Цветаева как я люблю любить

Цветаева как я люблю любить

Elle etait pâle – et pourtant rose,

Petite – avec de grands cheveux. [1]

Нет, бледности в ней не было никакой, ни в чем, все в ней было – обратное бледности, а все-таки она была – pourtant rose, и это своеместно будет доказано и показано.

Была зима 1918 г. —1919 г., пока еще зима 1918 г., декабрь. Я читала в каком-то театре, на какой-то сцене, ученикам Третьей студии свою пьесу «Метель». В пустом театре, на полной сцене.

«Метель» моя посвящалась: – Юрию и Вере З., их дружбе – моя любовь. Юрий и Вера были брат и сестра, Вера в последней из всех моих гимназий – моя соученица: не одноклассница, я была классом старше, и я видела ее только на перемене: худого кудрявого девического щенка, и особенно помню ее длинную спину с полуразвитым жгутом волос, а из встречного видения, особенно – рот, от природы – презрительный, углами вниз, и глаза – обратные этому рту, от природы смеющиеся, то есть углами вверх. Это расхождение линий отдавалось во мне неизъяснимым волнением, которое я переводила ее красотою, чем очень удивляла других, ничего такого в ней не находивших, чем безмерно удивляли – меня. Тут же скажу, что я оказалась права, что она потом красавицей – оказалась и даже настолько, что ее в 1927 г., в Париже, труднобольную, из последних ее жил тянули на экран.

С Верой этой, Вере этой я никогда не сказала ни слова и теперь, девять лет спустя школы надписывая ей «Метель», со страхом думала, что она во всем этом ничего не поймет, потому что меня наверное не помнит, может быть, никогда и не заметила.

(Но почему Вера, когда Сонечка? А Вера – корни, доистория, самое давнее Сонечкино начало. Очень коротенькая история – с очень долгой доисторией. И поисторией.)

Как Сонечка началась? В моей жизни, живая, началась?

Был октябрь 1917 г. Да, тот самый. Самый последний его день, то есть первый по окончании (заставы еще догромыхивали). Я ехала в темном вагоне из Москвы в Крым. Над головой, на верхней полке, молодой мужской голос говорил стихи. Вот они:

Источник

Моя оборона.

«Я Вас больше не люблю. Ничего не случилось, — жизнь случилась. Я не думаю о Вас ни утром, просыпаясь, ни ночью, засыпая, ни на улице, ни под музыку, — никогда. Если бы Вы полюбили другую женщину, я бы улыбнулась — с высокомерным умилением — и задумалась — с любопытством — о Вас и о ней. Я — вышла из игры.
Все, что я чувствую к Вам, — легкое волнение от голоса и то общее творческое волнение, как всегда в присутствии ума — партнера. Ваше лицо мне по-прежнему нравится.
Почему я Вас больше не люблю? Зная меня, Вы не ждете „не знаю“. Два года подряд я — мысленно — в душе своей — таскала Вас за собой по всем дорогам, залам, церквам, вагонам, я не расставалась с Вами ни на секунду, считала часы, ждала звонка, лежала, как мертвая, если звонка не было, — всё, как все — и все-таки не всё, как все.
Вижу Ваше смуглое лицо над стаканом кофе — в кофейном и табачном дыму — Вы были как бархат — я говорю о голосе — и как сталь — говорю о словах — я любовалась Вами, я Вас очень любила. Одно сравнение — причудливое, но вернейшее: Вы были для меня тем барабанным боем, подымающим на ноги в полночь всех героических мальчишек города. Вы первый перестали любить меня. Если бы этого не случилось, я бы до сих пор Вас любила, ибо я люблю всегда до самой последней возможности. Сначала Вы приходили в 4 ч., потом в 5 ч., потом в 6 ч., потом в восьмом, потом совсем перестали.
Дела? Да, — дело дней — жизнь. Вы не разлюбили меня (как отрезать), Вы просто перестали любить меня каждую минуту своей жизни, и я сделала то же, послушалась Вас, как всегда. Вы первый забыли, кто я.»
© Марина Цветаева

А ведь как эгоцентрично))
. «ибо я люблю всегда до самой последней возможности».
Это Марина ли писала? Та самая, которая и дочь в детский дом, и измены С. Эфрону?

Мне иногда кажется, что что-то во мне от нее есть. Вот это непрощение неидеального, несовершенного, нечестного в отношениях. И над этим нужно работать.

Жизнь без греха?
Все по чести?
Где фальшь, там нет горя?
.
Флейта зовет детей уйти
В чистые воды моря.

Ты заплати своевременно и
Честно живи на сдачу.
Выключить свет сможешь в своей ночи,
Верить в слепую удачу.

