Цыгане в румынии как живут

В гостях у румынских цыган

Путевые заметки, день 2

01. С утра встаем пораньше и идем гулять по центру Брашова.

02. Обычный европейский городок. Зимой, когда тут заработает горнолыжный курорт, будет много народу.

03. Пешеходные переходы покрашены скользкой красной краской.

04. Все тротуары в городе защищены столбиками. Все водосточные трубы убраны в тротуары.

06. Символ города дерево с короной. Ночью, когда я тут гулял, я был уверен, что это член с короной.

07. В городе есть троллейбусы. Очень хороший город.

09. Попсовая туристическая достопримечательность. Сделали красивую легенду, раскрутили ее и дурят туристов.

11. В Румынии сейчас красиво.

14. Едем дальше. По дороге попадаются цыгане. В Румынии их всего 2.5%. Цыган никто не любят. Они селятся отдельно от всех и с местным населением почти не смешиваются. Цыгане не работают, разводят грязь, шумят, воруют, в общем, ведут асоциальный образ жизни.

15. Цыганский поселок Глод, в котором снимался фильм Борат. Сцены, действие в которых якобы происходит в Казахстане, были сняты здесь.

16. Роли казахов в фильме исполнили местные цыгане. После этого фильма цыгане считают своим долгом взять в плен и ограбить любого человека с камерой. Дело в том, что съемочная группа заплатила по мнению цыган очень мало. После того, как вышел фильм, в село приехали цыганские авторитеты и предъявили местным претензии: «Что же вы опозорили всех нас? Вам наверное хорошо заплатили?»

17. В общем, как только я вышел из машины, поднялся шум и крики. Женщину, которая работает тут соцработником и помогала мне с организацией фотосессии, начали бить сумками по голове и что-то вопить. В общем, пришлось спасаться бегством.

19. Второй заход был удачнее. Я вернулся в село с местным цыганским авторитетом. Он раздал жителям напитки из местного магазина.

20. Все сразу забыли про Бората и деньги. У цыган очень развито деление на касты. Есть попрошайки, есть рабочие цыгане, есть бароны. Попрошайка никогда не сможет стать цыганским бароном, работать тоже не пойдет 😉

21. Человек, который еще 10 минут назад хотел тебя зарезать, сейчас мило улыбался. Вот, что с людьми делает бутылка газировки.

Источник

Далее мы хотим показать вам цыганский поселок Бузеску, который находится в 80 км от столицы Румынии, Бухареста. В этом небольшом городке с населением всего лишь в 5000 человек можно встретить большое количество роскошных домов, поражающих своей архитектурой и необычными решениями. Некоторые дома удивляют своей странностью, в чем заключается вся эта странность, вы поймете, когда просмотрите данный пост.

Далее слова автора:

cigane 01

Вот главная улица деревни.

cigane 02

1458498555 cigane 03

По архитектуре видно, что цыгане любят стиль Бель Эпок.

cigane 04

Народ на улицах деревни встречается редко, поскольку большинство населения много времени проводит в Западной Европе на заработках.

cigane 05
cigane 06

cigane 07

Крыши, обитые металлом, соперничают изысканностью форм.

cigane 08

Вот кованная крыша одного из домов на предыдущей фотке крупным планом. Наверное тоже из нержавейки.

cigane 09

Когда дом стоит на окраине деревни, то есть на менее престижном месте, его владелец старается взять этажностью.

cigane 10

Откуда открывается вид на этот типа сказочный городок )))

cigane 11

cigane 12
cigane 13
cigane 14

cigane 15

О вкусах конечно не спорят.
Хозяева этих домов свои духовные ценности декларируют в декоративном убранстве.

cigane 16
cigane 17
cigane 18

У некоторых домов ограда заканчивается штырями из чистого серебра!

cigane 19

При этом многие члены семей, живущих в этих «виллах» продолжают заниматься традиционной работой и ездить на гужевой повозке.

cigane 20

Этот дом построен по образцу здания суда.

cigane 21

cigane 22

Цыганские дети обычно учатся мало. Девочки рано выходят замуж, а мальчики приучаются к настоящему «делу».

cigane 23

Но за задворками своей деревни, хозяева помпезных вил не следят.
Те же туалеты на улицах.

cigane 24

И свои прежние домики они также сохраняют. Часто их родные просто не хотят переезжать во «дворцы», поскольку не чувствуют себя там уютно.

cigane 25

Интерьер одного из домов.

cigane 26

Если абстрагироваться от показухи атрибутов духовных ценностей, интерьер этих домов, как и их фасады, тоже подражает виллам из голливудских фильмов.

cigane 27
cigane 28
cigane 29

А вот стиль одежды обитатели Бузеску сохраняют свой, цыганский.

cigane 30

Хозяйка дома хвастается портретом дочери в свадебном платье.

cigane 31

Мужчины же блистают золотом.

cigane 32
cigane 33
cigane 34
cigane 35
cigane 36

А это хоронят вора, погибшего во время кражи проводов в Испании.

