент уединиться. Каждый человек индивидуален – это всегда нужно учитывать, проектируя дизайн интерьера для семьи из нескольких человек. При начальном проектировании дизайна интерьера все жилое пространство делится на зоны по количеству проживающих людей.

В интерьере квартиры выделяется зона общего пользования (гостиная, кухня-столовая), где встречается вся семья, и происходит общение. Конечно, каждому хорошо бы иметь персональную комнату, особенно в случаях когда требуется уход за больными. Но, к сожалению в реальности так обычно не получается, поэтому чаще пространство делится на зоны по другому – мобильными перегородками, ширмами, подиумами. Также применяется разное освещение или визуальное зонирование, создаваемое цветом и фактурой материалов. Задача при этом одна: у каждого члена семьи должно быть собственное пространство, для работы и отдыха.

h

Занимаясь зонированием в новой квартире в первую очередь нужно подумать о самых юных и о самых взрослых членах семьи. Им больше других нужны отдельные помещения. Психика детей еще не устойчива, а психика самого старшего поколения не терпит вмешательства в личную жизнь и для них очень важно наличие звуковой и визуальной изоляции.

Цветовое решение дизайна интерьера

Сегодня почти каждый знает, что цвет действует на сознание человека не хуже гипноза. В цветовых решениях дизайна интерьера важно учитывать возраст.

Например, дизайн интерьера детской комнаты бесполезно оформлять в мягких пастельных тонах, так как восприятие оттенков и их полутонов формируется у детей к 10-12 годам. Поэтому при цветовом решении интерьера комнаты для ребенка правильнее использовать открытые и чистые цвета. А в интерьере комнаты дедушки мягкие полутона будут в самый раз. Также их можно использовать и в интерьере гостиной, где собираются все поколения. К примеру, бежевые тона в дизайне интерьера оптимальны для разрешения классического конфликта «отцов и детей» при продумывании отделки квартиры.

При моделировании пространства интерьера для жизни и работы важно учитывать множество факторов. Ведь помимо зонирования пространства существует еще и эргономичное решение интерьера, т.е. рациональное размещение предметов мебели, стеллажей, установка лазерного копира для заправки картриджа или уничтожителя бумаги, монтаж электрооборудования и т.п. И, конечно же, важна эстетическая сторона, т. е. стиль интерьера. Ведь как бы ни было хорошо продумано и организовано пространство вашего дома, важно, чтобы в нем было приятно находиться. Все это объединяет в себе дизайн-проект интерьера.

Билет 10

Современное искусство.

2. •Краткая история современного искусства. Современное искусство (англ. contemporary art, иногда в качестве синонима используют определение актуальное искусство), — искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день. В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», image043(Александр Харитонов. Воскресение)который во многом схож, но не тождественен термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств).

3. Историю развития новых направлений искусства ХХ столетия можно разделить условно на два больших этапа: модернизм modern art) — искусство от эпохи импрессионизма (начиная приблизительно с 1880 года) до 1960-1970-х годов и современное искусство — от 70-х прошлого века до настоящего времени. Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70х годов, когда родились термины «постмодерн» и «постмодернизм». В эту пору активно постмодерн постмодернизм развивались концептуальное искусство и минимализм. Основными темами были феминизм, а также активность этнических и социальных меньшинств.

6. •Течения и направления в искусстве Нового времени Гиперреализм —направление в живописи и скульптуре,возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Цель гиперреалистов- изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже,сверхреально. image053•Nigel Cox • image055П. Кампос

8. •Течения и направления в искусстве Нового времени Юньнаньская школа. В последние 10-20 лет современные китайские художники из южной провинции Юньн ань получили широкую известность, главным образом за художественную печать. На их картинах элегантные линии и богатые краски переплетаются, создавая фантастические образы. • image059Shi Yi Winter Moon

12. •Течения и направления в искусстве Нового времени Новая образная живопись. Художники этого движения отражали повседневные объекты в отрыве от фона или окружения в упрощенном изобразительном стиле, часто используя карикатурную образность. • image069С. Ротенберг

13. •Течения и направления в искусстве Нового времени Nuovi-Nuovi концентрируется на теоретических и формальных элементах, позаимствованных из прошлого и основывается на таком понятии, как «разное повторение» или переработка, которая может осуществляться различными способами image071Luigi Mainolfi

15. •Течения и направления в искусстве Нового времени Superflat «Суперплоскость» — термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками. Термин создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык 2D-формы, сродни плоскому визуальному языку современной анимации и комиксов. На данный момент это самый передовой вид искусства. Кадр из Скульптурааниме-фильма персонажа из «Мой сосед аниме-сериала Тоторо» «One piece»

16. •Течения и направления в искусстве Нового времени Граффити К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен: от простых написанных слов до изысканных рисунков. Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп культурой. Граффити сегодня – одна из самых актуальных форм художественного самовыражения. •Бэнкси

Источник

Цвет как выразительное средство искусства

Общее понятие цвета

В теории живописи одними из основных вопросов являются изучение художественных, эстетических свойств цвета, закономер­ностей возникновения цветового строя, особенностей колорита, разнообразия гармоний и контрастов, соотношения цвета с формой, величиной, композицией, техникой.