Ты же хотел
Все по чести?
Выбрал товар акционный?
Не обманул ли тебя продавец
В солкое море влюбленный?

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Марина Ивановна Цветаева. Повесть о Сонечке

Как я люблю любить.
А Вы когда-нибудь забываете, когда любите, что любите? Я — никогда. Это как зубная боль, только наоборот — наоборотная зубная боль. Только там ноет, а здесь и слова нет.
Какие они дикие дураки. Те, кто не любят, сами не любят, будто дело в том, чтоб тебя любили. Я не говорю, конечно, но устаёшь как в стену. Но Вы знаете, нет такой стены, которой бы я не пробила.
А Вы замечаете, как все они, даже самые целующие, даже самые, как будто любящие, так боятся сказать это слово? Как они его никогда не говорят? Мне один объяснял, что это грубо отстало, что зачем слова, когда есть дела, то есть поцелуи и так далее. А я ему: «Нет. Дело ещё ничего не доказывает. А слово — всё!»
Мне ведь только этого от человека и нужно. «Люблю» и больше ничего. Пусть потом как угодно не любит, что угодно делает, я делам не поверю. Потому что слово было. Я только этим словом и кормилась. Оттого так и отощала.
А какие они скупые, расчётливые, опасливые. Мне всегда хочется сказать: «Ты только скажи. Я проверять не буду». Но не говорят, потому что думают, что это жениться, связаться, не развязаться. «Если я первым скажу, то никогда уже первым не смогу уйти». А они и вторым не говорят, никоторым. Будто со мной можно не первым уйти. Я в жизни никогда не уходила первой. И сколько в жизни мне ещё Бог отпустит, первой не уйду. Я просто не могу. Я все делаю чтоб другой ушёл. Потому что мне первой уйти — легче перейти через собственный труп.
Какое страшное слово. Совсем мёртвое. Поняла. Это тот мёртвый, которого никто никогда не любил. Но вы знаете, для меня и такого мёртвого нет.
Я и внутри себя никогда не уходила первой. Никогда первой не переставала любить. Всегда до самой последней возможности. До самой последней капельки. Как когда в детстве пьёшь, и уж жарко от пустого стакана, а ты все тянешь, тянешь, тянешь. И только собственный пар.
Вы будете смеяться, я расскажу вам одну короткую историю, в одном турне. Неважно кто, совсем молодой, и я безумно в него влюбилась. Он все вечера садился в первый ряд, и бедно одетый, не по деньгам садился. А по глазам. На третий вечер так на меня смотрел, что либо глаза выскочат, либо сам вскочит на сцену. Говорю, двигаюсь, а сама всё кошусь «Ну что? Ещё сидит». Только это нужно понять, это не был обычный мужской влюблённый, едящий взгляд. Он был почти мальчик. Это был пьющий взгляд. Он глядел как заворожённый. Точно я его каждым словом, как на нитке, как на нитке, как на канате притягивала. Это чувство должны знать русалки. А ещё скрипачи, вернее смычки и реки, и пожары. Что вот, вот вскочит в меня как в костёр. Я просто не знаю, как доиграла. У меня всё время было такое чувство, что в него, в эти глаза, оступлюсь. И когда я с ним за кулисами, за этими несчастными кулисами, поцеловалась, знаю, что это ужасная пошлость, у меня не было ни одного чувства. Кроме одного. «Спасена». Это длилось страшно коротко, говорить нам было не о чем. Вначале я все говорила, говорила, говорила, а потом замолчала, потому что нельзя, чтобы в ответ на мои слова только глаза, поцелуи.
И вот лежу я утром, до утром. Ещё сплю, уже не сплю. И все время себе что-то повторяю. Губами, словами. Вслушалась, и знаете что это было? «Ещё понравься. Ещё чуточку, минуточку понравься». Только вы не думайте, я не его, спящего, просила. Мы жили в разных местах и вообще. Я воздух просила. Может быть, Бога просила. Ещё немножко вытянуть. Вытянула. Он не смог, я смогла. И никогда не узнал. И строгий отец, генерал в Москве, который не знает, что я играю. Я как будто бы у подруги, а то вдруг вслед поедет..
И никогда не забуду, вот это не наврала. Потому что любовь любовью, а справедливость справедливостью. Он не виноват, что он мне больше не нравится. Это не вина, а беда. Не его вина, а моя беда. Все равно, что разбить сервиз и злиться, что не железный.

Источник

Марина Цветаева — Стихи о любви

Список стихотворений:

Отзывы: 11

О, да, Марина Цветаева всегда в первую очередь для меня поэт любовной лирики. Ее стихи настоящее женское откровение, а уж романс на ее строки просто гениален. Читать все влюбленным и забывшим, что такое любовь.