Источник

Рома или цыгане в Румынии

8464ec5c8d56ab3660eb701ddcacebf4 e1626781789108

Этническая группа Рома или цыгане в Румынии представляют одно из крупнейших меньшинств страны. Среди многих европейских стран, где проживают сейчас цыгане, Румыния имеет особенно жестокую историю порабощения цыган особым видом рабства (по-румынски называемым роби). Прочитав статью, вы узнаете больше про то, что представляет собой этническая группа Рома или цыгане в Румынии, а также про историю этого народа.

1. История цыган

Слово Рома (цыгане) означает «человек» (народ). Этническая группа Рома, часто называемая цыганами, — это традиционно странствующие свободолюбивые люди, которые произошли из регионов Пенджаб и Раджастан, на северо-западе Индии. Они были изгнаны существующей кастовой системой в Индии, где они занимали самое низкое положение.

Считается, что предки цыган мигрировали в поисках счастья в Европу и Северную Африку, пересекая Иранское плато около 1000 года н. э. Так они стали самым свободолюбивым народом в мире Рома или цыганами. Сами представители этого народа не любят, когда их называют цыганами.

TSYGAN1

Появление цыганских племён в разные страны Европы происходило в 14 — 16 вв. В 1348 г. они появились в Сербии (в современном регионе Косово), в 1362 г.– в Дубровнике (сегодняшняя Хорватия),1378 г. – в Болгарии, в 1385 г. – в Валахии (южный регион современной Румынии), в 1400 г. – в Трансильвании (Центральный регион современной Румынии), в 1428 г.– в Молдавии (Восточный регион современной Румынии), в 1417 г. – в Венгерском королевстве, в 1419 г. – во Франции, в 1425 г. – в Испанском королевстве, в 1530 г. – в Англии, в 1536 г.– в Дании.

Первоначально цыган приветствовали на Западе. Король Люксембурга Сигизмунд из Венгрии предложил им рекомендательные письма для защиты. Таким образом, цыганские племена получили право свободно бродить по территории Венгрии. А почему им было позволено это делать? Цыгане представлялись христианскими паломниками, и в первой части их европейской миграции их принимали и относились к ним как к таковым. Более того, несколько лет спустя папа Мартин 5-й подтвердил статус цыган, как так называемых паломников от Гроба Господня.

Местные жители говорили о цыганах с любопытством, смешанным с сочувствием, и не стеснялись предлагать им еду и кров. Однако, с некоторого времени появились разные действия, направленные против цыган. Далее их ожидали столетия преследований, рабства, массовых убийств, дискриминационных законов.

y5HS6DDc3fw

В Португалии, например, они были депортированы в колонии за океаном, что объясняет присутствие общин Рома в Бразилии.

Франция отправила цыган на остров Мартиника. Сейчас цыгане находятся в США, Вирджинии и Луизиане, в связи с процессом колонизации Северной Америки.

Геноцид цыган во Второй мировой войне — это всего лишь страшная кульминация преследования этих людей. Во время Второй мировой войны народ Рома был объявлен Гитлером «врагами государства». Таким образом, они были отнесены к той же категории, что и евреи. Во время Холокоста нацисты убили, по некоторым оценкам, 400 000 цыган.

В 1942 году более 25 000 цыган были депортированы в Приднестровье румынским правительством, возглавляемым тогда маршалом Ионом Антонеску. К сожалению, многие из них умерли там в 1942-1944 годах из-за плохих условий жизни, нездорового жилья и отсутствия продовольствия или медицинских услуг.

Так, к примеру, в Хорватии проживало от 25 000 до 30 000 граждан Рома. Практически все они были уничтожены. Согласно первой послевоенной переписи населения ы Хорватии, только 408 человек пережили геноцид.

Прошло много лет, чтобы народ Рома был признан жертвами Холокоста и получил компенсацию за выживших.

24b121e04017f8a7749218d29179a9a0

2. Рабство цыган в Румынии

Отдельно хочется затронуть тему рабства цыган в Румынии. Среди многих европейских стран, где проживают сейчас цыгане, Румыния имеет особенно жестокую историю порабощения цыган особым видом рабства (по-румынски называемым роби).

В течение 500 лет (с 14 века до середины 19 века) с цыганами из Молдовы и Валахии обращались как с животными, в частности, предоставляя рабочую силу для христианских православных монастырей.
Считается, что первые цыгане прибыли на румынские территории в 1241 году, во время монгольских нашествий и стали военнопленными. Другие поддерживают идею о том, что цыгане были порабощены во время плена во время сражений с татарами.