Большое влияние на развитие живописи оказали импрессиони­сты, воплотившие в своих картинах живые впечатления от реаль­ности жизни. Они улавливали малейшие изменения цвета, появляю­щиеся под воздействием световоздушной среды. Импрессионисты открыли красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок, новую цветовую гармонию и колористические качества. Импрессионисты были первыми живописцами, научившимися «ло­вить свет и бросать его прямо на картину»1. Непривычная живопись вызвала у зрителя того времени протесты, возмущение. Публика устраивала скандалы. В устоявшемся представлении цвет предмета должен быть непременно привычным. «Деревья не бывают фиоле­товыми, а небо цвета свежесбитого масла», — категорически утверж­дали зрители 2.

Окружающий мир воспринимается нами благодаря свету, высту­пающему как объективный фактор, и зрению как субъективному фактору. Каждый предмет имеет собственный, присущий ему цвет. Например, спелые лимоны — желтые, апельсины — оранжевые, свежий огурец — зеленый. Природный цвет предмета хорошо виден, когда он ярко освещен, но цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Отсюда следует: только благодаря свету предмет становится видимым и его цвет осязаемым.

1. Живопись: учеб. пособие. — М., 1993. — С. 34.

2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: практическое пособие. — М., 1992. — С. 23

Одномерное цветовое восприятие может приравниваться к сле­поте. Это означает, что в сознании человека вырабатывается опреде­ленный стереотип восприятия цвета: небо — голубое; снег — белый; трава — зеленая; вода — синяя. Для того чтобы избавиться от цвето­вых штампов, необходима специальная постановка зрения, такая, чтобы ребенок научился видеть, как цвет предмета выглядит в конкрет­ных условиях освещения и соседства с другими предметами. Леонардо да Винчи в своих записях обращал внимание на роль освещения в тех изменениях, которые происходят на поверхности предмета. В своих наблюдениях и убеждениях он был прав, поскольку все то, о чем он говорил, легко проверить на практике, а именно пронаблюдать за из­менением цвета листа белой бумаги в зависимости от различных ис­точников света.

Таким образом, на восприятие цвета предмета воздействуют прямые лучи света, попадающие на открытые поверхности; свет от соседних предметов (рефлексы); природный цвет самого предмета и, конечно, наш глаз, способный воспринять даже малейшие нюансы (оттенки) цвета.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка

Развитие цветового зрения у человека во многом зависело от до­стижений в области науки, связанных с определением особенностей и закономерностей эмоционально-психологического воздействия цвета, от выявления элементарного цветоощущения до характеристики вы­сокоразвитого чувства цвета. «Под чувством цвета в отличие от про­стого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цве­та, когда возникают представления, образы, ассоциации, связанные с цветом» 1. Однако любые достижения в области науки не могут пол­ностью объяснить многие явления, происходящие с личностью при восприятии того или иного цвета. Цвет имеет различное по степени и характеру значение для человека: цветовые отношения в окружаю­щей обстановке могут успокоить, а могут возбудить, излечить, ком­пенсировать какие-либо недуги или ввести в состояние глубокой депрессии и усугубить физическое и психологическое нездоровье. Чаще всего проблеме цвета в организации среды, в образовании и воспитании подрастающего поколения не уделяется достаточного внимания, что приводит к появлению многочисленных стереотипов, духовной обедненности, не позволяющей ребенку раскрыться в той или иной области. Ярким примером такого суждения выступает «цветовое навязывание», осуществляемое с рождения ребенка и со­провождающее его всю жизнь. Родившийся ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми. Если взрослые осознают силу воздействия цвета, то среда будет комфорт­ной для малыша. Чем младше ребенок, тем выше его чувствитель­ность к цвету.

1. Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997. — С. 134

Сказать об этом малыш может только внешне (своим плачем, беспокойным поведением, криком и т.д.). Но в большинстве случаев взрослые не способны выстроить гармоничную цветовую среду в силу различных обстоятельств (неосведомленность, отсутствие эстетического вкуса, мировоззренческие установки в воспитании детей, низкий уровень жизни и т.д.). В этом случае ребенок начина­ет адаптироваться к среде, которую для него создали, он постепенно привыкает к состоянию дисгармоничности. Далее это взаимодействие продолжается в дошкольном образовательном учреждении, где также не всегда достаточно внимания уделяется цветовому оформлению. Таким образом, «цветовое привыкание» усугубляется. Поэтому у детей к 4—5 годам развивается система цветовых стереотипов при условии неоправданного руководства основами изобразительной грамоты.

В образовательном учреждении, на работе человек сталкивается с той же ситуацией, в конечном счете он привыкает подавлять свое эстетическое восприятие цвета в мире. Иногда такое подавление приводит к ухудшению не только душевного состояния, но и физи­ческого.

Если класс или комнату, где проходят занятия, требующие внимания, усидчивости, оформить в монохроматической однотональной, тусклой гамме, то после 1—2 часов работы в этом помещении у большинства при­сутствующих появляются головная боль, недомогание, усталость, раздражен­ность. Причина — цветовое и тоновое однообразие. Чтобы повысить рабо­тоспособность, необходимо использовать цветовой или тоновой контраст, позволяющий корректировать эмоциональное состояние детей, их умствен­ное напряжение.

Приходя в поликлинику или больницу, дети часто испытывают волнение, страх, чувствуют себя крайне некомфортно. Это происходит не только по­тому, что эти учреждения ассоциируются с болью, но и из-за цветового оформления. В большинстве случаев используются белый, светлый сине- зеленый, голубой цвета, которые относятся к холодной колористической гамме. Они вызывают ощущение холода, скованности, чувства страха. В по­следнее время одежда медперсонала стала более разнообразной в цветовом плане, и это смягчает эмоциональное состояние детей, приходящих на при­ем к врачу.

Цветовая среда может влиять на психологическое и физическое состояние ребенка. Поэтому, организуя для него цветовое про­странство, всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о психологическом, эстетическом комфорте ма­лыша.

Основные свойства цвета

Все цвета условно можно разделить на две большие группы:

ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный;

хроматические — красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­лубой, синий, фиолетовый и все промежуточные их оттенки.

Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, которые являются основными свой­ствами цвета и создают некую триаду, «цветовое тело».

Подцветовым тоном принято понимать качество хроматиче­ского цвета, которое в повседневной жизни мы называем красным, оранжевым, желтым, зеленым и т.д., в отношении которого его можно приравнять к одному из спектральных цветов. Сила цвето­вого тона определяется насыщенностью цвета.

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты. Эталонами насыщенности счита­ются цвета, приближенные к спектральным. Чем сильнее отличие хроматического цвета от серого, тем он более насыщен.

Светлота отношение потока света, обозначающего степень приближения цвета к белому. Светлота может зависеть от ряда фак­торов: от насыщенности цвета; от того, на каком фоне предмет рас­сматривается.

Собственный цвет предмета в теории живописи получил название локального цвета.

Другими качествами цвета являются:

оттенок — цвет, смешанный с белым (красный — цвет; розо­вый — оттенок);

полутон — цвет, смешанный с серым.

Цветовой круг. Расположение цветов в виде круга не случайно, эта фигура более всего подходит для того, чтобы объяснить, на­глядно проиллюстрировать многие закономерности цветоведения (рис. 11)

image056Рис. 11. Цветовой круг

Пропущенный через трехгранную призму пучок солнечного света образует на белой бумаге (или экране) разноцветную полосу — спектр, состоящий из семи ясно выделяющих­ся цветов, они расположены в определенной последовательности и образуют постепенный переход от одного цвета к другому: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Крайние цвета спектра — красно-фиолетовый и сине-фиолетовый — схожи. Если добавить к ним пурпурный цвет, поместив его между красно-фиолетовым и сине-фиоле­товым, спектр можно замкнуть в кольцо, которое и будет называться цветовым кругом. Три цвета — красный, желтый, синий — в этом круге принято считать основными, по­скольку их нельзя получить путем смешения каких-либо других цве­тов, но с их помощью можно составить любой цвет спектра. Оран­жевый, зеленый и фиолетовый называют составными, их можно получить, смешивая основные цвета. В цветовом круге различаются цвета, противолежащие друг другу Самый напряженный красный цвет находится напротив самого мягкого — зеленого, самый теплый — оран­жевый — напротив холодного синего, самый светлый желтый — напро­тив самого темного — фиолетового. Эти цвета, стоящие друг против друга, называются дополнительными (или «взаимодополнитель­ными»).