Че нельзя было поменьше написать?

Самая яркая звёздочка. Жаль что не оценили её по достоинству. Я благодарю бога что он нам дал такую поэтессу. Жаль что мы родились с ней в разные годы.

Ненавижу поэтов у которых большая часть произведений про любовь, в мире полно тем которые не раскрыты, а вы тут розовые сопли мотаете

А где про стихи о любви написано?

С наслаждением читаю.

Вчера 8 октября, поставил свечку в храме, за упокой её души…. и сразу после этого, как будто ко мне прикоснулась вся её боль, одиночество и былая страсть. Упокой Господи всех, живших и мучившихся в ту страшную эпоху. Прими всех невинно страдавших в те годы — в места где нет смерти, плача, болезней, где только радость и жизнь вечная. АМИНЬ

Любовь, любовь, любовь я не против конечно, но зачем так много. Скажу честно мне не нравится её творчество. Я не говорю, что оно плохое, просто за душу не берет. Но школьная программа заставляет меня учить стихи. Эх…

Больше не будет таких поэтов,таких стихов.Чтобы так писать надо много пережить.Будут другие…А будут ли они также велики?

Уважаемые любители и критики творчества Марины Цветаевой! Вы её биографию читали? Александр, например, добрая душа, свечку поставил в Храме. Доброе дело сделал. А разве можно это делать, если человек сам лишил себя жизни!? Я большая поклонница Марины Цветаевой. Почитайте о ней. Как и всё поколение, она многое пережила. Сколько боли и страдания в её стихах! Цикл стихов, посвящённых Блоку, Ахматовой, белой гвардии. Где там «розовые сопли», уважаемый » А ты что»!? Увидели подборку любовной лирики и давай критиковать… И ещё, дорогие, поклонники Цветаевой. Она не признавала слова «поэтесса», считала себя » поэтом» (В русс яз, есть слова общего рода: врач, поэт…). Это была женщина с железным характером. И не верьте сплетням о ней. Таланту всегда завидовали.

Марина Цветаева — Стихи о любви: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Источник

Цветаева как я люблю любить

* Я, когда не люблю, — не я…

* Желание вглубь: вглубь ночи, вглубь любви. Любовь: провал во времени.

* Вся жизнь делится на три периода: предчувствие любви, действие любви и воспоминание о любви.

* Самое большое (мое) горе в любви — не мочь дать столько, сколько хочу.

* Я могу любить только человека, который в весенний день предпочтёт мне — берёзу. Это моя формула».

* Любить – не значит понимать, любить – это молиться, а молиться – это не понимать.

* Для меня любить — прежде всего делать дело. Руками делать.

* Не-шепотом это слово не существовало. Звательный падеж любви, других падежей не имеющей.

* Любовь странная штука: питается голодом и умирает от пищи.

* Перестала ли я Вас любить? Нет. Вы не изменились и не изменилась я. Изменилось одно: моя болевая сосредоточенность на Вас. Вы не перестали существовать для меня, я перестала существовать в Вас.
Мой час с Вами кончен, остается моя вечность с Вами.

* Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины — обратно.

* Любить, значит видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.

* Богини бракосочетались с богами, рождали героев, а любили пастухов.

* Первый любовный взгляд — то кратчайшее расстояние между двумя точками, та божественная прямая, которой нет второй.

* «Если бы Вы сейчас вошли и сказали: «Я уезжаю надолго, навсегда», — или: «Мне кажется, я Вас больше не люблю», — я бы, кажется, не почувствовала ничего нового: каждый раз, когда Вы уезжаете, каждый час, когда Вас нет — Вас нет навсегда и Вы меня не любите».

* Влюбляешься ведь только в чужое, родное — любишь

* Когда любовь умирает — воскресить ее невозможно. Остается пустота, скука и равнодушие.

* Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше — хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы — до всей моей души.

* Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного…

* Как это случилось? О, друг, как это случается?! Я рванулась, другой ответил, я услышала большие слова, проще которых нет, и которые я, может быть, в первый раз за жизнь слышу. «Связь? » Не знаю. Я и ветром в ветвях связана. От руки — до губ — и где же предел? И есть ли предел? Земные дороги коротки. Что из этого выйдет — не знаю. Знаю: большая боль. Иду на страдание.

* Жизнь страстна, из моего отношения к Вам ушла жизнь: срочность. Моя любовь к Вам (а она есть и будет) спокойна. Тревога будет идти от Вас, от Вашей боли, — о, между настоящими людьми это не так важно: у кого болит!

* Любовник: тот, кто любит, тот, через кого явлена любовь, провод стихии Любви. Может быть в одной постели, а может быть — за тысячу верст. Любовь не как «связь», а как стихия.