Считается, что цыгане уже были рабами у монголов или татар, а румыны захватили их в плен и сохранили их статус. Считается, что это был дебют рабства в Румынских княжествах. В 15 веке, когда основная масса цыганских племен прибыла в эти страны, рабство было уже широко распространено.

f7064ce16d9a4e6f4dffd24f5d72f8c6

В румынских княжествах существовало 3 категории цыганских рабов в зависимости от владельцев: цыгане, принадлежащие к монастырям; Рома, принадлежащий господу; цыгане, принадлежащие землевладельцам (боярам).
Румынские княжества (Молдова и Валахия) на протяжении большей части своей истории были единственной территорией в Восточной и Центральной Европе, где рабство Рома было законодательно закреплено, и где оно было наиболее распространено.

Цыгане рассматривались как частная собственность владельца. Он имел право заставлять их работать, продавать или обменивать на разные товары. Он также имел право применять физические наказания в случае необходимости, но у него не было полномочий лишать их жизни. Однако у хозяина были некоторые обязанности, связанные с одеждой и питанием своих рабов.

В 1856 году рабство Рома было отменено в румынских княжествах.

Gypsies06

3. Сколько в мире цыган, где и как они живут?

Сейчас, на самом деле, цыгане являются крупнейшим этническим меньшинством в Европе. Во многих странах они являются самой быстрорастущей этнической группой. Считается, что во всём мире проживает около 12 миллионов Рома. Большинство из них (8-10 миллионов) живут в Европе.

В настоящее время крупные общины Рома помимо Румынии также находятся в Болгарии, Турции, Украине, Республике Молдова, Венгрии, Сербии, Польше, России и т.д.

На протяжении веков у цыган не было письменной культуры, а была преимущественно устная речь. Таким образом, их культура передавалась в семье, более того, как семейная память.

par83293 overlay

Цыгане — весёлые и жизнелюбивые люди. Все наверное слышали о цыганских баронах, которые управляют цыганскими общинами в разных странах. Советы старейшин собираются, чтобы вынести свой вердикт о различных нарушениях этических норм. В зависимости от места обитания, Рома могут быть и христианами и мусульманами. Некоторые влачат нищий образ жизни, другие живут в особняках. В этнической группе Рома в очень раннем возрасте женят детей…

Всем известна красочная одежда Рома. Женщины носят много юбок и обилие украшений. Традиция связана с кочевым образом жизни и необходимостью всё ценное носить при себе. Женщины Рома известны своими гаданиями на картах и предсказаниями по руке. В прошлом мужчины Рома были известными похитителями лошадей…

Музыкальное наследие Рома огромно, которое включает цыганский театр. Кто из нас не заслушивался цыганскими романсами и не любовался цыганскими танцами, которые включают в себя фламенко.

Ежегодно 8 апреля проходит празднование Международного дня Рома. Цыгане в разных странах отмечают его песнями, танцами, выставками и блюдами цыганской кухни.

Далее подробнее о самой большой в мире этнической группе Рома в Румынии…

3. Какой образ жизни вели Рома или цыгане в Румынии?

О рабстве румынских цыган было рассказано выше. Какой же образ жизни вели свободные румынские цыгане? Когда Рома прибыли в Европу, в том числе и в Румынию, они были организованы в разные племена в соответствии с профессией. И до сих пор, цыгане, живущие в общине, могут заниматься некоторыми из этих профессий. Конечно, многое кануло в Лету. Остановимся на этом моменте подробнее…

Цыгане-золотодобытчики — это люди, работа которых изначально заключалась в поиске и переработке золота в тёплое время года и обработке древесины в холодное время года. Они являются потомками древних ювелиров Индии.

Цыгане-медники – они раньше и до сих пор изготавливают котлы, кастрюли, кастрюли, перегонные кубы и т. д. из латуни и меди. С самого начала они жили в палатках, путешествуя в разноцветных повозках. Многие сохранили свой традиционный образ жизни до самого недавнего времени. Эта группа по-прежнему сохраняет должность вождя и практику вынесения Суждений старейшинами общины.

Roma family

Медвежатники (Урсари ) — ещё одна группа, предками которых были маги, дрессировщики, прыгуны и т. д. В Средние века они бродили по деревням с дрессированными медведями, зарабатывая таким образом себе на жизнь. После того, как эта профессия исчезла, в начале прошлого века, медвежатники научились другим ремеслам.

Серебряные мастера представляли элиту цыганских народов. Они занимаются изготовлением украшений. В настоящее время их очень мало можно встретить в округах Телеорман, Яломица, Тулча и в Бухаресте. Традиционное суждение и традиционный брак всё ещё практикуются в этой общине.

Цыгане-кузнецы владели монополией на обработку железа на протяжении всего Средневековья. Среди них более ценными были специализированные кузнецы. В двадцатом веке многие стали фермерами или рабочими в промышленности. После 89-го года немногие оставшиеся в деревнях кузнецы снова делали повозки и инструменты. Они были богаты и одними из первых, кто осел, но также и одними из первых, кто потерял свой язык.

DjqZtHRXgAA2Bu

Лаутари – это музыканты (игроки на струнных инструментах), которые выступали в группах под названием «Тараф». Их приглашали выступать и развлекать на различных деревенских праздниках: свадьбах, крестинах, важных праздниках, даже похоронах. В зависимости от события исполнялись определённые песни.