Цветовой круг условно можно разделить на две части: теплую цветовую гамму (желтые, красные, оранжевые, желто-зеленые) и хо­лодную (синие, голубые, голубо-зеленые, фиолетовые). Такое раз­деление объясняется тем, что одни цвета ассоциируются с солнцем, огнем, от которых исходит тепло, другие напоминают снег, лед, воз­душную стихию, излучают прохладу.

Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, поскольку восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, ка­жется холодным, а по сравнению с синим — теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может ока­заться холодным, и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.

Смешение красок. Знание законов смешения красок необходимо для того, чтобы овладеть техникой лессировок. В теории живописи есть ряд правил, знание которых на практике может быть использо­вано для достижения выразительности образов, а также для анализа произведений живописи с целью определения их колористической гаммы или техники.

Первое правило. Если наносить прозрачные слои красок друг на друга, то верхний красочный слой всегда будет иметь определяющее значение (для получения зеленого цвета голубоватого оттенка нужно покрыть прозрачным слоем синей краски желтую, а при наложении желтой краски на синюю получим зеленый цвет желтоватого оттенка). Этот процесс называется вычитанием цветов.

Второе правило. При высыхании краски имеют особенность светлеть и терять в большей или меньшей степени насыщенность цвета.

В процессе создания любого живописного образа можно исполь­зовать различные способы смешения цвета.

Условно можно выделить несколько видов смешения, при­чем результаты этих смешений имеют свою специфику.

Механическое смешение. Оттенки образуются путем механических действий:

— вливание цвета в цвет (для этого используется техника «по- сырому»: наносим одно цветовое пятно рядом с другим и лист на­чинаем переворачивать, тем самым цвета взаимопроникают друг в друга, образуя третий цвет — оттенок);

— наложение (наносится одно цветовое пятно, а второе накла­дывается на него, в результате получается третий цвет — отте­нок).

Оптическое смешение. Смешение происходит иллюзорно, а не фактически.

Для большей наглядности и убедительности проведем следующий мини-эксперимент. Возьмем два цвета (желтый и синий), при меха­ническом смешении которых можно получить зеленый, а при опти­ческом — серый. Серый цвет получается в результате вращения дис­ка, состоящего из желтого и синего стекла.

Пространственное смешение получается, если смотреть на не­котором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет или оттенок, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особен­ностями строения глаза человека и происходит по правилам оптиче­ского смешения.

Приемы работы с цветом.

Окраска — прием нанесения тона посредством заливки, отмывки и «сухой кистью».

Заливка используется с целью получения ровного красочного тона или ряда тонов. Выполняется следующим образом. Рисунок распола­гают наклонно, набрав в нужном количестве красящего вещества на кисть, начинают легкими движениями кисти в направлении слева направо наносить полоски-мазки. В этом случае краска, постепенно стекая к нижнему краю, образует «красочный валик». Это действие повторяют до тех пор, пока вся поверхность не будет закрыта ровным слоем.

Отмывкой пользуются в тех случаях, когда необходимо покрыть тоном поверхность, имеющую неровную светлоту. Сначала необхо­димо отметить карандашом границы тоновых переходов, потом за­крыть красочным слоем самый светлый участок. Затем, после вы­сыхания, второй красочный слой наложить на только полутемные и темные части и в последнюю очередь по сухому второму слою на­нести третий слой, закрывающий самые темные места. В завершение работы резкие границы между частями отмываются кистью с помо­щью воды.

«Сухая кисть». Этот прием применяется для окраски изображе­ний предметов, отличающихся очень неровной, шероховатой, вор­систой фактурой. С этой целью используют густую краску, наносимую сухой кистью. Мазки приобретают характер либо тычков, либо скользящих по поверхности движений.

Светотень позволяет отразить на листе степень освещенности поверхности предмета и передать его объем. Состоит из светотеневых градаций: блик, собственная тень, рефлекс, полутень, падающая тень.

Блик — самое светлое место на предмете. Очень ярко блики вы­ражены на блестящих поверхностях.

Собственная тень возникает на плоскости в том месте, куда лучи от источника света не попадают. Чем ближе к источнику света, тем насыщеннее грань теневой плоскости.

Рефлекс — участок теневой поверхности, подсвеченный отражен­ными лучами света. Рефлекс на предмете может образовываться и от окружающих предметов, пространства (драпировки, фона и т.д.).

Полутень образуется на плоскости благодаря скользящим лучам света, создающим эффект косвенного освещения.

Падающая тень — это участок затененного пространства, рас­полагающийся за предметом, который образуется от освещенных участков формы, поглощающих собой прямые лучи света.

Контрасты — это важнейшие формообразующие элементы живо­писи.