* Раньше все, что я любила, называлось — я, теперь — вы. Но оно всё то же.

* Счастье для Вас, что Вы меня не встретили. Вы бы измучились со мной и все-таки бы не перестали любить, потому что за это меня и любите!
Вечной верности мы хотим не от Пенелопы, а от Кармен, — только верный Дон-Жуан в цене! Знаю и я этот соблазн. Это жестокая вещь: любить за бег — и требовать (от Бега!) покоя.Но у Вас есть нечто, что и у меня есть: взгляд ввысь: в звезды: там, где и брошенная Ариадна и бросившая — кто из героинь бросал? Или только брошенные попадают на небо?

* Душу никогда не будут любить так, как плоть, в лучшем случае — будут восхвалять. Тысячами душ всегда любима плоть. Кто хоть раз обрек себя на вечную муку во имя одной души? Да если б кто и захотел — невозможно: идти на вечную муку из любви к душе — уже значит быть ангелом.

* Я не преувеличиваю Вас в своей жизни — Вы легки даже на моих пристрастных, милосердных, неправедных весах. Я даже не знаю, есть ли Вы в моей жизни? В просторах души моей — нет. Но в том возле-души, в каком-то между: небом и землей, душой и телом, в сумеречном, во всем пред-сонном, после-сновиденном, во всем, где «я — не я и лошадь не моя» — там Вы не только есть, но только Вы и есть…

* «Стерпится — слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот.

* Меня нужно любить совершенно необыкновенно, чтобы я поверила.

* Предательство уже указывает на любовь. Нельзя предать знакомого.

* … Не знаю, залюблены ли Вы (закормлены любовью) в жизни – скорей всего: да. Но знаю – (и пусть в тысячный раз слышите!) – что никто (ни одна!) никогда Вас так не… И на каждый тысячный есть свой тысяча первый раз. Мое так – не мера веса, количества или длительности, это – величина качества: сущности. Я люблю Вас ни так сильно, ни настолько, ни до… – я люблю Вас так именно. (Я люблю Вас не настолько, я люблю Вас как.) О, сколько женщин любили и будут любить Вас сильнее. Все будут любить Вас больше. Никто не будет любить Вас так…

* Бездарна женщина: когда не любит (никого), когда ее любит тот, кого она не любит.

* Мне так жалко, что все это только слова — любовь — я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли.

* Ведь если я о тебе сейчас пишу «он», то ведь это потому что я «о тебе» пишу, не тебе! В этом вся ложь любовного рассказа. Любовь неизменно второе лицо, растворяющее — даже первое. «Он» есть объективизация любимого, то, чего нет. Ибо никакого «он» мы никогда не любим и не любили бы; только «ты», — восклицательный вздох!

* «Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает»

* О Господи, насколько бы проще — подойти и взять зa руку — вместо стольких слов!

* Слушайте: моя любовь легка. Вам не будет ни больно, ни скучно. Я вся целиком во всём, что люблю. Люблю одной любовью — всей собой — и берёзку, и вечер, и музыку, и Серёжу, и Вас. Я любовь узнаю по безысходной грусти, по захлёбывающемуся «ах!»

* Поэтому, можно меня не любить, не нужно меня любить, (я давно это бросила!), любящий меня — любит часть меня, бесконечно-малую долю! — Только любящий всё — любит — меня! Любящий меня — меня (МЕНЯ!) обкрадывает.

* Ах, как я благодарна Богу за то, что пишу стихи,— сколько сыновей бы мне пришлось породить, чтобы вылюбить всю любовь!

* Почему все радуются, когда девушка любит в первый раз — и никто, когда во второй?

* Никогда ни с кем не целоваться — понимаю — т. е. не понимаю, но не безнадежно,— но если уж целоваться — под каким предлогом не идти дальше?
Благоразумие? — Низость! Презирала бы себя.
Меньше потом любишь? — Неизвестно, может меньше, может больше.
Верность? — Тогда не целуйся.

*Как все обретается, когда расстаются. Как все соединяет даль. «Будь» – единственное слово любви человеческой и божеской, остальное – частности.

*Весь наш дурной опыт с любовью мы забываем в любви. Ибо чара старше опыта.

*«Я буду любить тебя всё лето», — это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и — главное — куда дольше!

* Обратное жару не холод, а теплота

* Третье лицо — всегда отвод. В начале любви — от богатства, в конце любви — от нищеты.

* Ничего необычайного вокруг не нужно, раз внутри — необычайно

* Красота + один ум дает страшную сушь, а сердце всё разряжает – и разоружает.

* Любовь в нас – как клад, мы о ней ничего не знаем, все дело в случае.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Adblock
detector