Эта профессия передавалась по наследству от отца к сыну. Несмотря на то, что цыгане не учились музыке в учебных заведениях, они могли исполнять довольно сложные песни, не зная, как читать партитуры. Сегодня очень немногие цыганские музыканты в Румынии пытаются сохранить эту традиционную профессию. Румыны, но больше всего иностранная аудитория, высоко ценят их искусство. Фильм «Табор уходит в небо» рассказывает о лаутари.

1235917

4. Рома или цыгане в Румынии в настоящее время

В настоящее время Рома или цыгане в Румынии представляют одно из крупнейших меньшинств. На самом деле они являются второй по численности этнической группой в стране, после венгров. Согласно переписи 2011 года, в Румынии проживает 621 573 рома, или 3,08% от общей численности населения.

Однако многие цыгане не заявляют о себе, как потомки цыган. Вот почему существуют различные оценки относительно фактического размера группы Рома в Румынии, оно может быть где-то около 6-8%.
В 20 веке среди румынских политиков состоялись важные дебаты относительно будущего свободного народа Рома в Румынии. Они предложили различные методы поддержки ассимиляции Рома в румынскую нацию.
Цыгане должны были быть рассеяны по деревням. Им было запрещено использовать цыганский язык, поощрялись межэтнические браки, а образование для цыганских детей стало обязательным.

480

И это не прошло бесследно… В последние десятилетия всё больше и больше цыган забывают или игнорируют племя, к которому они принадлежали. Треть Рома, проживающих в Румынии, больше не считают себя членами определённых общин.

Но всё проходит не так гладко, как бы хотелось румынским властям…
Многие дети Рома бросают школу, всего через несколько лет обучения. В некоторых случаях девочки Рома даже не ходят в школу. Их родители устраивают ранние браки, и уже в 13 или 14 лет девочки переезжают в дом своих тоже очень молодых мужей.

Очевидно, что для улучшения ситуации требуется больше времени. Хотелось бы, чтобы в ходе ассимиляции цыганская культура не исчезла совсем.

ne vse zhivut v razvalinah i prosyat milostynju kak zhivut samye bogatye cygane mira 2

Вот такова информация о том, как живут Рома или цыгане в Румынии! Читайте также:

Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте про «уникальные культуры мира» на страницах сайта «Мир увлечений»!

Источник

Мажорное село. Репортаж из столицы цыган-миллионеров, застроенной безумными дворцами

Перешедшие на оседлый образ жизни, многие цыгане неохотно ассимилируются с местным населением и часто замыкаются в своей этнической среде. Кварталы компактного проживания ромов в Восточной Европе представляют собой замусоренные гетто, где процветают бедность, болезни и нелегальные промыслы. Репортаж о жизни одного из таких кварталов под названием Ферентарь мы недавно публиковали.

Это нищета, но есть и блеск. Жизнь некоторых цыган не имеет ничего общего с ужасами гетто. Их богатые дворцы в румынских деревнях издали идентифицируются по пирамидальным металлическим надстройкам. Бузеску же стала особым явлением в этнокультурной жизни: каким-то образом именно здесь стали концентрироваться несметные богатства, принявшие со временем причудливые архитектурные формы.

Деревня стала расцветать после свержения режима Чаушеску в 1989 году, когда румынские цыгане начали более-менее свободно передвигаться по Европе. Большинство местных жителей разбогатели, зарабатывая на скупке и перепродаже черных и цветных металлов. Хотя есть и другие версии. Наш гид, с которой мы ездили в Ферентарь, категорично заявила: «Скупка металла — это лишь прикрытие. Настоящие деньги добываются нечестным путем».

При въезде в Бузеску ничто не выдает в ней «столицу миллионеров». Деревня как деревня. И только в самом ее центре начинают вырисовываться силуэты огромных дворцов.

5f6001f375af9c5bf99824fad18e17f2

Опасаясь негативной реакции местных жителей, многие туристы проезжают Бузеску без остановки, пытаясь сделать на ходу несколько фотографий или снять короткое видео из окна автомобиля. Посетив накануне цыганское гетто и убедившись в дружелюбии местных жителей, мы решили, что в богатой и сытой деревне бояться уж точно нечего. Просто остановили машину на улице и пошли фотографировать.

Плотно застроенная с обеих сторон главная улица протянулась на 650 метров. В самом ее начале находится, пожалуй, самый известный в Бузеску дом с надписью на фасаде «Dan Finutu 2003». Постройка с массивными колоннами похожа скорее на административное здание.

34f7fb62a9a8d190db1bcadadd41013c

А ведь и правда — это почти точная копия здания суда, где однажды судили некоего цыганского авторитета по имени Дан Финуту. Он пообещал, что, если его не упекут за решетку, построит в Бузеску копию суда и будет там жить. Обещание сдержал. Дом был возведен в 2003 году, а в 2012-м Финуту разбился в автоаварии. Его похороны показывали по местному телевидению.

f438574c030ccb05fc1f6a81c6fde4bd

Почти все остальные дома возведены в колоритном цыганском стиле, для которого характерны вычурность, гигантомания, чрезмерное украшательство и смешение несовместимых элементов. Колонны и скульптуры с претензией на античность соседствуют с замковыми башнями, обитыми металлом крышами, зеркальными стеклами. Выглядит слегка безумно, но невероятно интересно.

Источник

Цыгане: последние бунтари Европы

main 00000

thumb %D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB %D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2

От редакции. Когда вы слышите о цыганских районах, в голове, скорее всего, выстраивается цепочка негативных образов: бедность, мусор, наркотики, воровство, попрошайничество. Редактор и постоянный автор PRTBRT Миша Митюков посетил три самых больших цыганских гетто в мире и за это даже никому не «позолотил ручку». В этом материале он расскажет, зачем ездить в цыганские гетто, какие стереотипы о цыганах устарели и как все-таки правильно называть цыган: gypsy или roma?

В Румынии живет 1,9 миллиона цыган, в Болгарии — 750 тысяч, в Северной Македонии — 200 тысяч. В каждой из этих стран десять процентов жителей — цыгане. Три самых больших цыганских гетто в мире находятся в румынском Бухаресте, болгарском Пловдиве и северомакедонском Скопье. Когда местные узнают, что вы собираетесь в цыганские районы, они как минимум удивляются. Как максимум — пугают и настойчиво отговаривают. Страх, рожденный стереотипами, мешает познакомиться с культурой своих соседей, с которыми они живут в одном городе всю жизнь.

Что мы знаем и чего не знаем о современных цыганах

Культурный код цыган может не нравиться, но он всегда легко считывается: золотые зубы и цветастые платья, шумные и многолюдные праздники, наивно помпезные дворцы и показуха. Когда гуляешь по цыганским кварталам, то из-за музыки и пестрых платьев, похожих на сари, ловишь себя на мысли, что ты в Индии.

medium 16556483404 a2e36c0803 c

Со средних веков и до сих пор цыгане владеют ремеслами: вручную изготавливают сбруи и телеги, куют и обрабатывают металлы. Среди них много артистов и музыкантов. Цыгановед (этнограф, который исследует язык, историю и культуру цыган) и культуролог Марианна Сеславинская объясняет, что цыгане свои занятия — и ремесленные, и криминальные — воспринимают как традиционную профессию, которая передается из поколения в поколение:

«Происходит это эмпатическим способом: дети повторяют то, что делают родители, часто переломить традицию невозможно. Одна из цыганских групп Молдовы занимается криминалом уже 200 лет, потому что в XIX веке в Румынии была плохая социальная ситуация, не было работы и их предки начали воровать».

Цыганское кочевничество трансформировалось. Жизни на природе в таборах и постоянных переездов с места на место нет уже несколько веков. Вместо лошадей и повозок — лоукосты или минивэны из Восточной Европы в богатые Норвегию, Швецию, Великобританию. Там цыгане попрошайничают по несколько месяцев, после чего возвращаются домой тратить гонорары. Последние бунтари Европы работают по графику полгода через полгода.

medium 01

Как цыгане пришли в Европу

В VI–X веках кочевые предки цыган покинули Индию и постепенно мигрировали в сторону Западной Европы. В XII–XIV веках они расселились в Византии, на территории современных Турции и Балкан. Во время Османского завоевания Европы турки хорошо относились к цыганам, потому что те охотно принимали ислам. За приспособленчество цыганам доставалось от коренных жителей — христиан. Один из примеров — до конца XIX века в Бессарабии и Румынии цыган продавали в рабство: «8 мая 1852 года монастырем святого Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии» — из объявления о продаже цыган.

Цыганский флаг разделен на две части: синяя — небо, зеленая — земля. Чакра в центре флага символизируют индоарийское происхождение цыганского народа. Аналогичная чакра присутствует и на флаге Индии. Еще чакра похожа на колесо конной повозки, с которыми цыгане ассоциируются и на которых до сих пор ездят.

medium 2

Столипиново, Пловдив

Когда попадаешь в Столипиново, кажется, что телепортировался из Болгарии в другую страну. Переходишь трассу — и ты в трущобах Индии или Бангладеш. Даже с соседним районом Изгрев, который отделяет двухполосная дорога, контраст ощутимый.

В Столипинове крайне плотная застройка, это видно и по гугл-картам. На площади менее 1 км² официально живет около 55 тысяч цыган. Для сравнения: в самом густонаселенном районе Москвы Зябликове — 30 тысяч человек на 1 км², а в самом многолюдном городе мира, бангладешской Дакке, — 46 тысяч на 1 км².

medium %D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE

Район составляют коттеджи в цыганском стиле, панельные девятиэтажки и трущобный самострой между ними. Цыгане заселили окраину Пловдива в конце XIX века — тогда в Столипинове появились первые частные дома. В 1971 году район начали застраивать панельными домами, как во всех коммунистических странах. В них заселяли цыган и болгар, которые прожили там бок о бок до 1989 года. Болгары никогда не были довольны таким соседством и с наступлением демократии разъехались в другие части города — власти больше не могли их удерживать. Их место быстро заняли цыгане из ближайших деревень и других районов Пловдива, а во дворах между панельками появился цыганский самострой.

В коммунистические годы цыгане работали на государственных фабриках и заводах около Столипинова, но в девяностые большую часть предприятий закрыли. Цыгане перестали платить за коммунальные услуги, пошли отключения света, воды, прекратили вывозить мусор. Контроля стало меньше, и они начали грабить общественные пространства. Сдавали на металлолом лифты, перила, канализационные люки, выламывали подъездные двери и окна на лестничных клетках.

Снаружи дома до сих пор выглядят как после апокалипсиса, но в квартирах может быть чисто и уютно. Проблемы с мусором и канализацией никуда не делись, поэтому местами район напоминает городскую свалку. Улицы похожи на стихийный рынок, в каждом доме на первом этаже мастерская, магазинчик или кафе. Высокий уровень безработицы и азиатский менталитет выгоняют цыган из некомфортных домов-коробок на улицу. Дети с криками носятся по району, машины тарахтят, продавцы торгуются, конные повозки пролетают со скрипом.

medium 4

Большинство болгарских цыган — мусульмане, и цыганские районы в Болгарии называют «махалля», как кварталы в мусульманских странах. Лишь пять тысяч цыган Столипинова идентифицируют себя как христиане, остальные исповедуют ислам, разговаривают на турецком языке и считают себя турками, а не цыганами. Отношение к исламу и христианству у цыган специфическое: они могут одновременно жертвовать баранов на Курбан-байрам, красить яйца на Пасху и вешать в квартирах иконы.

medium 5

О Столипинове мало информации даже в англоязычном интернете — в основном, статьи в медиа с громкими заголовками, шокирующей статистикой по преступлениям и фотографиями гор мусора. Но блоги путешественников и серии фотографов доказывают, что наличие камеры — не повод вас грабить, это не бразильские фавелы.

В Рунете две статьи о Столипинове — и обе в ЖЖ: этот ресурс пока еще кладезь полезной информации (да, ЖЖ еще не умер). Тревел-блогер Macos хайпует с заголовком «Самое грязное место в Европе». Он гулял с болгароязычным другом, цыганам они объясняли, что фотографируют грязь, мусор и раздолбанные подъезды, чтобы показать наплевательское отношение пловдивских властей. Легенда совпала с восприятием мира цыганами, и Макосу удалось расположить их к себе. Другой отчет — без фото, но в нем точно описана реакция на путешественника без компании: настороженные взгляды, окрики.

medium 44

Побег из Столипинова

Перед тем как отправиться в Столипиново, я доставал сообщениями пловдивское кауч-комьюнити. Большинство людей в этом районе не были, предупреждали, что он самый криминальный в городе и по нему лучше не гулять. То же самое сказали и в пловдивском центре туринформации. Два таксиста обнадежили, что за последние пять лет в районе стало спокойнее. Вечером на заказы в Столипиново они всё равно не приезжают, а днем должно быть нормально — это меня успокоило.

Мой хост с каучсерфинга, несмотря на паническую боязнь цыган, пошел в Столипиново со мной: «Я не смогу спокойно спать, если с тобой что-то случится». Для храбрости перед посещением района он выпил бутылку пива залпом.

Во время прогулки у него началась паранойя: на нас смотрели сотни глаз, и в каждом взгляде он считывал угрозу. Ему казалось, что нас скоро начнут бить, грабить, убивать. Цыгане не идут на контакт первыми, в отличие от азиатов. Поэтому, чтобы снять напряжение, я брал инициативу на себя: покупал шоколадку в магазине, спрашивал цену на меховые тапочки, съедал кусок пиццы в местном стритфуде. Меня переставали воспринимать как угрозу, и внутренняя тревога уходила.

Через пару часов я был готов зайти в развандаленную панельку. Мой попутчик по-прежнему напрягался: в стайке младшеклассников, которые увязались сзади, он видел банду малолетних головорезов, готовых напасть на нас с ножами. В любом окрике ему мерещилась угроза, хотя цыганский акцент болгарского он понимал с трудом. Предложение напроситься в гости к местным его добило: у него начался приступ эпилепсии. Нам пришлось бежать из Столипинова по этой причине, а не потому что нас преследовали цыгане на конной повозке.

Помимо Столипинова, в Пловдиве есть три цыганских квартала, где живут еще 30 тысяч человек, но они не настолько колоритны. Хаджи Хасан в центре совсем небольшой. Шекер и Харман — это типичные городские окраины у трассы, как во многих странах.

Необязательно ехать в Пловдив, чтобы оценить, как живут болгарские цыгане. В каждом городе Болгарии есть свой цыганский район. В Софие — Факултета, в Варне — Максуда, в Русе — Селеметя, в Бургасе — Победа, в Сливене — Надежда, в Ломе — четыре цыганских района. Свои цыганские гетто есть в Ямболе, Хаскове, Пазарджике. А в Стара-Загоре цыгане-калайджи ежегодно собираются на ярмарке невест.

medium 23843493515 8bc9b2a1fb c

Что смотреть в Столипинове:

Как добраться: автобусом № 6.

Если захотите переночевать, в районе есть гостиница, спрашивайте у местных.

Кто есть кто: цыгане, рома, gypsy

В Европе до сих пор не могут определиться, как называть цыган, чтобы никого не обидеть, но однозначного ответа до сих пор нет. «Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». В Восточной Европе живут цыгане рома, в России — русска рома, в германо- и франкоязычных странах — синти, в Португалии и Испании — кале. Цыгане боша живут на Кавказе и Турции, дом — в Израиле и арабских странах, люли — в Средней Азии, в Ирландии — пэйви.

medium 6

В культовом фильме «Большой куш» героя Брэда Питта в русской версии называют «цыганом», и это не совсем верно, потому что Гай Ричи показывает «ирландских путешественников», или пэйви.

Слово «Gypsy» происходит от средневекового английского «gypcian», сокращение от «Egipcien» — египтянин. По одной из легенд, цыгане — выходцы из Египта. Последние годы в Европе негативно относятся к слову «Gypsy» и даже могут делать замечания, но это не всегда обоснованно.

В 2010 году Совет Европы постановил называть цыган словом «Roma», а не «Gypsy», что не нравится другим этническим группам. ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) использует термин «Roma and Sinti», что устраивает синти, но недовольны кале, люли и другие.

Цыганские объединения тоже не могут прийти к единому решению, как себя называть, многие используют «Gypsy» в названии своих организаций. Болгарские антропологи и социологи в полевом исследовании цыганского района Столипиново используют оба слова — «Gypsy» и «Roma».

medium 8

На ехидные замечания (а они будут) очень политкорректных европейцев не называть цыган «Gypsy», а говорить «Roma» стоит рассказать им о других цыганских этносах. У слова «Gypsy» нет унижающего и обидного бэкграунда, как у слова «nigger». Поэтому по-английски говорите «Gypsy» или «Romani people». По-русски — «цыгане», если не знаете, с представителем какой этнической группы общаетесь. Но ожидайте, что на любой вариант найдется обидчивый человек.

Ферентари, Бухарест

90 000 тысяч цыган

Ферентари — часть Сектора № 5 Бухареста (районы переименовали в сектора от 1 до 6 во времена правления коммуниста Чаушеску). В середине XIX века его застраивали заводами, а в 1869 году через него прошла первая железнодорожная ветка — это определило индустриальную направленность гетто. После Второй мировой войны в районе начали появляться многоквартирные дома.

medium 9281188811 c1eb519292 c

За последние пять лет Ферентари стал комфортнее, чище, безопаснее. Поэтому не стоит ориентироваться на отчеты и фотографии даже двухлетней давности. Я не нашел ни одного подтверждения сотням фотографий из интернета с цыганами-оборванцами и мусорными кучами. Это же отмечает и румынский блогер Calin, который ведет самый популярный англоязычный блог о Румынии — Romania Experience. В своей статье «Самое опасное место в Бухаресте» он оставил комментарий от 2019 года:

«Я написал статью в 2014 году, но Ферентари очень сильно изменился за последние пять лет. Медленно, но он становится рядовым районом Бухареста, который не отличается кардинально от других. Появились супермаркеты, магазины, рестораны.
Ферентари все еще чуть более опасный, чем другие районы, и я не стал бы рекомендовать его абсолютно всем иностранцам. Те, кто хочет увидеть цыганскую жизнь и знает, чем это может закончиться, — приезжайте. Но Ферентари точно больше не криминальное гетто, которым он был 20, 10 и даже 5 лет назад».

Что смотреть в Ферентари:

В цыганских районах нет классических достопримечательностей, здесь интересен быт и общение с людьми. Заходите в магазины, мастерские и местные кафе. Посетите православную церковь или послушайте хор баптистов (Strada Taluzului 16).

Трешовые панельки, во дворах которых кипит цыганская жизнь, ищите на улицах Strada Soldat Tunsu Petre, Strada Soldat Gheorghe Vistea, Strada Baciului, Aleea Imasului, Strada Doina, Intrarea Ferentari A, B, C.

Как добраться: по главной улице района Calea Ferentari проходит трамвайная линия.

Почему цыган не любят

Цыганская патриархальность, традиционализм, внешний вид и сплоченность пугают, а демонстративный отказ от работы и криминал добавляют негативности их образу. Мы не контактируем с цыганами в повседневной жизни. Если на такси вас везет Мирзо из Душанбе, в вашем классе училась Наринэ из Армении, а арбуз вы покупаете у Баходира из Самарканда, то вспомните, когда в последний раз вы общались с цыганами?

medium 9

Многие считают, что цыгане не способны к интеграции: ни в одной стране мира вы не встретите цыган, которые активно вовлечены в местный быт. Марианна Сеславинская утверждает, что это не совсем так:

«Анализ показывает, что многие традиции цыган, которые сейчас воспринимаются как исключительно цыганские, на самом деле заимствованы у окружения. Они восходят к XVI–XVIII векам, и страны, в которых цыгане живут, эти традиции уже утратили. Даже сами цыгане воспринимают их как цыганские. Представление о том, что культура окружения чужда цыганам, сильно преувеличено».

Неприязнь к цыганам часто навязана современными медиа. СМИ показывают наиболее зрелищные моменты: грязь, попрошаек, негативную реакцию толпы цыган на камеру. Эффектные кадры сопровождает шокирующая статистика, часто вырванная из контекста. Преступления, которые совершают цыгане, комментируют с указанием национальности, из-за чего у людей складывается впечатление, что весь криминал идет от них. С этим соглашается Марианна Сеславинская:

«Криминальный образ цыган сильно мифологизирован: когда мы видим помойку, которую никто не убирает, и рядом с ней плохо одетых людей, то думаем, что они преступники, но часто это не так».

Криминальная статистика в цыганских районах действительно не самая лучшая, но цифры не всегда отражают реальность. Туристы продолжают ездить в Гондурас, занимающий второе место в списке стран по уровню убийств на 100 тысяч человек, в ЮАР, которая находится на 10-м месте, Бразилию — на 12-м, Мексику — на 20-м. Чаще всего криминал минует путешественников: оказывается, что даже в самой опасной стране большинство жителей не хотят вас грабить и убивать.

medium 29074281061 9c1107c769 c

Также не забывайте, что Россия — одна из самых опасных стран Европы. С катастрофической статистикой смертей на дорогах, ВИЧ-эпидемией и самым высоким уровнем убийств в Европе — 7–10 на 100 тысяч человек. Для сравнения: в Северной Македонии, Румынии, Болгарии — 1,1–1,6 убийства на 100 тысяч человек.

Есть и политическая причина боязни цыган. Вместе с ростом популярности правых партий в Румынии, Болгарии, Чехии и Венгрии растет количество людей с открытой антицыганской позицией. Цыгане — единственный этнос в некоторых странах, который показывает демографический рост. В Венгрии 20 % новорожденных — цыгане, что пугает местных жителей.

С 2008 по 2011 год из Франции массово депортировали 18 тысяч цыган в Румынию и Болгарию. А болгарский премьер-министр Бойко Борисов открыто называл цыган «Bad human material».

По опросам Европейской комиссии, негативно относятся к цыганам 83 % итальянцев, 52 % россиян, и даже в самой лояльной стране в этом рейтинге, Германии, больше трети жителей опасаются цыган.

Шуто-Оризари, Скопье

Цыганский район Šuto Orizari сокращенно называют Šutka, что переводится как «снимать — сдавать» и перекликается с его рыночной атмосферой.

В 1963 году в Скопье случилось сильное землетрясение. Изначально на месте разрушенных домов цыган хотели построить панельные многоэтажки. Цыганская община протестовала, и администрация Скопье выделила деревню Шуто-Оризари в пяти километрах от центра, которая позже стала частью города.

medium 39466467765 2342783ed8 c

Шуто-Оризари — бедный городской район одной из самых бедных стран Европы. Но даже при таких вводных цыгане в Шутке живут комфортнее, чем в цыганских кварталах Болгарии, Румынии и Западной Европы. Нет замусоренности и депрессивности панелек Столипинова и Ферентари. Здесь спокойно и дружелюбно, а будучи гостем, не чувствуешь на себе постоянных взглядов.

medium 38504189710 b54aabd899 c

Причина в том, что македонские власти не пытаются нарушить традиционный уклад жизни цыган. Шуто-Оризари — единственное место в мире, где цыганский признан официальным языком, его преподают цыганским детям в школах наравне с македонским. В органы управления района выбирают цыган, а не назначают македонцев, не запрещают вешать цыганские флаги.

Но проблемы всё еще существуют: самострой и самозахват земли, отсутствие канализации во многих домах. Непонятно точное количество жителей: не у всех цыган есть паспорта, и они неохотно участвуют в переписях. Отсутствие документов на землю и дома приводит к проблемам с ЖКХ: обслуживающие компании не предоставляют электричество и воду. Цыгане без паспортов не получают социальных выплат, не могут устроить детей в сады, школы, их не принимают в поликлиниках.

Что посмотреть в Шуто-Оризари:

Как добраться: 19-м автобусом из центра.

Источник

Adblock
detector