Одновременный контраст. Цветовая гармония, колорит, светотень в живописи построены зачастую по принципу контраста. В природе цвет всегда находится в соседстве или окружении других цветов, что приводит к взаимовлиянию цветов друг на друга.

Светлотный контраст. Элементарное сопоставление белого и черного вызывает пространственный эффект. Любой цвет в окруже­нии более темных светлеет, а в окружении более светлых темнеет.

Краевой контраст (пограничный эффект) — более сложная раз­новидность иллюзии. Возникает в местах, где светлое поле сопри­касается с более темным. Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное — темнее. Создается впечатление неравномер­ной окрашенности того и другого поля.

Последовательный контраст возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на котором наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему. Это объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветово­го тона, так как цветовое и световое ощущение продолжается еще некоторое время, в то время как предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения.

Цветовая гармония. Важнейшее средство художественной вы­разительности в живописи наряду с композицией, рисунком, пер­спективой, светотенью, фактурой и пр.

Гармония (от греч. harmonia — созвучие, согласие, противопо­ложность хаосу) — философско-эстетическая категория, означающая «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное вза­имосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстети­ческим категориям совершенства и красоты» 1.

1. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. — Минск, 2003. — С. 26.

В настоящее время существует множество теорий гармонизации цветов. Опираясь на систему В.М.Шугаева, попытаемся выделить возможные виды цветовых гармоний.

Первичная гармония — сочетание красного, черного и белого цветов в единой композиции.

Первичной она названа потому, что эти цвета первыми стал ис­пользовать в живописи человек. Белый цвет означал небо, красный — землю, а черный — воду, так как вода ассоциировалась со смертью и с потусторонним миром (т.е. самым глубоким местом на земле, куда отправляются души).

Основная — сочетание локальных цветов (красного, синего, жел­того), которые нельзя получить путем смешения каких-либо цветов, но из них можно получить множественные цвета и оттенки.

Родственная — сочетание трех, четырех цветов (оттенков), рас­положенных рядом друг с другом по цветовому кругу.

Дополнительная — сочетание взаимодополнительных цветов (оттенков), занимающих в цветовом круге точно противоположные позиции: красный — зеленый, желтый — фиолетовый, синий — оран­жевый.

image058

Рис. 12. Гармония:

а — основная; б — родственная; в — дополнительная; г — дополнительная с вкрапле­ниями; д — монохроматическая; е — третичная; ж — четвертичная. На рисунках: К — красный, С — синий, Ж — желтый, Ж-3 — желто-зеленый, Ж-0 — желто-оранжевый, 3 — зеленый, 3-С — зелено-синий, 3-Ж — зелено-желтый, Б-Р — бело-розовый, Р — розовый, Т-К — темно-красный, С-Ф — сине-фиолетовый, • О-Ж — оранжево-желтый

Составная — сочетание составных цветов: оранжевого, зеленого, фиолетового, которые получаются путем смешения основных цветов.

Ахроматическая — сочетание ахроматических цветов: белого, серого и черного и различных их оттенков.

Нейтральная — сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов, которое можно расширить добавлением белого и черного цветов.

Дисгармоничная — сочетание дисгармоничных (смелых и не­сколько вызывающих) цветов, которое получается из сочетания цве­та с цветом, который находится рядом (справа или слева) с допол­нительным. Например, синий — с красно-оранжевым и оранжево- желтым.

Дополнительная с вкраплением — сочетание цветов, располо­женных по обеим сторонам соответствующих дополнительных цветов: красный — зелено-синий — зелено-желтый.

Монохроматическая — сочетание оттенков, тонов или полуто­нов одного цвета, сочетающихся между собой.

Третичная — сочетание трех цветов (оттенков), расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая; красно-оранжевая, сине- фиолетовая и желто-зеленая.

Четвертичная — сочетание четырех цветов (оттенков), располо­женных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. На­пример: красный — оранжево-желтый — зеленый — сине-фиоле­товый.

Лессировки (от нем. laisiren — покрывать глазурью) — тонкие про­зрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие, уже хорошо просохшие или полупросохшие плотные красочные слои, что­бы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.

Контрольные вопросы

1. Какое значение в живописи имеет цвет?

2. В чем проявляется знаково-символическая функция цвета?

3. Дайте характеристику символике цветов, выделенной разными куль­турами.

4. Составьте альбом репродукций произведений живописи по одному из направлений:

Альбом можно выполнить в виде слайд-шоу.

5. Каково назначение контраста в живописи?

6. С какого возраста нужно знакомить дошкольника с цветовым кру­гом?

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1277 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector